О федеральной целевой программе "Юг России (2014-2020 годы)"
<p>ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2013 г. N 1297
МОСКВА
Утратилo силу - Постановление
Правительства Российской Федерации
от 27.02.2016 г. N 148
О федеральной целевой программе "Юг России (2014-2020 годы) "
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 20.10.2014 г. N 1085; от 23.12.2014 г. N 1446;
от 14.03.2015 г. N 230; от 04.08.2015 г. N 791;
от 21.12.2015 г. N 1398)
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу
"Юг России (2014-2020 годы) ".
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и
Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта
федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый
период включать Программу, утвержденную настоящим постановлением, в
перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за
счет средств федерального бюджета.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
__________________________
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 декабря 2013 г. N 1297
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Юг России (2014-2020 годы) "
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 20.10.2014 г. N 1085; от 23.12.2014 г. N 1446;
от 14.03.2015 г. N 230; от 04.08.2015 г. N 791;
от 21.12.2015 г. N 1398)
ПАСПОРТ
федеральной целевой программы
"Юг России (2014-2020 годы) "
Наименование Программы - федеральная целевая программа "Юг
России (2014-2020 годы) "
Дата принятия решения - поручение Президента Российской
о разработке Программы Федерации от 15 ноября 2012 г.
N Пр-3109, поручение Правительства
Российской Федерации от 1 декабря
2012 г. N АХ-П16-7296
Государственный - Министерство Российской Федерации по
заказчик - координатор делам Северного Кавказа
Программы
(В редакции Постановления Правительства
Российской Федерации
от 20.10.2014 г. N 1085)
Государственные - Министерство Российской Федерации по
заказчики Программы делам Северного Кавказа, Министерство
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации,
Министерство здравоохранения Российской
Федерации, Министерство образования и
науки Российской Федерации,
Министерство энергетики Российской
Федерации (В редакции Постановления
Правительства Российской Федерации
от 20.10.2014 г. N 1085)
Основной разработчик - Министерство регионального развития
Программы Российской Федерации
Цели и задачи Программы - целями Программы являются:
повышение качества жизни и
благосостояния граждан;
формирование условий для развития
реального сектора экономики.
Для реализации целей Программы
необходимо решение следующих задач:
сокращение количества обучающихся в 3-ю
смену в общеобразовательных учебных
учреждениях за счет строительства новых
и окончания строительства ранее начатых
зданий общеобразовательных учреждений;
повышение качества и доступности для
населения медицинской помощи за счет
строительства новых и окончания
строительства ранее начатых объектов
здравоохранения;
создание инновационного медицинского
кластера;
стимулирование инвестиционного спроса;
снижение уровня дотационности бюджетов
субъектов Российской Федерации,
входящих в состав Северо-Кавказского
федерального округа; снижение уровня
безработицы
Важнейшие целевые - доля учащихся, занимающихся в 1-ю
индикаторы и показатели смену, в общей численности учащихся;
реализации Программы обеспеченность населения больничными
койками на 10 тыс. человек;
физический износ сетей коммунальной
инфраструктуры;
уровень безработицы в среднем за год;
доля населения, денежный доход которого
ниже региональной величины прожиточного
минимума, в общей численности населения
субъектов Российской Федерации;
объем валового регионального продукта;
объем инвестиций в основной капитал (за
исключением бюджетных инвестиций) ;
объем налоговых и неналоговых доходов
консолидированных бюджетов субъектов
Российской Федерации
Сроки и этапы реализации - I этап - 2014-2016 годы;
Программы II этап - 2017-2020 годы
Объемы и источники - общий объем финансирования Программы на
финансирования Программы 2014-2020 годы составляет 81224, 04
млн. рублей, в том числе: (В редакции
постановлений Правительства Российской
Федерации от 20.10.2014 г. N 1085;
от 04.08.2015 г. N 791;
от 21.12.2015 г. N 1398)
за счет средств федерального бюджета -
75530, 03 млн. рублей, из них
капитальные вложения (субсидии) -
73530, 03 млн. рублей, прочие нужды -
2000 млн. рублей; (В редакции
Постановления Правительства Российской
Федерации от 21.12.2015 г. N 1398)
за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации - 5694, 01 млн.
