Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. № 316
МОСКВА
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 № 659, от 15.08.2015 № 849, от 04.09.2015 № 941, от 11.11.2015 № 1215, от 26.12.2015 № 1452, от 25.05.2016 № 464, от 08.06.2016 № 510, от 29.06.2016 № 600, от 10.08.2016 № 783, от 29.12.2016 № 1538, от 31.03.2017 № 392, от 17.08.2017 № 978, от 22.01.2018 № 41, от 03.02.2018 № 101, от 31.03.2018 № 381, от 19.09.2018 № 1111, от 11.02.2019 № 110, от 13.02.2019 № 148, от 29.03.2019 № 379, от 22.05.2019 № 638, от 07.10.2019 № 1284, от 14.10.2019 № 1322, от 30.11.2019 № 1572, от 23.12.2019 № 1768, от 24.12.2019 № 1799, от 31.03.2020 № 376, от 31.03.2020 № 378, от 16.04.2020 № 519, от 08.05.2020 № 646, от 22.05.2020 № 736, от 07.09.2020 № 1369, от 29.09.2020 № 1563, от 01.10.2020 № 1572, от 23.11.2020 № 1903, от 15.12.2020 № 2105, от 18.12.2020 № 2154, от 09.02.2021 № 140, от 31.03.2021 № 513, от 27.05.2021 № 808, от 17.08.2021 № 1365, от 02.09.2021 № 1469, от 04.10.2021 № 1683, от 20.11.2021 № 1998, от 24.12.2021 № 2433, от 24.12.2021 № 2445, от 24.12.2021 № 2453, от 25.12.2021 № 2489, от 19.03.2022 № 413, от 28.03.2022 № 491, от 28.04.2022 № 775, от 30.05.2022 № 983, от 12.09.2022 № 1587, от 03.11.2022 № 1982, от 10.11.2022 № 2031, от 02.12.2022 № 2217, от 28.12.2022 № 2464, от 20.04.2023 № 628, от 26.04.2023 № 657, от 13.06.2023 № 972, от 12.08.2023 № 1324, от 12.08.2023 № 1329, от 25.08.2023 № 1385, от 05.10.2023 № 1642, от 30.11.2023 № 2033, от 16.03.2024 № 309, от 16.05.2024 № 607, от 13.06.2024 № 800, от 18.07.2024 № 979, от 29.11.2024 № 1671, от 05.12.2024 № 1724, от 05.12.2024 № 1725, от 17.12.2024 № 1806, от 30.04.2025 № 587, от 10.07.2025 № 1044, от 05.08.2025 № 1176, от 22.08.2025 № 1261, от 19.09.2025 № 1445)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
2. Министерству экономического развития Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.
3. Признать утратившими силу:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. № 467-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1714) ;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 августа 2013 г. № 1414-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4422) ;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2013 г. № 2492-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 7294) .
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 15 апреля 2014 г. № 316
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Экономическое развитие и инновационная экономика"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 № 659, от 15.08.2015 № 849, от 04.09.2015 № 941, от 11.11.2015 № 1215, от 26.12.2015 № 1452, от 25.05.2016 № 464, от 08.06.2016 № 510, от 29.06.2016 № 600, от 10.08.2016 № 783, от 29.12.2016 № 1538, от 31.03.2017 № 392, от 17.08.2017 № 978, от 22.01.2018 № 41, от 03.02.2018 № 101, от 31.03.2018 № 381, от 19.09.2018 № 1111, от 11.02.2019 № 110, от 13.02.2019 № 148, от 29.03.2019 № 379, от 22.05.2019 № 638, от 07.10.2019 № 1284, от 14.10.2019 № 1322, от 30.11.2019 № 1572, от 23.12.2019 № 1768, от 24.12.2019 № 1799, от 31.03.2020 № 376, от 31.03.2020 № 378, от 16.04.2020 № 519, от 08.05.2020 № 646, от 22.05.2020 № 736, от 07.09.2020 № 1369, от 29.09.2020 № 1563, от 01.10.2020 № 1572, от 23.11.2020 № 1903, от 15.12.2020 № 2105, от 18.12.2020 № 2154, от 09.02.2021 № 140, от 31.03.2021 № 513, от 27.05.2021 № 808, от 17.08.2021 № 1365, от 02.09.2021 № 1469, от 04.10.2021 № 1683, от 20.11.2021 № 1998, от 24.12.2021 № 2433, от 24.12.2021 № 2445, от 24.12.2021 № 2453, от 25.12.2021 № 2489, от 19.03.2022 № 413, от 28.03.2022 № 491, от 28.04.2022 № 775, от 30.05.2022 № 983, от 12.09.2022 № 1587, от 03.11.2022 № 1982, от 10.11.2022 № 2031, от 02.12.2022 № 2217, от 28.12.2022 № 2464, от 20.04.2023 № 628, от 26.04.2023 № 657, от 13.06.2023 № 972, от 12.08.2023 № 1324, от 25.08.2023 № 1385, от 05.10.2023 № 1642, от 30.11.2023 № 2033, от 16.03.2024 № 309, от 16.05.2024 № 607, от 13.06.2024 № 800, от 18.07.2024 № 979, от 29.11.2024 № 1671, от 05.12.2024 № 1724, от 05.12.2024 № 1725, от 17.12.2024 № 1806, от 30.04.2025 № 587, от 10.07.2025 № 1044, от 05.08.2025 № 1176, от 22.08.2025 № 1261, от 19.09.2025 № 1445)
ПАСПОРТ государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2021 № 2489)
ПАСПОРТ подпрограммы 1 "Инвестиционный климат" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2021 № 2489)
ПАСПОРТ подпрограммы 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2021 № 2489)
ПАСПОРТ подпрограммы 3 "Государственная регистрация прав, кадастр и картография" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2021 № 2489)
ПАСПОРТ подпрограммы 4 "Совершенствование системы государственного управления" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2021 № 2489)
ПАСПОРТ подпрограммы 5 "Стимулирование инноваций" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2021 № 2489)
ПАСПОРТ подпрограммы 6 "Развитие антимонопольного и тарифного регулирования, конкуренции и повышение эффективности антимонопольного контроля" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2021 № 2489)
ПАСПОРТ подпрограммы 7 "Управленческие кадры" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2021 № 2489)
ПАСПОРТ подпрограммы 8 "Совершенствование системы государственного стратегического управления" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2021 № 2489)
ПАСПОРТ подпрограммы 9 "Официальная статистика" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2021 № 2489)
ПАСПОРТП одпрограммы Б "Создание и развитие инновационного центра "Сколково" государственной программы Российской Федерации государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2021 № 2489)
ПАСПОРТ федеральной целевой программы Г "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2020 годы) "
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2021 № 513)
ПАСПОРТ подпрограммы Д "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2021 № 2489)
ПАСПОРТ подпрограммы Е "Туризм" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2021 № 2489)
ПАСПОРТ подпрограммы Ж "Управление федеральным имуществом" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2021 № 513)
I. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
(Раздел в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2025 № 1176)
1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Российской Федерации
Экономическое развитие оказывает прямое влияние на экономический рост, внедрение технологических инноваций, повышение качества и уровня жизни населения, повышение производительности труда и на достижение других стратегических целей социально-экономического развития страны.
С 2022 года российская экономика функционирует в условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны ряда западных стран, коснувшегося практически всех секторов и отраслей экономики Российской Федерации.
Под влиянием санкций российская экономика оказалась в принципиально новых условиях. После спада валового внутреннего продукта, который по итогам 2022 года составил 1, 4 процента, пройден этап успешной первичной адаптации российской экономики к санкционному давлению.
В 2023 - 2024 годах экономика Российской Федерации росла темпами выше среднемировых. Темпы роста валового внутреннего продукта в 2023 году и за 2024 год составили 4, 1 процента и 4, 3 процента соответственно (по оценке Федеральной службы государственной статистики) , что полностью нивелировало спад в 2022 году. Российская экономика продемонстрировала высокую степень устойчивости, в том числе благодаря реализации комплекса мер бюджетной и денежно-кредитной политики.
Задачей текущего этапа является переход к долгосрочному экономическому росту путем структурной трансформации экономики.
Все более значимый вклад в экономический рост вносит малый и средний бизнес, который является полноценным участником экономики Российской Федерации, обеспечивая импортозамещение, развивая производства и создавая новые рабочие места. Его доля в валовом внутреннем продукте превышает 21 процент.
В 2024 году общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 240, 8 тыс. единиц (в том числе количество индивидуальных предпринимателей выросло на 266, 6 тыс. единиц, количество юридических лиц снизилось на 25, 8 тыс. единиц) .
Поддержка малого и среднего бизнеса является одним из ключевых приоритетов Российской Федерации для обеспечения роста реального дохода на работника, занятого в сфере малого и среднего предпринимательства, до 2030 года в 1, 2 раза выше роста валового внутреннего продукта.
Рост экономики в 2023 - 2024 годах сопровождался высокой инвестиционной активностью. По итогам 2024 года прирост инвестиций в основной капитал составил 7, 4 процента, несмотря на высокую базу 2023 года (рост на 9, 8 процента) . Рост инвестиций позволяет нарастить объемы предложения отечественных товаров для удовлетворения внутреннего спроса. Основным источником роста выступает частная предпринимательская инициатива при одновременном сохранении поддержки со стороны бюджетных источников. Для поддержания инвестиционной активности необходимо обеспечивать стабильность регуляторной среды для инвесторов, обеспечить проекты капиталом и инфраструктурой, распределять риски между государством, инвесторами и финансовой системой.
Несмотря на свою направленность на развитие экономики и инновационной сферы в 2023 - 2024 годах, государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Программа) сыграла важную роль в финансовом обеспечении комплекса мер, направленных на снижение негативных последствий экономических кризисов, стабилизацию ситуации и восстановление нормального функционирования экономики. Были предоставлены льготные кредиты субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, самозанятым гражданам, начата реализация индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с низким уровнем социально-эконмического развития.
В 2025 году в рамках Программы осуществляется дальнейшее финансирование мероприятий, обеспечивающих поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства и рост экономики, а также долгосрочные структурные изменения в экономике.
