О порядке проведения оценки целесообразности финансирования инвестиционных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2013 г. № 991
МОСКВА
О порядке проведения оценки целесообразности финансирования инвестиционных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 № 1133, от 25.08.2017 № 1008, от 02.12.2021 № 2188, от 31.01.2022 № 74, от 20.05.2022 № 908, от 02.08.2022 № 1375, от 18.08.2022 № 1438, от 30.01.2023 № 121, от 18.03.2023 № 426, от 20.01.2024 № 31, от 31.01.2024 № 89, от 26.07.2024 № 1015)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения оценки целесообразности финансирования инвестиционных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе.
2. Министерству экономического развития Российской Федерации в месячный срок с даты вступления в силу настоящего постановления утвердить методические указания по подготовке стратегического и комплексного обоснований инвестиционного проекта, а также по оценке инвестиционных проектов, претендующих на финансирование за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе.
3. Министерству экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в 2-месячный срок с даты вступления в силу настоящего постановления утвердить порядок ведения государственного реестра инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе.
4. Правила, утвержденные настоящим постановлением, не распространяются на самоокупаемые инфраструктурные проекты, предусмотренные пунктами 1, 2 и 13 - 26 перечня, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 2044-р. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 № 1133, от 31.01.2022 № 74, от 20.05.2022 № 908, от 02.08.2022 № 1375, от 18.08.2022 № 1438, от 30.01.2023 № 121, от 18.03.2023 № 426, от 20.01.2024 № 31, от 31.01.2024 № 89, от 26.07.2024 № 1015)
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 5 ноября 2013 г. № 991
ПРАВИЛА проведения оценки целесообразности финансирования инвестиционных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 № 1133, от 25.08.2017 № 1008, от 02.12.2021 № 2188)
1. Настоящие Правила определяют порядок проведения оценки целесообразности финансирования инвестиционных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании (далее - пенсионные накопления) , на возвратной основе. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2188)
2. (Пункт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 № 1133)
3. Термины, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"инвестиционный проект" - комплекс мероприятий, содержащий обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиционных затрат и их последующего возмещения;
"комплексный инвестиционный проект" - инвестиционный проект, состоящий из нескольких взаимосвязанных инвестиционных проектов, в рассмотрении которого требуется участие нескольких федеральных органов исполнительной власти;
"инициатор инвестиционного проекта" - российское юридическое лицо, претендующее на получение средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений на возвратной основе в целях реализации инвестиционного проекта;
"паспорт инвестиционного проекта" - документ, содержащий основную информацию о технических и финансово-экономических параметрах инвестиционного проекта, участниках инвестиционного проекта, принимаемых ими обязательствах и результатах реализации инвестиционного проекта;
"срок реализации инвестиционного проекта" - период разработки и утверждения необходимой документации инвестиционного проекта и период строительства и эксплуатации объектов в рамках реализации проекта, предусматривающий возврат средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, а также поступление дохода от инвестирования указанных средств;
"уполномоченный орган" - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере, к которой относится отрасль реализации инвестиционного проекта, или Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 № 1008)
"особые условия финансирования" - условия привлечения средств Фонда национального благосостояния в инвестиционный проект, не соответствующие требованиям, установленным пунктом 41 настоящих Правил, абзацем первым пункта 21 постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 "О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния", подпунктами "б", "о", "п" пункта 6, абзацем вторым подпункта "е", подпунктом "ж" пункта 111 Требований к финансовым активам, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, утвержденных указанным постановлением Правительства Российской Федерации. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2188)
4. Настоящие Правила применяются к инвестиционным проектам, находящимся на этапе планирования или реализации.
41. Инвестиционный проект должен соответствовать требованию о вложении в такой проект собственных средств инициатора и (или) привлеченного инициатором коммерческого финансирования в размере не менее 15 процентов общей стоимости инвестиционного проекта. Вложение в проект собственных средств инициатора и (или) привлеченного инициатором коммерческого финансирования менее размера, установленного настоящим абзацем, допускается на основании отдельных решений Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации.
