ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 марта 2011 г. № 534-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года".
2. Определить:
государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года" (далее - Программа) - МЧС России;
государственными заказчиками Программы - МЧС России, Минобрнауки России, Рослесхоз, Росгидромет, Ространснадзор и Ростехнадзор.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 12130, 843 млн. рублей (в ценах соответствующих лет) .
4. МЧС России обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 29 марта 2011 г. № 534-р
КОНЦЕПЦИЯ федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года"
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации
В последнее десятилетие количество опасных природных явлений и крупных техногенных катастроф на территории Российской Федерации ежегодно растет, при этом количество чрезвычайных ситуаций и погибших в них людей на протяжении последних лет неуклонно снижается. Это говорит о высокой эффективности предупредительных мероприятий и мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Однако природные и техногенные риски чрезвычайных ситуаций, возникающие в процессе глобального изменения климата, хозяйственной деятельности или в результате крупных техногенных аварий и катастроф, несут значительную угрозу для населения и объектов экономики страны. Особенно актуален вопрос обеспечения безопасности жизнедеятельности населения от угроз природного и техногенного характера при реализации новых крупных экономических и инфраструктурных проектов.
По-прежнему значительную угрозу для населения представляет сейсмическая опасность, так как более 25 процентов территории Российской Федерации с населением более 20 млн. человек может подвергаться землетрясениям силой 7 баллов и выше. На сейсмоопасных территориях находится большое количество критически важных объектов и жилых зданий, а также планируются к реализации крупные экономические и инфраструктурные проекты, что в случае сильного землетрясения может привести к их серьезным разрушениям и усилить поражающий эффект для населения.
Значительные риски чрезвычайных ситуаций обусловлены в том числе глобальным изменением климата, изменением границ областей вечной мерзлоты и другими природными процессами.
В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на потенциально опасных объектах проживает свыше 90 млн. жителей страны (60 процентов) .
Значительную социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах теплоснабжения и жилищно-коммунального хозяйства.
В связи с усложнением процесса добычи углеводородов существует риск возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, связанными с добычей, транспортировкой и переработкой нефтепродуктов, угля и природного газа.
Анализ информации о чрезвычайных ситуациях с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями и пожарами, происшествия на воде, а также техногенные аварии и террористические акты являются основными источниками чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики страны и, как следствие, для устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности России. Годовой экономический ущерб (прямой и косвенный) от чрезвычайных ситуаций составляет 1, 5 - 2 процента валового внутреннего продукта (от 675 до 900 млрд. рублей) . Чрезвычайные ситуации федерального и регионального характера в регионах с малым бюджетом могут существенно ограничивать их социально-экономическое развитие.
Основной задачей деятельности органов государственной власти в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности населения, сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития регионов и страны в целом с учетом планов реализации экономических и инфраструктурных проектов на период до 2020 года.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - единая система) , ее интеграции с аналогичными иностранными системами.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, планируется поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такой подход требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований. При этом должна произойти смена приоритетов при защите населения и территорий от опасности и угроз различного характера - вместо "культуры реагирования" на чрезвычайные ситуации на первом месте должна быть "культура предупреждения".
Для этого необходимо осуществить следующие меры:
совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, разработка и внедрение новых форм и методов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
завершение создания общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - общероссийская система информирования) ;
развитие инновационной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов, в том числе объектов теплоснабжения;
завершение создания межрегиональных и региональных центров управления в кризисных ситуациях;
развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защиты населения и территорий от опасности, обусловленной возникновением чрезвычайных ситуаций, а также средств и технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание системы независимой оценки рисков в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обеспечение высоких стандартов жизнеобеспечения и создание условий для безопасной жизнедеятельности населения, предотвращение экологических бедствий и техногенных катастроф, предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций являются важнейшими задачами государства. Проблема носит комплексный характер, ее решение требует продуманной координации действий органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, предполагает обеспечение тесного взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства, активного сотрудничества с заинтересованными сторонами на международном уровне.
Эффективная государственная поддержка решения указанных проблем в рамках федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года" (далее - Программа) позволит осуществлять комплексный и единый методологический подход к их решению с учетом взаимосвязи (исключение дублирования и взаимное дополнение) с другими реализуемыми и планируемыми к реализации действиями государства, направленными на защиту населения и территорий от угроз природного и техногенного характера в Российской Федерации.
Ключевые мероприятия Программы будут направлены на снижение риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера путем сокращения количества погибших и пострадавших в чрезвычайных ситуациях и предотвращения ущерба от чрезвычайных ситуаций, создание систем комплексной безопасности межрегионального, регионального, муниципального и объектового уровней на основе технологий общероссийской системы информирования, развитие пилотных проектов систем экстренного реагирования с использованием ресурсов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (далее - ГЛОНАСС) , а также совершенствование системы подготовки населения и должностных лиц к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.
Настоящая Концепция ориентирована на достижение стратегической цели, которой является защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
II. Предварительный анализ итогов реализации федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года"
В 2000 - 2005 годах решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации осуществлялось программно-целевым методом в рамках федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. № 1098, в ходе реализации которой был получен первый опыт решения задач в этой области. Были начаты работы по созданию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, получены первые результаты в области комплексного анализа рисков чрезвычайных ситуаций, созданы новые образцы техники для борьбы с лавинами, ледовыми заторами и лесными пожарами, разработан и издан атлас природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.
Начиная с 2006 года решение этих задач продолжилось в рамках федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 г. № 1 (далее - Программа 2010 года) , и региональных целевых программ аналогичной направленности.
