О федеральной целевой программе "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2001 г. № 815
МОСКВА
О федеральной целевой программе "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002 - 2010 годы) "
В целях сохранения памятников истории и культуры, своеобразия архитектурного облика исторических городов России, их экономического и социального развития Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002 - 2010 годы) ".
Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании федерального бюджета на 2002 - 2010 годы включать указанную Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и уточнять ежегодно размеры выделяемых на ее реализацию ассигнований.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. № 815
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ (2002 - 2010 ГОДЫ) "
Паспорт Программы
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002 - 2010 годы) " |
Основания для разработки Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2001 г. № 283-р |
Государственные заказчики Программы | - | Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (по памятникам градостроительства, архитектуры, инженерного искусства и прочим объектам недвижимости) ; |
| Министерство культуры Российской Федерации (по иным объектам исторического и культурного наследия) | |
Цели Программы, важнейшие целевые показатели | - | сохранение, восстановление и совершенствование архитектурной среды, всего архитектурного облика исторических городов как важнейшего компонента национального культурного достояния России. Обеспечение благоприятных предпосылок для улучшения функционирования исторических городов, создания комфортных условий проживания |
Основные задачи Программы | - | исследование, объективная оценка, восстановление и совершенствование архитектурного наследия исторических городов. |
| Комплексная реконструкция и возрождение исторических центров городов как мест наибольшей концентрации объектов архитектурного наследия. | |
| Создание благоприятных условий жизни в исторических частях городов, поддержание и развитие социальных контактов и социального обслуживания, образования, деятельности религиозных конфессий, туризма. | |
| Улучшение условий экономической деятельности в исторических городах с целью восстановления и развития традиционных производств, народных и художественных промыслов и ремесел, торговых ярмарок, выставок. | |
| Обеспечение нормативно-правовой, научно-методической, проектно-изыскательской, строительно-технологической, финансовой, организационной, информационной и кадровой поддержки реализации Программы | |
Сроки и этапы реализации Программы | - | I этап (2002 - 2005 годы) - обеспечение сохранности ценного архитектурно-градостроительного наследия с целью придания импульса социально-экономическому развитию исторических городов |
| II этап (2006 - 2010 годы) - реализация системы программных мероприятий, сохранение и дальнейшее развитие архитектуры, совершенствование социально-экономической, культурной и градостроительной базы исторических городов | |
Перечень основных мероприятий Программы | - | сохранение и возрождение общего исторического архитектурного облика городов. |
| Возрождение исторических центров городов или их целостных фрагментов. Сохранение и реставрация отдельных ансамблей и объектов архитектурно-градостроительного наследия. | |
| Развитие архитектуры современных городских районов | |
Исполнители основных мероприятийПрограммы | - | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; |
| администрации исторических городов - участников Программы; | |
| субъекты хозяйственной и культурной деятельности в городах; | |
| научно-исследовательские и другие организации, отбираемые на конкурсной основе | |
Объем и источники финансирования Программы (в ценах 2001 года) | - | общие затраты на реализацию Программы за счет средств всех источников финансирования - 36271 млн. рублей (I этап - 18665, 1 млн. рублей) , из них за счет средств федерального бюджета - 1880, 4 млн. рублей, в том числе на общепрограммные мероприятия - 729 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 70 млн. рублей; |
| подпрограмма "Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга" - 34968, 98 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 1661, 39 млн. рублей; | |
| подпрограмма "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы" - 573 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 149 млн. рублей | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | сохранение и восстановление бесценного архитектурно-градостроительного наследия, развитие архитектуры. |
| Подъем культуры и образования, содействие развитию экономики российских исторических городов. | |
| Совершенствование условий жизни населения, в том числе содействие в стабилизации экологической обстановки. | |
| Стимулирование развития важных секторов рыночной экономики: строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, торговли, туризма, народных промыслов. | |
| Удовлетворение потребностей населения в полноценном отдыхе, укреплении здоровья, воспитании подрастающего поколения | |
Система организации контроля за исполнением Программы | - | ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы несут Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерство культуры Российской Федерации. Информация и проект доклада о ходе выполнения Программы представляются ежегодно в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации |
I. Введение
Федеральная целевая программа "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002 - 2010 годы) " (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2001 г. № 283-р на основе и с учетом ранее утвержденных Федеральной комплексной программы развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы, федеральной целевой программы "Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга" и государственной программы "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России".
В состав Программы входят две подпрограммы: "Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга" и "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы".
В процессе реализации Программы могут разрабатываться и другие подпрограммы в установленном порядке. Объем финансирования этих подпрограмм, включая средства федерального бюджета, должен определяться при их разработке и утверждении в каждом конкретном случае.
Программа разработана в русле действий мирового сообщества, отвечает духу и букве принятых международных документов, к которым присоединилась Россия. Программные мероприятия соответствуют действиям, предпринимаемым Российской Федерацией по взятым на себя обязательствам при ратификации международных соглашений, в частности Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия (г. Париж, 1972 год) , Конвенции Совета Европы об охране архитектурного наследия Европы (г. Гранада, 1985 год) , а также принципам Международной хартии по охране исторических городов (1987 год) .
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы на федеральном уровне осуществляют государственные заказчики - Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерство культуры Российской Федерации.
К реализации Программы будут привлекаться общественные организации: Союз архитекторов России, Российский союз исторических городов и регионов, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, российская ассоциация "Регион", Ассоциация малых и средних городов России и др.
Процесс возрождения исторической городской среды, памятников истории и культуры, культовых зданий и сооружений находит постоянную поддержку Русской православной церкви и других религиозных конфессий.
Сохранение и устойчивое существование такой значимой для национальной экономики и культуры общности, как исторические города, в результате реализации Программы приведет к повышению деловой, социальной и строительной активности в масштабах страны. Сохранение уникальных памятников и улучшение качества застройки будут способствовать решению проблемы создания эффективного городского хозяйства, повышению жилищного уровня в условиях реформируемого общества.
Последовательное осуществление государственной политики по восстановлению и развитию исторической городской среды, способствующее подъему патриотических настроений населения, объективно приведет к укреплению территориальной целостности и надежности государства.
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Количество исторических городских поселений в Российской Федерации составляет 478, в них проживает 69, 9 млн. человек.
Все исторические города России разделяются на четыре категории по ценности их архитектурно-градостроительного наследия.
Категория I - исторические города международного (мирового) значения, наследие которых имеет признанный международным сообществом уникальный характер и нуждается в принятии особых мер и процедур по его сохранению.
Категория II - исторические города общегосударственного (общенационального) значения, наследие которых имеет выдающийся характер и для его сохранения требуется разработка комплексных программ и специальных проектов по реконструкции и возрождению исторической среды.
Категория III - исторические города регионального значения, наследие которых обосновывает их выделение из общего списка и нуждается в сохранении и использовании его как градостроительного наследия.
Категория IV - прочие исторические города.
Таблица 1
Исторические города | Количество по категориям | |||
I | II | III | IV | |
| Малые и средние | 3 | 34 | 67 | 228 |
| Крупные | 5 | 12 | 29 | 47 |
| Столичные | 2 | - | - | - |
| Всего | 10 | 46 | 96 | 275 |
Примечание. В таблице не учтены поселки городского типа.
К настоящему времени большинство исторических городов России находятся в запустении и разрухе и, как правило, не способны самостоятельно решать многочисленные проблемы.
Значительное количество памятников истории и культуры требует срочной реставрации либо консервации. Большинство жилых и общественных зданий исторической застройки нуждаются в модернизации или реконструкции. Инженерное оборудование, особенно в малых и средних исторических городах, находится на низком уровне. Неудовлетворительное состояние характерно для большинства улиц и дорог. Недостаточно развита социальная инфраструктура.
Решение проблемы состоит в следующем:
сохранение и совершенствование композиционно-пространственной целостности и общего архитектурного облика исторических городов в их развитии;
комплексная реконструкция и возрождение исторических центров городов и других районов исторической застройки;
поступательное развитие архитектурного творчества и органичное включение объектов и элементов новой архитектуры в исторический контекст города;
современное использование ценных исторических зданий и градостроительных систем прошлого;
ликвидация (или значительное сокращение) отставания в обеспеченности исторических городов системами и объектами социальной, транспортной, инженерной и экологической инфраструктуры;
разработка и внедрение механизмов регулирования инвестиционного процесса в исторической городской среде.
Проведенный анализ сложившейся архитектурно-градостроительной ситуации в исторических городах страны позволяет разделить их на четыре основные группы в зависимости от процентного соотношения территории исторической застройки и общей территории поселения.
К первой группе относятся города, в которых исторические территории занимают основную часть застроенных городских земель (50 процентов и более) . Практически все городские функции в таких городах осуществляются в системе исторической застройки или в непосредственном контакте с ней. Такие города составляют около 30 процентов исторических городов, в основном это малые города и поселки городского типа с численностью населения до 10 - 12 тыс. человек. В отношении городов этой группы речь может идти о комплексном сохранении исторического облика и исторической застройки.
Ко второй группе относятся города, в которых исторические территории занимают около 30 - 50 процентов застроенных городских земель. На них сосредоточена значительная часть жилищного фонда и расположены практически все учреждения общегородского административно-делового, общественно-культурного и торгового центра. В эту группу входят около 60 процентов малых, 50 процентов средних исторических городов и 10 процентов крупных исторических городов. Города этой группы нуждаются в совершенствовании (наиболее ценные - в восстановлении) общего архитектурного облика и возрождении исторических центров.
К третьей группе относятся города, исторические территории в которых занимают 15 - 30 процентов застроенных городских земель. В группу этих поселений входят средние и часть крупных городов, а также ряд малых городов.
На протяжении длительного времени такие города существовали в своих исторических границах, фиксирующих небольшое по площади поселение с регулярным планом, а основное развитие они получили во второй половине ХХ века на новых территориях. Общий облик значительной части этих городов достаточно сильно изменен и требует сохранения архитектуры исторического центра, его полного или фрагментарного возрождения.
К четвертой группе относятся города, в которых исторические территории занимают не более 5 - 15 процентов застроенных городских земель. К этой группе в основном относятся крупные и крупнейшие города, а также часть средних городов (всего около 20 процентов от общего числа исторических поселений) . Исторические центры этих городов, как правило, сохранили свою целостность только в более или менее значительных фрагментах. В ряде случаев речь может идти лишь о сохранении и реставрации отдельных ансамблей и памятников.
Обоснование необходимости программного подхода для решения выявленных проблем состоит в следующем.
Программный подход к решению таких сложных и многоаспектных проблем, как сохранение и развитие архитектуры исторических городов, представляется естественным и единственно возможным в свете мирового опыта высокой централизации процессов управления, накопленного в ряде развитых стран в течение многих десятилетий.
Всесторонний анализ современной непростой ситуации в исторических городах России показывает, что для достижения целей, отвечающих интересам всех участников градостроительной деятельности, необходимо интенсивное развитие программного подхода в данной области. Более того, именно в современных условиях такой подход является необходимым инструментом обеспечения комплекса требований устойчивости развития исторических городов.
Программа предусматривает разработку взаимоувязанного по целям и задачам комплекса действий всех субъектов градостроительной деятельности. Такой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, обеспечивает эффективное решение задач государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития России.
III. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Решение проблемы сохранения и развития архитектуры исторических городов является важной составной частью общего процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, института гражданского общества, а также социальной сферы.
Совершенствование архитектуры возможно только в единстве с улучшением состояния различных составляющих городской инфраструктуры, восстановлением и поддержанием на должном уровне экономического благосостояния, традиционных производств, образа жизни и духовности.
В соответствии с общей направленностью Программы определены ее цели и задачи.
Главными целями Программы являются:
сбережение, восстановление и совершенствование архитектурной среды, целостности архитектурного облика исторических городов как важнейшего компонента национального культурного достояния России;
создание благоприятных условий для улучшения функционирования исторических городов и обеспечения комфортных условий проживания и пребывания в них.
Достижение главных целей возможно при условии решения следующих основных задач Программы:
исследование, объективная оценка, восстановление и совершенствование архитектурного наследия исторических городов разной величины, типа и профиля;
комплексная реконструкция и возрождение исторических центров городов как мест наибольшей концентрации объектов архитектурного наследия, имеющих непосредственную функциональную взаимосвязь с современной инфраструктурой поселения;
создание наилучших условий жизни в исторических частях городов, поддержание и развитие социального обслуживания, образования, деятельности религиозных конфессий, туризма;
улучшение условий для экономической деятельности в исторических городах с целью восстановления и развития традиционных производств, народных художественных промыслов и ремесел, торговых ярмарок, выставок;
обеспечение нормативно-правовой, научно-методической, проектно-изыскательской, строительно-технологической, финансовой, организационной, информационной и кадровой поддержки реализации Программы.
Последовательность реализации Программы оп