<p>ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 21 июня 2010 г. N 1039-р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года. 2. Минприроды России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработать и утвердить в месячный срок план мероприятий по реализации Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года и обеспечить его выполнение. Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин ___________________________ УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1039-р С Т Р А Т Е Г И Я развития геологической отрасли до 2030 года I. Введение Геологическая отрасль является базовой составляющей экономики страны, представляющей собой совокупность управленческих структур, производственных и научных организаций всех форм собственности, обеспечивающих потребности государства и общества в сфере геологического изучения территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и акваторий внутренних морей, дна Мирового океана, Арктики и Антарктики, воспроизводства минерально-сырьевой базы страны, мониторинга и охраны недр. Настоящая Стратегия учитывает тенденции изменения в сфере геологического изучения недр, отечественной и мировой минерально-сырьевой базы и анализ их текущего состояния. Настоящая Стратегия определяет основные направления развития геологической отрасли Российской Федерации в условиях интенсификации процессов глобализации, обострения конкуренции на международных рынках минерального сырья и сервисных услуг в области геолого-разведочного производства. II. Современное состояние геологической отрасли Геологическая отрасль обеспечивает минерально-сырьевую, энергетическую и экономическую безопасность Российской Федерации, реализацию ее геополитических интересов, в том числе в Мировом океане, Арктике, Антарктике и на континентальном шельфе Российской Федерации. Геологическая отрасль неразрывно связана с деятельностью отраслей, осуществляющих: добычу, первичную переработку, транспортировку и реализацию минерального сырья; использование минерального сырья производителями энергии, металлургической и химической промышленностью, строительной индустрией и агропромышленным комплексом. 1. Структура управления геологической отраслью Система государственного управления геологической отраслью на федеральном уровне включает: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также мониторинга состояния недр; Федеральное агентство по недропользованию и его территориальные органы, оказывающие государственные услуги по геологическому изучению недр, осуществляющие управление государственным имуществом, лицензирование недропользования, государственный учет и государственную экспертизу запасов, информации и проектов геолого-разведочных работ; Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы, осуществляющие государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования относятся управление фондом недр общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы и участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых на своих территориях. Координационным органом, обеспечивающим взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных органов и организаций в области изучения и использования минерально-сырьевых ресурсов, является Правительственная комиссия по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы. В настоящее время отсутствует четкое разграничение ответственности государства и бизнеса в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации. Поиски и оценка месторождений полезных ископаемых осуществляются как за счет средств федерального бюджета в рамках государственного заказа, так и за счет средств недропользователей на лицензионной основе. При этом соотношение вкладов государства и бизнеса в геолого-разведочные работы в денежном выражении составляет в среднем соответственно 1 к 20 - для углеводородного сырья и 1 к 5 - для твердых полезных ископаемых. Геолого-разведочные работы по поиску отдельных видов твердых полезных ископаемых за счет средств недропользователей не ведутся. Большинство геологических организаций функционирует в форме федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, управление которыми осуществляется при минимальном участии Федерального агентства по недропользованию. 2. Информационно-аналитическое обеспечение геологической отрасли Информационно-аналитическое обеспечение отрасли включает: сбор и обработку геологической информации, а также ее хранение; создание сводной информационно-аналитической продукции, необходимой для государственного управления фондом недр; предоставление геологической информации и информационно-аналитической продукции потребителям. Получение и интерпретация геологической информации осуществляются недропользователями, научными и производственными организациями, проводящими работы по геологическому изучению и использованию недр. Сбор, обработка, хранение и предоставление геологической информации в пользование обеспечиваются разветвленной сетью организаций, находящихся в ведении Федерального агентства по недропользованию. Основными сводными информационно-аналитическими продуктами, имеющими ключевое значение для государственного управления фондом недр, являются: государственный баланс запасов полезных ископаемых; государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Российской Федерации; государственный реестр работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей, а также лицензий на пользование недрами; сводные данные федерального государственного статистического наблюдения, отражающие объемы выполненных геолого-разведочных работ в физическом и денежном выражении. В настоящее время содержание геологической информации, ее полнота, доступность и оперативность предоставления в пользование не полностью соответствуют потребностям геолого-разведочного производства, выработки и принятия управленческих решений. В частности, геологическая информация, полученная пользователем недр за счет собственных или привлеченных средств, является его собственностью и фактически выпадает из оборота на неопределенный срок. Не решены вопросы сбора и хранения первичной геологической информации. 