<p>ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 23 ноября 2009 г. N 1767-р МОСКВА Утратилo силу - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 г. N 664-р Утвердить прилагаемое изменение, которое вносится в методику определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, одобренную распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. N 1683-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 43, ст. 5264) . Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин -------------------------- УТВЕРЖДЕНО распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 1767-р И З М Е Н Е Н И Е, которое вносится в методику определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры Раздел "Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах культуры и искусства" изложить в следующей редакции: "М Е Т О Д И К А определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах культуры и искусства Методика предназначена для расчета нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах культуры на основании социальных нормативов и норм, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р (далее - нормативы) . Нормативы носят рекомендательный характер. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут самостоятельно определять порядок их применения с учетом имеющихся материальных, финансовых ресурсов и региональных особенностей. Нормативы на гг. Москву и Санкт-Петербург не распространяются. 1. Государственные и муниципальные библиотеки Библиотечное обслуживание субъектов Российской Федерации В каждом субъекте Российской Федерации за счет его бюджета рекомендуется содержать по 1 библиотеке следующих типов (по профилю обслуживания) : универсальная научная библиотека; детская библиотека; юношеская библиотека; специализированная библиотека для инвалидов по зрению. Функции центральных государственных библиотек субъекта Российской Федерации определены в пункте 2 статьи 20 Федерального закона "О библиотечном деле" и включают в себя обязанность формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов в пределах обслуживаемой территории, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов и оказывать методическую помощь муниципальным и межпоселенческим библиотекам. Следует подчеркнуть, что формирование центральными государственными библиотеками субъекта Российской Федерации универсальных по составу книжных фондов исключает установление стандартных нормативов приобретения ими текущих изданий и других видов документов. Комплектование фондов центральных библиотек регионов определяется на основе исторически сложившихся культурных традиций, а также мониторинга информационных потребностей населения. Рекомендованные Правительством Российской Федерации нормативы допускают создание объединенных библиотек для детей и юношества. В организации работы специализированных библиотек для инвалидов по зрению следует предусматривать расширение зоны их деятельности, а именно открытие филиалов в учреждениях и на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, при территориальных организациях Всероссийского общества слепых, лечебных и реабилитационных учреждениях. Территориальное размещение филиалов и библиотечных пунктов должно зависеть от местных условий и рассредоточенности инвалидов по зрению. Библиотечное обслуживание муниципальных районов Главным в определении нормативов обеспеченности библиотечным обслуживанием населения муниципального района является создание условий для сохранения кооперированных объединений библиотек, предоставляющих жителям всей территории набор услуг на базе единых информационных ресурсов. Такие объединения - централизованные библиотечные системы работают в нашей стране с 1980-х годов. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" районные централизованные библиотечные системы или объединения иных видов могут создаваться при условии заключения соглашений между главами администраций муниципальных районов и муниципальных поселений о передаче полномочий по организации библиотечного обслуживания с предоставлением соответствующих субвенций. Для минимальной обеспеченности библиотечным обслуживанием населения муниципального района предусмотрено создание библиотек 3 типов: межпоселенческая библиотека; детская библиотека; юношеская библиотека. Органы местного самоуправления муниципального района могут присваивать ведущей межпоселенческой библиотеке статус центральной районной библиотеки. Центральная районная библиотека в пределах обслуживаемой территории обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов, в том числе осуществлять функции межбиблиотечного абонемента и обеспечение сводного каталога, а также оказывать методическую помощь. Центральная районная библиотека по своим функциям становится правопреемницей централизованной библиотечной системы и может возглавлять библиотеки городских и сельских поселений. Методическая помощь, оказываемая центральной районной библиотекой, должна распространяться не только на библиотеки городских поселений, получившие статус филиалов, но и на библиотеки сельских поселений, ставшие самостоятельными или вошедшие в состав культурно-досуговых комплексов (центров) . Детские и юношеские библиотеки могут создаваться как самостоятельные учреждения, как объединенные библиотеки для детей и юношества с 2 отделами по соответствующим возрастным категориям пользователей либо как отделы (детский, юношеский) или 1 отдел (для детей и юношества) центральной районной библиотеки. Библиотечное обслуживание городских поселений (городских округов) Количество общедоступных муниципальных библиотек в городских поселениях (городских округах) зависит от общей численности населения, в том числе от численности детей и юношества. Минимальное количество библиотек в городских поселениях и городских округах определяется в соответствии с таблицей 1. Таблица 1 --------------------+--------------------------------------------- Категория | Количество библиотек, единиц населенного пункта |----------------+----------------+----------- | общедоступных | детских | юношеских | универсальных | | --------------------+----------------+----------------+----------- 1. Городское 1 на населенный 1 на населенный - поселение