Об уточнении Федеральной миграционной программы
<p>ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 3 августа 1996 г. N 935 г. Москва Об уточнении Федеральной миграционной программы В целях обеспечения реализации государственной миграционной политики в Российской Федерации и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 г. N 1668 "О Федеральной миграционной программе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 18, ст. 2065) с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 881, Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить представленную Федеральной миграционной службой России согласованную с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти уточненную Федеральную миграционную программу (прилагается) . 2. Федеральной миграционной службе России представить в Правительство Российской Федерации до 15 февраля 1997 г. доклад о выполнении мероприятий Федеральной миграционной программы в 1996 году. 3. Изложить абзац второй пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 18 января 1995 г. N 64 "О реализации Федеральной миграционной программы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 4, ст. 316) в следующей редакции: "вносить по мере необходимости в Правительство Российской Федерации предложения по уточнению Федеральной миграционной программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации в Российской Федерации". Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин ____________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 935 ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПРОГРАММА П А С П О Р Т ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ Наименование Программы - Федеральная миграционная программа Дата принятия решения о - постановление Совета Министров - разработке Правительства Российской Федера- Программы, дата ее ции от 18 января 1993 г. N 32 утверждения "О мерах по выполнению (наименование и номер постановления VII Съезда соответствующего народных депутатов Российской нормативного акта) Федерации "О ходе экономической реформы в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 г. N 1668 "О Федеральной миграционной программе" Государственный заказчик - Федеральная миграционная служба России Основные разработчики - Федеральная миграционная служба Программы России и ее территориальные органы, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, экспертная группа научных работников и специалистов Центра социальной демографии Института социологии Российской академии наук, Института проблем занятости Российской академии наук и Центрального института труда, общественные объединения, занимающиеся проблемами миграции Цели и задачи Программы, - регулирование миграционных важнейшие потоков, преодоление негативных целевые показатели последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание усло- вий для беспрепятственной реализа- ции прав мигрантов, обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища; защита прав и интересов мигрантов; соблюдение государственных интересов при реализации миграционных программ и мероприятий; организация системы иммиграционного контроля; регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития принимающих регионов, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения; создание условий приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к существую- щему социально-экономическому положению Сроки и этапы реализации - долгосрочная, с корректировкой в Программы соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 881 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 г. N 1668 "О Федеральной миграционной программе" Перечень подпрограмм - правовое обеспечение Программы; решение проблемы вынужденной миграции; регулирование потоков внешней миграции; решение задач внешней трудовой миграции; система иммиграционного контроля и предупреждения незаконной миграции; регулирование внутренней социально-экономической миграции; организационное обеспечение Программы; международное сотруд- ничество; обеспечение санитарно- эпидемиологических мероприятий; информационное и научное обеспечение Программы; финансово-экономическое обеспечение Программы Исполнители основных - Федеральная миграционная служба мероприятий России, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство труда Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям, Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, Министерство строительства Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по статистике, Федеральная служба занятости России, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Федеральная пограничная служба Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации Объемы и источники - для финансирования Программы из финансирования федерального бюджета будет выделено в 1996 году 2198 млрд. рублей Ожидаемые результаты - оказание государственной поддержки реализации в обустройстве 550 тыс. вынужден- Программы ных мигрантов, находящихся в Российской Федерации с 1992 года и вновь прибывающих; организация рассмотрения заявлений и ходатайств, регистрации и процедуры предоставления соответ- ствующего статуса для 450 тыс. вновь прибывающих вынужденных мигрантов; организация приема и обустройства вынужденных мигрантов в рамках выделенных бюджетных средств; временное размещение нуждающихся в этом вынужденных мигрантов в центрах временного размещения; оказание в 1996 году помощи 178 тыс. социально слабо защищенным вынужденным мигрантам; обеспечение жильем 17 тыс. социально слабо защищенных вынужденных мигрантов; оказание помощи в создании инженерной инфраструктуры в компактных поселениях вынужденных мигрантов на 17, 2 тыс. чел.; оказание содействия в организации рабочих мест для вынужденных мигрантов; развитие системы иммиграционного контроля, организация в 1996 году 60 постов иммиграционного контроля в пунктах пропуска через государственную границу; совершенствование правовой базы, регулирующей вопросы миграции и определяющей правовой режим мигрантов всех категорий; создание условий для эффективной внешней трудовой миграции и привлечения иностранной рабочей силы; развитие автоматизированной информационно- справочной системы, осуществляющей автоматизированный сбор, обмен и хранение сведений о различных категориях мигрантов Система контроля за - контроль за реализацией Программы исполнением осуществляет Федеральная Программы миграционная служба России совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересо- ванными федеральными органами исполнительной власти и с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации П Е Р Е Ч Е Н Ь основных понятий и терминов, употребляемых в Федеральной миграционной программе 1. Миграция - это совокупность различных по своей природе территориальных перемещений населения, сопровождающихся изменением места жительства. Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная) , типу (внешняя или внутренняя) , виду (возвратная или безвозвратная) . Вынужденная миграция может быть внешней (лица, ищущие убежища, в том числе беженцы) и внутренней (перемещенные лица, вынужденные переселенцы и др.) , возвратной и безвозвратной. Внешняя миграция может быть добровольной (в том числе экономической) и вынужденной, возвратной и безвозвратной. Внутренняя миграция может быть добровольной (в том числе экономической) и вынужденной (вынужденные переселенцы, переселенцы из зон экологических бедствий) , возвратной и безвозвратной. Незаконная миграция может быть внешней и внутренней (в том числе вынужденной и добровольной) . Внешняя трудовая миграция относится к добровольной возвратной, может быть незаконной. 2. Переселение рассматривается как безвозвратный вид миграции. 3. Миграционный поток - это совокупность территориальных перемещений населения, совершающихся в определенное время в рамках той или иной территориальной системы. В миграционном потоке можно выделить различные категории мигрантов, имеющих ряд общих признаков или являющихся носителями определенных свойств, далее называемых субъектами миграции. 4. Субъектами внешней миграции являются: а) эмигранты, в том числе: граждане России, выезжающие с ее территории по причинам политического, экономического и этнического характера, а также по личным мотивам (воссоединение семей, вступление в брак) ; лица, ранее прибывшие на территорию Российской Федерации и получившие статус беженцев либо вынужденных переселенцев, выезжающие с территории России; граждане бывшего Союза ССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, но не являющиеся гражданами Российской Федерации, выезжающие с ее территории; б) эмигранты транзитные - граждане бывшего Союза ССР, не являющиеся гражданами России, постоянно проживающие в государствах - бывших республиках Союза ССР и прибывающие в Россию с целью упрощения процедуры выезда в третьи страны; в) иммигранты - иностранцы (иностранные граждане и лица без гражданства) , прибывающие в Россию (находящиеся на территории Российской Федерации) в поисках убежища, в том числе с намерением подать ходатайство о предоставлении им статуса беженца в соответствии с Конвенцией ООН 1951 года, Протоколом к ней 1967 года и Законом Российской Федерации "О беженцах"; г) иммигранты транзитные - иностранцы, прибывающие в Россию с целью упрощения процедуры выезда в третьи страны. 5. Субъектами вынужденной миграции являются лица, ищущие убежища на территории Российской Федерации, в том числе: а) граждане бывшего Союза ССР; б) граждане государств - бывших республик Союза ССР, в том числе граждане Российской Федерации; в) граждане других государств; г) лица без гражданства (апатриды) ; д) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды) . 6. Субъектами внутренней миграции являются: а) граждане Российской Федерации и лица, находящиеся в России на законных основаниях, осуществляющие перемещения по ее территории; б) нетитульное население - население, относящееся к этническим группам, не имеющим национально-территориальных образований в составе государства. 7. Субъектами незаконной миграции являются: а) эмигранты неконтролируемые - граждане Российской Федерации, выезжающие с территории государств - бывших республик Союза ССР в другие иностранные государства; б) эмигранты нелегальные - граждане Российской Федерации, нелегальным способом выезжающие за рубеж или пересекающие государственную границу Российской Федерации с иностранными государствами; в) иммигранты незаконные, к которым относятся: иностранцы, у которых объявленная цель въезда не соответствует их намерениям; иностранцы, въезжающие по поддельным документам; иностранцы, прибывающие в Россию нелегально, в том числе через государства - бывшие республики Союза ССР. 8. Лицом, в отношении которого применяются ограничения на право въезда и пребывания в Российской Федерации, называется: лицо, которому закрыт или ограничен въезд на территорию Российской Федерации из-за совершения им противоправных действий; лицо, являющееся членом организации, представляющей угрозу национальной безопасности или общественному порядку; лицо, которому ограничен въезд по причинам медицинского и санитарно-эпидемиологического характера. 9. Субъектами внешней трудовой миграции являются лица, которые занимались, занимаются или будут заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются (трудящиеся-мигранты) . 10. Пункт первичного приема вынужденных переселенцев (ППП) - это учреждение социального обслуживания, предназначенное для приема территориальным органом Федеральной миграционной службы России и организации проживания граждан Российской Федерации при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации на период рассмотрения ходатайства о предоставлении статуса вынужденного переселенца. 11. Центр временного размещения вынужденных переселенцев (ЦВР) - это учреждение социального обслуживания, предназначенное для временного проживания вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации. 12. Центр временного размещения иммигрантов (ЦВРИ) - это учреждение, предназначенное для приема территориальным органом Федеральной миграционной службы России, проведения процедуры определения правового статуса иностранцев, ищущих убежища, и организации их временного проживания. 13. Под обустройством вынужденных мигрантов понимают жилищное обустройство и содействие в обеспечении занятости. 14. Под компактным поселением понимают поселение для постоянного проживания нескольких семей вынужденных переселенцев общей численностью не менее 50 человек в одном населенном пункте, для жизнеобеспечения которых создается (создана) общая инженерная и социально-бытовая инфраструктура либо производственная база (предприятие) с целью решения вопроса занятости этих лиц. КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Цели, задачи и принципы миграционной политики Первоочередной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории Российской Федерации. Основными задачами государственной миграционной политики</p>