<p>ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 11 июля 2002 г. N 954-р г. Москва 1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года. 2. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития туризма руководствоваться положениями Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года. Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов __________________________ ОДОБРЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 954-р К О Н Ц Е П Ц И Я развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года (далее именуется - Концепция) направлена на обеспечение в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии. Под туризмом в Концепции понимаются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. I. Место туризма в мировой экономике Современная туристическая индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Число рабочих мест в сфере туризма составило 192 млн., или 8 процентов от общих показателей занятости в мире. По данным Всемирной туристской организации (ВТО) и Международного валютного фонда, туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 млрд. долларов США, или 7, 9 процента от 6, 738 трлн. долларов США) , обогнав автомобильную промышленность (7, 8 процента) , производство химических продуктов (7, 5 процента) , продуктов питания (6, 6 процента) , компьютеров и офисного оборудования (5, 9 процента) и топлива (5, 1 процента) . Средние темпы роста туризма составили в 1950-1999 годах 7 процентов в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся. Так, к 2020 году число международных туристских прибытий должно вырасти в 2, 2 раза по отношению к 2000 году (с 698 млн. до 1, 561 млрд. поездок) . Еще более значительно - в 4, 2 раза - должны увеличиться доходы от туризма: с 476 млрд. до 2 трлн. долларов США. II. Современное состояние туризма в Российской Федерации Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового туристического потока. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 7, 4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу. Анализ современного состояния внутреннего туризма указывает на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам. Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, в настоящее время являются: образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма; неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта; отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру; отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристических возможностей страны за рубежом; невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах. III. Основные цели и задачи развития туризма в Российской Федерации Главной целью государственной политики в области туризма является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах. Основной задачей развития туризма в Российской Федерации является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках в соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции согласно приложению. Выполнение указанной задачи требует: разработки и реализации рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создания циклов теле- и радиопрограмм для России и зарубежных стран, а также проведения регулярных рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации; издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции; организации и проведения международных туристических выставок, в том числе создания единого российского национального стенда с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма; обеспечения деятельности загранпредставительств по туризму, выполняющих функции рекламно-информационных офисов, в рамках деятельности торговых представительств Российской Федерации; поддержки и обновления официального Интернет-портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма; организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристических потоков при информационной поддержке федерального органа исполнительной власти в сфере туризма; проведения ознакомительных поездок по туристическим центрам России для иностранных журналистов; организации презентаций туристических возможностей России в основных странах, направляющих туристов в Россию; формирования современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику страны. Создание организационно-правовых и экономических условий для стимулирования развития въездного и внутреннего туризма требует: определенной корректировки действующего законодательства в части, касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты в смежных областях; введения финансовой ответственности при осуществлении туроператорской деятельности; эффективного управления государственной собственностью в туристической индустрии; создания необходимых условий для успешного развития гостиничных средств размещения и иной туристической инфраструктуры; создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристической инфраструктуры в России; разработки и принятия новых нормативных актов по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том числе регулирующих вопросы классификации гостиничных средств размещения; наделение соответствующими полномочиями в этой области федерального органа исполнительной власти в сфере туризма; совершенствования визовой политики в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной опасности, и вместе с тем усиления контроля за выдачей виз туристам, следующим из опасных в миграционном отношении государств; разработки механизма усиления ответственности туристических организаций за нарушения правил въезда, выезда и пребывания находящимися в России иностранцами при визовой поддержке этих организаций. Укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в целях повышения эффективности отечественной туристической индустрии должно осуществляться путем: создания межведомственной комиссии при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма в целях совершенствования межотраслевой и межрегиональной координации в этой области; создания межведомственной комиссии по упорядочению использования государственной собственности в туристической индустрии; формирования региональных концепций развития туризма с разработкой экономически обоснованных планов их реализации, в том числе в рамках региональных целевых программ социально-экономического развития. Повышение качества обслуживания в сфере туризма требует: разработки новых правил стандартизации и сертификации услуг средств размещения; разработки и внедрения современной классификации гостиничных средств размещения с учетом передового зарубежного опыта; создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая разработку и внедрение современных отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на действующих квалификационных требованиях к работникам индустрии туризма; создания и реализации учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих практическое обучение персонала, в том числе внутригостиничный и внутрифирменный тренинг (практику) , в пределах средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на образование; реализации специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего управленческого звена туристско-гостиничного бизнеса, в том числе организации стажировок за рубежом за счет внебюджетных источников; поддержки перспективных прикладных исследований в области туризма в рамках средств, выделяемых