ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 сентября 2012 г. № 1654-р
МОСКВА
Одобрить прилагаемую программу развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" на 2012 - 2020 годы.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
ОДОБРЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 10 сентября 2012 г. № 1654-р
ПРОГРАММА развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" на 2012 - 2020 годы
I. Общие положения
Россия ставит перед собой амбициозные цели долгосрочного развития - обеспечение высокого уровня благосостояния населения, укрепление геополитической роли страны, построение экономики, ориентированной на инновационную, социальную модель развития.
Одной из ключевых задач, определяющих конкурентоспособность нашей страны, является формирование новой генерации управленческих кадров в государственном, общественном и частном секторах.
Перед Россией стоит ряд вызовов. Российская Федерация сталкивается с ростом глобальной конкуренции за международный статус государства и привлекательность экономики страны в условиях повсеместного обновления и повышения эффективности систем управления. Стабилизация социально-экономической ситуации в стране открывает возможности для перехода от антикризисного и оперативного управления к управлению долгосрочными изменениями и развитием, что требует инновационного и креативного менеджмента, обеспечивающего гибкость в решении оперативных задач для достижения стратегических целей. Распространение принципов рыночной конкуренции и свободы выбора, в том числе в системе предоставления государственных услуг, снижает эффективность административных способов управления социальными процессами и требует развития современных методов политического управления (интенсивных публичных коммуникаций, обратной связи, политического посредничества и так далее) . Граждане Российской Федерации выдвигают все более высокие требования к качеству жизни и стандартам предоставления государственных услуг, что диктует необходимость перехода к качественным показателям экономического роста и требует от управленцев понимания целей и механизмов качественных изменений. Переход системы государственного управления к философии "электронного государства" требует нового уровня проектной и технологической культуры. Формирование конкурентоспособной, ресурсосберегающей, ориентированной на инновационный прорыв экономики требует кардинального переосмысления и творческой переработки подходов и методов формирования системы бизнес-образования, в равной мере учитывающих лучшие образцы мирового управленческого опыта и особенности национальной деловой культуры и хозяйственной практики.
Указанные вызовы требуют:
разработки инновационных образовательных программ, ориентированных на формирование у российских менеджеров и предпринимателей креативного и инновационного мышления, развитие лидерского потенциала и стратегического видения, а также на воспитание у представителей бизнеса чувства социальной ответственности;
повышения качества подготовки и профессиональной переподготовки руководящих кадров для государственной и муниципальной службы, а также общественного сектора экономики, создания системы непрерывного образования, гарантирующей конкурентоспособный уровень компетентности государственных и муниципальных служащих;
формирования новой генерации преподавателей, ориентированных на работу во взрослой управленческой аудитории, владеющих самыми современными интерактивными и проектными методиками работы, современными информационными технологиями, способных эффективно преподавать в мультикультурной и мультилингвистической среде, обладающих исследовательскими и творческими навыками и сфокусированных на участии в решении наиболее насущных практических задач российского государства и бизнеса.
II. Миссия Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Миссией Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - Академия) является подготовка глобально конкурентоспособных и адаптивных управленческих кадров для государственного, общественного и частного секторов с целью решения задачи инновационного развития общества; осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок в социально-экономической и гуманитарной сферах; научное и экспертно-аналитическое сопровождение органов государственной власти Российской Федерации.
III. Стратегическая цель, задачи и приоритеты Академии
Стратегической целью Академии является создание образовательной, научной и организационно-методической среды, обеспечивающей подготовку управленческих кадров высшей квалификации для государственного, общественного и частного секторов.
Для достижения стратегической цели поставлены и решаются следующие задачи:
приведение образовательной деятельности в соответствие с требованиями международной конкурентоспособности образовательного процесса;
реализация образовательных программ высшего профессионального, послевузовского профессионального, дополнительного профессионального и среднего профессионального образования социально-экономической и гуманитарной направленности с развитием управленческих компетенций;
разработка и реализация образовательных программ для специалистов в области экономики, государственно-общественного управления, юриспруденции, менеджмента, соответствующих лучшим мировым достижениям;
подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации кадров в сфере государственного и муниципального управления;
подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
разработка и внедрение новых конкурентоспособных технологий обучения;
проведение конкурентоспособных научных исследований, экспертное сопровождение органов государственной власти;
организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по актуальным направлениям глобального развития в интересах Российской Федерации, в том числе в интересах Администрации Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
осуществление международного сотрудничества в соответствии с профилем деятельности Академии, в том числе участие от имени Российской Федерации в реализации международных проектов на основании решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Приоритетами в деятельности Академии являются:
обеспечение единой системы подготовки кадров;
лидерство в методологии обучения и территориальном охвате в подготовке государственных и муниципальных служащих;
международно признанные программы бизнес-образования;
развитие активных методов обучения;
обеспечение междисциплинарного и индивидуального характера программ обучения;
аналитическое сопровождение деятельности органов государственной власти.
