О Правилах определения страны происхождения товаров
<p>ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 29 ноября 2000 г. N 911 г. Москва О Правилах определения страны происхождения товаров Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: Одобрить представленный Государственным таможенным комитетом Российской Федерации согласованный с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект Правил определения страны происхождения товаров (прилагается) . Признать целесообразным подписать решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах определения страны происхождения товаров со следующим замечанием: "Российская Федерация, руководствуясь критериями достаточной обработки/переработки товара, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, сохраняет за собой право применять для определения страны происхождения сахара белого (код ТН ВЭД СНГ 1701) , выработанного из сахара-сырца, критерий достаточной обработки/переработки, выражающийся изменением товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков, произошедшим в результате обработки/переработки". Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов __________________________ Проект П Р А В И Л А определения страны происхождения товаров Настоящие Правила действуют в отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 2 апреля 1999 года (далее именуется - государство - участник Соглашения) и находящихся в торговом обороте между этими государствами. Порядок определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенные территории государств - участников Соглашения из третьих стран и вывозимых в третьи страны из этих государств, регламентируется национальными законодательствами государств - участников Соглашения и международными договорами. Для целей настоящих Правил используются следующие термины и понятия: "страна происхождения товара" - страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке; "критерий достаточной обработки/переработки" - один из принципов определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым товар, если в его производстве участвуют две или более стран, считается происходящим из страны, где он был подвергнут последней существенной обработке/переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств. Для установления критерия достаточной обработки/переработки может применяться кумулятивный принцип, в соответствии с которым происхождение товара в результате последовательной обработки/переработки в государствах - участниках Соглашения определяется по стране изготовления конечного товара; "товар" - любое движимое имущество, в том числе тепловая, электрическая, иные виды энергии и транспортные средства (за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров) , перемещаемое через таможенную границу; "товарная номенклатура" - применяемая в государствах - участниках Соглашения Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и комбинированной тарифно-статистической номенклатуры ЕС; "добавленная стоимость" - доля стоимости декларированных товаров, выраженная в процентном отношении, которая определяется разницей между стоимостью декларируемой продукции и стоимостью используемых для ее производства импортных сырья и материалов; "резидент" - любые физические и юридические лица, предприятия или организации, не имеющие статуса юридического лица, которые по законодательству этого государства подвергаются в нем налогообложению на основании местожительства, постоянного местопребывания, места управления, регистрации и создания либо другой аналогичной характеристики. Однако в указанное понятие не включается лицо, которое подвергается налогообложению в государстве только в отношении дохода, полученного от операций, не связанных с производством и реализацией товаров; "сертификат о происхождении товара" - документ, свидетельствующий о стране происхождения товара и выданный уполномоченным в соответствии с национальным законодательством органом государства-экспортера. 1. Страной происхождения товара считается государство - участник Соглашения, где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке. 2. Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются: а) полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море или на дне этого моря; б) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране; в) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране; г) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных; д) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране; е) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны; ж) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте "е"; з) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр; и) отходы и лом (вторичное сырье) , полученные в результате производственных или иных операций по переработке, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье; к) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране; л) товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в подпунктах "а" - "к" настоящего пункта. 