на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма. Для реализации перечисленных в Концепции задач требуется предусмотреть бюджетные расходы на государственную поддержку развития туризма. Задачи по развитию государственной политики в области туризма, предусмотренные в Концепции, должны осуществляться в пределах установленной численности работников центрального аппарата и представительств федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации, а расходы должны производиться в пределах средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на соответствующий год. Необходимость выделения ежегодных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации продиктована прежде всего потребностью в обеспечении участия государства в формировании и продвижении национального туристического продукта, в том числе в проведении маркетинговых исследований, рекламно-информационной деятельности, организации и проведении международных туристических выставок, конференций, семинаров, организации международного сотрудничества, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристической инфраструктуры и др. В условиях приоритетной поддержки развития туристической индустрии со стороны государства будет обеспечено более эффективное использование человеческих, информационных, материальных и иных ресурсов с учетом рынка труда и задач социально-экономического развития страны. Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения. _______________ Приложение к Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года П Л А Н мероприятий по реализации Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года ------------------------------------------------------------------- Содержание мероприятий ¦ Срок ¦ Ответственные ¦реализации¦ исполнители ------------------------------------------------------------------- I. Нормативная правовая деятельность 1. Подготовка предложений по 2002- Минэкономразвития совершенствованию существующих 2003 годы России законодательных актов и Минюст России нормативных правовых актов, относящихся к сфере туризма, в том числе внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" 2. Подготовка проекта нового 2005 год Минэкономразвития федерального закона о туризме России в Российской Федерации Минюст России 3. Разработка предложений по 2002- Минэкономразвития привлечению инвестиций для 2003 годы России обновления основных фондов Минимущество объектов гостиничного России хозяйства, в том числе на основе их акционирования и продажи 4. Анализ мировой практики 2002- Минэкономразвития применения системы 2003 годы России налогообложения при Минфин России строительстве, реконструкции и оборудовании туристических средств размещения. Разработка и внесение предложений по совершенствованию системы налогообложения гостиничного хозяйства 5. Разработка с учетом 2002- Минэкономразвития отечественной и зарубежной 2003 годы России практики и введение в установленном порядке отраслевых правил аккредитации (аттестации) экскурсоводов и гидов-переводчиков 6. Разработка предложений по 2002- Минэкономразвития оптимизации условий для 2003 годы России развития внутреннего, в том Минтруд России числе детско-юношеского, туризма II. Межведомственная и межрегиональная координация, совершенствование туристической инфраструктуры 7. Создание межведомственной 2002 год Минэкономразвития комиссии при федеральном России органе исполнительной власти в сфере туризма в целях улучшения межотраслевой и межрегиональной координации в этой области (в пределах средств, ежегодно выделяемых федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма на государственное управление) 8. Оказание содействия субъектам 2002- Минэкономразвития Российской Федерации в 2005 годы России разработке и реализации региональных программ развития туризма. Разработка профильных разделов в рамках региональных целевых программ социально-экономического развития 9. Формирование реестра 2002- Минимущество федеральной (в том числе 2005 годы России долевой) собственности в Минэкономразвития области туристической России индустрии и осуществление мер по ее эффективному использованию 10. Проведение комплекса работ по 2002- Минимущество признанию прав собственности 2005 годы России Российской Федерации на Минэкономразвития объекты туризма и России санаторно-курортного МИД России комплекса, находящиеся на Управление делами территории Украины, Грузии, Президента Республики Казахстан и Российской Республики Молдова, Федерации строительство которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, а также собственных средств предприятий и организаций бывшего республиканского и бывшего союзного подчинения 11. Создание межведомственной 2002- Минимущество комиссии по упорядочению 2003 годы России использования государственной Минэкономразвития собственности в туристической России индустрии с целью разработки Управление делами системы учета туристических Президента средств размещения и Российской оформления прав на них, а Федерации также обеспечения контроля за использованием и сохранностью имущества на основе проведения полной инвентаризации объектов государственной собственности в сфере туризма (в пределах средств, ежегодно выделяемых федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма на государственное управление) 12. Разработка программы создания 2002 год Минэкономразвития национальных гостиничных цепей России на территории Российской Федерации III. Формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках 13. Разработка и реализация 2002- Минэкономразвития рекламно-информационных 2005 годы России программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создание циклов теле- и радиопрограмм в России и за рубежом, а также проведение регулярных рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации. Организация ознакомительных поездок по России для иностранных журналистов 14. Издание каталогов, 2002- Минэкономразвития путеводителей, буклетов, 2005 годы России плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции о</p>
Документы
Поиск по документам
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2024 г. № 1811
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2024 г. № 1806
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2024 г. № 1798
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2024 г. № 1792
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2024 г. № 1794
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 января 2024 г. № 6
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2024 г. № 1791
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. № 2148
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2024 г. № 1801
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2439
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2024 г. № 1799
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2023 г. № 1470
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2024 г. № 1789
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2024 г. № 1787
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 363
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.12.2024 г. № 1780
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2023 г. № 2185
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.12.2024 г. № 1779
О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации