Об утверждении Положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации
<p>ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 23 апреля 1997 г. N 480
г. Москва
Утратилo силу - Постановление
Правительства Российской
Федерации от 01.02.2005 г. N 49
Об утверждении Положения о Министерстве труда
и социального развития Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 19.09.97 г. N 1205; от 22.10.97 г. N 1339;
от 18.02.98 г. N 206; от 24.03.98 г. N 343; от 10.08.98 г. N 920;
от 09.09.99 г. N 1035; от 03.05.2001 г. N 341;
от 06.09.2001 г. N 663; от 23.10.2001 г. N 741;
от 29.12.2001 г. N 919; от 16.09.2002 г. N 676;
от 16.08.2003 г. N 503; от 11.12.2003 г. N 750)
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве труда и
социального развития Российской Федерации.
2. Государственному комитету Российской Федерации по
управлению государственным имуществом совместно с Министерством
труда и социального развития Российской Федерации внести в
месячный срок в Правительство Российской Федерации предложение о
закреплении за Министерством труда и социального развития
Российской Федерации служебных площадей, занимаемых упраздненными
Министерством труда Российской Федерации, Министерством социальной
защиты населения Российской Федерации и Федеральной службой
занятости России.
3. Министерству труда и социального развития Российской
Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации
представить в установленном порядке в Правительство Российской
Федерации предложения об изменении и признании утратившими силу
решений Правительства Российской Федерации в связи с настоящим
постановлением.
4. Установить, что в ведении Министерства труда и
социального развития Российской Федерации находятся организации по
перечню согласно приложению.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Черномырдин
__________________________
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 апреля 1997 г.
N 480
П О Л О Ж Е Н И Е
о Министерстве труда и социального развития
Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 19.09.97 г. N 1205; от 18.02.98 г. N 206; от 24.03.98 г. N 343;
от 10.08.98 г. N 920; от 09.09.99 г. N 1035;
от 06.09.2001 г. N 663; от 29.12.2001 г. N 919;
от 16.09.2002 г. N 676; от 16.08.2003 г. N 503;
от 11.12.2003 г. N 750)
1. Министерство труда и социального развития Российской
Федерации (Минтруд России) является федеральным органом
исполнительной власти, проводящим государственную политику и
осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной
защиты населения, а также координирующим деятельность по этим
направлениям иных федеральных органов исполнительной власти и
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. В своей деятельности Министерство труда и социального
развития Российской Федерации руководствуется Конституцией
Российской Федерации и федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также
настоящим Положением.
3. Министерство труда и социального развития Российской
Федерации возглавляет и организует деятельность федеральной
государственной службы занятости населения, службы по
урегулированию коллективных трудовых споров и государственных
инспекций труда (государственных инспекций труда в субъектах
Российской Федерации, межрегиональных государственных инспекций
труда) .
Министерство труда и социального развития Российской
Федерации создает территориальные органы по вопросам занятости
населения, по урегулированию коллективных трудовых споров и по
государственному надзору и контролю за соблюдением
законодательства Российской Федерации о труде и охране труда
(государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации,
межрегиональные государственные инспекции труда)
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 09.09.99 г. N 1035)
4. Министерство труда и социального развития Российской
Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с
другими федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а
также другими организациями независимо от их
организационно-правовой формы.
5. Основными задачами Министерства труда и социального
развития Российской Федерации являются разработка предложений и
реализация основных направлений и приоритетов государственной
социальной политики по решению комплексных проблем социального
развития, народонаселения, повышению уровня жизни и доходов
населения, развитию социального страхования, кадрового потенциала,
совершенствованию системы оплаты труда и социального партнерства,
организации пенсионного обеспечения и социального обслуживания
альтернативной гражданской службы, улучшению условий и охраны
труда, обеспечению эффективной занятости населения и социальных
гарантий, социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого
возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с военной
службы, и членов их семей, становлению и развитию государственной
службы, совершенствованию законодательства о труде, занятости и
социальной защите населения, осуществлению международного
сотрудничества в установленной сфере деятельности и оказанию
международной гуманитарной помощи. (В редакции Постановления
Правительства Российской Федерации от 18.02.98 г. N 206; в
редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 11.12.2003 г. N 750. Редакция вступает в силу с 1 января 2004 г.)
