О федеральной целевой программе "Развитие курортов федерального значения"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 1996 г. № 101
МОСКВА
О федеральной целевой программе "Развитие курортов федерального значения"
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 № 1034)
В целях сохранения и дальнейшего развития современного высокоэффективного и конкурентоспособного санаторно-курортного комплекса Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие курортов федерального значения" (далее именуется - Программа) , внесенную Министерством экономики Российской Федерации. (Срок реализации программы продлен на 2001 год - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 № 1034)
2. Определить государственными заказчиками по реализации Программы Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму и Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.
3. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации:
обеспечить в 1996 году финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом на 1996 год;
предусматривать средства для реализации Программы при разработке проекта федерального бюджета на каждый последующий год.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
принять долевое участие в финансировании и реализации Программы;
разработать в 1996 - 1997 годах региональные программы развития санаторно-курортного комплекса.
Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 2 февраля 1996 г. № 101
Срок реализации программы продлен на 2001 год - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 № 1034
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ КУРОРТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ"
ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Развитие курортов федерального значения"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Развитие курортов федерального значения" |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994 г. № 968-р |
Государственный заказчик | - | Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму и Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации |
Основные разработчики Программы | - | Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму и Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | - | сохранение и развитие курортов федерального значения, улучшение их экологического состояния, сохранение и рациональное использование ценных природных лечебных ресурсов, укрепление гидроминеральной базы, развитие курортной инфраструктуры, подготовка и повышение квалификации специалистов курортного дела |
Сроки и этапы реализации Программы | - | 1996 - 2000 годыI этап (1996 - 1997 годы) подготовка и реализация первоочередных неотложных мероприятий;II этап (1998 - 2000 годы) - реализация основных мероприятий и завершение Программы |
Перечень основных мероприятий | - | нормативно-правовое обеспечение; организация управления курортным делом; сохранение природных лечебных ресурсов и развитие гидроминеральной базы курортов; кадровое обеспечение; научное обеспечение (приложение № 1) . Финансовое обеспечение, необходимое для сохранения и развития курортов федерального значения (приложение № 2) |
Исполнители основных мероприятий | - | Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму, Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, Министерство труда Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство науки и технической политики Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике, Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Объемы и источники финансирования | - | 9074835 млн. рублей (в ценах 1996 года) , из них 2638902 млн. рублей (29 процентов) из средств федерального бюджета, 1996 г. - 1588399 млн.рублей, из них 170005 млн. рублей (10, 7 процента) из средств федерального бюджета (приложение № 3) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | улучшение показателей здоровья и демографических показателей населения страны, сохранение и развитие курортов федерального значения, резервирование и рациональное использование наиболее ценных природных лечебных факторов и их ресурсов; сохранение особо ценных лечебно-оздоровительных местностей страны; повышение общего уровня санаторно-курортных услуг и их конкурентоспособности на международном рынке |
Система организации контроля за исполнением Программы | - | Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму, Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство науки и технической политики Российской Федерации |
I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Федеральная целевая программа "Развитие курортов федерального значения" (далее именуется - Программа) разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994 г. № 968-р и в порядке реализации федеральных законов от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Программа одобрена на заседании Правительства Российской Федерации 14 декабря 1995 г. (протокол № 44) .
Объектом Программы являются курорты федерального значения, так как они являются наиболее ценной частью санаторно-курортного комплекса страны. В результате экономических, социальных и иных процессов, происходящих в стране, положение дел в санаторно-курортной сфере в последние годы значительно ухудшилось. Если в 1990 году насчитывалось 7431 учреждение на 1298847 коек, то в 1994 году их количество сократилось до 6098 учреждений, а количество коек - до 901400. Большие территории из-за чернобыльской и челябинской аварий оказались в зоне экологического бедствия, а ряд месторождений питьевой воды и лечебных грязей в Российской Федерации исключаются из промышленного освоения.
Вместе с тем Российская Федерация располагает почти всеми типами лечебных минеральных вод и грязей, ресурсы которых могут обеспечить потребность лечебно-профилактических учреждений, заводов розлива и способны компенсировать потерянные месторождения.
Санаторно-курортное лечение как ведущая часть реабилитационной помощи занимает важное место в системе охраны здоровья населения. Несколько поколений россиян пользовались санаторно-курортными услугами, необходимость которых стала привычной частью национальной культуры. Потребность населения в санаторно-курортной помощи, по данным научных исследований, проведенных в 1993 году, в 2 раза выше разработанных в 1972 году нормативов, а обеспеченность детей местами в санаториях почти в 3 раза ниже расчетной.
Эффективность лечения, проводимого в санаторно-курортных учреждениях, высока и позволяет в 2 - 6 раз уменьшить число обострений как у взрослых, так и у детей. Эффективность лечения в туберкулезных здравницах превышает 50 процентов. Больные, прошедшие санаторный этап реабилитации, в большинстве случаев возвращаются к труду, у них в 2 - 3 раза снижается временная и стойкая нетрудоспособность.
Необходимы исследования для определения потребности в санаторно-курортном лечении в соответствии со структурой заболеваемости населения России и региональной патологией, в первую очередь, для таких групп населения, как участники ВОВ, население экологически неблагоприятных регионов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, инвалиды и дети.
Остро стоит вопрос подготовки и переподготовки кадров. Снижается число научно-исследовательских работ, необходима разработка научно обоснованных медико-экономических стандартов и критериев качества для проведения лицензирования, сертификации и аккредитации здравниц и специалистов независимо от их ведомственной принадлежности.
В значительной степени сократилось проведение научно-исследовательских работ в области разведки и использования лечебных ресурсов, разработки и внедрения в практику нового технологического оборудования. Снизилось проведение работ по эксплуатации месторождений минеральных вод и лечебных грязей, контролю за их гидрогеологическим режимом и состоянием окружающей среды. Идет процесс разрушения системы рациональной эксплуатации месторождений природных лечебных ресурсов. Необоснованно резко возросла стоимость природных лечебных факторов, отпускаемых для нужд санаторно-курортных учреждений, в связи с передачей большинства месторождений в пользование и разработку различным акционерным обществам.
Программа рассчитана на проведение в жизнь практических решений по улучшению санаторно-курортного дела.
Особо стоит вопрос сохранения и развития системы санаторно-курортных учреждений Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, оздоравливающих социально не защищенные группы населения (дети, инвалиды, больные туберкулезом и т. д.) и не имеющих достаточно эффективных внебюджетных источников финансирования.
Программа учитывает интересы санаторно-курортных учреждений, предприятий и государства в целом.
В Программе даны подходы и методы решения проблемы курортов, лечебно-оздоровительных местностей и санаторно-курортных учреждений, курортов и лечебных местностей, которые послужат ориентиром для программных и иных управленческих действий на региональном и местном уровнях.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Целью Программы является сохранение и развитие курортов, лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, рациональное использование природных лечебных ресурсов России для укрепления здоровья граждан.
Среди задач, требующих решения для достижения указанной цели, главными являются:
определение направлений государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха;
разработка системы современных форм и методов функционирования курортов федерального значения;
организация эффективного управления курортами федерального значения;
повышение доступности санаторно-курортного лечения для большинства населения страны и его эффективности;
поддержание высокой (на уровне потребности) и устойчивой конъюнктуры спроса;
сохранение кадрового потенциала, материальной, научной, лечебно-методической и природной базы курортного дела;
уточнение налоговой и инвестиционной политики;
определение принципов участия российских санаторно-курортных организаций на мировом рынке санаторно-курортных услуг.
Россия имеет реальные научные и практические достижения в курортном деле. Их следует по-новому оценить и использовать как факторы укрепления конкурентных позиций и повышения качества обслуживания.
Программа реализуется в период 1996 - 2000 годов и разделена на два этапа. Первый этап (1996 - 1997 годы) включает выполнение первоочередных неотложных мероприятий. На втором этапе (1998 - 2000 годы) предусматривается реализация основных мероприятий и завершение Программы.
III. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и привлекаемых для ее выполнения внебюджетных источников. Финансовое обеспечение вопросов, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, намечается осуществить в значительной мере за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и иных источников. В качестве внебюджетных источников предусмотрены: кредиты банков, средства зарубежных инвесторов, а также предприятий и учреждений различных форм собственности, отчисления предприятий, заинтересованных в осуществлении Программы.
Стоимость мероприятий, направленных на нормативно-правовое обеспечение, совершенствование управления, сохранение природных ресурсов, научное и кадровое обеспечение, составляет 21035 млн. рублей (в ценах 1996 года) , в том числе доля федерального бюджета - 5502 млн. рублей, или 26, 2 процента.
Финансовые средства, необходимые для сохранения и развития города-курорта Сочи, федерального курортного региона Анапа, эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод и других курортов федерального значения, составляют 9053800 млн. рублей (в ценах 1996 года) , из них за счет средств федерального бюджета - 2633400 млн. рублей, в том числе на 1996 год - 1582960 млн. рублей и за счет средств федерального бюджета - 167380 млн. рублей.
Общие финансовые затраты на реализацию Программы по всем источникам финансирования составляют 9074835 млн. рублей (в ценах 1996 года) , включая средства федерального бюджета в сумме 2638902 млн. рублей, в том числе на 1996 год - 1588399 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 170005 млн. рублей.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" функционирование и развитие курортов федерального значения осуществляются по индивидуальным для каждого курорта целевым программам.
Учитывая реальную экономическую ситуацию и практику выделения финансовых средств, Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму совместно с Министерством экономики Российской Федерации уточняют Программу на каждый год с учетом средств, предусмотренных федеральным бюджетом.
IV. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация мероприятий Программы проводится государственным заказчиком в основном путем распределения ежегодно выделяемых бюджетных средств среди исполнителей на конкурсной основе посредством государственных контрактов (договоров) и осуществления контроля за целевым их использованием.
Предусматривается активное привлечение кредитов банков, средств фондов, общественных организаций и других поступлений.
В ходе осуществления Программы государственный заказчик организует оперативное взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены курорты федерального значения.
Государственный заказчик при необходимости может обращаться в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с ходатайствами о предоставлении предприятиям и организациям, участвующим в реализации Программы, бюджетных ссуд, целевых дотаций или субсидий и иной поддержки.
V. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму, Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации.
VI. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ, СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Экономическая эффективность и окупаемость Программы оцениваются исходя из показателей эффективности курортного лечения: сокращение количества дней временной нетрудоспособности в 2, 3 - 3 раза; уменьшение потребности в госпитализации в 2, 4 раза; сокращение расходов на лечение больных в поликлиниках и стационарах в 2, 6 - 3 раза; уменьшение выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 1, 8 - 2, 6 раза; снижение ущерба производству в связи с заболеваемостью рабочих и служащих в 2 - 3 раза.
В результате реализации Программы значительно улучшится экологическая обстановка на курортных территориях и в окружающих их районах, что, в свою очередь, послужит оздоровлению постоянно проживающего в этих местах населения. Осуществление мероприятий обеспечит экономическую стабильность и увеличит прибыльность всего санаторно-курортного комплекса, что приведет к росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Реализация Программы позволит сохранить и рационально использовать ценнейшие природные лечебные ресурсы России.
Приложение № 1 к федеральной целевой программе"Развитие курортов федеральногозначения"
МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ, СОХРАНЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ И РАЗВИТИЕ ГИДРОМИНЕРАЛЬНОЙ БАЗЫ, КАДРОВОЕ И НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ*
Мероприятия | Исполнители | Сроки | Затраты (млн. рублей, в ценах 1996 года) | ||||
| Всего, в том числе из федерального бюджета | 1996 год, в том числе из федерального бюджета | 1997 год, в том числе из федерального бюджета | 1998 - 2000 годы, в том числе из федерального бюджета | |||
I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | |||||||
1. | Подготовить предложения для внесения изменений и дополнений в действующее законодательство по вопросам налогообложения в санаторно-курортной сфере | ГКФТ России Минэкономики России Минфин России Госналогслужба России Минздравмедпром России Минюст России | 1996 год | 210210 | 210210 | - | - |
2. | Разработать основные направления государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха | ГКФТ России Минздравмедпром России Минэкономики России | 1996 - 1997 годы | 168168 | 8484 | 8484 | - |
3. | Подготовить нормативно-правовые документы, регламентирующие природопользование в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах федерального значения и регулирующие типологию зданий и сооружений | ГКФТ России Минздравмедпром России Госкомсанэпиднадзор России Минприроды России Госгортехнадзор России Роскомнедра Минстрой России | 1996 год | 238238 | 238238 | - | - |
4. | Разработать и представить на утверждение Правительства Российской Федерации проекты положений и правил функционирования и взаимодействия санаторно-курортных учреждений (вне зависимости от их ведомственной принадлежности и форм собственности) , расположенных в зоне курортов федерального значения | ГКФТ России Минздравмедпром России Госкомимущество России | 1996 год | 112112 | 112112 | - | - |
| ИТОГО |
| 728 | 644 | 84 | - | |
II. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КУРОРТАМИ | |||||||
5. |