Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. № 345
МОСКВА
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 № 385, от 20.03.2018 № 305, от 30.03.2018 № 366-13, от 06.02.2019 № 83, от 28.03.2019 № 337-18, от 28.11.2019 № 1524, от 27.12.2019 № 1900-79, от 08.10.2020 № 1636, от 03.02.2021 № 105-5, от 11.09.2021 № 1541, от 26.11.2021 № 2053, от 16.01.2023 № 22, от 26.09.2023 № 1565, от 31.08.2024 № 1198)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности".
2. Министерству внутренних дел Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, в части, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации подготовить предложения об увеличении ресурсного обеспечения государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" в 2017-2020 годах за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета при формировании проекта федерального бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 15 апреля 2014 г. № 345 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 11 сентября 2021 г. № 1541)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 26.11.2021 № 2053, от 16.01.2023 № 22, от 26.09.2023 № 1565, от 31.08.2024 № 1198)
I. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"
(Раздел в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2024 № 1198)
Настоящая Программа реализуется в сферах внутренних дел, контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, миграции.
Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) , осуществляемая в 2013 - 2021 годах в рамках первого этапа реализации настоящей Программы, позволила сохранить контроль над криминальной ситуацией.
Отмечается сокращение регистрируемых в Российской Федерации преступлений, число которых по сравнению с 2013 годом уменьшилось на 9, 1 процента и составило в 2021 году 2004, 4 тыс. преступлений.
При этом в 2021 году по отношению к 2013 году отмечается снижение регистрации наиболее опасных деяний против личности, таких как убийства (на 40, 7 процента) , умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (на 48, 6 процента) , разбойные нападения (на 73 процента) , грабежи (на 65, 8 процента) и, как следствие, снижение числа лиц, погибших от преступных посягательств (на 25, 2 процента) , а также числа лиц, здоровью которых в результате преступлений был причинен тяжкий вред (на 21, 8 процента) .
С 2013 по 2021 год снизилось количество правонарушений, совершенных в общественных местах, на 19, 7 процента, в том числе на 27, 1 процента - на улицах, площадях, в парках и скверах.
В настоящее время продолжается противодействие преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, изъятие из незаконного оборота значительных объемов наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.
Сотрудниками органов внутренних дел в 2021 году выявлено 173, 8 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Одним из приоритетных вызовов для органов внутренних дел в условиях интенсивного развития сферы информационно-телекоммуникационных технологий является стремительный рост количества преступлений, совершенных с использованием таких технологий, а также рост количества фактов деструктивного влияния на несовершеннолетних посредством телекоммуникационных сетей.
В 2021 году зарегистрировано 517, 7 тыс. деяний, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Основным способом дестабилизации общественно-политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации становится привлечение различных групп населения к участию в несогласованных публичных мероприятиях (включая протестные акции) , которые умышленно трансформируются в массовые беспорядки.
С 2018 года Министерством внутренних дел Российской Федерации реализуются мероприятия федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги", направленные на снижение аварийности на автомобильных дорогах и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий. Во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и реализуются дополнительные мероприятия по предупреждению аварийности на автомобильном транспорте. Растет эффективность реализации контрольных (надзорных) полномочий по надзору за соблюдением участниками дорожного движения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Принимаемые Министерством внутренних дел Российской Федерации меры создают условия для устойчивого снижения смертности в результате дорожно-транспортных происшествий. Так, в 2021 году на территории Российской Федерации зарегистрировано 133, 3 тыс. дорожно-транспортных происшествий (уменьшение на 20, 7 процента к 2018 году) , в результате которых погибли 14, 9 тыс. человек (уменьшение на 18, 3 процента к 2018 году) и получили ранения 167, 9 тыс. человек (уменьшение на 21, 9 процента к 2018 году) .
Выполнение Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", с начала ее реализации обеспечило переселение в Российскую Федерацию более 1 млн. соотечественников.
Осуществляется комплекс мероприятий по реформированию миграционных режимов и института гражданства Российской Федерации, упрощается порядок его приобретения. Принимаются меры по противодействию преступлениям, совершаемым как иностранными гражданами и лицами без гражданства, так и в отношении их.
В 2021 году иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 36, 4 тыс. преступлений, что на 22, 5 процента меньше, чем в 2013 году. В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в 2021 году совершено 16 тыс. преступлений.
Посредством реализации Государственной программы обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", обеспечивается эффективная государственная защита участников уголовного судопроизводства.
В приоритетном порядке принимаются меры по совершенствованию механизма предоставления органами внутренних дел государственных услуг в области безопасности дорожного движения и в сфере миграции, а также по обеспечению информационной безопасности и технической защиты информации, что позволяет поддерживать удовлетворенность граждан качеством предоставления указанных государственных услуг на уровне более 90 процентов.