6. Министерство труда и социального развития Российской
Федерации в соответствии с возложенными на него задачами
осуществляет следующие основные функции:
в области комплексных проблем социального развития
1) разрабатывает с участием федеральных органов
исполнительной власти предложения по основным направлениям и
приоритетам государственной социальной политики в сфере труда,
занятости и социальной защиты населения на основе анализа
социально-экономического развития Российской Федерации, ее
регионов, отраслей и секторов экономики;
2) представляет в Правительство Российской Федерации доклады
о положении дел в сфере труда, занятости и социальной защиты
населения и предложения к государственным прогнозам социального
развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и
краткосрочную перспективу;
3) подготавливает по согласованию с Министерством экономики
Российской Федерации и Министерством финансов Российской
Федерации, другими заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти с участием органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации проекты социальных программ,
организует их выполнение и контроль за использованием выделенных
на эти цели средств;
4) организует и проводит мониторинг в сфере труда, занятости
и социальной защиты населения;
в области повышения уровня жизни и доходов населения
5) подготавливает совместно с Министерством финансов
Российской Федерации и с участием других заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти предложения о
минимальных размерах оплаты труда, пенсий, а также о размерах
пособий, стипендий и других социальных выплат;
6) вносит предложения по совершенствованию системы социальных
пособий, компенсационных выплат, льгот, а также по защите доходов
населения от инфляции;
7) разрабатывает методику расчета величины прожиточного
минимума различных социально-демографических групп населения и
осуществляет экспертизу расчетов прожиточного минимума, проводимых
субъектами Российской Федерации;
8) организует разработку социальных нормативов и социальных
стандартов в пределах своей компетенции;
9) (Исключен - Постановление Правительства Российской
Федерации от 16.08.2003 г. N 503)
в области оплаты труда
10) разрабатывает предложения по повышению мотивации и
эффективности труда;
11) совершенствует тарифное регулирование оплаты труда на
основе социального партнерства;
12) осуществляет тарификацию работ, профессий и должностей,
совершенствование организации нормирования труда;
13) разрабатывает предложения по совершенствованию районного
регулирования оплаты труда, системы льгот и компенсаций с учетом
природно-климатических и социально-экономических факторов;
14) подготавливает совместно с Министерством финансов
Российской Федерации и с участием заинтересованных федеральных
органов исполнительной власти предложения по совершенствованию
системы оплаты труда работников бюджетных организаций и
федеральных казенных предприятий, а также денежного довольствия
военнослужащих и приравненных к ним лиц и условий оплаты труда и
материального обеспечения граждан, направляемых на работу в
организации Российской Федерации за границу;
в области условий и охраны труда
15) осуществляет государственное управление охраной труда,
координирует работу федеральных органов исполнительной власти в
этой области;
16) разрабатывает федеральные программы улучшения условий и
охраны труда;
17) представляет в Правительство Российской Федерации
ежегодные доклады о состоянии условий и охраны труда и мерах по их
улучшению;
18) разрабатывает межотраслевые правила и
организационно-методические документы по охране труда;
19) разрабатывает предложения по совершенствованию механизма
экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий
и охраны труда, предупреждении производственного травматизма и
профессиональных заболеваний;
20) осуществляет организационно-методическое руководство
Государственной экспертизой условий труда Российской Федерации,
организует выборочную экспертизу соответствия проектов на
строительство и реконструкцию объектов требованиям условий и
охраны труда;
21) организует работу по аттестации рабочих мест, а также
организует и проводит во взаимодействии с Государственным
комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии,
другими федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации
сертификацию работ по охране труда в организациях; (В редакции
Постановления Правительства Российской Федерации
от 06.09.2001 г. N 663)
22) разрабатывает предложения о формах государственного
содействия производителям и потребителям специальной одежды,
специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
23) проводит работу по совершенствованию системы
предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых
работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
24) представляет по согласованию с Министерством
здравоохранения Российской Федерации предложения в Правительство
Российской Федерации о перечне тяжелых работ и работ с вредными
или опасными условиями труда, на которых запрещается применение
труда лиц, не достигших 18-летнего возраста;
25) организует обучение по охране труда работников
организаций и проверку знания ими требований охраны труда.
Устанавливает совместно с Министерством образования Российской
Федерации и другими заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти порядок обучения и проверки знания
требований охраны труда работников организаций, а также
устанавливает совместно с Фондом социального страхования
Российской Федерации порядок направления на обучение по охране
труда отдельных категорий работников за счет средств Фонда; (В
редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 29.12.2001 г. N 919)
26) разрабатывает предложения по совершенствованию
государственного управления условиями и охраной труда,
государственному регулированию рабочего времени и времени отдыха
для отдельных категорий работников;
в области социального партнерства в трудовых отношениях
27) подготавливает с участием заинтересованных федеральных
органов исполнительной власти предложения по совершенствованию
системы социального партнерства, основных направлений ее развития,
осуществляет методическое руководство работой по заключению
региональных и территориальных соглашений и коллективных
договоров;
28) участвует в подготовке проекта генерального соглашения
между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими
объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации;
29) разрабатывает предложения к планам мероприятий
Правительства Российской Федерации по реализации генерального
соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов,
общероссийскими объединениями работодателей и Правительством
Российской Федерации и осуществляет контроль за их выполнением;
30) участвует в переговорах, разработке и заключении
отраслевых (межотраслевых) , профессиональных тарифных соглашений
на федеральном уровне, осуществляет их уведомительную регистрацию
и контроль за ходом выполнения;
31) участвует в разработке, заключении и выполнении
отраслевого (тарифного) соглашения в качестве представителя
работодателя от лица подведомственных организаций и от лица иных
организаций - при условии делегирования ими Министерству труда и
социального развития Российской Федерации соответствующих
полномочий;
32) содействует урегулированию коллективных трудовых споров,
выявляет и обобщает причины их возникновения, подготавливает
предложения по устранению указанных споров, производит их
уведомительную регистрацию;
в области народонаселения
33) разрабатывает и осуществляет меры по реализации основных
направлений государственной социально-демографической политики;
34) представляет ежегодные доклады в Правительство Российской
Федерации о состоянии и мерах по улучшению демографического
положения в стране;
в области занятости населения
35) осуществляет анализ занятости на федеральном и
территориальном (региональном) уровнях, по отдельным категориям
населения, разрабатывает прогнозные оценки состояния рынка труда;
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 16.08.2003 г. N 503)
36) (Исключен - Постановление Правительства Российской
Федерации от 16.08.2003 г. N 503)
37) организует разработку программ создания, сохранения и
развития рабочих мест, обеспечения занятости населения и усиления
социальной защиты работников, высвобождаемых при санации
производства и банкротстве предприятий, а также при увольнении из
Вооруженных Сил Российской Федерации;
38) проводит экспертизу разрабатываемых федеральных целевых и
инвестиционных программ в части создания и сохранения рабочих
мест;
39) подготавливает предложения о критериях отнесения регионов
к критическим по состоянию рынка труда и о мерах по их
финансово-экономической поддержке;
40) осуществляет меры по совершенствованию организации
трудоустройства граждан, организует разработку специальных
программ и мероприятий по поддержке граждан, особо нуждающихся в
социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, по
сокращению длительности безработицы, содействию занятости
несовершеннолетних;
41) разрабатывает предложения по повышению мобильности
трудовых ресурсов, определяет направления территориального
перемещения трудовых ресурсов, оказывает помощь в трудоустройстве
гражданам в связи с направлением на работу в другую местность по
предложению территориальных органов по вопросам занятости
населения;
42) разрабатывает порядок предоставления компенсаций
материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в
другую местность безработных граждан по предложению
территориальных органов по вопросам занятости населения;
43) разрабатывает порядок регистрации безработных граждан;
44) подготавливает предложения по развитию общественных работ;
45) разрабатывает предложения по совершенствованию порядка
выплаты стипендий гражданам, направляемым на обучение
территориальными органами по вопросам занятости населения, пособий
по безработице, материальной и иной помощи безработным и лицам,
находящимся на их содержании, а также гражданам, потерявшим право
на получение пособия по безработице;
46) содействует развитию предпринимательской деятельности и
самостоятельной занятости безработных граждан и лиц, ищущих
работу, а также применению гибких форм занятости;
47) разрабатывает мероприятия по содействию занятости
населения и осуществляет их финансовое обеспечение; (В редакции
Постановления Правительства Российской Федерации
от 16.08.2003 г. N 503)
48) организует работу по формированию, ведению и
использованию на федеральном уровне банка вакансий;
49) публикует статистические данные и информационные
материалы о предложениях и спросе на рабочую силу, возможностях
трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки
граждан, состоянии рынков труда;
в области развития кадрового потенциала
50) разрабатывает и организует реализацию предложений по
содействию развития персонала на производстве, осуществляет
методическое руководство подготовкой региональных и отраслевых
программ развития персонала;
51) подготавливает проекты нормативных правовых актов по
проведению квалификационных экзаменов, аттестации и сертификации
персонала, переподготовке и повышению квалификации кадров;
52) осуществляет организационное и методическое руководство
развитием профессиональной ориентации и психологической поддержки
населения;
53) осуществляет организационное и методическое руководство
профессиональным обучением населения, подготовкой,
переподготовкой, повышением квалификации работников на
производстве, безработных и незанятых граждан;
в области социального страхования
54) разрабатывает предложения по развитию системы
государственного социального страхования и добровольного
социального страхования;
55) участвует в подготовке предложений о размерах тарифов
страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и к
проектам их бюджетов;
в области пенсионного обеспечения
56) разрабатывает предложения по формированию государственной</p>