<p>ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 27 декабря 2010 г. N 2446-р МОСКВА Утратилo силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 г. N 479 (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2011 г. N 688; Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.02.2013 г. N 200-р) Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года". Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин __________________________ УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 2446-р Государственная программа Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2011 г. N 688; Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.02.2013 г. N 200-р) П А С П О Р Т государственной программы Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" Ответственный - Министерство энергетики Российской Федерации исполнитель Программы Соисполнители - Министерство экономического развития Российской Программы Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации Подпрограммы - "Энергосбережение и повышение энергетической Программы эффективности в электроэнергетике"; "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры"; "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности"; "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельском хозяйстве"; "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на транспорте"; "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в государственных (муниципальных) учреждениях и сфере оказания услуг"; "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде"; "Стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъектах Российской Федерации"; "Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности" Программно- - определение целевых индикаторов и показателей целевые энергосбережения и повышения энергетической инструменты эффективности для секторов экономики, создание Программы условий и использование механизмов стимулирования их достижения, включая стимулирование реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности за счет софинансирования из федерального бюджета; стимулирование реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности для энергоемких видов деятельности за счет предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; стимулирование реализации типовых проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности за счет применения предусмотренных законодательством экономических механизмов, используемых преимущественно в рамках региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских и технологических работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; финансирование образовательной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; финансирование информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включая создание государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования Цели Программы - снижение за счет реализации мероприятий Программы энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации на 13, 5 процента, что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить решение задачи по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта на 40 процентов в 2007-2020 годах; формирование в России энергоэффективного общества Задачи - существенное снижение доли энергетических Программы издержек, снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему и обеспечение повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости российской экономики, обеспечение населения качественными энергетическими услугами по доступным ценам; снижение выбросов парниковых газов, а также снижение вредных выбросов и укрепление на этой основе здоровья населения; формирование целостной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности на основе комплексного развития инфраструктуры, обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов, занятых в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, пропаганды и внедрения системы энергетического менеджмента; совершенствование нормативной правовой базы для активизации государственно-частного партнерства и привлечения частных инвестиций для реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; реализация механизмов, стимулирующих энергосбережение и повышение энергетической эффективности, обеспечивающих активизацию деятельности как населения, так и бизнеса по реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; повышение объемов внедрения разработок российских научных организаций и высших учебных заведений, а также продукции российских производителей при реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; сохранение и расширение потенциала экспорта энергетических ресурсов и доходной части федерального бюджета за счет сокращения неэффективного потребления энергии на внутреннем рынке; формирование механизмов стимулирования деятельности энергосервисных компаний; подготовка кадров в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Целевые - обеспечение за счет реализации мероприятий индикаторы Программы снижения энергоемкости валового и показатели внутреннего продукта на 13, 5 процента за весь Программы срок реализации Программы; обеспечение за счет реализации мероприятий Программы годовой экономии первичной энергии в объеме не менее 100 млн. тонн условного топлива (к 2016 году) и 195 млн. тонн условного топлива к концу реализации Программы (к концу 2020 года) Срок и этапы - 2011-2020 годы, в том числе: реализации I этап - 2011-2015 годы; Программы II этап - 2016-2020 годы Объемы - средства федерального бюджета в размере 70 млрд. финансирования рублей, в том числе: Программы I этап (2011-2015 годы) - 35 млрд. рублей, II этап (2016-2020 годы) - 35 млрд. рублей; средства бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 625 млрд. рублей, в том числе: I этап (2011-2015 годы) - 208 млрд. рублей, II этап (2016-2020 годы) - 417 млрд. рублей; средства внебюджетных источников в размере 8837 млрд. рублей, в том числе: I этап (2011-2015 годы) - 3310 млрд. рублей, II этап (2016-2020 годы) - 5527 млрд. рублей. Объемы и источники финансирования уточняются при формировании федерального бюджета на соответствующий период бюджетного планирования Ожидаемые - обеспечение достижения за счет реализации результаты мероприятий Программы: реализации суммарной экономии первичной энергии в объеме Программы 334 млн. тонн условного топлива на I этапе (2011-2015 годы) и 1124 млн. тонн условного топлива за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы) ; экономии природного газа в объеме 108 млрд. куб. метров на I этапе (2011-2015 годы) и 330 млрд. куб. метров за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы) ; экономии электроэнергии в объеме 218 млрд. кВт x ч на I этапе (2011-2015 годы) и 630 млрд. кВт x ч за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы) ; экономии тепловой энергии в объеме 500 млн. Гкал на I этапе (2011-2015 годы) и 1550 млн. Гкал за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы) ; экономии нефтепродуктов в объеме 5 млн. тонн на I этапе (2011-2015 годы) и 17 млн. тонн за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы) ; годового снижения выбросов парниковых газов: к 2016 году - 207 млн. тонн экв. СО ; 2 к 2021 году - 409 млн. тонн экв. СО ; 2 суммарного снижения выбросов парниковых газов