рублей, из них капитальные вложения -
5593, 75 млн. рублей, прочие нужды -
105, 26 млн. рублей (В редакции
Постановления Правительства Российской
Федерации от 21.12.2015 г. N 1398)
Ожидаемые конечные - снижение уровня социальной
результаты реализации напряженности в субъектах Российской
Программы Федерации, входящих в состав
и показатели ее Северо-Кавказского федерального округа,
социально-экономической вызванной нехваткой мест в
эффективности общеобразовательных учреждениях и
недостаточным уровнем медицинского
обслуживания населения;
создание новых центров экономического
развития и промышленных зон за счет
строительства объектов энергетической и
инженерной инфраструктуры;
снижение уровня дотационности субъектов
Российской Федерации, входящих в состав
Северо-Кавказского федерального округа,
за счет увеличения объема налоговых
поступлений в бюджетную систему
Российской Федерации;
снижение уровня безработицы населения;
удовлетворение населения деятельностью
федеральных и региональных органов
исполнительной власти
I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского
федерального округа до 2025 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 1485-р
(далее - Стратегия) , учитывает современное состояние экономики
субъектов Российской Федерации, входящих в состав
Северо-Кавказского федерального округа, экономики России,
глобальной экономики и перспективы ее развития, а также результаты
реализации проектов, имеющих региональное и межрегиональное
значение.
Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные
условия для развития агропромышленного комплекса, туризма,
санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и
обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные
функции.
Однако до сих пор естественные преимущества остаются
нереализованными, поскольку Северо-Кавказский федеральный округ
по-прежнему не обладает инвестиционной привлекательностью в силу
нестабильности экономической и социально-политической обстановки.
По таким ключевым социально-экономическим показателям, как
валовой региональный продукт на душу населения, производительность
труда и средняя заработная плата, бюджетная обеспеченность, уровень
развития реального сектора экономики и вовлеченность во
внешнеэкономическую деятельность, Северо-Кавказский федеральный
округ заметно отстает от других федеральных округов.
Кроме того, большинство субъектов Российской Федерации,
входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на
протяжении многих лет продолжают оставаться реципиентами. Однако
средства федерального бюджета направляются в основном на
поддержание социальной сферы и в значительно меньшей степени на
стимулирование развития реального сектора экономики.
Главной целью Стратегии является обеспечение условий для
опережающего развития реального сектора экономики в субъектах
Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского
федерального округа, создания новых рабочих мест, а также для
повышения уровня жизни населения. При этом в рамках Стратегии
запланирован переход указанных субъектов Российской Федерации от
политики стабилизации к политике форсированного роста. Ключевыми
направлениями государственной поддержки станут инвестиции в
развитие экономики для постепенного обеспечения самодостаточного
существования субъектов Российской Федерации, входящих в состав
Северо-Кавказского федерального округа, а также содействие их
интеграции в национальную и мировую экономику.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской
Федерации от 27 декабря 2010 г. N 2444-р федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского
федерального округа, осуществляется выполнение плана мероприятий по
реализации Стратегии. Вопрос об итогах работы по его выполнению в
2010-2012 годах был рассмотрен 8 февраля 2013 г. на заседании
Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического
развития Северо-Кавказского федерального округа, на котором
соответствующая работа одобрена Правительством Российской Федерации
и утвержден план на 2013-2014 годы, включающий 20 тематических
разделов и 98 мероприятий.
Руководствуясь положениями Стратегии, Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до
2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и Стратегии инновационного
развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря
2011 г. N 2227-р, в целях перехода к инновационному социально
ориентированному развитию экономики, сокращения уровня
межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии
регионов и качестве жизни с помощью эффективных механизмов
социальной и бюджетной политики, а также в целях создания на
территории Северо-Кавказского федерального округа сети
территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный
потенциал региона, осуществляется реализация государственной
программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского
федерального округа" на период до 2025 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря
2012 г. N 2408-р.
В связи с этим на первый план выходят задачи в рамках
достижения целей по повышению качества жизни и благосостояния
граждан и формированию условий для развития реального сектора
экономики.
II. Анализ социально-экономического положения
Северо-Кавказского федерального округа
Северо-Кавказский федеральный округ образован в 2010 году
Указом Президента Российской Федерации от 19 января 2010 г. N 82
"О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный
Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849, и в
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724
"Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной
власти".
В Северо-Кавказский федеральный округ вошли 7 субъектов
Российской Федерации, расположенных на территории региона Северного
Кавказа - Республика Дагестан, Республика Ингушетия,
Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика,
Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика и
Ставропольский край. По данным Федеральной службы государственной
статистики, площадь округа составляет 170, 4 тыс. кв. км (1 процент
территории России) , численность постоянного населения на 1 января
2013 г. - 9540, 8 тыс. человек (7 процентов численности населения
России) (при этом на 1 января 2012 г. население округа составляло
9492, 9 тыс. человек) .
Площадь Республики Дагестан составляет 50, 3 тыс. кв. км,
население - 2 946 тыс. человек. Столицей Республики Дагестан
является г. Махачкала.
Площадь Республики Ингушетия составляет 3, 6 тыс. кв. км,
население - 442, 3 тыс. человек. Столицей Республики Ингушетия
является г. Магас.
Площадь Кабардино-Балкарской Республики составляет
12, 5 тыс. кв. км, население - 858, 9 тыс. человек. Столицей
Кабардино-Балкарской Республики является г. Нальчик.
Площадь Карачаево-Черкесской Республики составляет 14, 3 тыс.
кв. км, население - 471, 9 тыс. человек. Столицей
Карачаево-Черкесской Республики является г. Черкесск.
Площадь Республики Северная Осетия - Алания составляет
8 тыс. кв. км, население - 706, 1 тыс. человек. Столицей Республики
Северная Осетия - Алания является г. Владикавказ.
Площадь Чеченской Республики составляет 15, 6 тыс. кв. км,
население - 1324, 8 тыс. человек. Столицей Чеченской Республики
является г. Грозный.
Площадь Ставропольского края составляет 66, 2 тыс. кв. км,
население - 2790, 8 тыс. человек. Административным центром
Ставропольского края является г. Ставрополь.
По плотности населения Северо-Кавказский федеральный округ
(56 человек на 1 кв. км, в том числе городское население -
49, 2 человека) находится на 1-м месте в Российской Федерации. При
этом плотность населения в Республике Ингушетия составляет
123 человек на 1 кв. км, Республике Северная Осетия - Алания - 88,
Чеченской Республике - 85, Кабардино-Балкарской Республике - 69,
Республике Дагестан - 59, Ставропольском крае - 42 и
Карачаево-Черкесской Республике - 33.
Через территорию Северо-Кавказского федерального округа
проходят основные транспортные направления "Север - Юг" и "Запад -
Восток", крупнейшим из которых является федеральная магистральная
автодорога М-29 "Кавказ". Регион характеризуется плотной сетью
железных и автомобильных дорог, трубопроводов, речных и морских
путей. Незамерзающие порты стали стратегическими пунктами перевалки
значительных объемов грузов.
Топливно-энергетические ресурсы представлены нефтью, природным
газом и каменным углем. По запасам углеводородного сырья в районе
Каспийского бассейна важную роль играют такие месторождения, как
Северо-Ставропольское и Дагестанские Огни. Месторождения цветных,
редких металлов и вольфрамомолибденовых руд сосредоточены в
Кабардино-Балкарской Республике (Тырнаузское месторождение) и
Карачаево-Черкесской Республике (Ктитебердинское месторождение) ,
свинцово-цинковых руд и ртути - в Республике Северная Осетия -
Алания (Садонское месторождение) , меди - в Республике Дагестан
(месторождение Кизил-Дере) .
Наличие в регионе протяженных морских побережий и уникальных
горных ландшафтов, а также обширной бальнеологической базы
предопределяет благоприятные возможности для развития
оздоровительного и экологического туризма.
В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 14 октября 2010 г. N 833 "О создании туристического
кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае
и Республике Адыгея" на государственном уровне созданы условия для
диверсификации хозяйственного профиля округа и формирования
эффективной аграрно-индустриальной экономики с усилением значения
туристско-рекреационного комплекса.
В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1195 "Об особых экономических
зонах в Северо-Кавказском федеральном округе" на территориях
Джейрахского и Сунженского районов Республики Ингушетия создана
туристско-рекреационная особая зона, а границы созданных ранее
особых экономических зон в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 833
"О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном
округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея" расширены за счет
Урупского района Карачаево-Черкесской Республики, Зольского района
Кабардино-Балкарской Республики, Дербентского, Карабудахкентского,
Каякентского и Магарамкентского районов Республики Дагестан.
В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 сентября 2012 г. N 982 "О внесении изменений в
постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября</p>