Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. № 309
МОСКВА
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 01.12.2014 № 1294, от 28.08.2015 № 905, от 28.08.2015 № 906, от 27.02.2016 № 148, от 02.02.2017 № 129, от 31.03.2017 № 390, от 29.05.2017 № 654, от 30.03.2018 № 374, от 11.02.2019 № 111, от 28.11.2019 № 1528, от 30.11.2019 № 1550, от 31.03.2020 № 380, от 08.07.2020 № 1008, от 29.10.2020 № 1760, от 03.12.2020 № 2009, от 31.03.2021 № 506, от 16.12.2021 № 2335, от 17.08.2022 № 1425, от 24.08.2022 № 1492, от 09.12.2022 № 2268, от 28.12.2022 № 2487, от 29.09.2023 № 1607, от 16.11.2023 № 1933, от 02.02.2024 № 101, от 30.11.2024 № 1697, от 27.01.2025 № 52, от 01.12.2025 № 1971)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2019 № 111)
2. Министерству регионального развития Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 2408-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 52, ст. 7547) .
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 15 апреля 2014 г. № 309 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 16 декабря 2021 г. № 2335)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"Развитие Северо-Кавказского федерального округа"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.08.2022 № 1425, от 24.08.2022 № 1492, от 09.12.2022 № 2268, от 28.12.2022 № 2487, от 29.09.2023 № 1607, от 16.11.2023 № 1933, от 02.02.2024 № 101, от 30.11.2024 № 1697, от 27.01.2025 № 52, от 01.12.2025 № 1971)
Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"
I. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа
(Раздел в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2025 № 1971)
Северо-Кавказский федеральный округ включает в себя 7 субъектов Российской Федерации (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край) . Площадь Северо-Кавказского федерального округа составляет 170, 4 тыс. кв. километров, численность населения на 1 января 2025 г. - 10310, 9 тыс. человек (7, 1 процента населения Российской Федерации) .
Высокая доля населения Северо-Кавказского федерального округа проживает в сельской местности. Так, по состоянию на 1 января 2025 г. во всех 7 субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, фактическое значение показателя "Доля сельского населения в общей численности населения" превышает значение по Российской Федерации (24, 9 процента) : в Республике Дагестан - 54, 8 процента, в Республике Ингушетия - 45 процентов, в Кабардино-Балкарской Республике - 48, 4 процента, в Карачаево-Черкесской Республике - 58, 5 процента, в Республике Северная Осетия - Алания - 36, 7 процента, в Чеченской Республике - 52, 8 процента, в Ставропольском крае - 39 процентов.
Исключительными конкурентными преимуществами Северо-Кавказского федерального округа являются трансграничное положение, международные транспортные маршруты, высокий уровень газификации - 85, 8 процента (по Российской Федерации - 73, 8 процента) , высокая доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, - 68, 5 процента на 1 января 2025 г. (по Российской Федерации - 55, 2 процента) , природно-климатические условия.
В Северо-Кавказском федеральном округе развит человеческий потенциал, который обусловлен естественным приростом населения за 2024 год на 53, 4 тыс. человек (по Российской Федерации убыль 599, 5 тыс. человек) , высокой плотностью населения - 60, 5 человека на 1 кв. километр на 1 января 2025 г. (по Российской Федерации - 8, 5 человека на 1 кв. километр) , долей населения моложе трудоспособного возраста - 22, 8 процента на 1 января 2025 г. (по Российской Федерации - 18, 1 процента) .
При этом субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, обладая высококонкурентными условиями для экономического развития, развитой инфраструктурой, в которую вложены значительные средства федерального бюджета и естественных монополий, имеют самые низкие показатели не только по основным макроэкономическим индикаторам, но и по уровню жизни людей.
По данным за 2023 год, совокупный валовой региональный продукт субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, является самым низким среди всех федеральных округов и составляет 3569 млрд. рублей (2, 2 процента суммарного валового регионального продукта всех субъектов Российской Федерации) . При этом более 66, 6 процента валового регионального продукта всех субъектов Северо-Кавказского федерального округа обеспечивают Ставропольский край (1340, 8 млрд. рублей, или 37, 6 процента) и Республика Дагестан (1034, 7 млрд. рублей, или 29 процентов) .
По душевым показателям валового регионального продукта субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, уступают большинству других субъектов Российской Федерации. В Ставропольском крае душевой показатель валового регионального продукта в 2, 3 раза ниже среднероссийского, в Республике Северная Осетия - Алания - в 2, 7 раза ниже, а в остальных субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, - ниже в 3 раза и более.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по 4 основным видам экономической деятельности) в Северо-Кавказском федеральном округе за 2024 год составил 1162, 2 млрд. рублей.
Динамика показателей экономики субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, характеризуется разнонаправленными тенденциями.
Строительство, агропромышленный комплекс и туризм в предыдущее десятилетие являлись ключевыми отраслями, обеспечившими экономический рост на территории Северо-Кавказского федерального округа. При этом производительность труда в ряде субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, растет. Так, производительность труда в 2023 году выросла в Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия - Алания, Чеченской Республике и Ставропольском крае, спад производительности труда наблюдается в Республике Дагестан.
