Об утверждении Положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации
<p>ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 23 апреля 1997 г. N 480 г. Москва Утратилo силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 г. N 49 Об утверждении Положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 19.09.97 г. N 1205; от 22.10.97 г. N 1339; от 18.02.98 г. N 206; от 24.03.98 г. N 343; от 10.08.98 г. N 920; от 09.09.99 г. N 1035; от 03.05.2001 г. N 341; от 06.09.2001 г. N 663; от 23.10.2001 г. N 741; от 29.12.2001 г. N 919; от 16.09.2002 г. N 676; от 16.08.2003 г. N 503; от 11.12.2003 г. N 750) Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации. 2. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации внести в месячный срок в Правительство Российской Федерации предложение о закреплении за Министерством труда и социального развития Российской Федерации служебных площадей, занимаемых упраздненными Министерством труда Российской Федерации, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Федеральной службой занятости России. 3. Министерству труда и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с настоящим постановлением. 4. Установить, что в ведении Министерства труда и социального развития Российской Федерации находятся организации по перечню согласно приложению. Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин __________________________ УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. N 480 П О Л О Ж Е Н И Е о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 19.09.97 г. N 1205; от 18.02.98 г. N 206; от 24.03.98 г. N 343; от 10.08.98 г. N 920; от 09.09.99 г. N 1035; от 06.09.2001 г. N 663; от 29.12.2001 г. N 919; от 16.09.2002 г. N 676; от 16.08.2003 г. N 503; от 11.12.2003 г. N 750) 1. Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, а также координирующим деятельность по этим направлениям иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 2. В своей деятельности Министерство труда и социального развития Российской Федерации руководствуется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением. 3. Министерство труда и социального развития Российской Федерации возглавляет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения, службы по урегулированию коллективных трудовых споров и государственных инспекций труда (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, межрегиональных государственных инспекций труда) . Министерство труда и социального развития Российской Федерации создает территориальные органы по вопросам занятости населения, по урегулированию коллективных трудовых споров и по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда (государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации, межрегиональные государственные инспекции труда) (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 09.09.99 г. N 1035) 4. Министерство труда и социального развития Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы. 5. Основными задачами Министерства труда и социального развития Российской Федерации являются разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной политики по решению комплексных проблем социального развития, народонаселения, повышению уровня жизни и доходов населения, развитию социального страхования, кадрового потенциала, совершенствованию системы оплаты труда и социального партнерства, организации пенсионного обеспечения и социального обслуживания альтернативной гражданской службы, улучшению условий и охраны труда, обеспечению эффективной занятости населения и социальных гарантий, социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, становлению и развитию государственной службы, совершенствованию законодательства о труде, занятости и социальной защите населения, осуществлению международного сотрудничества в установленной сфере деятельности и оказанию международной гуманитарной помощи. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.98 г. N 206; в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2003 г. N 750. Редакция вступает в силу с 1 января 2004 г.) 6. Министерство труда и социального развития Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции: в области комплексных проблем социального развития 1) разрабатывает с участием федеральных органов исполнительной власти предложения по основным направлениям и приоритетам государственной социальной политики в сфере труда, занятости и социальной защиты населения на основе анализа социально-экономического развития Российской Федерации, ее регионов, отраслей и секторов экономики; 2) представляет в Правительство Российской Федерации доклады о положении дел в сфере труда, занятости и социальной защиты населения и предложения к государственным прогнозам социального развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу; 3) подготавливает по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации проекты социальных программ, организует их выполнение и контроль за использованием выделенных на эти цели средств; 4) организует и проводит мониторинг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения; в области повышения уровня жизни и доходов населения 5) подготавливает совместно с Министерством финансов Российской Федерации и с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложения о минимальных размерах оплаты труда, пенсий, а также о размерах пособий, стипендий и других социальных выплат; 6) вносит предложения по совершенствованию системы социальных пособий, компенсационных выплат, льгот, а также по защите доходов населения от инфляции; 7) разрабатывает методику расчета величины прожиточного минимума различных социально-демографических групп населения и осуществляет экспертизу расчетов прожиточного минимума, проводимых субъектами Российской Федерации; 8) организует разработку социальных нормативов и социальных стандартов в пределах своей компетенции; 9) (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2003 г. N 503) в области оплаты труда 10) разрабатывает предложения по повышению мотивации и эффективности труда; 11) совершенствует тарифное регулирование оплаты труда на основе социального партнерства; 12) осуществляет тарификацию работ, профессий и должностей, совершенствование организации нормирования труда; 13) разрабатывает предложения по совершенствованию районного регулирования оплаты труда, системы льгот и компенсаций с учетом природно-климатических и социально-экономических факторов; 14) подготавливает совместно с Министерством финансов Российской Федерации и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложения по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетных организаций и федеральных казенных предприятий, а также денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц и условий оплаты труда и материального обеспечения граждан, направляемых на работу в организации Российской Федерации за границу; в области условий и охраны труда 15) осуществляет государственное управление охраной труда, координирует работу федеральных органов исполнительной власти в этой области; 16) разрабатывает федеральные программы улучшения условий и охраны труда; 17) представляет в Правительство Российской Федерации ежегодные доклады о состоянии условий и охраны труда и мерах по их улучшению; 18) разрабатывает межотраслевые правила и организационно-методические документы по охране труда; 19) разрабатывает предложения по совершенствованию механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, предупреждении производственного травматизма и профессиональных заболеваний; 20) осуществляет организационно-методическое руководство Государственной экспертизой условий труда Российской Федерации, организует выборочную экспертизу соответствия проектов на строительство и реконструкцию объектов требованиям условий и охраны труда; 21) организует работу по аттестации рабочих мест, а также организует и проводит во взаимодействии с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации сертификацию работ по охране труда в организациях; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 г. N 663) 22) разрабатывает предложения о формах государственного содействия производителям и потребителям специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты; 23) проводит работу по совершенствованию системы предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда; 24) представляет по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации предложения в Правительство Российской Федерации о перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста; 25) организует обучение по охране труда работников организаций и проверку знания ими требований охраны труда. Устанавливает совместно с Министерством образования Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти порядок обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций, а также устанавливает совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации порядок направления на обучение по охране труда отдельных категорий работников за счет средств Фонда; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. N 919) 26) разрабатывает предложения по совершенствованию государственного управления условиями и охраной труда, государственному регулированию рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников; в области социального партнерства в трудовых отношениях 27) подготавливает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложения по совершенствованию системы социального партнерства, основных направлений ее развития, осуществляет методическое руководство работой по заключению региональных и территориальных соглашений и коллективных договоров; 28) участвует в подготовке проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации; 29) разрабатывает предложения к планам мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации и осуществляет контроль за их выполнением; 30) участвует в переговорах, разработке и заключении отраслевых (межотраслевых) , профессиональных тарифных соглашений на федеральном уровне, осуществляет их уведомительную регистрацию и контроль за ходом выполнения; 31) участвует в разработке, заключении и выполнении отраслевого (тарифного) соглашения в качестве представителя работодателя от лица подведомственных организаций и от лица иных организаций - при условии делегирования ими Министерству труда и социального развития Российской Федерации соответствующих полномочий; 32) содействует урегулированию коллективных трудовых споров, выявляет и обобщает причины их возникновения, подготавливает предложения по устранению указанных споров, производит их уведомительную регистрацию; в области народонаселения 33) разрабатывает и осуществляет меры по реализации основных направлений государственной социально-демографической политики; 34) представляет ежегодные доклады в Правительство Российской Федерации о состоянии и мерах по улучшению демографического положения в стране; в области занятости населения 35) осуществляет анализ занятости на федеральном и территориальном (региональном) уровнях, по отдельным категориям населения, разрабатывает прогнозные оценки состояния рынка труда; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2003 г. N 503) 36) (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2003 г. N 503) 37) организует разработку программ создания, сохранения и развития рабочих мест, обеспечения занятости населения и усиления социальной защиты работников, высвобождаемых при санации производства и банкротстве предприятий, а также при увольнении из Вооруженных Сил Российской Федерации; 38) проводит экспертизу разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ в части создания и сохранения рабочих мест; 39) подготавливает предложения о критериях отнесения регионов к критическим по состоянию рынка труда и о мерах по их финансово-экономической поддержке; 40) осуществляет меры по совершенствованию организации трудоустройства граждан, организует разработку специальных программ и мероприятий по поддержке граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, по сокращению длительности безработицы, содействию занятости несовершеннолетних; 41) разрабатывает предложения по повышению мобильности трудовых ресурсов, определяет направления территориального перемещения трудовых ресурсов, оказывает помощь в трудоустройстве гражданам в связи с направлением на работу в другую местность по предложению территориальных органов по вопросам занятости населения; 42) разрабатывает порядок предоставления компенсаций материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность безработных граждан по предложению территориальных органов по вопросам занятости населения; 43) разрабатывает порядок регистрации безработных граждан; 44) подготавливает предложения по развитию общественных работ; 45) разрабатывает предложения по совершенствованию порядка выплаты стипендий гражданам, направляемым на обучение территориальными органами по вопросам занятости населения, пособий по безработице, материальной и иной помощи безработным и лицам, находящимся на их содержании, а также гражданам, потерявшим право на получение пособия по безработице; 46) содействует развитию предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости безработных граждан и лиц, ищущих работу, а также применению гибких форм занятости; 47) разрабатывает мероприятия по содействию занятости населения и осуществляет их финансовое обеспечение; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2003 г. N 503) 48) организует работу по формированию, ведению и использованию на федеральном уровне банка вакансий; 49) публикует статистические данные и информационные материалы о предложениях и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки граждан, состоянии рынков труда; в области развития кадрового потенциала 50) разрабатывает и организует реализацию предложений по содействию развития персонала на производстве, осуществляет методическое руководство подготовкой региональных и отраслевых программ развития персонала; 51) подготавливает проекты нормативных правовых актов по проведению квалификационных экзаменов, аттестации и сертификации персонала, переподготовке и повышению квалификации кадров; 52) осуществляет организационное и методическое руководство развитием профессиональной ориентации и психологической поддержки населения; 53) осуществляет организационное и методическое руководство профессиональным обучением населения, подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации работников на производстве, безработных и незанятых граждан; в области социального страхования 54) разрабатывает предложения по развитию системы государственного социального страхования и добровольного социального страхования; 55) участвует в подготовке предложений о размерах тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и к проектам их бюджетов; в области пенсионного обеспечения 56) разрабатывает предложения по формированию государственной</p>