3. Научно-техническое обеспечение геологической отрасли Геолого-разведочные работы характеризуются высокой наукоемкостью. Результатом научных исследований в геологии являются новые данные и знания о геологическом строении недр, закономерностях формирования и размещения полезных ископаемых. Эффективность геолого-разведочных работ обеспечивается внедрением прогрессивных научно-технических решений и технологий в области поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. Основные объемы научных исследований и опытно-конструкторских разработок в области геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы выполняются отраслевыми научными организациями, учреждениями Российской академии наук и профильными высшими учебными заведениями. Научные исследования в геологии развиваются в условиях постоянного обновления информации о геологическом строении и минерагеническом потенциале недр, появления новых идей и концепций, а также изменения экономической и геополитической ситуации. Решающее значение в развитии научных геологических исследований имеет возможность обработки и освоения огромного объема геологических, геофизических, геохимических и дистанционных данных на основе современных информационных технологий. Принципиально новым является переход от качественных оценок к количественным моделям. Разрабатываются новые подходы к тектоническому районированию и прогнозированию открытий месторождений полезных ископаемых на основе геодинамического анализа. Существенно усовершенствованы используемые методы исследования вещества и строения недр Земли, позволяющие получать всестороннюю аналитическую характеристику геологического вещества на основе элементного и изотопного анализа, и разработаны новые такие методы. Использование новых физических методов дает возможность выявить детальные особенности внутреннего строения горных пород и минералов. Значительное повышение чувствительности геофизических методов и их комплексное применение привело к существенной детализации и новому пониманию внутреннего строения Земли. Отмечается расширение объектов геолого-разведочных работ и их масштаба. Кроме верхних горизонтов земной коры в сферу геологических исследований уже сейчас вовлечены вся литосфера, территория континентального шельфа Российской Федерации и дно Мирового океана. Это стало возможным благодаря глубокому и сверхглубокому бурению, возросшей точности геофизических исследований, особенно различных сейсмических методов, достижениям в области экспериментальной петрологии и минералогии и изучении каменного материала глубинного происхождения, а также успехам в физике горных пород в условиях высоких температур и давлений. К настоящему времени достаточно детально изучены нефтегазоносные и нефтегазоперспективные отложения осадочных бассейнов России на глубине до 3, 5 - 4, 5 км. Весьма актуальным становится повышение глубинности исследований в пределах территории Российской Федерации и получение новых данных о нефтегазоносности континентального шельфа Российской Федерации. В практику геолого-геофизических исследований внедрены цифровые измерительные системы, а также средства автоматики и информационно-коммуникационных технологий. Использование передовых научно-технических решений позволяет уменьшить риски, неизбежные при проведении геологических работ на ранних стадиях геологического изучения территории. Вместе с тем в последние годы вследствие перепрофилирования ряда конструкторских и приборостроительных организаций разработка и выпуск отечественных аппаратурно-технологических комплексов и оборудования существенно сократились. Отчетливо проявилось отставание в развитии отечественных технических средств и технологий для геолого-разведочных работ от уровня, достигнутого зарубежными странами. По ряду направлений происходит замещение отечественного оборудования и технологий импортными. Имеющиеся в распоряжении государственных геологических организаций технические средства в значительной степени изношены и морально устарели. Выявление новых источников минерального сырья становится все более сложным и дорогостоящим из-за усложнения условий проведения геолого-разведочных работ. Стоящие перед геологической отраслью проблемы определяют необходимость разработки новых подходов, научных теорий, методов и технологий поисков и разведки. 4. Кадровое обеспечение геологической отрасли Подготовка специалистов геологического профиля в Российской Федерации ведется в 34 высших учебных заведениях, включая 18 технических университетов, академий и институтов, и 20 техникумах. Подготовка ведется по 15 специальностям высшего профессионального образования и 8 специальностям среднего профессионального образования. Общий контингент студентов-геологов составляет около 18 тыс. человек, в том числе студентов высших учебных заведений - около 16 тыс. человек, студентов техникумов - около 2 тыс. человек. Годовой выпуск специалистов с высшим геологическим образованием составляет около 2, 5 тыс. человек, со средним геологическим образованием - около 500 человек. По данным последних лет, от 30 до 50 процентов выпускников-геологов работают не по специальности. За последние 15 лет обеспеченность организаций геологической отрасли специалистами с высшим профессиональным образованием снизилась почти в 1, 5 раза, выросла доля лиц пенсионного возраста и одновременно снизилась доля персонала в экономически активной возрастной категории до 40 лет. Кроме того, постоянно увеличивается отток кадров, а более 10 процентов появившихся рабочих мест остаются вакантными. По различным оценкам, дефицит молодых инженеров, экономистов и управленцев, а также других специалистов с высшим образованием в геологической отрасли составляет свыше 20 тыс. человек. Причинами дефицита высококвалифицированных геологических кадров являются: отсутствие мотивационных стимулов и недостаточный имидж профессии геолога для привлечения молодых и талантливых кадров и, как следствие, изменение возрастной структуры в сторону преобладания предпенсионных и пенсионных групп, в результате чего средний возраст геологических кадров, особенно в государственных организациях, составляет 50 - 60 лет; слабое и неэффективное взаимодействие высших учебных заведений и других учебных заведений с успешно работающими научными и производственными геологическими организациями и компаниями-недропользователями; отсутствие образовательных программ, отвечающих современным требованиям; несоответствие номенклатуры специальностей подготавливаемых специалистов реальным потребностям отрасли; отсутствие системы повышения квалификации кадров с учетом потребностей инновационного развития геологической отрасли; отсутствие современных механизмов и инструментов управления кадровым обеспечением геологической отрасли, способных эффективно прогнозировать и удовлетворять спрос на специалистов геологического профиля в условиях современного рынка труда. III. Стратегическая цель и задачи развития геологической отрасли Стратегической целью развития геологической отрасли до 2030 года является формирование высокоэффективной, инновационно ориентированной системы геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, обеспечивающей решение поставленных задач на современном этапе и в долгосрочном периоде. В соответствии с Основами государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. N 494-р, и долгосрочной государственной программой изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, основными задачами геологической отрасли на долгосрочную перспективу являются: воспроизводство минерально-сырьевой базы в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах, создания минерально-сырьевых основ социально-экономического развития регионов Российской Федерации и обеспечения энергетической и минерально-сырьевой безопасности; изучение территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, акваторий внутренних морей, дна Мирового океана, Арктики и Антарктики для геологического обеспечения различных отраслей экономики страны и ее геополитических интересов; охрана недр и рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов для удовлетворения текущих и перспективных потребностей базовых отраслей экономики; оценка и прогноз состояния недр на территориях, подверженных опасным геологическим процессам и явлениям. Минерально-сырьевая база является естественным конкурентным преимуществом народного хозяйства и промышленного сектора России, донором российской экономики, обеспечивающим ее развитие и переход на новый технологический уклад. Экономические и геополитические интересы России и в долгосрочной перспективе будут существенно зависеть от состояния минерально-сырьевой базы, воспроизводство которой на современном технологическом уровне является центральной задачей геологической отрасли. Решение этой задачи определяется детальностью геологической изученности территории страны, результативностью и качеством геолого-разведочных работ на всех стадиях их проведения - от регионального изучения недр до разведки месторождений полезных ископаемых. Россия располагает значительными минерально-сырьевыми ресурсами большинства используемых в мире полезных ископаемых. Годовой объем производства товарной продукции по таким видам минерального сырья, как нефть, природный газ, угли, железные руды, алюминий, медь, никель, золото, алмазы, металлы платиновой группы, фосфорные руды и калийные соли, в стоимостном выражении составляет более 30 процентов валового внутреннего продукта Российской Федерации. В развитии российского и мирового минерально-сырьевого комплекса отмечаются следующие основные тенденции: повышение роли новых территорий, акваторий внутренних морей и континентального шельфа в связи с истощением ресурсной базы в традиционных районах добычи углеводородов и твердых полезных ископаемых на фоне исчерпания фонда легкооткрываемых месторождений; усиление внимания к новым для промышленности типам месторождений твердых полезных ископаемых, углеводородного сырья, геотермальным и гидроминеральным ресурсам; увеличение глубин поисков и разработки месторождений полезных ископаемых; снижение качества руд вводимых в эксплуатацию месторождений и постепенное замещение выбывающих из эксплуатации месторождений богатых легкообогатимых руд месторождениями бедных труднообогатимых руд; перемещение геолого-разведочных работ в удаленные районы и районы со сложными горно-геологическими и климатическими условиями и слабо развитой инфраструктурой. С развитием научно-технического прогресса изменился и продолжает меняться спектр используемых полезных ископаемых, а также отмечается сокращение потребления отдельных видов</p>
Документы
Поиск по документам
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2025 г. № 230
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2025 г. № 231
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2019 г. № 749
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2025 г. № 232
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 547
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2025 г. № 224
О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 539
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2025 г. № 217
О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2021 г. № 1022
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2025 г. № 218
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2025 г. № 221
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2024 г. № 744
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2025 г. № 216
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. № 655
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2025 г. № 222
О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2025 г. № 206
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 2023 г. № 86
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2025 г. № 208
О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 825
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2025 г. № 211
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2024 г. № 770
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2025 г. № 212
О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 527