пункт пункт (городской округ) с численностью населения до 50 тыс. человек 2. Городское 1 на 10 1 на 5, 5 тыс. 1 на 17 тыс. поселение тыс. жителей детей жителей в (городской округ) (с учетом дошкольного возрасте от с численностью пешеходной и школьного 15 до 24 лет населения доступности возраста 50 тыс. человек библиотеки) и более В целях эффективной организации библиотечно-информационного обслуживания детей дошкольного и школьного возраста и жителей в возрасте от 15 до 24 лет могут создаваться объединенные библиотеки для детей и юношества. Минимально необходимое количество библиотек в городском поселении (городском округе) определяется по следующей формуле: БС = Н : Нн, где: БС - библиотечная сеть; Н - численность населения; Нн - норматив численности жителей на 1 библиотеку. За сетевую единицу количества библиотек принимаются: самостоятельные библиотеки - общедоступные универсальные, организующие специализированное обслуживание детей, юношества, инвалидов по зрению и других категорий населения; универсальные центральные библиотеки; межмуниципальные и межпоселенческие библиотеки, имеющие филиалы; библиотеки-филиалы; поселенческие библиотеки (бывшие филиалы централизованной библиотечной системы) , получившие статус отделов межпоселенческой библиотеки и библиотеки поселений (также бывшие филиалы централизованной библиотечной системы) , вошедшие в состав культурно-досуговых комплексов (центров) . Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований имеют право определять минимальное количество библиотек в зависимости от исторически сложившейся ситуации и местных особенностей. Библиотечное обслуживание сельских поселений Общим требованием к организации библиотечной системы в сельских поселениях является обязательное обеспечение возможности получения библиотечных услуг во всех населенных пунктах, в том числе с малой численностью жителей (менее 500 человек) . В этих целях необходимо предусматривать кроме стационарных библиотек нестационарное библиотечное обслуживание (передвижные библиотеки - библиобусы, библиокатера и др.) , а также пункты выдачи книг и библиотечные уголки, в которые регулярно доставляются книги и другие носители информации по запросам населения с помощью местных средств транспорта. Определение форм библиотечного обслуживания сельских поселений и минимальных норм создания стационарных библиотек осуществляется в соответствии с таблицей 2. Таблица 2 ---------------------------------------+--------------------------- Категория населенного пункта | Вид библиотеки ---------------------------------------+--------------------------- 1. Населенный пункт, с численностью библиотечный пункт (отдел населения до 500 человек, находящийся нестационарного на расстоянии до 5 км от обслуживания) поселенческой административного центра поселения библиотеки, передвижная библиотека 2. Населенный пункт, с численностью филиал поселенческой населения до 500 человек, находящийся библиотеки на расстоянии более 5 км от административного центра поселения 3. Населенный пункт, с численностью филиал поселенческой населения более 500 человек, библиотеки находящийся на расстоянии до 5 км от административного центра поселения 4. Населенный пункт, с численностью общедоступная поселенческая населения более 500 человек, библиотека находящийся на расстоянии более 5 км от административного центра поселения 5. Населенный пункт, являющийся общедоступная поселенческая административным центром сельских библиотека поселений, с численностью населения до 500 человек 6. Населенный пункт, являющийся общедоступная поселенческая административным центром сельских библиотека и ее филиал поселений, с численностью населения от 500 до 1000 человек 7. Населенный пункт, являющийся общедоступная поселенческая административным центром сельских библиотека (на каждую поселений, с численностью населения тысячу населения) и детская более 1000 человек библиотека (на каждую тысячу детского населения) Методика определения нормативной потребности объема библиотечного фонда и его пополнения Объем приобретения печатных изданий, изданий на электронных носителях информации, а также аудиовизуальных документов для создаваемой или существующей библиотеки рассчитывается в соответствии со следующими нормативами книгообеспеченности, установленными Модельным стандартом деятельности публичной библиотеки, принятым Российской библиотечной ассоциацией: в городах - от 5 до 7 экземпляров на 1 жителя; в сельских поселениях - от 7 до 9 экземпляров на 1 жителя. При этом центральная библиотека города (района) , обслуживающая население всей территории города (района) , должна располагать увеличенным объемом фонда из расчета дополнительно от 0, 5 до 2 экземпляров на 1 жителя. Минимальный объем фонда книг и других носителей информации в библиотеке определяется по следующей формуле: Фб = К х Н, где: Фб - фонд библиотеки; К - книгообеспеченность на душу населения; Н - численность населения. Годовой объем пополнения библиотечного фонда текущими изданиями и материалами должен составлять не менее 250 экземпляров на 1 тыс. жителей. Объем фондов детских и юношеских библиотек определяется по указанной формуле, где Н - численность населения детского и юношеского возрастов. В универсальном фонде публичной библиотеки (при отсутствии в районе обслуживания детской библиотеки) литература для жителей в возрасте до 14 лет должна составлять от 30 до 50 процентов общего объема фонда библиотеки и включать документы на различных носителях, в том числе обучающие и развлекательные программы и игры. Пополнение фонда специализированной библиотеки для инвалидов по зрению должно составлять не менее 12 процентов имеющейся литературы. Для библиотечных пунктов (отделов нестационарного обслуживания) и передвижных библиотек пополнение, обновление и книгообмен должны составлять 100 процентов их фонда. Применение поправочных коэффициентов для учета особо сложных условий территорий библиотечного обслуживания Рекомендуется вносить дополнительные поправки в расчеты норм сети библиотек и их ресурсов в тех случаях, когда муниципальное образование имеет особые условия, усложняющие предоставление библиотечных услуг (многоязычный состав жителей, удаленность