В случае если параметры инвестиционного проекта не соответствуют требованиям, установленным настоящим пунктом, абзацем первым пункта 21 постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 "О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния", подпунктами "б", "о", "п" пункта 6, абзацем вторым подпункта "е", подпунктом "ж" пункта 111 Требований к финансовым активам, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, утвержденных указанным постановлением Правительства Российской Федерации, в том числе в части доходности размещения средств Фонда национального благосостояния, их предельной доли в структуре финансирования инвестиционного проекта, минимального объема собственных средств инициатора инвестиционного проекта или привлеченного им коммерческого финансирования, проведение оценки целесообразности финансирования такого инвестиционного проекта за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений на возвратной основе осуществляется с учетом параметров такого инвестиционного проекта.
(Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2188)
5. Оценка целесообразности финансирования инвестиционного проекта за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений на возвратной основе осуществляется на основании результатов оценки стратегического и комплексного обоснований инвестиционного проекта, а в отношении самоокупаемого инфраструктурного проекта, предусмотренного пунктом 3 перечня, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 2044-р, - комплексного обоснования инвестиционного проекта, подготовленных на основании указания Президента Российской Федерации или поручения Председателя Правительства Российской Федерации и в соответствии с методическими указаниями по подготовке стратегического и комплексного обоснований инвестиционного проекта, а также по оценке инвестиционных проектов, претендующих на финансирование за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений на возвратной основе, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - методические указания) . (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 № 1133, от 02.12.2021 № 2188)
6. Ведение реестра инвестиционных проектов, получивших положительное заключение о целесообразности финансирования инвестиционного проекта за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений на возвратной основе (далее - заключение о целесообразности финансирования инвестиционного проекта) , осуществляются Министерством экономического развития Российской Федерации в установленном им порядке. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2188)
7. Оценка целесообразности финансирования за счет средств Фонда национального благосостояния инвестиционного проекта, в отношении которого наблюдательным советом акционерного общества "Управляющая компания Российский Фонд Прямых Инвестиций" принято решение о софинансировании, осуществляется в соответствии с пунктами 43 и 44 настоящих Правил. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2188)
8. Разработка стратегического и комплексного обоснований инвестиционного проекта, а в отношении самоокупаемого инфраструктурного проекта, предусмотренного пунктом 3 перечня, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 2044-р, - комплексного обоснования инвестиционного проекта осуществляется инициатором инвестиционного проекта в соответствии с методическими указаниями. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 № 1133)
9. Инициатор инвестиционного проекта направляет стратегическое и комплексное обоснования инвестиционного проекта в уполномоченный орган. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2188)
В случае если инвестиционный проект является комплексным, инициатор инвестиционного проекта направляет стратегическое и комплексное обоснования инвестиционного проекта в Правительство Российской Федерации, которое в срок не более 10 дней определяет уполномоченный орган и иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2188)
10. Для проведения проверки и оценки стратегического обоснования инвестиционного проекта инициатор инвестиционного проекта представляет в уполномоченный орган паспорт инвестиционного проекта по форме согласно приложению № 1, заполненный в соответствии с методическими указаниями, и пояснительную записку, содержащую обоснование стратегической значимости инвестиционного проекта, описание потенциальных ограничений для успешной реализации инвестиционного проекта, включая ограничения, связанные с рынком сбыта продукции, качеством технической проработки инвестиционного проекта, организационной проработкой инвестиционного проекта и его управлением, ресурсной базой инвестиционного проекта, а также альтернативные варианты реализации инвестиционного проекта (далее - пояснительная записка) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2188)
11. Основанием для отказа уполномоченного органа в принятии документов для проведения проверки и оценки стратегического обоснования инвестиционного проекта является несоответствие документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, методическим указаниям. В этом случае уполномоченный орган возвращает представленные документы инициатору инвестиционного проекта в срок не более 5 дней. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2188)
12. В случае доработки паспорта инвестиционного проекта и пояснительной записки инициатор инвестиционного проекта повторно направляет их в уполномоченный орган в установленном порядке.
13. Уполномоченный орган проводит проверку и оценку стратегического обоснования инвестиционного проекта в следующих целях: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2188)
а) определение точности и полноты заполнения представленных документов в соответствии с методическими указаниями;
б) оценка стратегической значимости инвестиционного проекта и соответствия инвестиционного проекта утвержденным отраслевым государственным программам Российской Федерации.
