О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2005 г. № 832
МОСКВА
О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.09.2007 № 626; от 02.06.2008 № 423; от 24.12.2008 № 978; от 21.06.2010 № 470)
В целях создания условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также повышения уровня их жизни Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа) .
2. Утвердить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, государственными заказчиками Программы - Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральное медико-биологическое агентство. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 423; от 24.12.2008 № 978)
3. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 № 978)
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2006 - 2010 годах региональных целевых программ по социальной поддержке инвалидов учитывать положения Программы.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Фрадков
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 29 декабря 2005 г. № 832
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА"Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.09.2007 № 626; от 02.06.2008 № 423; от 24.12.2008 № 978; от 21.06.2010 № 470)
ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы" |
Дата принятия решения о разработке Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2005 г. № 1515-р |
Государственный заказчик-координатор Программы | - | Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации |
Государственные заказчики Программы | - | Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 423; от 24.12.2008 № 978) |
Основные разработчики Программы | - | Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, ведущие научные и практические учреждения, занимающиеся проблемами инвалидов, общероссийские общественные организации инвалидов (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 423) |
Цели и задачи Программы | - | целями Программы являются создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также повышение уровня их жизни. Для достижения указанных целей необходимо решить следующие основные задачи: создание системы реабилитационных и экспертных организаций, осуществляющих реабилитацию инвалидов и интеграцию их в общество; развитие реабилитационной индустрии как промышленной основы системы комплексной реабилитации инвалидов, формирование национального рынка технических средств реабилитации и реабилитационных услуг; оснащение оборудованием реабилитационных организаций; обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры; осуществление мероприятий по поддержке предприятий, находящихся в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов, в целях создания дополнительных рабочих мест |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | - | удельный вес численности реабилитированных инвалидов в общей численности инвалидов, ежегодно переосвидетельствуемых в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы (процентов) ; количество реабилитированных инвалидов, в том числе инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы (тыс. человек) ; количество частично реабилитированных инвалидов (млн. человек) |
Срок и этапы реализации Программы | - | срок реализации Программы - 2006 - 2010 годы. Первый этап (2006 год) - научная проработка основных направлений Программы, реализация ряда мероприятий, предусмотренных Программой, в том числе инвестиционных проектов; второй этап (2007 - 2008 годы) - проведение пилотных внедрений и опытных разработок, предварительная их оценка наряду с осуществлением запланированных мероприятий, а также оценка хода их выполнения, эффективности и результативности; третий этап (2009 - 2010 годы) - анализ, обобщение и распространение выработанных инновационных технологий реабилитации инвалидов, разработка следующих этапов совершенствования системы социальной защиты инвалидов в Российской Федерации |
Подпрограмма | - | подпрограмма "Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы" |
Объемы и источники финансирования | - | общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 4669, 5089 млн. рублей в ценах соответствующих лет (из них 683, 2489 млн. рублей на мероприятия подпрограммы) , в том числе: средства федерального бюджета - 2973, 3089 млн. рублей (из них 683, 2489 млн. рублей на мероприятия подпрограммы) ; внебюджетные средства - 1599, 2 млн. рублей; средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 97 млн. рублей. По направлениям расходования средства федерального бюджета распределяются следующим образом: капитальные вложения - 1700, 083 млн. рублей (из них 351, 93 млн. рублей на мероприятия подпрограммы) ; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 37, 6305 млн. рублей (из них 3, 04 млн. рублей на мероприятия подпрограммы) ; прочие нужды - 1235, 5954 млн. рублей (из них 328, 2789 млн. рублей на мероприятия подпрограммы) (Позиция в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 470) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | показатель реабилитации инвалидов к 2010 году достигнет 6, 5 процента количества ежегодно переосвидетельствуемых лиц; возвращение к трудовой, общественной и бытовой деятельности около 800 тыс. инвалидов, в том числе 20, 85 тыс. инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы. Экономический эффект, который получит государство вследствие реализации Программы, составит в среднем 2, 6 - 3, 5 млрд. рублей ежегодно |
I. Характеристика проблемы
Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", включающая подпрограмму "Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы" (далее соответственно - Программа, подпрограмма) , разработана согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2005 г. № 1515-р в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594.
Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана тем, что в Российской Федерации наблюдается рост численности инвалидов (1995 год - 6, 3 млн. человек, 2004 год - 11, 4 млн. человек) . Ежегодно признаются инвалидами около 3, 5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек - впервые.
Во многом это обусловлено высоким уровнем заболеваемости и травматизма населения, недостаточным качеством медицинской помощи и услуг, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями медико-социальной экспертизы, а также другими причинами.
Основную долю в общей численности инвалидов составляют инвалиды II группы - 64 процента. Вместе с инвалидами I группы этот показатель составляет около 80 процентов.
Увеличивается число инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Число последних возросло с 453, 7 тыс. человек в 1995 году до 613 тыс. человек в 2004 году.
Свыше 120 тыс. человек стали инвалидами вследствие боевых действий и военной травмы.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. и 25 апреля 2005 г.
В связи с этим необходимо разработать систему мер, направленную на увеличение количества реабилитированных инвалидов, включая инвалидов боевых действий и военной травмы. В настоящее время лишь в 3 - 5 процентах случаев удается восстановить трудоспособность и устранить ограничения жизнедеятельности у этой категории граждан. Только 15 процентов инвалидов трудоспособного возраста вовлечены в профессиональную деятельность.
Для создания в стране полноценной системы комплексной реабилитации инвалидов и интеграции их в общество необходимы выполнение объемных и требующих длительных сроков реализации инвестиционных и научно-технических проектов и координация усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций, что возможно только при использовании программно-целевого метода.
Для повышения качества и увеличения объема услуг по реабилитации и интеграции инвалидов необходимы совершенствование деятельности учреждений медико-социальной экспертизы, формирование системы комплексной многопрофильной реабилитации, реализация мероприятий по обеспечению для инвалидов беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, расширение производства современных технических средств реабилитации.
Реализация этих мер создаст условия для сокращения численности инвалидов и возвращения ежегодно к профессиональной, общественной и бытовой деятельности 150 - 160 тыс. инвалидов.
Негативное влияние на результаты реализации Программы могут оказать ухудшение социально-экономической ситуации в стране, крупные техногенные аварии и экологические катастрофы, ведущие к значительному увеличению количества граждан, ставших инвалидами.
Программа является продолжением федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2000 г. № 36, в ходе реализации которой были заложены основы систем медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, развития реабилитационной индустрии. В результате реализации указанной программы более 571, 2 тыс. инвалидов вернулись к трудовой и общественной деятельности.
II. Основные цели и задачи, срок и этапы реализации, а также целевые индикаторы и показатели Программы
Целями Программы являются создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также повышение уровня их жизни.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
удельный вес численности реабилитированных инвалидов в общей численности инвалидов, ежегодно переосвидетельствуемых в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы (процентов) ;
количество реабилитированных инвалидов, в том числе инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы (тыс. человек) ;
количество частично реабилитированных инвалидов (млн. человек) .
Для достижения поставленных целей Программы потребуется реализация мероприятий, направленных на решение следующих задач:
создание системы реабилитационных и экспертных организаций, обеспечивающих реабилитацию инвалидов и интеграцию их в общество;
дальнейшее развитие реабилитационной индустрии как промышленной основы системы комплексной реабилитации инвалидов, формирование национального рынка технических средств реабилитации и реабилитационных услуг;
оснащение оборудованием реабилитационных организаций;
обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;
осуществление мероприятий по поддержке предприятий, находящихся в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов, в целях создания дополнительных рабочих мест.
Для выполнения этих задач потребуется осуществить комплекс мероприятий по следующим взаимосвязанным направлениям:
совершенствование деятельности организаций, осуществляющих медико-социальную экспертизу и реабилитацию инвалидов;
расширение номенклатуры предоставляемых инвалидам технических средств реабилитации и реабилитационных услуг, разработка и внедрение современных технологий реинтеграции инвалидов в общество, создание оптимальной для инвалидов среды жизнедеятельности;
осуществление мер, направленных на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов, в целях создания на предприятиях, находящихся в их собственности, новых рабочих мест для инвалидов.
Результативность мероприятий Программы по первому направлению оценивается с учетом следующих целевых индикаторов:
внедрение 2 инновационных моделей освидетельствования граждан (освидетельствование детей, лиц с патологией органов зрения) и 2 инновационных моделей деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (главного бюро медико-социальной экспертизы по субъекту Российской Федерации и филиала главного бюро медико-социальной экспертизы) ;
внедрение 6 инновационных моделей деятельности учреждений реабилитации инвалидов;
ежегодное оснащение (в течение 5 лет) современным оборудованием 16 - 19 федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы;
переоборудование 11 федеральных реабилитационных учреждений.
Результативность мероприятий Программы по второму направлению оценивается с учетом следующих целевых индикаторов:
разработка и утверждение ежегодно не менее 3 проектов национальных стандартов и технических регламентов по различным вопросам деятельности протезно-ортопедических предприятий и учреждений;
разработка 2 моделей функционирования протезно-ортопедических предприятий и учреждений различного типа;
разработка не менее 6 новых образцов материалов для производства протезно-ортопедических изделий и их компонентов;
разработка 4 новых моделей протезно-ортопедических изделий, отвечающих современным требованиям.
В рамках реализации третьего направления планируется осуществлять мероприятия по модернизации предприятий Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих и Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане. Всего на предприятиях общероссийских общественных организаций инвалидов предполагается создать не менее 4222 рабочих мест. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 470)
Показатели эффективности реализации мероприятий Программы представлены в приложении № 1.
Целью подпрограммы является создание на государственном уровне системы комплексной реабилитации граждан, уволенных с военной службы и из правоохранительных органов, пострадавших при выполнении задач в условиях боевых действий и при проведении контртеррористических операций и ставших инвалидами (далее - инвалиды вследствие боевых действий и военной травмы) , усиление их социальной защищенности и улучшение качества жизни.
Ранения, травмы, заболевания, полученные инвалидами вследствие боевых действий и военной травмы, являются в основном тяжелыми и множественными, приводят к выраженным нарушениям функций организма. Они протекают на фоне глубочайшего психологического кризиса, возникающего из-за посттравматического стрессового синдрома. Переориентация психологического состояния инвалида вследствие боевых действий и военной травмы является основой для дальнейшего развития его реабилитационного потенциала и интеграции в общество. Учитывая, что большая часть инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы - люди трудоспособного возраста, требуется развитие инфраструктуры для их профессиональной реабилитации.
В рамках подпрограммы планируется решить следующие задачи:
осуществить разработку и внедрение инновационных моделей реабилитационных учреждений для инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы, а также современных технологий их реабилитации;
создать условия в реабилитационных учреждениях (отделениях) в первую очередь для психологической и профессиональной реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы;
создать условия для подготовки специалистов по медико-социальной экспертизе и реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы.
Программа будет реализовываться в три этапа:
первый этап (2006 год) - научная проработка основных направлений Программы, реализация ряда мероприятий, предусмотренных Программой, в том числе инвестиционных проектов;
второй этап (2007 - 2008 годы) - проведение пилотных внедрений и опытных разработок, предварительная их оценка наряду с осуществлением запланированных мероприятий, а также оценка хода их выполнения, эффективности и результативности;
третий этап (2009 - 2010 годы) - анализ, обобщение и распространение выработанных инновационных технологий реабилитации инвалидов, разработка следующих этапов совершенствования системы социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.
Строительство и реконструкция объектов реабилитации инвалидов будут осуществляться в течение всего периода реализации Программы.
При выполнении поставленных задач предполагается достижение целевых индикаторов и показателей Программы согласно приложению № 2.
III. Перечень мероприятий Программы
Перечень мероприятий Программы с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для их реализации, представлен в приложении № 3.
Мероприятия подпрограммы представлены в приложении № 4.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Реализацию мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета, включая субсидии общероссийским общественным организациям инвалидов, предусмотренные разделом V Программы, средств бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке софинансирования, а также внебюджетных средств (средств общероссийских общественных организаций инвалидов) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 № 978)
При этом субъекты Российской Федерации могут разрабатывать собственные региональные программы, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов, с аналогичным названием и квалификационными признаками, применяемыми для Программы, или отдельные региональные проекты.
Общий объем ассигнований на реализацию Программы составляет 4669, 5089 млн. рублей, в