О федеральной целевой программе "Юг России (2014-2020 годы)"
<p>ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26 декабря 2013 г. N 1297 МОСКВА Утратилo силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2016 г. N 148 О федеральной целевой программе "Юг России (2014-2020 годы) " (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.10.2014 г. N 1085; от 23.12.2014 г. N 1446; от 14.03.2015 г. N 230; от 04.08.2015 г. N 791; от 21.12.2015 г. N 1398) Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Юг России (2014-2020 годы) ". 2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период включать Программу, утвержденную настоящим постановлением, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета. 3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г. Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев __________________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1297 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Юг России (2014-2020 годы) " (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.10.2014 г. N 1085; от 23.12.2014 г. N 1446; от 14.03.2015 г. N 230; от 04.08.2015 г. N 791; от 21.12.2015 г. N 1398) ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Юг России (2014-2020 годы) " Наименование Программы - федеральная целевая программа "Юг России (2014-2020 годы) " Дата принятия решения - поручение Президента Российской о разработке Программы Федерации от 15 ноября 2012 г. N Пр-3109, поручение Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. N АХ-П16-7296 Государственный - Министерство Российской Федерации по заказчик - координатор делам Северного Кавказа Программы (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.10.2014 г. N 1085) Государственные - Министерство Российской Федерации по заказчики Программы делам Северного Кавказа, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.10.2014 г. N 1085) Основной разработчик - Министерство регионального развития Программы Российской Федерации Цели и задачи Программы - целями Программы являются: повышение качества жизни и благосостояния граждан; формирование условий для развития реального сектора экономики. Для реализации целей Программы необходимо решение следующих задач: сокращение количества обучающихся в 3-ю смену в общеобразовательных учебных учреждениях за счет строительства новых и окончания строительства ранее начатых зданий общеобразовательных учреждений; повышение качества и доступности для населения медицинской помощи за счет строительства новых и окончания строительства ранее начатых объектов здравоохранения; создание инновационного медицинского кластера; стимулирование инвестиционного спроса; снижение уровня дотационности бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа; снижение уровня безработицы Важнейшие целевые - доля учащихся, занимающихся в 1-ю индикаторы и показатели смену, в общей численности учащихся; реализации Программы обеспеченность населения больничными койками на 10 тыс. человек; физический износ сетей коммунальной инфраструктуры; уровень безработицы в среднем за год; доля населения, денежный доход которого ниже региональной величины прожиточного минимума, в общей численности населения субъектов Российской Федерации; объем валового регионального продукта; объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных инвестиций) ; объем налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации Сроки и этапы реализации - I этап - 2014-2016 годы; Программы II этап - 2017-2020 годы Объемы и источники - общий объем финансирования Программы на финансирования Программы 2014-2020 годы составляет 81224, 04 млн. рублей, в том числе: (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.10.2014 г. N 1085; от 04.08.2015 г. N 791; от 21.12.2015 г. N 1398) за счет средств федерального бюджета - 75530, 03 млн. рублей, из них капитальные вложения (субсидии) - 73530, 03 млн. рублей, прочие нужды - 2000 млн. рублей; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2015 г. N 1398) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 5694, 01 млн. рублей, из них капитальные вложения - 5593, 75 млн. рублей, прочие нужды - 105, 26 млн. рублей (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2015 г. N 1398) Ожидаемые конечные - снижение уровня социальной результаты реализации напряженности в субъектах Российской Программы Федерации, входящих в состав и показатели ее Северо-Кавказского федерального округа, социально-экономической вызванной нехваткой мест в эффективности общеобразовательных учреждениях и недостаточным уровнем медицинского обслуживания населения; создание новых центров экономического развития и промышленных зон за счет строительства объектов энергетической и инженерной инфраструктуры; снижение уровня дотационности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, за счет увеличения объема налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации; снижение уровня безработицы населения; удовлетворение населения деятельностью федеральных и региональных органов исполнительной власти I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 1485-р (далее - Стратегия) , учитывает современное состояние экономики субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, экономики России, глобальной экономики и перспективы ее развития, а также результаты реализации проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение. Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции. Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными, поскольку Северо-Кавказский федеральный округ по-прежнему не обладает инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки. По таким ключевым социально-экономическим показателям, как валовой региональный продукт на душу населения, производительность труда и средняя заработная плата, бюджетная обеспеченность, уровень развития реального сектора экономики и вовлеченность во внешнеэкономическую деятельность, Северо-Кавказский федеральный округ заметно отстает от других федеральных округов. Кроме того, большинство субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на протяжении многих лет продолжают оставаться реципиентами. Однако средства федерального бюджета направляются в основном на поддержание социальной сферы и в значительно меньшей степени на стимулирование развития реального сектора экономики. Главной целью Стратегии является обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, создания новых рабочих мест, а также для повышения уровня жизни населения. При этом в рамках Стратегии запланирован переход указанных субъектов Российской Федерации от политики стабилизации к политике форсированного роста. Ключевыми направлениями государственной поддержки станут инвестиции в развитие экономики для постепенного обеспечения самодостаточного существования субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также содействие их интеграции в национальную и мировую экономику. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 2444-р федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, осуществляется выполнение плана мероприятий по реализации Стратегии. Вопрос об итогах работы по его выполнению в 2010-2012 годах был рассмотрен 8 февраля 2013 г. на заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, на котором соответствующая работа одобрена Правительством Российской Федерации и утвержден план на 2013-2014 годы, включающий 20 тематических разделов и 98 мероприятий. Руководствуясь положениями Стратегии, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, в целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики, сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики, а также в целях создания на территории Северо-Кавказского федерального округа сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал региона, осуществляется реализация государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 2408-р. В связи с этим на первый план выходят задачи в рамках достижения целей по повышению качества жизни и благосостояния граждан и формированию условий для развития реального сектора экономики. II. Анализ социально-экономического положения Северо-Кавказского федерального округа Северо-Кавказский федеральный округ образован в 2010 году Указом Президента Российской Федерации от 19 января 2010 г. N 82 "О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти". В Северо-Кавказский федеральный округ вошли 7 субъектов Российской Федерации, расположенных на территории региона Северного Кавказа - Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край. По данным Федеральной службы государственной статистики, площадь округа составляет 170, 4 тыс. кв. км (1 процент территории России) , численность постоянного населения на 1 января 2013 г. - 9540, 8 тыс. человек (7 процентов численности населения России) (при этом на 1 января 2012 г. население округа составляло 9492, 9 тыс. человек) . Площадь Республики Дагестан составляет 50, 3 тыс. кв. км, население - 2 946 тыс. человек. Столицей Республики Дагестан является г. Махачкала. Площадь Республики Ингушетия составляет 3, 6 тыс. кв. км, население - 442, 3 тыс. человек. Столицей Республики Ингушетия является г. Магас. Площадь Кабардино-Балкарской Республики составляет 12, 5 тыс. кв. км, население - 858, 9 тыс. человек. Столицей Кабардино-Балкарской Республики является г. Нальчик. Площадь Карачаево-Черкесской Республики составляет 14, 3 тыс. кв. км, население - 471, 9 тыс. человек. Столицей Карачаево-Черкесской Республики является г. Черкесск. Площадь Республики Северная Осетия - Алания составляет 8 тыс. кв. км, население - 706, 1 тыс. человек. Столицей Республики Северная Осетия - Алания является г. Владикавказ. Площадь Чеченской Республики составляет 15, 6 тыс. кв. км, население - 1324, 8 тыс. человек. Столицей Чеченской Республики является г. Грозный. Площадь Ставропольского края составляет 66, 2 тыс. кв. км, население - 2790, 8 тыс. человек. Административным центром Ставропольского края является г. Ставрополь. По плотности населения Северо-Кавказский федеральный округ (56 человек на 1 кв. км, в том числе городское население - 49, 2 человека) находится на 1-м месте в Российской Федерации. При этом плотность населения в Республике Ингушетия составляет 123 человек на 1 кв. км, Республике Северная Осетия - Алания - 88, Чеченской Республике - 85, Кабардино-Балкарской Республике - 69, Республике Дагестан - 59, Ставропольском крае - 42 и Карачаево-Черкесской Республике - 33. Через территорию Северо-Кавказского федерального округа проходят основные транспортные направления "Север - Юг" и "Запад - Восток", крупнейшим из которых является федеральная магистральная автодорога М-29 "Кавказ". Регион характеризуется плотной сетью железных и автомобильных дорог, трубопроводов, речных и морских путей. Незамерзающие порты стали стратегическими пунктами перевалки значительных объемов грузов. Топливно-энергетические ресурсы представлены нефтью, природным газом и каменным углем. По запасам углеводородного сырья в районе Каспийского бассейна важную роль играют такие месторождения, как Северо-Ставропольское и Дагестанские Огни. Месторождения цветных, редких металлов и вольфрамомолибденовых руд сосредоточены в Кабардино-Балкарской Республике (Тырнаузское месторождение) и Карачаево-Черкесской Республике (Ктитебердинское месторождение) , свинцово-цинковых руд и ртути - в Республике Северная Осетия - Алания (Садонское месторождение) , меди - в Республике Дагестан (месторождение Кизил-Дере) . Наличие в регионе протяженных морских побережий и уникальных горных ландшафтов, а также обширной бальнеологической базы предопределяет благоприятные возможности для развития оздоровительного и экологического туризма. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 833 "О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея" на государственном уровне созданы условия для диверсификации хозяйственного профиля округа и формирования эффективной аграрно-индустриальной экономики с усилением значения туристско-рекреационного комплекса. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1195 "Об особых экономических зонах в Северо-Кавказском федеральном округе" на территориях Джейрахского и Сунженского районов Республики Ингушетия создана туристско-рекреационная особая зона, а границы созданных ранее особых экономических зон в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 833 "О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея" расширены за счет Урупского района Карачаево-Черкесской Республики, Зольского района Кабардино-Балкарской Республики, Дербентского, Карабудахкентского, Каякентского и Магарамкентского районов Республики Дагестан. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2012 г. N 982 "О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября</p>