Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. № 309
МОСКВА
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 01.12.2014 № 1294, от 28.08.2015 № 905, от 28.08.2015 № 906, от 27.02.2016 № 148, от 02.02.2017 № 129, от 31.03.2017 № 390, от 29.05.2017 № 654, от 30.03.2018 № 374, от 11.02.2019 № 111, от 28.11.2019 № 1528, от 30.11.2019 № 1550, от 31.03.2020 № 380, от 08.07.2020 № 1008, от 29.10.2020 № 1760, от 03.12.2020 № 2009, от 31.03.2021 № 506, от 16.12.2021 № 2335, от 17.08.2022 № 1425, от 24.08.2022 № 1492, от 09.12.2022 № 2268, от 28.12.2022 № 2487, от 29.09.2023 № 1607, от 16.11.2023 № 1933, от 02.02.2024 № 101)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2019 № 111)
2. Министерству регионального развития Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 2408-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 52, ст. 7547) .
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 15 апреля 2014 г. № 309 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 16 декабря 2021 г. № 2335)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"Развитие Северо-Кавказского федерального округа"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.08.2022 № 1425, от 24.08.2022 № 1492, от 09.12.2022 № 2268, от 28.12.2022 № 2487, от 29.09.2023 № 1607, от 16.11.2023 № 1933, от 02.02.2024 № 101)
Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"
I. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа
(Раздел в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2023 № 1607)
Северо-Кавказский федеральный округ включает в себя 7 субъектов Российской Федерации (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край) . Площадь Северо-Кавказского федерального округа составляет 170, 4 тыс. кв. километров, численность населения на 1 января 2023 г. - 10205, 7 тыс. человек (6, 97 процента населения Российской Федерации) .
Высокая доля населения Северо-Кавказского федерального округа проживает в сельской местности. Так, по состоянию на 1 января 2023 г. во всех 7 субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, фактическое значение показателя "Доля сельского населения в общей численности населения Российской Федерации" превышает среднероссийский уровень (25, 1 процента) : в Республике Дагестан - 54, 8 процента, в Республике Ингушетия - 45, 2 процента, в Кабардино-Балкарской Республике - 48, 2 процента, в Карачаево-Черкесской Республике - 58, 6 процента, в Республике Северная Осетия - Алания - 36, 8 процента, в Чеченской Республике - 61, 9 процента, в Ставропольском крае - 39, 3 процента. При этом отрицательная динамика доли сельского населения отмечена в 2 субъектах - Чеченская Республика и Ставропольский край.
Исключительными конкурентными позициями Северо-Кавказского федерального округа являются трансграничное положение, международные транспортные маршруты, высокий уровень газификации - 91, 9 процента (по Российской Федерации - 73, 1 процента) , высокая доля соответствующих качественных региональных автомобильных дорог - 68, 6 процента на 1 января 2022 г. (по Российской Федерации - 50, 6 процента) , природно-климатические условия.
В Северо-Кавказском федеральном округе развит человеческий потенциал, который предусматривает естественный прирост количества населения на 1 января 2023 г. на 50, 4 тыс. человек (по Российской Федерации убыль 594, 6 тыс. человек) , высокую плотность населения - 59, 9 человека на кв. километр на 1 января 2023 г. (в среднем по субъектам Российской Федерации - 8, 6 человека на кв. километр) , население моложе трудоспособного возраста - 23, 6 процента на 1 января 2023 г. (в среднем по субъектам Российской Федерации - 18, 5 процента) .
При этом субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, обладая высококонкурентными условиями для экономического развития, развитой инфраструктурой, в которую вложены значительные средства федерального бюджета и естественных монополий, имеют самые низкие показатели не только по основным макроэкономическим индикаторам, но и по уровню жизни людей.
По данным за 2021 год совокупный валовой региональный продукт субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, является самым низким среди всех федеральных округов и составляет 2695, 6 млрд. рублей (2, 2 процента суммарного валового регионального продукта всех субъектов Российской Федерации) . При этом более 68, 2 процента валового регионального продукта всех субъектов Северо-Кавказского федерального округа обеспечивают Ставропольский край (1024, 6 млрд. рублей, или 38 процентов) и Республика Дагестан (814, 4 млрд. рублей, или 30, 2 процента) .
По душевым показателям валового регионального продукта субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, уступают большинству других субъектов Российской Федерации. В Ставропольском крае душевой показатель валового регионального продукта в 2, 3 раза ниже среднероссийского, в Республике Северная Осетия - Алания - в 2, 8 раза ниже, а в остальных субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, - в 3 раза и более.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по 4 основным видам экономической деятельности) в Северо-Кавказском федеральном округе за 2022 год составил 869, 1 млрд. рублей.
Динамика показателей экономики субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, характеризуется разнонаправленными тенденциями.
Строительство, агропромышленный комплекс и туризм в предыдущее десятилетие являлись ключевыми отраслями, обеспечившими экономический рост на территории Северо-Кавказского федерального округа. При этом производительность труда в большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, растет. Так, производительность труда в 2021 году выросла в Республике Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Ставропольском крае, спад производительности труда наблюдается в Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Чеченской Республике.
Вместе с тем Северо-Кавказский федеральный округ характеризуется слабой концентрацией производств продукции с высокой добавленной стоимостью, незначительным объемом сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и, как следствие, ключевой ролью малого и среднего предпринимательства в экономике - 30, 5 процента (по Российской Федерации - 21, 6 процента) .
Доля налоговых и неналоговых доходов в собственных доходах варьируется от 20, 4 процента в Чеченской Республике до 67, 6 процента в Ставропольском крае (по Российской Федерации - 81, 9 процента) . Низкая налоговая база не позволяет обеспечивать субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, многие показатели социально-экономического развития на уровне среднероссийских. Системной проблемой макрорегиона является дефицит и высокий износ энергетической и коммунальной инфраструктуры, что сдерживает приток инвестиций.
В результате в Северо-Кавказском федеральном округе в 2022 году по сравнению с иными субъектами Российской Федерации средняя заработная плата в 1, 7 раза ниже среднероссийского уровня, а уровень безработицы самый высокий в стране и составляет 10, 3 процента (по Российской Федерации - 3, 4 процента) на фоне развитого "теневого" сектора.
Уровень занятости сельского населения в 2022 году в 4 субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, ниже среднероссийского значения (53, 9 процента) : в Республике Дагестан - 51 процент, в Республике Ингушетия - 46, 7 процента, в Карачаево-Черкесской Республике - 51, 6 процента, в Республике Северная Осетия - Алания - 51, 3 процента.
В расчете на душу населения валовой региональный продукт Северо-Кавказского федерального округа в 3, 1 раза меньше среднего по Российской Федерации, объем инвестиций в основной капитал - в 2, 2 раза меньше среднероссийского уровня (самый низкий среди федеральных округов) .
В макрорегионе отмечаются недостаточный уровень развития финансово-кредитной сферы, высокая доля невозврата кредитов, которые ограничивают инвестиционную активность на территории макрорегиона. Основной проблемой работы сектора остается недостаточный объем кредитования бизнеса, в том числе среднесрочных и долгосрочных кредитов.
Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортного лечения, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции. Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными из-за недостаточной инвестиционной привлекательности в силу институциональных особенностей, нестабильности экономической и социальной обстановки на территории макрорегиона.
Одной из наиболее перспективных отраслей в сфере агропромышленного комплекса в Северо-Кавказском федеральном округе является мясное овцеводство. По этому показателю Северо-Кавказский федеральный округ является абсолютным лидером среди других федеральных округов. Так, по итогам 2022 года поголовье овец в Северо-Кавказском федеральном округе составило 8, 1 млн. голов, или 42, 4 процента общероссийского значения, при этом 4, 6 млн. голов, или 57, 2 процента общего поголовья в Северо-Кавказском федеральном округе, пришлось на Республику Дагестан. Следует отметить, что в настоящее время большая доля рынка овцеводства находится в "теневом" сегменте экономики и реализация дополнительных мер по развитию отрасли будет способствовать добровольной легализации существующего "теневого" бизнеса.
В сфере образования актуальной остается проблема обучения во вторую смену в общеобразовательных организациях. На начало 2022/2023 учебного года 24, 9 процента всех обучающихся в Северо-Кавказском федеральном округе учились во вторую смену, что в 1, 6 раза выше среднероссийских значений (15, 6 процента) . Проблема обучения во вторую смену наиболее остро стоит в Республике Дагестан (31, 2 процента учащихся во вторую смену) , в Чеченской Республике (30, 3 процента) и Республике Ингушетия (26, 3 процента) . Эти сложности связаны еще и с территориальными диспропорциями в наполняемости школ между горными и равнинными районами.
Кроме того, в Северо-Кавказском федеральном округе актуальным остается вопрос обеспечения доступности дошкольного образования.
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет на начало 2023 года в 5 субъектах Северо-Кавказского федерального округа составила 100 процентов (по Российской Федерации - 99, 66 процента) , за исключением Республики Дагестан (86, 51 процента) и Республики Ингушетия (96, 19 процента) . При этом показатели доступности дошкольного образования в Республике Ингушетия и Республике Дагестан являются самыми низкими в Российской Федерации.
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет на начало 2023 года в 5 субъектах Северо-Кавказского федерального округа составила 100 процентов (по Российской Федерации - 98, 09 процента) , за исключением Республики Ингушетия (92, 74 процента) и Республики Дагестан (58, 96 процента - самый низкий показатель по Российской Федерации) .
В области здравоохранения отмечается дефицит мощности современных учреждений здравоохранения, а также врачей и среднего медицинского персонала. По обеспеченности больничными койками и медицинскими кадрами Северо-Кавказский федеральный округ остается худшим среди всех федеральных округов Российской Федерации. Число медицинских коек на 10 тыс. жителей в 2022 году в Северо-Кавказском федеральном округе составляло 67, 4 (по Российской Федерации - 78 коек) .
Традиционной проблемой для округа остается высокая младенческая смертность, несмотря на то, что предпринимаемые в последние годы меры привели к значительному улучшению этого показателя. В 2022 году в среднем по Северо-Кавказскому федеральному округу уровень младенческой смертности составил 5, 7 человека на 1000 родившихся живыми (по Российской Федерации - 4, 4 человека на 1000 родившихся живыми) .
При достаточно высоком уровне обеспеченности транспортной инфраструктурой ее качество остается недостаточным для макрорегиона. Низкая пропускная способность значительной части автомобильных дорог ограничивает развитие экономики, снижает безопасность дорожного движения и скорость движения, а также ведет к росту аварийности. В летний период участки федеральных дорог в рекреационных зонах работают в режиме перегрузки. Проблемой остается несоответствие автомобильных дорог некоторых туристско-рекреационных зон нормативным требованиям. В округе остро не хватает автодорожных обходов городов, являющихся важными автомобильными узлами (гг. Невинномысск, Черкесск, Прохладный, Владикавказ, Хасавюрт, Дербент, северный обход г. Махачкалы и др.) .
Критичной проблемой развития территорий Северо-Кавказского федерального округа остается износ жилищно-коммунальной инфраструктуры. По итогам анализа предприятий коммунального сектора выявлен ряд проблемных вопросов, в том числе заниженный уровень тарифов, низкая собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги, нарушение порядка учета имущества, большие потери в сетях и др. В связи с этим главами 3 пилотных субъектов Северо-Кавказского федерального округа (Республика Северная Осетия - Алания, Республика Ингушетия, Республика Дагестан) утверждены региональные программы устойчивого экономического развития предприятий энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Реализация указанных региональных программ позволит обеспечить разработку и применение экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги в целях эффективного функционирования ресурсоснабжающих организаций на территориях Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Республики Северная Осетия - Алания, а также повышение уровня собираемости платежей за коммунальные услуги.
Кроме того, по состоянию на 31 декабря 2022 г. в 2 субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, показатель "Доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах" ниже среднероссийского уровня (41, 1 процента) : в Республике Дагестан - 20, 5 процента, в Карачаево-Черкесской Республике - 36, 8 процента. В целом по Северо-Кавказскому федеральному округу показатель превышает среднероссийские значения и составляет 53, 4 процента.
Наиболее важными проблемами функционирования и эксплуатации инфраструктуры на территории Северо-Кавказского федерального округа являются:
неудовлетворительное состояние жилищно-коммунальной и энергетической инфраструктуры в большинстве субъектов макрорегиона, значительные потери при функционировании сетевого хозяйства, недостаточная обеспеченность жилищно-коммунальной и энергетической инфраструктурой на отдельных территориях;
низкий уровень обеспеченности и проблемное состояние материально-технической базы учреждений социальной сферы, в особенности образования, а также санаторно-курортного комплекса;
недостаточное качество транспортной инфраструктуры, наличие большого количества "узких" мест в транспортной системе, в особенности в больших и крупных городах на территории округа;
недостаточная обеспеченность и неудовлетворительное состояние систем мелиорации, существенные нарушения межхозяйственных оросительных систем.
"Теневая" занятость остается одним из главных факторов, ограничивающих экономическое развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
Результатом распространения "теневой" занятости являются недополученные собственные доходы бюджетов и социальная незащищенность граждан в условиях нестабильности экономической ситуации. С распространением "теневого" сектора связана проблема низкой собираемости платежей ресурсоснабжающими организациями. Недополучение существенного объема бюджетных средств вследствие доминирования "теневой" экономики в конечном счете обусловливает недостаточный уровень развития инфраструктуры социальной сферы.
II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа
Приоритеты государственной политики в области социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа определены в следующих документах:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р;
Стратегия развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 г. № 369-р;
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р;
Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. № 1089-р.
Одной из важнейших задач государственной политики является выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, с учетом следующих приоритетов:
инфраструктурное обеспечение мест с наибольшей концентрацией населения и инвестиционной активностью, решение инфраструктурных проблем крупнейших городов и городских агломераций округа, развитие инфраструктуры горных районов, инфраструктурное обеспечение территорий с преференциальными режимами, в том числе производственных площадок, индустриальных парков;
сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социал