Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. № 298
МОСКВА
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 30.03.2017 № 364, от 14.12.2017 № 1554, от 29.12.2017 № 1685, от 30.03.2018 № 363, от 19.12.2018 № 1593, от 30.12.2018 № 1759, от 28.03.2019 № 348, от 30.11.2019 № 1558, от 30.03.2020 № 370, от 22.12.2020 № 2209, от 29.03.2021 № 481, от 22.09.2021 № 1603, от 06.10.2021 № 1696, от 25.11.2021 № 2038, от 29.11.2022 № 2159, от 01.02.2023 № 146, от 22.09.2023 № 1556, от 29.08.2024 № 1169)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Содействие занятости населения".
2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2149-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 48, ст. 6736) .
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 15 апреля 2014 г. № 298 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 28 марта 2019 г. № 348)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"Содействие занятости населения"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 30.11.2019 № 1558, от 30.03.2020 № 370, от 22.12.2020 № 2209, от 29.03.2021 № 481, от 22.09.2021 № 1603, от 06.10.2021 № 1696, от 25.11.2021 № 2038, от 29.11.2022 № 2159, от 01.02.2023 № 146, от 22.09.2023 № 1556, от 29.08.2024 № 1169)
ПАСПОРТ государственной программы Российской Федерации"Содействие занятости населения"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.2021 № 1603)
ПАСПОРТ подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.2021 № 1603)
ПАСПОРТ
подпрограммы "Развитие институтов рынка труда" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.2021 № 1603)
ПАСПОРТ
подпрограммы "Безопасный труд" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.2021 № 1603)
I. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"
(Раздел в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.2021 № 1603)
1. Оценка текущего состояния сферы содействия занятости населения
(Подраздел в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.2023 № 1556)
Уровень безработицы в 2022 году составил 3, 9 процента и в сравнении с 2021 годом (4, 8 процента) снизился на 0, 9 процентного пункта, в сравнении с 2020 годом (5, 8 процента) - на 1, 9 процентного пункта.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2022 году численность безработных граждан (в соответствии с методологией Международной организации труда) составила 2, 95 млн. человек и в сравнении с 2021 годом снизилась на 0, 68 млн. человек, в сравнении с 2020 годом - на 1, 37 млн. человек (в 2021 году численность безработных составляла 3, 63 млн. человек, в 2020 году - 4, 32 млн. человек) .
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в 2022 году составила 0, 65 млн. человек, что на 0, 68 млн. человек меньше, чем в 2021 году, и на 1, 72 млн. человек меньше, чем в 2020 году (в 2021 году численность зарегистрированных безработных составляла 1, 33 млн. человек, в 2020 году - 2, 37 млн. человек) .
Уровень регистрируемой безработицы в 2022 году составил 0, 9 процента и в сравнении с 2021 годом (1, 8 процента) снизился на 0, 9 процентного пункта, в сравнении с 2020 годом (3, 2 процента) - на 2, 3 процентного пункта.
В 2022 году, по данным Федеральной службы по труду и занятости, количество зарегистрированных групповых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом составило 5, 75 тыс. случаев, что превышает значения 2021 года на 0, 26 тыс. случаев (в 2021 году количество зарегистрированных групповых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом составляло 5, 49 тыс. случаев) . Численность пострадавших (застрахованных) в результате страховых несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, по данным Социального фонда России, в 2022 году составила 1, 6 тыс. человек, что также выше значений 2021 года на 0, 1 тыс. человек (в 2021 году численность пострадавших (застрахованных) в результате страховых несчастных случаев на производстве со смертельным исходом составляла 1, 5 тыс. человек) .
Превышение в 2022 году значений показателей производственного травматизма обусловлено восстановлением в течение 2021 и 2022 годов хозяйственной деятельности предприятий после снятия действовавших с 2020 года ограничений, связанных с временной приостановкой отдельных видов работ вследствие распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) . При этом значения показателей производственного травматизма в 2022 году не превысили аналогичных показателей 2019 года.