14. (Пункт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2188)
15. (Пункт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2188)
16. (Пункт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2188)
17. (Пункт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2188)
18. (Пункт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2188)
19. Оценка стратегического обоснования инвестиционного проекта состоит из анализа:
а) вклада инвестиционного проекта в достижение целей отраслевой стратегии, стратегии развития региона и целевых показателей государственных программ Российской Федерации;
б) наличия следующих потенциальных ограничений для успешной реализации инвестиционного проекта:
ограничения, связанные с рынком сбыта продукции;
ограничения, связанные с качеством технической проработки инвестиционного проекта;
ограничения, связанные с организационной проработкой инвестиционного проекта и его управлением;
ограничения, связанные с ресурсной базой инвестиционного проекта.
20. В случае если уполномоченный орган запрашивает у инициатора инвестиционного проекта дополнительные обосновывающие материалы для проведения оценки стратегического обоснования инвестиционного проекта (с указанием срока предоставления таких материалов) , срок проведения такой оценки подлежит приостановлению до момента представления запрашиваемых материалов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2188)
21. По итогам проведения оценки стратегического обоснования инвестиционного проекта уполномоченным органом подготавливается заключение о стратегической значимости инвестиционного проекта. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2188)
22. Уполномоченный орган в 3-дневный срок со дня подготовки заключения о стратегической значимости инвестиционного проекта уведомляет инициатора инвестиционного проекта о результатах оценки стратегического обоснования инвестиционного проекта в случае необходимости доработки инвестиционного проекта. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2188)
Инициатор инвестиционного проекта повторно направляет в уполномоченный орган доработанное стратегическое обоснование инвестиционного проекта с учетом замечаний уполномоченного органа для проведения повторной оценки стратегического обоснования инвестиционного проекта. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2188)
23. (Пункт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2188)
24. Для проведения проверки комплексного обоснования инвестиционного проекта инициатор инвестиционного проекта представляет в уполномоченный орган следующие документы:
а) бизнес-план;
б) финансовая модель;
в) независимое заключение о проведении технологического аудита инвестиционного проекта, включающее заключение относительно технологической реализуемости инвестиционного проекта, подтверждение капитальных затрат и заключение относительно экологической безопасности инвестиционного проекта;
г) маркетинговое исследование;
д) предложения от поставщиков оборудования и подрядчиков (при наличии) ;
е) предварительные план-график реализации инвестиционного проекта и план-график финансирования инвестиционного проекта, предусмотренные Правилами осуществления мониторинга и контроля реализации самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, целевого использования средств Фонда национального благосостояния при финансировании указанных проектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. № 1008 "О порядке осуществления мониторинга и контроля реализации самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, целевого использования средств Фонда национального благосостояния при финансировании указанных проектов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила мониторинга) . Средства Фонда национального благосостояния могут быть направлены на оплату товаров, работ (услуг) в рамках мероприятий инвестиционного проекта, указанных в предусмотренном Правилами мониторинга плане-графике реализации инвестиционного проекта. (Дополнение подпунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 № 1008)
25. В случае подготовки положительного заключения о стратегической значимости инвестиционного проекта уполномоченный орган проводит проверку комплексного обоснования инвестиционного проекта в целях определения точности и полноты заполнения представленных документов в соответствии с методическими указаниями. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2188)
26. Основанием для отказа уполномоченного органа в принятии документов для проведения проверки комплексного обоснования инвестиционного проекта является несоответствие документов, предусмотренных пунктом 24 настоящих Правил, методическим указаниям.
В этом случае уполномоченный орган возвращает представленные документы инициатору инвестиционного проекта в срок не более 10 дней со дня поступления от инициатора проекта документов, предусмотренных пунктом 24 настоящих Правил.
27. Срок проведения проверки уполномоченным органом стратегического и комплексного обоснований инвестиционного проекта, а также оценки его стратегического обоснования составляет не более 20 дней со дня представления документов, предусмотренных пунктами 10 и 24 настоящих Правил. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2188)
28. В случае подготовки положительного заключения о стратегической значимости инвестиционного проекта, а также подтверждения точности и полноты заполнения представленных инициатором инвестиционного проекта документов по итогам проверки комплексного обоснования инвестиционного проекта уполномоченный орган направляет документы, предусмотренные пунктами 10 и 24 настоящих Правил, с приложением заключения о стратегической значимости инвес