3. Для целей определения страны происхождения товара, изготовленного в государстве - участнике Соглашения, применяется кумулятивный принцип, который определяет происхождение того или иного товара при его последовательной обработке/переработке. Если в производстве конечного товара в одном из государств - участников Соглашения используется сырье или материалы, происходящие из других государств - участников Соглашения, подтвержденные сертификатом происхождения формы СТ-1 и подвергаемые поэтапной последующей обработке в других государствах - участниках Соглашения, то страной происхождения такого товара считается страна, где он в последний раз был подвергнут обработке/переработке. При отсутствии сертификата происхождения сырья или материалов формы СТ-1 определение страны происхождения конечного товара осуществляется на основании критерия достаточной обработки/переработки (подпункты "а", "б", "в" пункта 4 настоящих Правил) . 4. В случае участия в производстве товара третьих стран, помимо государств - участников Соглашения, определение страны происхождения товара производится в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки товара. Критерий достаточной обработки/переработки может выражаться: а) изменением товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4-х знаков, произошедшим в результате обработки/переработки; б) выполнением необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место; в) правилом адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции. Основным критерием достаточной обработки/переработки является изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4-х знаков; он применяется в отношении всех товаров, за исключением товаров, включенных в перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (приложение N 1) . В данный перечень в качестве одного из условий может быть включено правило адвалорной доли как самостоятельно, так и в сочетании с другими критериями достаточной обработки/переработки товара. В случае если применяется правило адвалорной доли, стоимостные показатели рассчитываются: для импортируемых материалов - по таможенной стоимости этих материалов при их ввозе в страну, в которой осуществляется производство конечной продукции, или при неизвестном происхождении импортированных материалов по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечной продукции; для конечной продукции - по цене на условиях "франко-завод" ("франко-склад") продавца. 5. Не отвечающими критерию достаточной обработки/переработки товара считаются: а) операции по обеспечению сохранности товара во время хранения или транспортировки; б) операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка) ; в) простые сборочные операции; г) смешивание товаров (компонентов) , которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих; д) убой скота; е) комбинация двух или большего числа указанных выше операций. 6. При определении страны происхождения товары в разобранном или несобранном виде (поставляемые несколькими партиями, если по производственным или транспортным условиям невозможна их отгрузка одной партией, а также если партия товара разбита на несколько партий в результате ошибки или неверной адресации) могут рассматриваться по желанию декларанта как единый товар. Условиями применения этого правила являются: предварительное уведомление таможенного органа страны ввоза о разбивке разобранного или несобранного товара на несколько партий с указанием причин такой разбивки, приложением подробной спецификации каждой партии с указанием кодов товаров согласно ТН ВЭД, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию, а также уведомления о разбивке товара на несколько партий в результате ошибки или неверной адресации - при документальном подтверждении ошибочности разбивки товара; поставка всех партий из одной страны одним экспортером; ввоз и оформление всех партий товара через одну и ту же таможню; поставка всех партий товара в срок, не превышающий шести месяцев с даты принятия таможенной декларации. 7. Для определения страны происхождения товара происхождение используемой для их производства тепловой и электрической энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается. Приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, если данные приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и продаются в комплекте с вышеуказанными машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами и в количестве, обычно поставляемом с данными устройствами. Упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, за исключением случаев, когда упаковка подлежит декларированию отдельно от товара. В этом случае страна происхождения упаковки определяется отдельно. Для определения страны происхождения товара, если упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, учитывается только та упаковка, в которой товар обычно реализуется в розничной торговле, в том числе при применении правила "в" пункта 4 (правило адвалорной доли) . 8. Если товар, происхождение которого отвечает условиям настоящих Правил, используется в производстве другого конечного товара, то требования к происхождению, применяемые к сырью, материалам, комплектующим, использованным для производства этого товара, не принимаются во внимание при определении страны происхождения конечного товара. 9. Товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств - участников Соглашения, если он соответствует критериям происхождения, установленным новой редакцией Правил, а также: а) экспортируется на основании договора/контракта между резидентом одного из государств - участников Соглашения и резидентом другого государства - участника Соглашения и ввозится с таможенной территории одного государства-участника на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения; б) ввозится физическим лицом-резидентом государства - участника Соглашения с таможенной территории одного из государств-участников на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения. При этом товар не должен покидать территории государств - участников Соглашения, кроме случаев, если такая транспортировка невозможна в силу географического положения государства-участника или отдельной его территории. 10. Для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения необходимо представление таможенным органам страны ввоза сертификата о происхождении товара формы СТ-1 (приложение N 2) или декларации о происхождении товара. Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товара, сделанное изготовителем, продавцом или лицом, перемещающим товары, на коммерческом счете либо ином документе, имеющем отношение к товару. Сертификат о происхождении товара оформляется, как правило, на каждую отдельную поставку товара, которая осуществляется одним или несколькими транспортными средствами одному и тому же грузополучателю от одного и того же грузоотправителя. 11. При экспорте товаров из государств - участников Соглашения сертификат о происхождении товара выдается уполномоченным органом в соответствии с национальным законодательством государства-экспортера. Сертификат оформляется на специальном, защищенном бланке формата А4 (210 х 297 мм) , изготовленном типографским способом. Срок действия сертификата формы СТ-1 составляет 12 месяцев со дня выдачи. Государства - участники Соглашения обмениваются образцами сертификатов формы СТ-1, печатей органов и подписей лиц, уполномоченных удостоверять сертификаты. Без представления указанных образцов сертификаты считаются недействительными и на товары не распространяются преференции, предусмотренные Соглашением. 12. Заполнение сертификата о происхождении формы СТ-1 должно отвечать следующим требованиям: графа 1 "Отправитель/экспортер (наименование и почтовый адрес) ". Допускается запись согласно свидетельству о регистрации предприятия. В случае если отправитель и экспортер являются разными юридическими лицами, следует указывать, что отправитель (наименование и почтовый адрес) действует по поручению экспортера (наименование и почтовый адрес) ; графа 2 "Получатель/импортер (наименование и почтовый адрес) ". В случае если получатель и импортер являются разными юридическими лицами, следует указывать, что получатель (наименование и почтовый адрес) действует по поручению импортера (наименование и почтовый адрес) ; графа 3 "Средства транспорта и маршрут следования (насколько это известно) "; графа 4 - указывается номер сертификата (регистрационный и/или номер бланка) , его форма, страна, выдавшая сертификат, и страна, для которой этот сертификат предназначен; графа 5 "Для служебных отметок". Вносятся служебные отметки государственных контролирующих органов стран экспорта, транзита и/или получения товара, а также при необходимости следующие записи: "Дубликат", "Выдан взамен сертификата", "Выдан впоследствии", "Кумуляция СНГ"; графа 6 "Номер". Указывается порядковый номер товара; графа 7 "Количество мест и вид упаковки"; графа 8 "Описание товара". Указываются коммерческое наименование товара и другие сведения, позволяющие произвести однозначную идентификацию товара относительно заявленного для целей таможенного оформления. В случае недостаточности места на лицевой стороне для заполнения графы допускается применение дополнительного листа (листов) о происхождении товара (приложение N 3) , заполняемого в установленном порядке (заверенного подписью, печатью и имеющего тот же порядковый номер, что и бланк сертификата) . Заполнение сертификата на оборотной стороне не допускается; графа 9 "Вес брутто/нетто (кг) ". Указываются весовые либо количественные характеристики товара; расхождение между фактическим количеством товара и количеством, указанным в сертификате, не должно превышать 5 процентов; графа 10 "Номер и дата счета-фактуры". Указываются сведения о счете-фактуре или счете-проформе или ином документе, отражающем финансово-количественные параметры товара (при осуществлении долгосрочных контрактов, когда груз идет железнодорожным транспортом от одного и того же грузоотправителя одному и тому же грузополучателю, заполнение графы не обязательно) ; графа 11 "Удостоверение". Заполняется уполномоченным органом и содержит его наименование, адрес, печать и дату удостоверения сведений, указанных в сертификате, а также подпись, фамилию и инициалы лица, уполномоченного заверить сертификат; графа 12 "Декларация заявителя". Указывается страна, в которой товар был полностью произведен либо подвергся достаточной переработке, дата декларирования сведений о стране происхождения товара, а также проставляются печать заявителя и подпись, фамилия и инициалы уполномоченного лица заявителя. В том случае, когда товар вывозится (ввозится) физическим лицом - резидентом одного из государств - участников Соглашения, сертификат формы СТ-1 заполняется с учетом следующих особенностей: графа 1 - Ф. И. О., адрес грузоотправителя; графа 2 - при наличии данных - Ф. И. О., адрес грузополучателя, а также отметка "Для свободного обращения"; графа 5 и графа 10 при отсутствии данных могут оставаться незаполненными; графа 12 заверяется подписью грузоотправителя с указанием даты и Ф. И. О. грузоотправителя. Инструкция по оформлению и выдаче сертификатов происхождения товара разрабатывается и утверждается национальным уполномоченным</p>