Вместе с тем Северо-Кавказский федеральный округ характеризуется слабой концентрацией производств продукции с высокой добавленной стоимостью, незначительным объемом сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и, как следствие, ключевой ролью малого и среднего предпринимательства в экономике - 30, 5 процента (по Российской Федерации - 23, 9 процента) .
Доля налоговых и неналоговых доходов в собственных доходах в 2024 году варьировалась от 25 процентов в Чеченской Республике до 71, 3 процента в Ставропольском крае (по Российской Федерации - 84, 6 процента) . Низкая налоговая база не позволяет субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, обеспечивать многие показатели социально-экономического развития на уровне среднероссийских. Системной проблемой макрорегиона является дефицит и высокий износ энергетической и коммунальной инфраструктуры, что сдерживает приток инвестиций.
В результате в 2024 году в Северо-Кавказском федеральном округе среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций составила 55, 5 процента среднероссийского уровня, а уровень безработицы самый высокий среди всех федеральных округов и составляет 8, 6 процента (по Российской Федерации - 2, 5 процента) на фоне развитого "теневого" сектора экономики.
Уровень занятости сельского населения в 2024 году в 3 субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, ниже среднероссийского значения (55, 9 процента) : в Республике Дагестан - 50, 9 процента, в Республике Ингушетия - 48, 2 процента, в Республике Северная Осетия - Алания - 51, 1 процента.
В расчете на душу населения валовой региональный продукт Северо-Кавказского федерального округа в 3, 1 раза меньше среднего по Российской Федерации, объем инвестиций в основной капитал - в 2, 4 раза меньше среднероссийского уровня (самый низкий среди федеральных округов) .
В макрорегионе отмечаются недостаточный уровень развития финансово-кредитной сферы, высокая доля невозврата кредитов, что ограничивает инвестиционную активность на территории макрорегиона. Основной проблемой работы сектора остается недостаточный объем кредитования бизнеса, в том числе среднесрочных и долгосрочных кредитов.
По данным Центрального банка Российской Федерации, по итогам 2024 года в Северо-Кавказском федеральном округе действовало только 7 головных офисов и 23 филиала финансово-кредитных организаций. При этом объем кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по Российской Федерации по итогам 2024 года составил 87721, 2 млрд. рублей, в то время как аналогичный показатель по Северо-Кавказскому федеральному округу составил 484, 3 млрд. рублей, или 0, 55 процента общего объема по Российской Федерации. Вместе с тем количество субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Северо-Кавказского федерального округа по итогам 2024 года составляет 253 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, или 3, 84 процента общей доли субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (6588, 5 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства) .
Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортного лечения, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции. Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными. Одной из наиболее перспективных отраслей в сфере агропромышленного комплекса в Северо-Кавказском федеральном округе является мясное овцеводство. По этому показателю Северо-Кавказский федеральный округ является абсолютным лидером среди других федеральных округов.
Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, по итогам 2024 года поголовье овец в хозяйствах всех категорий в Северо-Кавказском федеральном округе составило свыше 8 млн. голов, что составляет более 45 процентов общероссийского значения, при этом 4, 7 млн. голов, или более 58 процентов общего поголовья в Северо-Кавказском федеральном округе, пришлось на Республику Дагестан. Следует отметить, что в настоящее время большая доля рынка овцеводства находится в "теневом" сегменте экономики и реализация дополнительных мер по развитию отрасли будет способствовать добровольной легализации существующего "теневого" бизнеса.
Одной из ключевых отраслей в сфере агропромышленного комплекса также является промышленное садоводство. По данным Федеральной службы государственной статистики, с 2014 по 2024 год валовой сбор плодов и ягод в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей (организованный сектор) увеличился в 9, 5 раза - с 105, 8 тыс. тонн в 2014 году до рекордных 1010, 2 тыс. тонн в 2024 году. По итогам 2024 года доля Северо-Кавказского федерального округа в общем объеме производства плодов и ягод в организованном секторе по Российской Федерации составила 53, 5 процента (в 2014 году - 14, 9 процента) .
В сфере образования актуальной остается проблема обучения во вторую смену в общеобразовательных организациях. На начало 2024 учебного года 22, 9 процента всех обучающихся в Северо-Кавказском федеральном округе учились во вторую смену, что в 1, 5 раза выше среднероссийских значений (15, 6 процента) . Проблема обучения во вторую смену наиболее остро стоит в Республике Дагестан (30, 4 процента учащихся во вторую смену) и в Чеченской Республике (25, 1 процента) . Эти сложности связаны еще и с территориальными диспропорциями в наполняемости школ между горными и равнинными районами.
Вопрос обеспечения 100 процентов доступности дошкольного образования остается актуальным в Республике Дагестан (к концу 2024 года доступность дошкольного образования составила 79, 2 процента для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, 94, 9 процента - для детей в возрасте от 3 до 7 лет) . Решение указанного вопроса в гг. Дербент, Избербаш, Каспийск, Махачкала, а также в Буйнакском, Гергебильском, Дербентском, Карабудахкентском, Кизлярском, Левашинском, Унцукульском районах будет осуществляться за счет реализации мероприятий, предусмотренных национальными проектами с участием средств федерального бюджета, а также программами социально-экономического развития региона.
В области здравоохранения отмечается дефицит мощности современных учреждений здравоохранения, а также врачей и среднего медицинского персонала. Число медицинских коек на 10 тыс. жителей в 2024 году в Северо-Кавказском федеральном округе составляло 70, 4 койки (по Российской Федерации - 77, 2 койки) . В 2024 году в Северо-Кавказском федеральном округе обеспеченность врачами на 10 тыс. человек населения составила 42, 9 человека (по Российской Федерации - 51, 3 человека) , обеспеченность средним медицинским персоналом на 10 тыс. человек населения - 90, 4 человека (по Российской Федерации - 96, 3 человека) .
Традиционной проблемой для Северо-Кавказского федерального округа остается высокая младенческая смертность, несмотря на то что предпринимаемые в последние годы меры привели к значительному улучшению этого показателя. В 2024 году в среднем по Северо-Кавказскому федеральному округу уровень младенческой смертности составил 5, 3 человека на 1000 родившихся живыми (по Российской Федерации - 4 человека на 1000 родившихся живыми) .
При достаточно высоком уровне обеспеченности транспортной инфраструктурой ее качество остается недостаточным для макрорегиона. Низкая пропускная способность значительной части автомобильных дорог ограничивает развитие экономики, снижает безопасность дорожного движения и скорость движения, а также ведет к росту аварийности. В летний период участки федеральных дорог в рекреационных зонах работают в режиме перегрузки. Проблемой остается несоответствие автомобильных дорог некоторых туристско-рекреационных зон нормативным требованиям. В округе остро не хватает автодорожных обходов городов, являющихся важными автомобильными узлами (гг. Невинномысск, Черкесск, Прохладный, Владикавказ, Хасавюрт, Дербент, Махачкала и др.) .
Критичной проблемой развития территорий Северо-Кавказского федерального округа остается износ жилищно-коммунальной инфраструктуры. По итогам анализа предприятий коммунального сектора выявлен ряд проблемных вопросов, в том числе заниженный уровень тарифов, низкая собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги, нарушение порядка учета имущества, большие потери в сетях и др. В связи с этим главами 3 пилотных субъектов Северо-Кавказского федерального округа (Республика Северная Осетия - Алания, Республика Ингушетия и Республика Дагестан) утверждены региональные программы устойчивого экономического развития предприятий энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Реализация указанных региональных программ позволит обеспечить разработку и применение экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги в целях эффективного функционирования ресурсоснабжающих организаций на территориях Республики Северная Осетия - Алания, Республики Ингушетия и Республики Дагестан, а также повышение уровня собираемости платежей за коммунальные услуги.
Кроме того, по состоянию на 31 декабря 2024 г. в 2 субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, показатель "Доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах" ниже среднероссийского уровня (46, 9 процента) : в Республике Дагестан - 24, 9 процента, в Карачаево-Черкесской Республике - 40, 5 процента. В целом по Северо-Кавказскому федеральному округу показатель превышает среднероссийское значение и составляет 59, 4 процента.
Наиболее важными проблемами функционирования и эксплуатации инфраструктуры на территории Северо-Кавказского федерального округа являются:
неудовлетворительное состояние жилищно-коммунальной и энергетической инфраструктуры в большинстве субъектов макрорегиона, значительные потери при функционировании сетевого хозяйства, недостаточная обеспеченность жилищно-коммунальной и энергетической инфраструктурой на отдельных территориях;
низкий уровень обеспеченности и проблемное состояние материально-технической базы учреждений социальной сферы, в особенности образования, а также санаторно-курортного комплекса;
недостаточное качество транспортной инфраструктуры, наличие большого количества "узких" мест в транспортной системе, в особенности в больших и крупных городах на территории Северо-Кавказского федерального округа;
недостаточная обеспеченность и неудовлетворительное состояние систем мелиорации, существенные нарушения межхозяйственных оросительных систем.
"Теневая" занятость остается одним из главных факторов, ограничивающих экономическое развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
Результатом распространения "теневой" занятости являются недополученные собственные доходы бюджетов и социальная незащищенность граждан в условиях нестабильности экономической ситуации. С распространением "теневого" сектора связана проблема низкой собираемости платежей ресурсоснабжающими организациями. Недополучение существенного объема бюджетных средств вследствие доминирования "теневой" экономики в конечном счете обусловливает недостаточный уровень развития инфраструктуры социальной сферы.
II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа
Приоритеты государственной политики в области социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа определены в следующих документах:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года"; (В редакции Постановления Правительства Российской Федера