В целях обеспечения условий для снижения производственного травматизма и устранения причин организационного характера, существенно влияющих на показатели тяжелого и смертельного производственного травматизма, основные усилия будут направлены на внедрение культуры безопасного труда и пропаганду основных достижений в сфере охраны труда.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере содействия занятости населения
Приоритетом государственной политики в сфере содействия занятости населения в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду.
С учетом приоритета государственной политики в сфере содействия занятости населения целями государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" (далее - Программа) являются:
непревышение к 2030 году значения уровня регистрируемой безработицы более 1 процента;
создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
3. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере содействия занятости населения, способы их эффективного решения
Цель 1 Программы - непревышение к 2030 году значения уровня регистрируемой безработицы более 1 процента.
В качестве показателя, отражающего конечный общественно значимый социально-экономический эффект от реализации Программы, предусмотрен показатель "уровень регистрируемой безработицы".
В рамках данной цели решаются задачи по предоставлению возможности гражданам повысить квалификацию и приобрести дополнительные знания и навыки в целях содействия их занятости, по развитию инфраструктуры занятости и внедрению организационных и технологических инноваций с использованием цифровых и платформенных решений в целях поддержки уровня занятости населения, по цифровизации процессов предоставления государственных услуг, по созданию условий для привлечения работодателями необходимых трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации, по развитию механизма независимой оценки квалификации, а также по созданию и поддержке функционирования базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
Указанные задачи решаются в ходе реализации мероприятий федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" и федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
В рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" реализуются:
мероприятие по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости, включая безработных граждан, а также граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, женщин, не состоящих в трудовых отношениях и имеющих детей дошкольного возраста (далее - мероприятие по обучению) ;
мероприятие по повышению эффективности службы занятости населения;
мероприятие по содействию работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов;
мероприятие по развитию системы профессиональных квалификаций, механизма независимой оценки квалификации, а также по осуществлению функций базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
Мероприятие по обучению реализуется в целях расширения возможности трудоустройства, сокращения периода поиска работы и обеспечения более качественной занятости во всех субъектах Российской Федерации при наличии потребности в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании отдельных категорий граждан.
Механизм реализации мероприятия по обучению предусматривает заявительный порядок предоставления образовательных услуг с использованием информационных систем, который позволяет обеспечить гибкий подход к его осуществлению исходя из ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации и изменяющегося спроса на образовательные услуги со стороны граждан.
Мероприятие по повышению эффективности службы занятости населения проводится в несколько этапов.
Основная цель первого этапа - создание флагманского центра занятости населения (лидера преобразований) на базе крупного центра занятости населения, имеющего материально-технические и кадровые ресурсы для получения типовых тиражируемых решений для остальных центров занятости населения.
Целью второго этапа является проведение комплексной модернизации центров занятости населения в субъектах Российской Федерации в рамках региональных проектов, направленных на повышение эффективности службы занятости. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.2022 № 2159)
Субъектам Российской Федерации, утвердившим в региональных проектах, направленных на повышение эффективности службы занятости, мероприятия по повышению средней заработной платы работников центров занятости населения, доведению ее до уровня среднемесячного дохода от трудовой деятельности в субъекте Российской Федерации, начиная с первого календарного года реализации регионального проекта, направленного на повышение эффективности службы занятости, предусмотревшим необходимые на эти цели средства в бюджете субъекта Российской Федерации, предоставляется субсидия из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по проведению текущего ремонта зданий и помещений центров занятости населения, приобретению модульных некапитальных средств размещения (быстровозводимые конструкции заводского производства, в том числе контейнерного типа, оборудованные для круглогодичного комфортного и безопасного размещения работников центров занятости населения, общей площадью не менее 100 кв. метров) , оснащению и приведению к единому фирменному стилю зданий, помещений центров занятости населения и модульных некапитальных средств размещения. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.08.2024 № 1169)
Абзац. (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.2022 № 2159)
Мероприятие по содействию работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов реализуется в целях содействия гражданам в трудоустройстве за пределами региона постоянного проживания, а также в целях обеспечения работодателей работниками требуемой квалификации из числа граждан Российской Федерации, проживающих за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляет деятельность работодатель.