Значительные усилия направляются на сбережение личного состава, сохранение кадрового ядра, комплектование подразделений и служб системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В то же время на решение вопросов кадрового обеспечения органов внутренних дел негативное влияние оказывает ряд социально-экономических факторов, таких как низкая экономическая привлекательность службы, сложные условия труда и высокая служебная нагрузка. В связи с этим сохраняется значительная неукомплектованность кадрового состава.
Таким образом, приоритетного внимания заслуживает решение вопросов по дальнейшему обеспечению социальной защищенности и повышению уровня реальных доходов личного состава органов внутренних дел.
Важным направлением совершенствования борьбы с преступностью является надлежащее тыловое и медицинское обеспечение органов внутренних дел. В связи с этим непрерывно осуществляется деятельность, направленная на материально-техническое и научно-техническое обеспечение деятельности органов внутренних дел, капитальное строительство, совершенствование ведомственной системы здравоохранения.
Вместе с тем преступность является социальным явлением, порождаемым множеством различных факторов. По этой причине возможные сценарии развития криминальной ситуации в Российской Федерации в долгосрочной перспективе зависят в первую очередь от развития ситуации в идеологической, политической, социально-экономической сферах и не могут в полной мере регулироваться только мероприятиями, реализуемыми в рамках настоящей Программы.
II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"
Основные задачи и полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации закреплены в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации".
Базовым элементом системы обеспечения общественного порядка и противодействия преступности является полиция.
Приоритеты ее деятельности сформулированы в Федеральном законе "О полиции".
Ряд приоритетов, целей и задач, относящихся к сфере деятельности органов внутренних дел, определен в различных документах стратегического планирования, к основным из которых относятся следующие.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", обеспечение государственной и общественной безопасности определяется в качестве одного из стратегических национальных приоритетов. Целями обеспечения государственной и общественной безопасности являются в том числе защита основных прав и свобод человека и гражданина, укрепление гражданского мира и согласия, политической и социальной стабильности в обществе, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, укрепление законности и правопорядка, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности, традиционных российских духовно-нравственных ценностей от противоправных посягательств.
Абзац. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2021 № 2053)
Стратегией безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р, в качестве целей определены повышение безопасности дорожного движения и стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях, что соотносится с положениями Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2023 № 1565)
Абзац. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2024 № 1198)
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года (далее - национальные цели) , достижение которых характеризуется в том числе показателем по снижению смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 1, 5 раза к 2030 году и в 2 раза к 2036 году по сравнению с показателем 2023 года. Осуществляемая в рамках настоящей Программы деятельность органов внутренних дел по защите личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждению и пресечению преступлений, обеспечению правопорядка в общественных местах, безопасности дорожного движения, а также по созданию условий для эффективного развития миграционных процессов окажет влияние на достижение таких национальных целей, как сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи, комфортная и безопасная среда для жизни. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2024 № 1198)
В соответствии с положениями Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года", одними из основных направлений реализации государственной политики по противодействию экстремизму являются осуществление принципа неотвратимости и соразмерности наказания за осуществление экстремистской деятельности, повышение эффективности работы по выявлению и пресечению изготовления, хранения и распространения экстремистских материалов, символики и атрибутики экстремистских организации.
Основами государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", в числе основных направлений деятельности для решения проблем в области сохранения и укрепления традиционных ценностей отмечена необходимость совершенствования деятельности правоохранительных органов по профилактике и пресечению противоправных действий, направленных на распространение деструктивной идеологии. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.2023 № 1565)
Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", к числу основных вызовов и угроз экономической безопасности Российской Федерации отнесен высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере. Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы", определена цель искоренить причины и условия, порождающие коррупцию в российском обществе. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2023 № 1565)
Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденная Президентом Российской Федерации 30 мая 2018 г., предусматривает среди прочих целей указанной национальной системы снижение уровня террористической угрозы и экстремистских проявлений в обществе, обеспечение законности и прозрачности деятельности некоммерческих организации.
В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года", стратегическими целями определены сокращение незаконного оборота и доступности наркотиков для их незаконного потребления, а также снижение тяжести последствий незаконного потребления наркотиков.
Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы", целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе.
Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации", определена задача по развитию связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, и оказанию им всесторонней поддержки в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности, в рамках которой приоритетное внимание необходимо уделить поощрению добровольного переселения в Российскую Федерацию конструктивно настроенных по отношению к России соотечественников, особенно тех, кто подвергается дискриминации в государствах проживания. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.2023 № 1565)
Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р, определена цель пространственного развития Российской Федерации - обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного в том числе на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, а также на обеспечение национальной безопасности страны. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.2023 № 1565)
Абзац. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2024 № 1198)
Основами государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", поставлена приоритетная задача по совершенствованию механизмов регулирования внутренней и внешней миграции.
Согласно Основам государственной пограничной политики Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2018 г. № 174 "Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации", одной из основных угроз национальной безопасности в пограничном пространстве является трансграничная преступность, связанная с незаконной миграцией, контрабандой оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, материальных и культурных ценностей, а также с незаконной добычей и реализацией водных биологических ресурсов.
В соответствии со Стратегией комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, утве