Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. № 296
МОСКВА
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 № 372, от 30.06.2017 № 783, от 09.08.2017 № 957, от 17.11.2017 № 1388, от 13.12.2017 № 1539, от 19.01.2018 № 30, от 05.02.2018 № 103, от 27.02.2018 № 200, от 30.03.2018 № 365, от 08.09.2018 № 1070, от 29.11.2018 № 1438, от 29.12.2018 № 1745, от 30.12.2018 № 1785, от 28.03.2019 № 346, от 08.05.2019 № 573, от 28.08.2019 № 1106, от 30.11.2019 № 1559, от 13.12.2019 № 1664, от 27.12.2019 № 1868, от 16.03.2020 № 292, от 31.03.2020 № 382, от 19.08.2020 № 1258, от 29.08.2020 № 1307, от 09.09.2020 № 1386, от 15.10.2020 № 1691, от 21.12.2020 № 2199, от 31.12.2020 № 2390, от 31.12.2020 № 2394, от 20.01.2021 № 21, от 05.02.2021 № 116, от 13.02.2021 № 188, от 13.03.2021 № 366, от 31.03.2021 № 509, от 19.04.2021 № 621, от 26.04.2021 № 649, от 29.04.2021 № 672, от 04.05.2021 № 714, от 19.05.2021 № 755, от 02.06.2021 № 862, от 07.06.2021 № 866, от 11.08.2021 № 1330, от 30.10.2021 № 1886, от 04.12.2021 № 2200, от 27.01.2022 № 55, от 30.05.2022 № 989, от 29.06.2022 № 1160, от 18.08.2022 № 1443, от 01.09.2022 № 1540, от 01.02.2023 № 138, от 12.08.2023 № 1326, от 18.09.2023 № 1524, от 09.11.2023 № 1879, от 11.12.2023 № 2115)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".
2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2553-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 8054) .
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 15 апреля 2014 г. № 296 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 31 марта 2017 г. № 372)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Социальная поддержка граждан"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 30.06.2017 № 783, от 09.08.2017 № 957, от 17.11.2017 № 1388, от 13.12.2017 № 1539, от 19.01.2018 № 30, от 05.02.2018 № 103, от 27.02.2018 № 200, от 30.03.2018 № 365, от 08.09.2018 № 1070, от 29.11.2018 № 1438, от 29.12.2018 № 1745, от 30.12.2018 № 1785, от 28.03.2019 № 346, от 08.05.2019 № 573, от 28.08.2019 № 1106, от 30.11.2019 № 1559, от 13.12.2019 № 1664, от 27.12.2019 № 1868, от 16.03.2020 № 292, от 31.03.2020 № 382, от 19.08.2020 № 1258, от 29.08.2020 № 1307, от 09.09.2020 № 1386, от 15.10.2020 № 1691, от 21.12.2020 № 2199, от 31.12.2020 № 2390, от 31.12.2020 № 2394, от 20.01.2021 № 21, от 05.02.2021 № 116, от 13.02.2021 № 188, от 13.03.2021 № 366, от 31.03.2021 № 509, от 19.04.2021 № 621, от 26.04.2021 № 649, от 29.04.2021 № 672, от 04.05.2021 № 714, от 19.05.2021 № 755, от 02.06.2021 № 862, от 07.06.2021 № 866, от 11.08.2021 № 1330, от 30.10.2021 № 1886, от 04.12.2021 № 2200, от 27.01.2022 № 55, от 30.05.2022 № 989, от 29.06.2022 № 1160, от 18.08.2022 № 1443, от 01.09.2022 № 1540, от 01.02.2023 № 138, от 12.08.2023 № 1326, от 18.09.2023 № 1524, от 09.11.2023 № 1879, от 11.12.2023 № 2115)
ПАСПОРТ государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2021 № 1886)
ПАСПОРТ подпрограммы 1"Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2021 № 1886)
ПАСПОРТ подпрограммы 2"Модернизация и развитие социального обслуживания населения" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2021 № 1886)
ПАСПОРТ подпрограммы 3"Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2021 № 1886)
ПАСПОРТ подпрограммы 4"Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2021 № 1886)
ПАСПОРТ подпрограммы 6"Старшее поколение" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2021 № 1886)
ПАСПОРТ подпрограммы 7"Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2021 № 1886)
I. Стратегические приоритеты в сфере государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"
(Раздел в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2021 № 1886)
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"
В последние годы в Российской Федерации приняты важные решения по совершенствованию системы социальной поддержки граждан.
