Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. № 326
МОСКВА
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 № 790, от 31.03.2017 № 397, от 06.07.2017 № 802, от 12.02.2018 № 147, от 30.03.2018 № 379, от 29.03.2019 № 362, от 05.12.2019 № 1599, от 31.03.2020 № 397, от 23.09.2020 № 1523, от 12.11.2020 № 1819, от 31.03.2021 № 507, от 30.07.2021 № 1289, от 28.12.2021 № 2502, от 29.12.2021 № 2549, от 18.03.2022 № 403, от 20.05.2022 № 907, от 24.06.2022 № 1132, от 08.07.2022 № 1222, от 13.10.2022 № 1818, от 07.12.2022 № 2241, от 19.05.2023 № 792, от 03.08.2023 № 1266, от 14.10.2023 № 1704, от 25.11.2023 № 1994, от 13.08.2024 № 1078, от 15.08.2024 № 1088, от 14.10.2024 № 1372, от 25.12.2024 № 1891, от 24.03.2025 № 347, от 18.04.2025 № 523)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 362)
2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2552-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 1, ст. 71) .
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 15 апреля 2014 г. № 326 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 31 марта 2020 г. № 397)
Государственная программа Российской Федерации"Охрана окружающей среды"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 № 1523, от 12.11.2020 № 1819, от 31.03.2021 № 507, от 30.07.2021 № 1289, от 28.12.2021 № 2502, от 29.12.2021 № 2549, от 18.03.2022 № 403, от 20.05.2022 № 907, от 24.06.2022 № 1132, от 08.07.2022 № 1222, от 13.10.2022 № 1818, от 07.12.2022 № 2241, от 19.05.2023 № 792, от 03.08.2023 № 1266, от 14.10.2023 № 1704, от 25.11.2023 № 1994, от 13.08.2024 № 1078, от 15.08.2024 № 1088, от 14.10.2024 № 1372, от 25.12.2024 № 1891, от 24.03.2025 № 347, от 18.04.2025 № 523)
Стратегические приоритеты в сфере государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"
1. Оценка текущего состояния в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности
На территории Российской Федерации сохраняются угрозы экологической безопасности, несмотря на принимаемые меры по снижению уровней воздействия на окружающую среду химических, физических, биологических и иных факторов, по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Окружающая среда в городах и на прилегающих к ним территориях, где проживает 74 процента населения страны, подвергается существенному негативному воздействию, источниками которого являются объекты промышленности, энергетики и транспорта, а также объекты капитального строительства.
Сложившийся уровень антропогенного загрязнения окружающей среды является одной из основных причин, вызывающих ухудшение состояния рек, водохранилищ, озерных систем, накопление в донных отложениях, водных биологических ресурсах загрязняющих, в том числе токсичных, веществ и ухудшение качества вод поверхностных водных объектов, используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и являющихся средой обитания водных биологических ресурсов. Загрязнение сточными водами водных объектов приводит их к неудовлетворительному экологическому состоянию. В целом по стране более 70 процентов действующих очистных сооружений построены 30 - 50 лет назад и 80 процентов из них требует полной модернизации.
Сохраняются угрозы экологической безопасности на Байкальской природной территории. Выявлены загрязнения, оказывающие негативное воздействие на озеро Байкал. В центрах промышленных зон на Байкальской природной территории зафиксировано загрязнение подземных вод, что в совокупности оказывает негативное влияние на экосистему Байкальской природной территории в целом.
В рамках реализации федерального проекта "Сохранение озера Байкал" в 2019 - 2024 годах сокращены объемы сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории на 32 процента, снижена общая площадь Байкальской природной территории, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению, на 214, 13 гектара (47, 7 процента) .
В рамках реализации федерального проекта "Чистая страна" в 2018 - 2024 годах проведены работы по ликвидации 87 наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и 185 несанкционированных свалок в границах городов.
В рамках реализации федерального проекта "Оздоровление Волги" в 2019 - 2024 годах ликвидировано 13 объектов накопленного вреда окружающей среде, в рамках контрольно-надзорных мероприятий проведены работы по выявлению и пресечению фактов несанкционированных сбросов сточных вод в реку Волгу и лабораторный анализ отобранных проб сточных вод на определение содержания загрязняющих веществ.
В рамках реализации федерального проекта "Генеральная уборка" в 2022 - 2024 годах Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проведены мероприятия по обследованию и оценке воздействия 1002 объектов, обладающих признаками объектов накопленного вреда окружающей среде, на состояние окружающей среды, жизнь и здоровье граждан.
В 2023 году усовершенствован институт инвентаризации и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, в котором особое значение придается деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет обследование и оценку выявленных объектов накопленного вреда окружающей среде и подтверждает ликвидацию таких объектов.
Для обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, функционирует государственный реестр таких объектов, а также введен риск-ориентированный подход и установлена периодичность проведения плановых проверок.
В 2023 году образовано ориентировочно 9, 3 млрд. тонн отходов производства и потребления, из которых порядка 47 млн. тонн составляют твердые коммунальные отходы.
Более 55 процентов твердых коммунальных отходов в 2024 году было направлено на обработку. Состав твердых коммунальных отходов в Российской Федерации аналогичен зарубежному - большая часть твердых коммунальных отходов представлена пищевыми отходами, далее по убыванию - макулатура, полимеры, стекло, лом и прочие виды твердых коммунальных отходов.
Прогнозы международных статистических организаций показывают неуклонный рост отходов производства и потребления в мире, в связи с этим большинство прогрессивных стран ориентируется на сокращение образования отходов производства и потребления к 2030 году. Как в международной практике, так и в Российской Федерации взят курс на сокращение объема отходов производства и потребления за счет использования вторичного сырья в производстве, энергетической утилизации. Так, к концу 2024 года показатели федерального проекта "Экономика замкнутого цикла" достигли значений - "Индекс использования вторичных ресурсов и сырья из отходов в отраслях экономики" - 10, 4 процента, "Доля видов упаковки, утилизируемой в Российской Федерации" - 51, 6 процента.
Совокупный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 12 городах - участниках федерального проекта "Чистый воздух" (гг. Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита) по итогам 2024 года снижен на 21, 3151 процента базового уровня 2017 года, в том числе опасных загрязняющих веществ на 20, 2847 процента базового уровня 2017 года. В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 24 октября 2020 г. № Пр-1726ГС с 1 сентября 2023 г. в список городов - участников федерального проекта "Чистый воздух" включено 29 новых городов.
По данным государственной наблюдательной сети, на территории Российской Федерации регистрируется около 900 - 1000 опасных гидрометеорологических явлений (в 2024 году - 1234 опасных гидрометеорологических явления) и почти треть из них наносит значительный ущерб отраслям экономики - это в основном дожди, паводки, засуха, ветер и град. Такие явления зачастую становятся источником чрезвычайных ситуаций природного характера. По экспертным оценкам, материальный ущерб от опасных гидрометеорологических явлений в отдельные годы может достигать одного процента валового внутреннего продукта.
Ведущую роль в обеспечении устойчивости экологических систем и биосферы в целом играет биологическое разнообразие, которое также выполняет регулирующую функцию в осуществлении всех биогеохимических, климатических и других процессов на Земле. Надежно функционирующие экологические системы укрепляют устойчивость компонентов природной среды к негативным воздействиям и снижают ее уязвимость к природным и антропогенным катастрофам.
В целях сохранения, восстановления и изучения биологического разнообразия создаются особо охраняемые природные территории.
В настоящее время функционирует 239 государственных природных заповедников, национальных парков и государственных природных заказников, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, общая площадь которых более 75, 26 млн. гектаров.
В 2012 - 2024 годах создано 48 особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, общей площадью 17, 73 млн. гектаров.
В 2014 - 2024 годах произошло увеличение численности основных видов охотничьих ресурсов и количества охотничьих хозяйств, занятых разведением охотничьих ресурсов, что указывает на постепенную реализацию основных направлений развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации.
Постоянное присутствие и научная деятельность Российской Федерации в Антарктиде и в водах окружающего ее Южного океана начиная с 1956 года обеспечиваются экспедиционной инфраструктурой Российской антарктической экспедиции.
В Антарктиде в настоящее время действуют 5 российских антарктических станций - Прогресс, Мирный, Восток, Новолазаревская, Беллинсгаузен и 5 сезонных полевых баз.
В целях обеспечения интересов Российской Федерации в высокоширотных и полярных районах с 2023 года реализуется проект по строительству научно-экспедиционного судна ледового класса с необходимой мощностью силовой установки и неограниченным районом плавания для производства работ в Антарктике и Арктике.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности
Настоящая Программа является инструментом реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности и направлена на обеспечение достижения приоритетов и целей государственной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, отраженных в следующих стратегических документах:
Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";
Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года";
Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года";
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г.;
Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата) , утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. № 1458-р;
Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 г. № 84-р.
Основными приоритетами и целями государственной политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности являются сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата, в том числе:
уменьшение уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах и населенных пунктах путем поэтапного снижения к 2036 году в 2 раза выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха;
снижение объемов образования отходов производства и потребления, развитие индустрии их утилизации и вторичного использования, в том числе обработка 100 процентов объема ежегодно образуемых твердых коммунальных отходов, захоронение не более 50 процентов таких отходов и вовлечение в хозяйственный оборот не менее 25 процентов отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья к 2030 году;
ликвидация не менее 50 опасных объектов накопленного вреда окружающей среде до конца 2030 года;
сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, устойчивое развитие системы особо охраняемых природных территорий, в том числе путем увеличения площади на 0, 5 млн. гектаров, и создание условий для экологического туризма до 2030 года и на перспективу до 2036 года;
обеспечение потребности государства и населения в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, информации о загрязнении окружающей среды на постоянной основе, обеспечение к 2030 году уровня оправдываемости штормовых предупреждений об опасных природных (гидрометеорологических) явлениях не ниже 95 процентов, уровня оправдываемости суточных прогнозов погоды не ниже 97 процентов;
организация и обеспечение работы и научных исследований в Арктике путем проведения не менее 3 экспедиций ежегодно и Антарктике - на 10 зимовочных станциях и сезонных полевых базах;
повышение эффективности комплексного государственного надзора за выполнением требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды;
снижение к 2036 году в 2 раза объема неочищенных сточных вод, сбрасываемых в основные водные объекты, и сохранение уникальной экологической системы озера Байкал за счет снижения к 2030 году негативного воздействия, оказываемого на центральную экологическую зону Байкальской природной территории, до уровня 54, 7 процента и снижения объема неочищенных сточных вод, сбрасываемых в озеро Байкал.
Государственная политика субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности является составной частью государственной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Российской Федерации и должна быть основана на общих принципах и подходах, определенных государственными стратегическими документами, с учетом:
синхронизации планов по охране окружающей среды и экологической безопасности субъектов Российской Федерации с приоритетами Российской Федерации в указанной сфере, а также механизмов реализации таких планов;
разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;
отражения особенностей социально-экономического развития и состояния окружающей среды субъектов Российской Федерации.
Приоритетами государственной политики субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности являются:
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
сохранение естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
сохранение биологического разнообразия;
предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий настоящей Программы является необходимым условием ее эффективности.
Эффективное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Российской Федерации способствует решению поставленных задач и достижению значений показателей настоящей Программы.
Реализацию настоящей Программы в части мероприятий, реализуемых совместно с субъектами Российской Федерации, предполагается осуществить путем предоставления целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации по охране окружающей среды, на условиях достижения установленных показателей, определения объемов финансового обеспечения региональных программ из бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. При этом региональные программы должны соответствовать целям и задачам настоящей Программы.
3. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности
Задачей государственного управления в рамках достижения цели по уменьшению уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах и населенных пунктах путем поэтапного снижения к 2036 году в 2 раза выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха является снижение до конца 2036 года выбросов опасных загрязняющих веществ в атмосферный воздух не менее чем в 2 раза в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязн