О федеральной целевой программе "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)"
<p>ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 26 ноября 2001 г. N 815 г. Москва О федеральной целевой программе "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы) " В целях сохранения памятников истории и культуры, своеобразия архитектурного облика исторических городов России, их экономического и социального развития Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы) ". Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании федерального бюджета на 2002-2010 годы включать указанную Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и уточнять ежегодно размеры выделяемых на ее реализацию ассигнований. Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов __________________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. N 815 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ (2002-2010 ГОДЫ) " Паспорт Программы Наименование - федеральная целевая программа "Сохранение и Программы развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы) " Основания для - распоряжение Правительства Российской разработки Программы Федерации от 1 марта 2001 г. N 283-р Государственные - Государственный комитет Российской заказчики Программы Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (по памятникам градостроительства, архитектуры, инженерного искусства и прочим объектам недвижимости) ; Министерство культуры Российской Федерации (по иным объектам исторического и культурного наследия) Цели Программы, - сохранение, восстановление и важнейшие целевые совершенствование архитектурной среды, показатели всего архитектурного облика исторических городов как важнейшего компонента национального культурного достояния России. Обеспечение благоприятных предпосылок для улучшения функционирования исторических городов, создания комфортных условий проживания Основные задачи - исследование, объективная оценка, Программы восстановление и совершенствование архитектурного наследия исторических городов. Комплексная реконструкция и возрождение исторических центров городов как мест наибольшей концентрации объектов архитектурного наследия. Создание благоприятных условий жизни в исторических частях городов, поддержание и развитие социальных контактов и социального обслуживания, образования, деятельности религиозных конфессий, туризма. Улучшение условий экономической деятельности в исторических городах с целью восстановления и развития традиционных производств, народных и художественных промыслов и ремесел, торговых ярмарок, выставок. Обеспечение нормативно-правовой, научно-методической, проектно-изыскательской, строительно-технологической, финансовой, организационной, информационной и кадровой поддержки реализации Программы Сроки и этапы - I этап (2002-2005 годы) - обеспечение реализации Программы сохранности ценного архитектурно-градостроительного наследия с целью придания импульса социально-экономическому развитию исторических городов II этап (2006-2010 годы) - реализация системы программных мероприятий, сохранение и дальнейшее развитие архитектуры, совершенствование социально-экономической, культурной и градостроительной базы исторических городов Перечень основных - сохранение и возрождение общего мероприятий исторического архитектурного облика Программы городов. Возрождение исторических центров городов или их целостных фрагментов. Сохранение и реставрация отдельных ансамблей и объектов архитектурно-градостроительного наследия. Развитие архитектуры современных городских районов Исполнители основных - органы исполнительной власти субъектов мероприятий Российской Федерации; Программы администрации исторических городов - участников Программы; субъекты хозяйственной и культурной деятельности в городах; научно-исследовательские и другие организации, отбираемые на конкурсной основе Объем и источники - общие затраты на реализацию Программы за финансирования счет средств всех источников финансирования Программы (в ценах - 36271 млн. рублей (I этап - 18665, 1 млн. 2001 года) рублей) , из них за счет средств федерального бюджета - 1880, 4 млн. рублей, в том числе на общепрограммные мероприятия - 729 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 70 млн. рублей; подпрограмма "Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга" - 34968, 98 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 1661, 39 млн. рублей; подпрограмма "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы" - 573 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 149 млн. рублей Ожидаемые конечные - сохранение и восстановление бесценного результаты архитектурно-градостроительного наследия, реализации Программы развитие архитектуры. Подъем культуры и образования, содействие развитию экономики российских исторических городов. Совершенствование условий жизни населения, в том числе содействие в стабилизации экологической обстановки. Стимулирование развития важных секторов рыночной экономики: строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, торговли, туризма, народных промыслов. Удовлетворение потребностей населения в полноценном отдыхе, укреплении здоровья, воспитании подрастающего поколения Система организации - ответственность за своевременную и контроля за качественную реализацию Программы несут исполнением Государственный комитет Российской Программы Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерство культуры Российской Федерации. Информация и проект доклада о ходе выполнения Программы представляются ежегодно в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации I. Введение Федеральная целевая программа "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы) " (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2001 г. N 283-р на основе и с учетом ранее утвержденных Федеральной комплексной программы развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы, федеральной целевой программы "Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга" и государственной программы "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России". В состав Программы входят две подпрограммы: "Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга" и "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы". В процессе реализации Программы могут разрабатываться и другие подпрограммы в установленном порядке. Объем финансирования этих подпрограмм, включая средства федерального бюджета, должен определяться при их разработке и утверждении в каждом конкретном случае. Программа разработана в русле действий мирового сообщества, отвечает духу и букве принятых международных документов, к которым присоединилась Россия. Программные мероприятия соответствуют действиям, предпринимаемым Российской Федерацией по взятым на себя обязательствам при ратификации международных соглашений, в частности Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия (г. Париж, 1972 год) , Конвенции Совета Европы об охране архитектурного наследия Европы (г. Гранада, 1985 год) , а также принципам Международной хартии по охране исторических городов (1987 год) . Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы на федеральном уровне осуществляют государственные заказчики - Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерство культуры Российской Федерации. К реализации Программы будут привлекаться общественные организации: Союз архитекторов России, Российский союз исторических городов и регионов, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, российская ассоциация "Регион", Ассоциация малых и средних городов России и др. Процесс возрождения исторической городской среды, памятников истории и культуры, культовых зданий и сооружений находит постоянную поддержку Русской православной церкви и других религиозных конфессий. Сохранение и устойчивое существование такой значимой для национальной экономики и культуры общности, как исторические города, в результате реализации Программы приведет к повышению деловой, социальной и строительной активности в масштабах страны. Сохранение уникальных памятников и улучшение качества застройки будут способствовать решению проблемы создания эффективного городского хозяйства, повышению жилищного уровня в условиях реформируемого общества. Последовательное осуществление государственной политики по восстановлению и развитию исторической городской среды, способствующее подъему патриотических настроений населения, объективно приведет к укреплению территориальной целостности и надежности государства. II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Количество исторических городских поселений в Российской Федерации составляет 478, в них проживает 69, 9 млн. человек. Все исторические города России разделяются на четыре категории по ценности их архитектурно-градостроительного наследия. Категория I - исторические города международного (мирового) значения, наследие которых имеет признанный международным сообществом уникальный характер и нуждается в принятии особых мер и процедур по его сохранению. Категория II - исторические города общегосударственного (общенационального) значения, наследие которых имеет выдающийся характер и для его сохранения требуется разработка комплексных программ и специальных проектов по реконструкции и возрождению исторической среды. Категория III - исторические города регионального значения, наследие которых обосновывает их выделение из общего списка и нуждается в сохранении и использовании его как градостроительного наследия. Категория IV - прочие исторические города. Таблица 1 ------------------------------------------------------------------- Исторические | Количество по категориям города +------------------------------------------------ | I | II | III | IV ------------------------------------------------------------------- Малые и средние 3 34 67 228 Крупные 5 12 29 47 Столичные 2 - - - Всего 10 46 96 275 Примечание. В таблице не учтены поселки городского типа. К настоящему времени большинство исторических городов России находятся в запустении и разрухе и, как правило, не способны самостоятельно решать многочисленные проблемы. Значительное количество памятников истории и культуры требует срочной реставрации либо консервации. Большинство жилых и общественных зданий исторической застройки нуждаются в модернизации или реконструкции. Инженерное оборудование, особенно в малых и средних исторических городах, находится на низком уровне. Неудовлетворительное состояние характерно для большинства улиц и дорог. Недостаточно развита социальная инфраструктура. Решение проблемы состоит в следующем: сохранение и совершенствование композиционно-пространственной целостности и общего архитектурного облика исторических городов в их развитии; комплексная реконструкция и возрождение исторических центров городов и других районов исторической застройки; поступательное развитие архитектурного творчества и органичное включение объектов и элементов новой архитектуры в исторический контекст города; современное использование ценных исторических зданий и градостроительных систем прошлого; ликвидация (или значительное сокращение) отставания в обеспеченности исторических городов системами и объектами социальной, транспортной, инженерной и экологической инфраструктуры; разработка и внедрение механизмов регулирования инвестиционного процесса в исторической городской среде. Проведенный анализ сложившейся архитектурно-градостроительной ситуации в исторических городах страны позволяет разделить их на четыре основные группы в зависимости от процентного соотношения территории исторической застройки и общей территории поселения. К первой группе относятся города, в которых исторические территории занимают основную часть застроенных городских земель (50 процентов и более) . Практически все городские функции в таких городах осуществляются в системе исторической застройки или в непосредственном контакте с ней. Такие города составляют около 30 процентов исторических городов, в основном это малые города и поселки городского типа с численностью населения до 10-12 тыс. человек. В отношении городов этой группы речь может идти о комплексном сохранении исторического облика и исторической застройки. Ко второй группе относятся города, в которых исторические территории занимают около 30-50 процентов застроенных городских земель. На них сосредоточена значительная часть жилищного фонда и расположены практически все учреждения общегородского административно-делового, общественно-культурного и торгового центра. В эту группу входят около 60 процентов малых, 50 процентов средних исторических городов и 10 процентов крупных исторических городов. Города этой группы нуждаются в совершенствовании (наиболее ценные - в восстановлении) общего архитектурного облика и возрождении исторических центров. К третьей группе относятся города, исторические территории в которых занимают 15-30 процентов застроенных городских земель. В группу этих поселений входят средние и часть крупных городов, а также ряд малых городов. На протяжении длительного времени такие города существовали в своих исторических границах, фиксирующих небольшое по площади поселение с регулярным планом, а основное развитие они получили во второй половине ХХ века на новых территориях. Общий облик значительной части этих городов достаточно сильно изменен и требует сохранения архитектуры исторического центра, его полного или фрагментарного возрождения. К четвертой группе относятся города, в которых исторические территории занимают не более 5-15 процентов застроенных городских земель. К этой группе в основном относятся крупные и крупнейшие города, а также часть средних городов (всего около 20 процентов от общего числа исторических поселений) . Исторические центры этих городов, как правило, сохранили свою целостность только в более или менее значительных фрагментах. В ряде случаев речь может идти лишь о сохранении и реставрации отдельных ансамблей и памятников. Обоснование необходимости программного подхода для решения выявленных проблем состоит в следующем. Программный подход к решению таких сложных и многоаспектных проблем, как сохранение и развитие архитектуры исторических городов, представляется естественным и единственно возможным в свете мирового опыта высокой централизации процессов управления, накопленного в ряде развитых стран в течение многих десятилетий. Всесторонний анализ современной непростой ситуации в исторических городах России показывает, что для достижения целей, отвечающих интересам всех участников градостроительной деятельности, необходимо интенсивное развитие программного подхода в данной области. Более того, именно в современных условиях такой</p>