Внедрены федеральные и региональные социальные доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам, расширяются возможности использования средств материнского (семейного) капитала, введены новые выплаты семьям с детьми (ежемесячная денежная выплата при рождении 3-го ребенка и последующих детей до достижения ими возраста 3 лет, ежемесячная выплата в связи с рождением 1-го ребенка, единовременная выплата при рождении 1-го ребенка, а также выплата регионального материнского (семейного) капитала в связи с рождением 2-го ребенка (субсидия) для граждан, проживающих на территории Дальневосточного федерального округа) , реализуемые в рамках государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (далее - Программа) .
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" приняты и реализуются с 2019 года федеральные проекты "Старшее поколение" и "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография".
В рамках федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография" в 2020 году в соответствии с Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" ежемесячные выплаты при рождении (усыновлении) 1-го ребенка за счет субвенции из федерального бюджета предоставлены 991, 9 тыс. нуждающихся семей, в 2021 году - 1359, 6 тыс. нуждающихся семей, в 2022 году - 1331, 3 тыс. семей. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 01.09.2022 № 1540, от 18.09.2023 № 1524)
В целях реализации Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 г. № 1298-р, с 1 января 2019 г. осуществляются дополнительные меры, направленные на повышение рождаемости на Дальнем Востоке, в том числе предоставляются единовременные выплаты при рождении первого ребенка, а также региональный материнский (семейный) капитал при рождении 2-го ребенка. В 2021 году 39 тыс. семей предоставлены дополнительные меры, направленные на поддержку рождаемости на Дальнем Востоке. В 2022 году дополнительными мерами поддержки охвачено 38 тыс. семей. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 01.09.2022 № 1540, от 18.09.2023 № 1524)
С 1 января 2007 г. Пенсионным фондом Российской Федерации и с 1 января 2023 г. Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в рамках реализации Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" предоставляются средства материнского (семейного) капитала. С 2020 года во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал распространено на случаи рождения 1-го ребенка, а также введены положения, предусматривающие в случае рождения (усыновления) 2-го ребенка начиная с 1 января 2020 г. (при условии, что 1-й ребенок был рожден (усыновлен) также начиная с 1 января 2020 г.) увеличение размера материнского (семейного) капитала. Действие программы материнского (семейного) капитала продлено до 2026 года. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2023 № 138)
По состоянию на 1 января 2023 г. территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации за время реализации указанной меры Пенсионным фондом Российской Федерации выдано 12836245 государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал (в том числе в 2020 году такой сертификат получили 1207, 6 тыс. семей, в 2021 году - 1053, 4 тыс. семей, в 2022 году - 911, 9 тыс. семей) . (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 01.09.2022 № 1540, от 18.09.2023 № 1524)
По состоянию на 1 января 2023 г. полностью использовали средства материнского (семейного) капитала более 7, 2 млн. владельцев государственных сертификатов. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 01.09.2022 № 1540, от 18.09.2023 № 1524)
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" субсидию из федерального бюджета на софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения 3-го ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет, в 2020 - 2021 годах (ежегодно) получили 75 субъектов Российской Федерации, в 2022 году - 76 субъектов Российской Федерации, при этом субсидия субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного, Уральского и Сибирского федеральных округов, предоставляется независимо от сложившейся демографической ситуации. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 01.09.2022 № 1540, от 18.09.2023 № 1524)
С начала реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" по состоянию на 1 января 2021 г. в указанных субъектах Российской Федерации ежемесячная денежная выплата назначена около 1071, 1 тыс. детей. В 2020 году выплату получили 570, 9 тыс. семей, в 2021 году - 682, 7 тыс. семей, в 2022 году - 735, 2 тыс. семей. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 01.09.2022 № 1540, от 18.09.2023 № 1524)
В рамках реализации Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р, в 2020 - 2022 годах в рамках федерального проекта "Старшее поколение" реализованы мероприятия: (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 01.09.2022 № 1540, от 18.09.2023 № 1524)
по внедрению системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами;
по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше;
по софинансированию за счет средств федерального бюджета государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания.
Мероприятия по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании, реализовывались как пилотный проект в 2020 году на территории 18 регионов (Республика Мордовия, Республика Татарстан, Республика Бурятия, Камчатский край, Ставропольский край, Алтайский край, Волгоградская область, Кемеровская область - Кузбасс, Кировская область, Костромская область, Новгородская область, Рязанская область, Тульская область, Тамбовская область, Воронежская область, Новосибирская область, Тюменская область, г. Москва) , в 2021 году - также на территориях Забайкальского края, Приморского края, Амурской области, Нижегородской области, Самарской области и Ульяновской области. В 2022 году в пилотный проект вошли Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Красноярский край, Белгородская область, Владимирская область, Калужская область, Пензенская область, Сахалинская область и Челябинская область. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 01.09.2022 № 1540, от 18.09.2023 № 1524)
По итогам 2020 года 113, 6 тыс. человек старше трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, охвачены системой долговременного ухода (социальное обслуживание и медицинская помощь) в 18 пилотных регионах. В 2021 году в 24 пилотных регионах численность граждан, получивших социальные услуги по уходу, составила 108, 7 тыс. человек. В 2022 году в 34 пилотных регионах численность граждан, получивших социальные услуги по уходу, составила 136, 1 тыс. человек. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 01.09.2022 № 1540, от 18.09.2023 № 1524)
Также в 2020 году стартовал пилотный проект по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации и проживающим в том числе в сельской местности.
В рамках реализации пилотного проекта частным медицинским организациям предоставлена возможность оказывать гражданам старше 65 лет медико-социальные услуги. Оплата услуг частных медицинских организаций осуществляется за счет межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации из федерального бюджета и грантов в форме субсидий.
В пилотном проекте участвуют отдельные регионы Российской Федерации, которые включены в пилотный проект по долговременному уходу за гражданами пожилого возраста и инвалидами. В 2020 году таких регионов было 18 (Алтайский край, Камчатский край, Ставропольский край, Республика Татарстан, Республика Мордовия, Республика Бурятия, Волгоградская область, Кемеровская область - Кузбасс, Кировская область, Костромская область, Новгородская область, Рязанская область, Воронежская область, Тульская область, Новосибирская область, Тамбовская область, Тюменская область, г. Москва) .
Конкурсный отбор в 2020 году прошли 37 частных медицинских организаций, находящихся на территории 12 субъектов Российской Федерации, входящих в пилотный проект.
По отчетным данным субъектов Российской Федерации на конец 2020 года медико-социальный патронаж в рамках реализации пилотного проекта получили более 3, 1 тыс. пожилых граждан.
В 2021 году продолжена реализация пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг на территориях 13 субъектов Российской Федерации, в результате чего численность охваченных граждан составила также более 3, 1 тыс. человек, количество реализующих проект частных медицинских организаций - 33 организации. В 2022 году пилотным проектом на территории 15 субъектов Российской Федерации охвачено 3, 7 тыс. человек. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 01.09.2022 № 1540) (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2023 № 1524)
В рамках мероприятий по софинансированию расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания, за период 2019 - 2022 годов в субъектах Российской Федерации введено в эксплуатацию 37 объектов (10 из которых - в 2021 году, 12 - в 2022 году) общей площадью 177999, 2 кв. метра (в 2021 году - 65599, 7 кв. метра, в 2022 году - 72908, 1 кв. метра) , мощностью 3745 койко-мест (из них в 2021 году - 1328, в 2022 году - 1289) . Всего в 2019 - 2022 годах построено 5 объектов в Республике Мордовия, 4 объекта в Саратовской области, 3 объекта в Республике Тыва, по 2 объекта в Республике Коми, Республике Саха (Якутия) и Красноярском крае, по 1 объекту в Республике Башкортостан, Республике Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Калмыкия, Республике Крым, Республике Марий Эл, Республике Татарстан, Республике Хакасия, Чувашской Республике, Амурской области, Астраханской области, Вологодской области, Воронежской области, Иркутской области, Новгородской области, Омской области, Рязанской области, Томской области и Ярославской области. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2023 № 1524)
В целях определения подходов к строительству зданий домов-интернатов проведен архитектурный конкурс на лучший концепт-проект зданий стационарных организаций социального обслуживания. По итогам проведенного конкурса определено, что предпочтительны к строительству одноэтажные - трехэтажные здания мощностью до 150 койко-мест.
Во всех строящихся зданиях стационарных организаций социального обслуживания созданы условия для жизнедеятельности пожилых граждан в соответствии с их состоянием.
В результате реализации Программы численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах от общей численности населения составила в 2020 году 12, 1 процента.
В целях исполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с 1 января 2020 г. введена новая мера поддержки, предоставляемая семьям с доходами ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в регионе, - ежемесячная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Размер ежемесячной выплаты в 2020 году составлял 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в регионе. По состоянию на 1 января 2021 г. указанная выплата была произведена в отношении 3622244 нуждающихся семей, в которых проживает 4657424 ребенка.
С 1 апреля 2021 г. размер выплаты дифференцирован (50, 75 и 100 процентов установленной в регионе величины прожиточного минимума для детей) в зависимости от дохода семьи, а также введены дополнительные критерии нуждаемости при предоставлении выплаты (имущественный критерий, правила "нулевого дохода") . В 2021 году ежемесячную выплату получили 4, 2 млн. семей, воспитывающих более 5, 2 млн. детей. В 2022 году численность семей, получивших ежемесячную выплату, составила более 3, 3 млн. семей, воспитывающих 4, 2 млн. детей. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 01.09.2022 № 1540, от 18.09.2023 № 1524)
В 2020 году реализован пилотный проект,