Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. № 313
МОСКВА
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 21.02.2015 № 157, от 17.06.2015 № 602, от 21.10.2016 № 1083, от 17.02.2017 № 203, от 03.03.2017 № 256, от 31.03.2017 № 380, от 12.08.2017 № 966, от 26.10.2017 № 1298, от 15.11.2017 № 1384, от 12.01.2018 № 4, от 17.02.2018 № 160, от 30.03.2018 № 369-16, от 25.09.2018 № 1138, от 30.12.2018 № 1761, от 02.02.2019 № 79, от 29.03.2019 № 356-24, от 23.05.2019 № 649, от 21.11.2019 № 1484, от 22.11.2019 № 1497, от 30.11.2019 № 1557, от 31.03.2020 № 386-20, от 08.07.2020 № 1002, от 21.08.2020 № 1266, от 19.10.2020 № 1707, от 14.12.2020 № 2093, от 16.12.2020 № 2125, от 31.03.2021 № 504-19, от 29.10.2021 № 1859, от 09.11.2021 № 1922, от 24.11.2021 № 2018, от 17.12.2021 № 2347, от 18.12.2021 № 2359, от 25.01.2022 № 39, от 02.06.2022 № 1016, от 01.11.2022 № 1949, от 23.11.2022 № 2122, от 25.11.2022 № 2145, от 17.02.2023 № 253, от 29.04.2023 № 685, от 21.12.2023 № 2241, от 14.02.2024 № 172, от 23.05.2024 № 658)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Информационное общество". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 356-24)
2. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.
3. Признать утратившими силу:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 46, ст. 6026) ;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2011 г. № 2161-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 51, ст. 7543) ;
пункт 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2438-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 4, ст. 514) ;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 747-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 21, ст. 2662) ;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 августа 2012 г. № 1472-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 35, ст. 4836) ;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 2322-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 51, ст. 7269) ;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 2434-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 52, ст. 7570) ;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2562-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 1, ст. 73) ;
пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. № 606 "О премиях Правительства Российской Федерации в области средств массовой информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 30, ст. 4115) ;
пункт 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с преобразованием Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. № 1056 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с преобразованием Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 48, ст. 6259) ;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 2535-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 2, ст. 171) ;
пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1293 "О федеральной государственной информационной системе "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров" и о создании на ее базе пилотной версии единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 2, ст. 117) .
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 15 апреля 2014 г. № 313
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"Информационное общество"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 21.02.2015 № 157, от 17.06.2015 № 602, от 21.10.2016 № 1083, от 17.02.2017 № 203, от 03.03.2017 № 256, от 31.03.2017 № 380, от 12.08.2017 № 966, от 26.10.2017 № 1298, от 15.11.2017 № 1384, от 12.01.2018 № 4, от 17.02.2018 № 160, от 30.03.2018 № 369-16, от 25.09.2018 № 1138, от 30.12.2018 № 1761, от 02.02.2019 № 79, от 29.03.2019 № 356-24, от 23.05.2019 № 649, от 21.11.2019 № 1484, от 22.11.2019 № 1497, от 30.11.2019 № 1557, от 31.03.2020 № 386-20, от 08.07.2020 № 1002, от 21.08.2020 № 1266, от 19.10.2020 № 1707, от 14.12.2020 № 2093, от 16.12.2020 № 2125, от 31.03.2021 № 504-19, от 29.10.2021 № 1859, от 09.11.2021 № 1922, от 24.11.2021 № 2018, от 17.12.2021 № 2347, от 18.12.2021 № 2359, от 25.01.2022 № 39, от 02.06.2022 № 1016, от 01.11.2022 № 1949, от 23.11.2022 № 2122, от 25.11.2022 № 2145, от 17.02.2023 № 253, от 29.04.2023 № 685, от 21.12.2023 № 2241, от 14.02.2024 № 172, от 23.05.2024 № 658)
(Текст программы в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2021 № 504-19)
ПАСПОРТ государственной программы Российской Федерации"Информационное общество"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 09.11.2021 № 1922)
ПАСПОРТ подпрограммы 1 "Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 09.11.2021 № 1922)
ПАСПОРТ подпрограммы 2 "Информационная среда"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 09.11.2021 № 1922)
ПАСПОРТ подпрограммы 3 "Безопасность в информационном обществе"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 09.11.2021 № 1922)
ПАСПОРТ подпрограммы 4 "Информационное государство"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 09.11.2021 № 1922)
ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещанияв Российской Федерации на 2009 - 2018 годы"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 09.11.2021 № 1922)
I. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Информационное общество"
(Раздел в редакции - Постановление Правительства Российской Федерации от 09.11.2021 № 1922)
Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
(Подраздел в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 № 2241)
Информационно-коммуникационные технологии являются основой стратегического развития в современном мире и неотъемлемой частью современных управленческих систем в ключевых отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Изменение внешних и внутренних условий развития российской экономики, связанных прежде всего с влиянием беспрецедентных экономических санкций со стороны коллективного Запада и Соединенных Штатов Америки, сохранением тенденции к снижению инвестиционной активности, а также с масштабным оттоком капитала, оказало непосредственное влияние на российский сектор информационно-коммуникационных технологий.
Вместе с тем под влиянием внешнеэкономических факторов 2022 год стал важным этапом технологического развития страны. В целях укрепления технологического суверенитета Российской Федерации уделялось повышенное внимание реализации комплекса мер по поддержке российского сектора информационно-коммуникационных технологий и его основных сегментов, медиаотрасли. Продолжилась работа по дальнейшему динамичному развитию инфраструктуры связи и телекоммуникаций, информационной безопасности, импортозамещению, развитию сфер искусственного интеллекта, цифрового государственного управления и перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид, а также по кадровому обеспечению отрасли информационных технологий.
По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в соответствии с официальной статистической информацией в сфере связи по итогам 2022 года объем рынка телекоммуникаций в Российской Федерации составил 1, 81 трлн. рублей. Годовая динамика рынка была положительной и составила 2, 8 процента в сопоставимых ценах (по оценке Федеральной службы государственной статистики) . В структуре российского телекоммуникационного рынка самую большую долю (порядка 45 процентов) занимают услуги мобильной связи, включая доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") через сети подвижной связи.
Объем российского рынка доступа к сети "Интернет" через сети фиксированной и подвижной связи в целом в 2022 году оценивается в 598, 8 млрд. рублей, из них 76, 6 процента (459 млрд. рублей) приходится на долю услуг, оказанных населению.
По итогам 2022 года значение показателя "Рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", до 97 процентов" составило 86, 1 процента (плановое значение - 80 процентов) .
В 2023 - 2026 годах операторы связи, несмотря на внешние негативные факторы и условия повышенной неопределенности, планируют дальнейшее осуществление инвестиционной деятельности, направленной на обеспечение устойчивого функционирования сетей связи, обеспечение высокоскоростного фиксированного и беспроводного доступа к сети "Интернет", развитие рынка коммерческих центров хранения и обработки данных и рынка "облачных услуг", возможное внедрение новых, особенно отечественных, технологий связи.
Развитие и модернизация современной инфраструктуры создадут условия для обеспечения доступности услуг электросвязи для всех слоев населения на территории Российской Федерации, предоставят равные возможности доступа к информационным сетям городскому и сельскому населению, приведут к снижению цифрового неравенства в регионах Российской Федерации. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры позволит расширить возможности использования средств электросвязи, радиочастотного спектра для повышения эффективности государственного управления, нужд обороноспособности и безопасности государства и обеспечения правопорядка.
В течение последних лет ключевые показатели отрасли информационных технологий в Российской Федерации поступательно увеличивались. По результатам анализа официальных данных Федеральной службы государственной статистики за 10 лет удельный вес отрасли в валовом внутреннем продукте страны вырос в 2, 5 раза (с 0, 54 процента в 2012 году до 1, 35 процента в 2022 году) . В частности, за 2022 год прирост доли отрасли в валовом внутреннем продукте составил 0, 09 процентного пункта. Валовая добавленная стоимость отрасли информационных технологий возросла с 319 млрд. рублей в 2012 году до 1898 млрд. рублей в 2022 году. По итогам 2022 года на фоне общего падения реального валового внутреннего продукта страны рост валовой добавленной стоимости отрасли информационных технологий составил 5, 9 процента по сравнению с 2021 годом (в постоянных ценах) . При этом рост отрасли информационных технологий опережал динамику валового внутреннего продукта за рассматриваемый период в среднем на 10 процентных пунктов.
Объем реализации собственных продуктов и услуг отрасли информационных технологий (по полному кругу организаций, включая малые) в 2022 году достиг значения 2881 млрд. рублей (или 117, 2 процента к 2021 году) .