IV. Основные принципы деятельности Академии
Основными принципами деятельности Академии являются:
непрерывность образования. Современное образование сопровождает руководителя и специалиста на всем протяжении его профессиональной деятельности, то есть является непрерывным;
индивидуализация образования. Студентам и слушателям предоставляется возможность формировать свою образовательную траекторию из набора предоставляемых модулей с целью реализации индивидуальных программ обучения и развития;
интернационализация образовательных программ. Профессиональная деятельность руководителя и специалиста предполагает использование современных подходов к профессиональной деятельности, в том числе передового международного опыта. Это обусловливает необходимость учета при разработке образовательных модулей и программ опыта ведущих зарубежных образовательных организаций, приглашения иностранных преподавателей, увеличения доли иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам высшего профессионального образования, в общем контингенте таких студентов, прохождения студентами и слушателями зарубежных стажировок, а также развития студенческих и преподавательских академических обменов;
новые образовательные технологии. Практика работы ведущих российских и зарубежных образовательных организаций убедительно демонстрирует эффективность активных методов обучения в сравнении с пассивностью классической лекционно-семинарской модели преподавания. В связи с этим основой модулей и программ обучения руководителей и специалистов становятся активные методы обучения ("ситуационные кейсы", тренажеры, компьютерные симуляторы, деловые игры) и проектный подход в обучении (проекты, ориентированные на достижение слушателями практически значимых результатов в ходе и по окончании образовательной программы) ;
компетентностный подход. Образовательные программы ориентируются не на стандартный набор лекций и количество часов занятий, а на овладение слушателями определенными практическими компетенциями. Программы должны четко фиксировать, какой набор новых квалификаций и компетенций получают слушатели по завершении программы обучения;
выделение центров превосходства, предоставляющих конкурентоспособные образовательные услуги, и создание на их базе методического и организационного ядра современной системы непрерывного образования управленческих кадров.
V. Академия сегодня
Академия создана Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. № 1140 путем присоединения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также 12 других федеральных государственных образовательных учреждений к Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.
В настоящее время Академия - крупнейшее учебное заведение в России, 68 филиалов Академии представлены в 53 субъектах Российской Федерации.
По состоянию на 31 декабря 2011 г. общее число студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования в Академии и ее филиалах, составляет более 116 тыс. человек, в том числе студентов очной формы обучения - свыше 28 тыс. человек. Общее количество обучающихся по программам послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования - свыше 77 тыс. человек.
В Академии реализуются основные профессиональные образовательные программы - 22 программы бакалавриата, 26 программ подготовки специалиста, 14 программ магистратуры. Реализуется 31 программа среднего профессионального образования.
В Академии разработаны и реализуются более 700 программ дополнительного профессионального образования. Ежегодно обновляется около 30 процентов указанных программ.
Действуют аспирантуры (65 научных специальностей) и докторантуры (25 научных специальностей) в рамках деятельности 33 диссертационных советов.
В 2007 - 2008 годах Академия успешно реализовала инновационную образовательную программу в рамках приоритетного национального проекта "Образование", целью которой являлось осуществление инновационной подготовки управленческих кадров для решения стратегических задач развития отраслей экономики и социальной сферы.
В Академии разработаны уникальные программы подготовки государственных служащих для федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации.
Академия в настоящее время является одним из лидеров по подготовке менеджеров высшего уровня для российских предприятий и организаций. Свыше трети обучающихся по программам MBA (Master of Business Administration) в Российской Федерации - слушатели Академии.
Большинство программ MBA и ЕМВА (Executive Master of Business Administration) имеют аккредитации самых престижных аккредитующих ассоциаций мира.
Академия стала одним из инициаторов введения в систему российского образования программ МРА (Master of Public Administration) . Целью этих программ является обеспечение кадровых потребностей органов государственной власти.
По рейтингу российских университетских бизнес-инкубаторов журнал "Форбс" в 2010 году поставил на 1-е место успешно функционирующий в Академии учебно-научный центр "Бизнес-инкубатор".
Для многих образовательных программ Академии высока роль международного компонента, что позволяет обеспечивать их конкурентоспособность на международном образовательном рынке. Особое внимание уделяется признанию и внешней оценке образовательных программ со стороны международного профессионального сообщества и экспорту российского образования в ведущие зарубежные страны.
Академия имеет широкие международные связи с ведущими зарубежными университетами, в числе которых Стенфордский и Гарвардский университеты, университет Дюка (США) , Кингстонский университет (Великобритания) , другие университеты Германии, Франции, Великобритании. Академия не только направляет российских студентов за рубеж, реализует совместные программы с ведущими университетами, но также обучает зарубежных студентов.
Научный потенциал Академии составляют свыше 700 докторов наук и профессоров, свыше 2300 кандидатов наук и доцентов.