Реализация мероприятий Программы за прошедший период обеспечила достижение следующих результатов:
созданы новые особые экономические зоны и обеспечено их развитие, включая увеличение объема привлеченных инвестиций, количества созданных рабочих мест;
запущен и успешно функционирует механизм "фабрики" проектного финансирования;
открыты и функционируют во всех субъектах Российской Федерации центры "Мой бизнес";
уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг достиг 96 процентов;
сетью многофункциональных центров обеспечен доступ более 96 процентов населения к предоставлению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна";
уровень удовлетворенности граждан оказанием новых государственных услуг и сервисов, прошедших оценку в лабораториях пользовательского тестирования, составил 83 процента;
созданы 11 лабораторий пользовательского тестирования услуг и сервисов;
запущен механизм типизации и сертификации на соответствие принципам и стандартам клиентоцентричности государственных и муниципальных услуг (сервисов) ;
запущен механизм бесшовной интеграции мер государственной поддержки, который предусматривает обмен информацией о поддержанных инновационных компаниях, а также учет экспертизы институтов развития;
созданы инновационные научно-технологические центры "Инновационный научно-технологический центр МГУ "Воробьевы горы", "Инновационный научно-технологический центр "Сириус", "Долина Менделеева", "Русский", "Инновационный научно-технологический центр "Композитная долина", "Интеллектуальная электроника - Валдай", "Парк атомных и медицинских технологий", "Квантовая долина", "Балтийская долина - Хьюмантек", "Аэрокосмическая инновационная долина", "ЮНИТИ ПАРК";
сокращен на месяц средний срок рассмотрения заявок на государственную регистрацию товарного знака;
отрасли экономики обеспечены высококвалифицированными управленческими кадрами;
агентами развития технологий (федеральное государственное бюджетное учреждение "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере", некоммерческая организация Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, унитарная некоммерческая организация Фонд инфраструктурных и образовательных программ, автономная некоммерческая организация "Платформа Национальной технологической инициативы", автономная некоммерческая организация "Центр поддержки инжиниринга и инноваций", акционерное общество "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства") осуществлена поддержка инновационных компаний и предпринимателей, что является необходимым условием для ускорения темпов технологического развития Российской Федерации.
В целом российская экономика на фоне санкционных ограничений развивалась быстрее, чем другие крупные развитые страны.
Вместе с тем в сфере экономического развития сохраняется ряд внешнеэкономических и общеэкономических ключевых вызовов и рисков.
К внешнеэкономическим вызовам и рискам, обусловленным высокой зависимостью показателей социально-экономического развития Российской Федерации от мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары, относятся следующие:
рост волатильности мировых сырьевых и финансовых рынков, связанный с высоким уровнем неопределенности;
замедление темпов роста мировой экономики, что может негативно сказаться на спросе на традиционные товары российского экспорта, выразиться в снижении экспортных цен;
ужесточение применения санкционного режима в отношении российской экономики.
К общеэкономическим вызовам и рискам относятся следующие:
сокращение инвестиционной активности из-за несвоевременного возврата к смягчению денежно-кредитной политики;
невосприимчивость экономики и общества к инновациям, что препятствует практическому применению результатов научных исследований и разработок;
низкий потребительский спрос.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы
В целях достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации определены новые цели, разработаны структура и система показателей Программы.
Система целеполагания Программы включает в себя:
цель 1 "Запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата", которая характеризуется в том числе:
обеспечением прироста объема инвестиций в основной капитал по отношению к показателям 2020 года в 2030 году не ниже 60 процентов;
созданием более 200 тыс. новых рабочих мест в рамках реализации мероприятий, направленных на повышение потенциала региональных экономик, к 2030 году.
Для достижения указанной цели в структуру Программы включены следующие направления (подпрограммы) реализации:
направление "Стимулирование реализации инвестиционных проектов и деловая активность", в рамках которого будут реализовываться структурные элементы, связанные с повышением инвестиционной активности путем реализации федеральных и региональных мер поддержки инвестиционных проектов, обеспечением реализации федеральных целевых программ и капитальных вложений, совершенствованием контрольной (надзорной) и разрешительной деятельности, организационным обеспечением деятельности по повышению инвестиционной привлекательности, тарифным и антимонопольным регулированием и развитием конкуренции, а также с совершенствованием регуляторной политики и единой национальной системы аккредитации;
направление "Повышение потенциала региональных экономик", в рамках которого будут реализовываться структурные элементы, связанные с развитием субъектов Российской Федерации и отдельных территорий, а также территорий опережающего развития;
направление "Развитие внешнеэкономической деятельности", в рамках которого будут реализовываться мероприятия по развитию международной кооперации и экспорта, а также по обеспечению международного экономического сотрудничества;
цель 2 "Ускорение технологического развития и повышение производительности труда, в том числе в государственных и муниципальных организациях социальной сферы", которая характеризуется в том числе:
увеличением к 2030 году выручки малых технологических компаний не менее чем в 7 раз по сравнению с уровнем 2023 года;
вовлечением к 2030 году не менее чем 40 процентов сред