Согласно законодательству Российской Федерации право разрабатывать и реализовывать региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов предоставлено всем субъектам Российской Федерации.
При этом Правительство Российской Федерации вправе утверждать перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным.
Субъектам Российской Федерации, включенным в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, предоставляется субсидия из федерального бюджета на софинансирование реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов.
Работодателю, участвующему в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов, в целях привлечения для трудоустройства работников из других субъектов Российской Федерации предоставляется финансовая поддержка.
Средства финансовой поддержки используются работодателем на предоставление мер поддержки работнику, привлеченному в рамках реализации региональной программы для трудоустройства из другого субъекта Российской Федерации. Перечень мер поддержки, из числа которых работодателем по согласованию с органом занятости населения определяются меры поддержки, предоставляемые таким работникам, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов являются механизмом точечного привлечения квалифицированных работников. В рамках данных программ в субъекты Российской Федерации привлекаются также квалифицированные специалисты редких для региона специальностей, что позволяет удовлетворять кадровые потребности работодателей.
Мероприятие по развитию системы профессиональных квалификаций, механизма независимой оценки квалификации, а также по осуществлению функций базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в соответствии с Федеральным законом "О независимой оценке квалификации" предусматривает:
разработку и актуализацию примеров оценочных средств на основе профессиональных стандартов для проведения независимой оценки квалификации;
организацию на региональном уровне обучения специалистов в области развития квалификаций;
актуализацию базы данных лучших практик предприятий и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по подготовке, повышению квалификации и переподготовке рабочих кадров с учетом лучших отечественных и зарубежных практик;
организацию повышения квалификации руководителей образовательных организаций и структурных образовательных подразделений предприятий, методистов, преподавателей, мастеров производственного обучения, наставников на производстве;
обеспечение организационной, методической, экспертно-аналитической поддержки деятельности Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций.
В рамках федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика" в части сферы реализации Программы предусмотрено создание сервисов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в области содействия занятости населения в электронном виде, функционал которых предусматривает расширение возможностей пользователей:
по формированию и предоставлению актуальной аналитической информации о трудоустройстве выпускников школ, образовательных организаций среднего профессионального образования и образовательных организаций высшего образования, основанной на данных из государственных информационных систем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федеральной службы по труду и занятости, Социального фонда России; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.2023 № 1556)
по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций в области содействия занятости населения в электронном виде, созданию единой точки доступа граждан и работодателей к информационным сервисам в сфере труда и занятости;
по определению и созданию условий для использования в сфере трудовых отношений электронных документов, связанных с работой, включая обмен информацией в форме таких электронных документов между работодателем, работником и лицом, поступающим на работу.
В рамках мероприятия по регулированию численности иностранных работников с соблюдением принципа приоритетного использования национальных кадров осуществляется работа по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, по формированию квот, по установлению допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, в том числе по расширению видов экономической деятельности, в которых указанная допустимая доля установлена, а также по ежегодному снижению размеров установленной допустимой доли в отдельных видах экономической деятельности.
Цель 2 Программы - создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
В качестве показателей, отражающих конечный общественно значимый социально-экономический эффект от реализации Программы, предусмотрены показатели "количество зарегистрированных групповых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом" и "численность пострадавших (застрахованных) в результате страховых несчастных случаев на производстве со смертельным исходом. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.2023 № 1556)
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
обеспечение приоритета предупреждения производственного травматизма;
внедрение культуры безопасного труда.
В целях сохранения положительной динамики снижения производственного травматизма и доведения его до уровня экономически развитых стран реализуется комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. № 833-р.
Повышение культуры безопасного труда в целях формирования условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, предполагает:
внедрение управления профессиональными рисками в систему