Результаты научной и экспертной деятельности Академии как крупнейшего консультанта по проектам и программам развития, разрабатываемым федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации, корпорациями и общественными организациями, позволяют постоянно совершенствовать и актуализировать образовательный процесс.
Академия обладает уникальным библиотечным фондом в сотни тысяч экземпляров и значительной материально-технической базой. Московский кампус насчитывает около 298 тыс. кв. метров площади. Совокупные площади филиальной сети (с учетом арендуемых площадей) превышают 700 тыс. кв. метров.
Академия является в настоящее время идеологом и разработчиком проектов системы непрерывного образования в России. Ею разработана концепция формирования современной системы непрерывного образования государственных гражданских служащих, на базе которой возможна модернизация системы повышения квалификации и переподготовки государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Поручением Президента Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. № Пр-3484 и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2010 г. № 636-р Академия определена единственным исполнителем по оказанию услуг по подготовке и переподготовке высшего уровня резерва управленческих кадров в рамках реализации федеральной программы "Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010 - 2015 годы) ". Распоряжением Президента Российской Федерации от 2 мая 2012 г. № 202-рп Академия определена единственным исполнителем размещаемого в 2012 году федеральными государственными органами государственного заказа на повышение квалификации до 1000 федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, по образовательной программе "Функции подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений".
Академия активно сотрудничает с субъектами Российской Федерации как в части обучения, так и проведения совместных работ, направленных на инновационное развитие их экономики.
По данным за 2011 год доля внебюджетных средств в общем объеме бюджета Академии составила 75 процентов, что свидетельствует о высокой востребованности проводимых научно-исследовательских работ, целевых программ подготовки управленческих кадров, популярности образовательных программ, реализуемых Академией, среди молодежи, а также подтверждает высокий уровень финансовой устойчивости.
Тем не менее в настоящее время Академия сталкивается с рядом проблем, среди которых:
сложная управленческая и учебная логистика, возникшая из-за беспрецедентной территориальной распределенности филиальной сети;
необходимость аренды учебных площадей филиалами для проведения занятий;
устаревшее материально-техническое оснащение;
недостаточное количество квалифицированного профессорско-преподавательского состава в отдельных субъектах Российской Федерации.
VI. Мероприятия программы
1. Системное развитие образовательных процессов
Достижение целей и решение задач настоящей программы будут осуществляться путем скоординированного выполнения комплекса мероприятий.
Системное развитие образовательных процессов предполагает выполнение мероприятий по следующим направлениям:
направление 1 - разработка и реализация конкурентоспособных образовательных программ;
направление 2 - международная образовательная деятельность;
направление 3 - разработка и внедрение новых конкурентоспособных технологий обучения.
Ядром образовательной политики Академии является обеспечение соответствия качества подготовки и профессиональной переподготовки управленческих кадров в государственном, общественном и бизнес-секторе современным требованиям развивающейся инновационной экономики.
Образовательная политика Академии предполагает реализацию следующих основных мероприятий:
разработка собственных образовательных стандартов на основе признанных международных принципов и требований к качеству, значительно превышающих требования федеральных государственных образовательных стандартов;
разработка и реализация современных образовательных программ подготовки и профессиональной переподготовки государственных гражданских (муниципальных) служащих, руководителей и специалистов бизнес-сектора экономики, а также общественных организаций;
разработка и реализация практико-ориентированных образовательных программ, формирующих эффективных лидеров для работы в условиях динамичного социально-экономического развития Российской Федерации;
формирование полноценной фундаментальной (социально-экономической и гуманитарной) составляющей обучения по всем образовательным программам;
проведение ежегодной актуализации содержания образовательных программ;
широкое привлечение к разработке и реализации образовательных программ ученых, действующих экспертов-практиков, представителей общественных объединений работодателей;
создание условий для реализации индивидуальных учебных планов студентов за счет перехода на модульный принцип организации учебных программ и использование системы зачетных единиц (кредитов) ;
разработка и реализация новых образовательных программ бакалавриата с использованием компетентностного подхода, ориентированного на перспективные потребности развития экономики и социальной сферы Российской Федерации;
включение в программы обучения каждого студента модулей, направленных на формирование комплекса базовых компетенций и личностных качеств, необходимых для успешного включения в практическую деятельность;
разработка и реализация образовательных программ "прикладного бакалавриата" на базе интегрированных в состав Академии учреждений среднего профессионального образования;
разработка и внедрение модели сетевого взаимодействия филиалов, вузов, научных и инновационных организаций, обеспечивающей эффективное использование их ресурсов для обучения с целью совмещения студентами, обучающимися в магистратуре, и аспирантами образовательной, научной, инновационной и производственной деятельности;
включение в образовательные программы Академии модулей, реализуемых другими вузами Российской Федерации и зарубежными учебными заведениями;
масштабное использование новых технологий обучения;
внутривузовская оценка образовательных программ;
интеграция в образовательные программы стажировок и практик, чередование обучения и п