Основные результаты Программы 2010 года:
создан Национальный центр управления в кризисных ситуациях (далее - Национальный центр) и начато создание 7 центров управления в кризисных ситуациях в федеральных округах, что позволило начать переход на управление рисками чрезвычайных ситуаций на базе новых информационных технологий и более чем в 2, 5 раза повысить оперативность и эффективность реагирования в чрезвычайных ситуациях. Высокая эффективность новой системы управления в кризисных ситуациях была показана в ходе ликвидации последствий грузино-югоосетинского вооруженного конфликта в 2008 году, аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году, природных пожаров на территории Российской Федерации в 2010 году и других крупных чрезвычайных ситуаций. Однако для эффективного управления рисками чрезвычайных ситуаций на территории всей страны необходимо развитие инфраструктуры новых информационных технологий управления рисками во всех субъектах Российской Федерации;
созданы первая и вторая очереди общероссийской системы информирования, которые функционируют в 33 крупных городах Российской Федерации. Проведение указанных мероприятий позволило охватить современными информационными средствами в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций более 60 млн. человек (более 40 процентов населения страны) . Дальнейшее развитие общероссийской системы информирования требует создания информационных центров во всех субъектах Российской Федерации, дооснащения системы средствами химического и радиационного контроля и мобильными комплексами информирования и оповещения населения;
создана система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, соответствующих ведомственных организаций в рамках функциональных подсистем единой системы, центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в федеральных округах и во всех субъектах Российской Федерации, что позволило охватить указанной системой значительную часть территории страны, повысить достоверность прогнозов и эффективность системы предупреждения чрезвычайных ситуаций;
модернизированы федеральная система сейсмологических наблюдений и система предупреждения о цунами, что позволило повысить оперативность обработки сейсмических данных и уменьшить время формирования срочных донесений о сильных землетрясениях за период с 2006 по 2009 годы в среднем с 43 до 28 минут (на 34 процента) . Время доведения информации о параметрах землетрясений до системы предупреждения о цунами сокращено с 20 до 10 минут;
созданы региональные системы мониторинга состояния защищенности от угроз природного и техногенного характера критически важных объектов (Калужская, Мурманская, Архангельская области и Республика Тыва) . Дальнейшее развитие систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимо осуществлять в рамках создания систем комплексной безопасности;
разработаны и изданы атлас природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации (вторая редакция) и атласы природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций на территории федеральных округов. Дальнейшее развитие работы необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с экономическими, демографическими, социальными и другими характеристиками регионов путем создания информационно-картографической системы визуализации социально-экономической эффективности результатов деятельности единой системы с учетом рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также инвестиционной привлекательности регионов;
получили дальнейшее развитие научно-методические основы и механизмы координации управления в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций, повышения уровня защищенности критически важных объектов Российской Федерации и населения от угроз природного и техногенного характера, а также от опасности кризисных ситуаций. Полученные результаты позволяют перейти от общих теоретических исследований в данной сфере к конкретизации данных работ применительно к конкретным объектам защиты, несущим угрозу для населения и территорий;
внедрены современные формы подготовки специалистов различного уровня в области управления рисками с применением новых информационных технологий. При этом основной упор должен быть сделан на подготовку специалистов и населения с применением различных способов психологической подготовки.
Наличие Программы 2010 года и соответствующих региональных целевых программ в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций позволило обеспечивать достаточно эффективную координацию деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации.
Предварительные итоги реализации Программы 2010 года свидетельствуют о том, что по основным мероприятиям ее потенциал был реализован в полном объеме. В первую очередь это связано с тем, что удалось привлечь к реализации мероприятий Программы 2010 года финансовые средства субъектов Российской Федерации в объеме, запланированном при ее принятии. Однако потенциал для роста привлечения финансовых средств еще достаточно высок, так как лишь около 50 процентов субъектов Российской Федерации приняли активное участие в реализации ее мероприятий.
Реализация программных мероприятий позволила обеспечить разработку основных элементов правового регулирования в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций и координацию действий федеральных органов государственной власти в сфере их ответственности. Программа 2010 года обеспечила базовые условия для реализации неотложных мер в области обеспечения безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития страны с учетом необходимости реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов на период до 2020 года.
III. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Внедрение методов программно-целевого планирования позволило повысить эффективность вложения финансовых средств в мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Анализ структуры расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации показал, что в последние годы неуклонно росло финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Так, при общем росте финансирования указанных мероприятий на 1, 3 процента в год снижение количества чрезвычайных ситуаций составило 3, 4 процента в год, а число погибших в чрезвычайных ситуациях - 4, 2 процента в год. Это подтверждает эффективность вложения финансовых средств в такие мероприятия.
При применении программно-целевого метода осуществляется:
развитие и использование научного потенциала в исследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций (в том числе обусловленных опасными гидрометеорологическими явлениями и резкими изменениями погодно-климатических условий) и особенностей их протекания;
информационная поддержка и создание инфраструктуры для ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций;
координация действий по поддержанию в необходимой готовности сил и средств реагирования на чрезвычайные ситуации, в том числе и при реализации инфраструктурных проектов;
реализация комплекса практических мер, исключающих возникновение чрезвычайных ситуаций.
Формирование эффективной "вертикали реагирования" на чрезвычайные ситуации возможно при наличии единой информационно-управляющей системы в этой сфере, деятельность которой подкреплена наличием необходимых законодательных и нормативных документов, координирующих информационные потоки.
IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Как показала практика прошедшего десятилетия, эффективное противодействие чрезвычайным ситуациям не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики.
Задача повышения уровня защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации без программно-целевого планирования распадается на решение ряда частных задач в этой сфере, что не позволит обеспечить требуемую динамику снижения количества чрезвычайных ситуаций, числа погибших в чрезвычайных ситуациях и ущерба от чрезвычайных ситуаций даже при увеличении финансирования для решения этих задач. Единственный путь сохране