В 2017 году Российская Федерация стала чистым экспортером компьютерных услуг. Согласно официальным данным Центрального банка Российской Федерации по объему экспорта услуг (статистика внешнего сектора) объем экспорта в долларовом выражении стабильно рос до 2021 года со средним темпом 17 процентов в год и в 2021 году достиг 6, 35 млрд. долларов. В 2022 году ввиду усложнения взаимодействия с зарубежными заказчиками, а также релокации некоторых экспортно ориентированных компаний произошел спад экспорта компьютерных услуг на 19, 6 процента и его объем по итогам 2022 года составил 5, 11 млрд. долларов.
Продолжится внедрение информационных технологий в социально-экономическую сферу, государственное управление и бизнес, что будет оказывать влияние на рост производительности труда и качество жизни населения, повышать эффективность технологических, производственных и управленческих процессов любой отрасли экономики и уровень обороноспособности страны. Масштабное распространение информационных технологий предполагается в здравоохранении, образовании, науке, культуре, обеспечении безопасности, промышленности, сельском хозяйстве, финансовой сфере и на транспорте.
В целях обеспечения устойчивости и безопасности информационной инфраструктуры, повышения конкурентоспособности отечественных разработок и технологий информационной безопасности реализуются задачи, направленные на создание уникальной инфраструктуры (доверенной среды) разработки информационно-коммуникационных технологий, которая позволит объединить отечественных разработчиков и производителей программного обеспечения, компьютерного и телекоммуникационного оборудования, в том числе в области информационной безопасности. Продолжится работа по созданию эффективной системы защиты прав и законных интересов личности, бизнеса и государства от угроз информационной безопасности.
Одними из ключевых факторов развития информационного общества в Российской Федерации являются доступность и качество контента в современном информационном пространстве.
С целью обеспечения доступного и качественного контента в информационном пространстве Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации реализуется ряд приоритетных задач в медиаотрасли (телерадиовещание, печатные средства массовой информации, книгоиздание и сеть "Интернет") .
Текущее состояние медиаотрасли характеризуется в том числе достижением показателя "Уровень доступного и качественного контента в условиях развития информационного пространства" государственной программы Российской Федерации "Информационное общество". По итогам 2022 года значение указанного показателя составило 113, 4 процента за счет увеличения количества поддержанных социально значимых проектов в медиаотрасли по приоритетным направлениям государственной политики.
В 2022 году Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечило на конкурсной основе предоставление 115 организациям государственной поддержки, связанной с реализацией 225 социально значимых проектов, в том числе 128 проектов из 30 регионов Российской Федерации.
Актуальными трендами и проблемами медиаотрасли являются:
смещение интереса аудитории в сторону социальных сетей, что является одним из серьезных вызовов для профессиональных средств массовой информации;
повышенное внимание медийной аудитории к новостному контенту, учитывая реалии мировой геополитики;
введение рядом стран ограничительных мер в отношении новостных источников, представляющих интересы Российской Федерации.
Вместе с тем российскими вещателями и информационными агентствами обеспечивается предоставление информации, способствующей формированию объективного образа Российской Федерации за рубежом и развитию свободы массовой информации. В целях минимизации последствий внешнего санкционного давления предприняты дополнительные меры по поддержке средств массовой информации, предприятий печатной продукции и медиаотрасли в целом.
Потенциал развития медиаотрасли на сегодняшний день не ограничен, учитывая перспективы применения в медиаиндустрии искусственного интеллекта.
Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере
Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 5 декабря 2016 г. № 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" и с учетом положений иных документов стратегического планирования определены приоритеты Программы: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.06.2022 № 1016)
повышение благосостояния, качества жизни и работы граждан;
улучшение доступности и качества государственных услуг;
повышение степени информированности и цифровой грамотности;
развитие экономического потенциала страны с использованием современных информационных, телекоммуникационных и цифровых технологий;
обеспечение прав граждан на доступ к информации;
обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией;
сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг;
приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий;
защита личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз;
обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.
Национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года, установленными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", определяющими приоритеты государственной политики, вклад в реализацию которых вносят мероприятия Программы, являются:
цифровая трансформация;
возможности для самореализации и развития талантов;
сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство.
С учетом положений стратегических документов определены следующие цели Программы:
к 2030 году уровень "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления достигнет 100 процентов. Достижение указанной цели обеспечивается путем увеличения численности специалистов, интенсивно использующих информационно-коммуникационные технологии, расходов организаций на внедрение и использование современных цифровых решений в 2 раза по сравнению с базовым значением 2019 года, а также достижения целевого значени