в размере 673, 5 млн. тонн экв. СО на I этапе 2 (2011-2015 годы) и 2436 млн. тонн экв. СО за 2 весь срок реализации Программы (2011-2020 годы) ; годовой экономии на приобретение всеми потребителями энергетических ресурсов: к 2016 году - 815 млрд. рублей; к 2021 году - 1728 млрд. рублей (в текущих ценах) ; суммарной экономии затрат на энергию всеми потребителями энергетических ресурсов в размере 2439 млрд. рублей на I этапе (2011-2015 годы) и 9255 млрд. рублей (в текущих ценах) за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы) ; суммарной экономии средств бюджетов всех уровней на приобретение энергетических ресурсов для государственных (муниципальных) учреждений в размере 175 млрд. рублей на I этапе (2011-2015 годы) и 530 млрд. рублей за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы) ; суммарной экономии средств бюджетов всех уровней на предоставление субсидий на приобретение энергетических ресурсов для населения в размере 82 млрд. рублей на I этапе (2011-2015 годы) и 260 млрд. рублей за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы) ; поступления дополнительных сборов от уплаты организациями налога на прибыль за счет снижения энергетических затрат организаций: к 2016 году - 163 млрд. рублей; к 2021 году - 346 млрд. рублей; получения экономического потенциала увеличения доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа за счет их экономии при реализации мероприятий Программы в размере 900 млрд. рублей на I этапе (2011-2015 годы) и 2700 млрд. рублей за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы) I. Характеристика текущего состояния сферы энергосбережения и уровня эффективности использования энергии в Российской Федерации, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Программы Государственная программа Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" (далее - Программа) разработана в соответствии с планом подготовки актов по реализации в 2009-2010 годах Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1996-р. Программа направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности российской экономики, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов. Энергоемкость валового внутреннего продукта России в 2, 5 раза выше среднемирового уровня и в 2, 5 - 3, 5 раза выше, чем в развитых странах. Более 90 процентов мощностей действующих электростанций, 83 процентов жилых зданий, 70 процентов котельных, 70 процентов технологического оборудования электрических сетей и 66 процентов тепловых сетей было построено еще до 1990 года. Около четверти используемых в настоящее время бытовых холодильников было приобретено более 20 лет назад. В промышленности эксплуатируется 15 процентов полностью изношенных основных фондов. Длительное сохранение разрыва в уровнях энергетической эффективности с передовыми странами недопустимо. Сохранение высокой энергоемкости российской экономики приведет к снижению энергетической безопасности России и сдерживанию экономического роста. Выход России на стандарты благосостояния развитых стран на фоне усиления глобальной конкуренции и исчерпания источников экспортно-сырьевого типа развития требует кардинального повышения эффективности использования всех видов энергетических ресурсов. В 2000-2008 годах после долгого отставания Россия вырвалась в мировые лидеры по темпам снижения энергоемкости валового внутреннего продукта. За эти годы данный показатель снизился на 35 процентов, то есть в среднем снижался почти на 5 процентов в год. Основной вклад в снижение энергоемкости валового внутреннего продукта внесли структурные сдвиги в экономике, поскольку промышленность и жилой сектор развивались медленнее, чем сфера услуг, а в промышленности опережающими темпами росло производство менее энергоемких продуктов. "Восстановительный" рост в промышленности позволил получить эффект "экономии на масштабах производства" (экономии на условно-постоянных расходах энергии по мере роста загрузки старых производственных мощностей) , но сохранил высокоэнергоемкую сырьевую специализацию и технологическую отсталость российской экономики. В перспективе на первый план выдвигается технологическая экономия энергии, в отношении которой успехи России пока недостаточны. В 2000-2008 годах за счет внедрения новых технологий при новом строительстве и модернизации энергоемкость валового внутреннего продукта снижалась в среднем только на 1 процент в год, или примерно так же, как и во многих развитых странах, что не позволило существенно сократить технологический разрыв с этими странами. Эффект от внедрения новых технологий частично перекрывался деградацией и падением эффективности старого изношенного оборудования и зданий. Уровни энергоемкости производства важнейших отечественных промышленных продуктов выше среднемировых в 1, 2 - 2 раза и выше лучших мировых образцов в 1, 5 - 4 раза. Низкая энергетическая эффективность порождает низкую конкурентоспособность российской промышленности. При приближении внутренних цен на энергетические ресурсы к мировым российская промышленность может выжить в конкурентной борьбе только при условии значительного повышения энергетической эффективности производства. Высокая энергоемкость при росте тарифов на энергоносители затрудняет борьбу с инфляцией. Рост тарифов на энергоносители необходим для обеспечения развития топливно-энергетического комплекса. Однако рост нагрузки по оплате энергоносителей, выходящий за пределы платежной способности населения, затрудняет борьбу с бедностью, не позволяет обеспечить высокую собираемость платежей и порождает недовольство граждан. Низкая энергетическая эффективность жилищно-коммунального комплекса и бюджетной сферы ведет к высокой нагрузке коммунальных платежей на местные бюджеты, </p>
Документы
Поиск по документам
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2025 г. № 230
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2025 г. № 231
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2019 г. № 749
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2025 г. № 232
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 547
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2025 г. № 224
О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 539
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2025 г. № 217
О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2021 г. № 1022
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2025 г. № 218
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2025 г. № 221
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2024 г. № 744
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2025 г. № 216
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. № 655
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2025 г. № 222
О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2025 г. № 206
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 2023 г. № 86
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2025 г. № 208
О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 825
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2025 г. № 211
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2024 г. № 770
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2025 г. № 212
О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 527