малонаселенных пунктов или затрудненность коммуникаций из-за сложного рельефа местности) . Чтобы обеспечить равные возможности для доступа населения таких территорий к информации и культурным ценностям в библиотеках целесообразно использовать поправочные коэффициенты к нормативам в соответствии с таблицей 3. Таблица 3 -------------------------------+----------------------------------- Фактор влияния | Поправочные коэффициенты к | нормативам |-----------+------------+---------- |численность| книжный | объем |населения в| фонд |ежегодного |расчете на | |пополнения | 1 библио- | | книжного | теку | | фонда ------------------------------+-----------+------------+---------- Сложность рельефа местности 0, 5 - 0, 8 1, 2 1, 2 Радиус района обслуживания 0, 5 - 0, 7 1, 1 - 1, 2 1, 1 - 1, 2 более 5 км, наличие в районе более 10 населенных пунктов Многонациональное население 0, 5 1, 2 1, 2 В условиях сложного рельефа местности и удаленности населенных пунктов от административных центров поселений, где обычно располагается опорная публичная библиотека, целесообразно создавать ее филиалы в расчете на меньшее количество жителей, чем рекомендовано нормативами. Так, в поселениях со значительным количеством удаленных и малонаселенных пунктов правомерно установить норму создания библиотеки, применив поправочные коэффициенты от 0, 5 до 0, 8 (в зависимости от степени затрудненности условий) . В таких случаях при норме 1 библиотека в расчете на 500 жителей рекомендовано использовать следующую формулу определения целесообразности филиала библиотеки или филиала библиотечно-досугового комплекса: 500 человек х 0, 5 = 250 человек, где 0, 5 - поправочный коэффициент. В случае большой разбросанности малонаселенных пунктов муниципальное образование может содержать библиотеки в населенных пунктах с численностью населения менее 500 человек. В случае, если поселенческая библиотека обслуживает жителей, говорящих на 2 и более языках либо проживающих в населенных пунктах, которые расположены в удалении от библиотеки на 5 км и более или в местностях со сложным рельефом (горы, водные преграды и др.) , для определения необходимого объема библиотечного фонда рекомендуется включать в расчеты поправочный коэффициент 1, 2. Объем библиотечного фонда в указанном случае будет рассчитываться по следующей формуле: Фб = К х Н х Пк, где Пк - поправочный коэффициент. При наличии в субъекте Российской Федерации однотипных условий во всех его районах нет необходимости применять поправочные коэффициенты. 2. Культурно-досуговые учреждения Для субъекта Российской Федерации определяется один Дом (Центр) народного творчества (учреждение культуры, выполняющее функции Дома (Центра) народного творчества) регионального значения. Указанный Дом (Центр) народного творчества может иметь филиалы в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, исходя из демографических, географических и климатических условий региона. Учреждения культурно-досугового типа Нормативная потребность субъекта Российской Федерации в учреждениях культурно-досугового типа определяется как сумма сетевых показателей по всем категориям населенных пунктов субъекта Российской Федерации в соответствии с нормативами обеспеченности. Для муниципальных районов или городских округов мощностная характеристика центрального (межпоселенческого, окружного, районного) учреждения культурно-досугового типа определяется исходя из численности населения муниципального района или городского округа, но должна составлять не менее 500 зрительских мест. Для городских или сельских поселений, имеющих в составе несколько населенных пунктов, нормативная потребность в центральных поселенческих учреждениях культурно-досугового типа определяется исходя из общей численности населения в городском или сельском поселении, имеющих в составе несколько населенных пунктов. Для городских поселений с численностью населения до 10 тыс. человек мощностная характеристика учреждения культурно-досугового типа определяется по нормативам потребности городского поселения с соответствующим количеством населения. Для городских поселений с численностью населения более 10 тыс. человек и городских округов численность населения делится на 1000 и умножается на соответствующее нормативное количество</p>
Документы
Поиск по документам
Постановление Правительства Российской Федерации от 09.07.2025 г. № 1032
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467
Постановление Правительства Российской Федерации от 09.07.2025 г. № 1031
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. № 937
Постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.2025 г. № 1028
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2024 г. № 132
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2025 г. № 1025
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2025 г. № 1018
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2024 г. № 1995
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2025 г. № 1015
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2023 г. № 1993
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2025 г. № 1013
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 237
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2025 г. № 1019
О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2023 г. № 1180
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2025 г. № 1024
О лицензировании экспорта свинца необработанного, отходов и лома свинцовых
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2025 г. № 1017
О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2024 г. № 744
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2025 г. № 1014
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 1997 г. № 1314
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.07.2025 г. № 1000
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.07.2025 г. № 1010
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.07.2025 г. № 1006
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. № 335
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.07.2025 г. № 1009
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.07.2025 г. № 1002
О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации