О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2023 г. № 1874
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2025 г. № 1663
МОСКВА
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2023 г. № 1874
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2023 г. № 1874 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Самарской области" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, № 46, ст. 8265) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 27 октября 2025 г. № 1663
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2023 г. № 1874
1. Наименование изложить в следующей редакции:
"Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых и технологических инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых и технологических инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Оренбургской области, Самарской области, Сахалинской области и Еврейской автономной области".
2. В преамбуле слова "В соответствии со статьей 10 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" исключить.
3. В пункте 1:
1) после слов "в сфере цифровых" дополнить словами "и технологических";
2) слова "в Самарской области" заменить словами "в Оренбургской области, Самарской области, Сахалинской области и Еврейской автономной области".
4. В пункте 2:
1) после слов "в сфере цифровых" дополнить словами "и технологических";
2) слова "в Самарской области" заменить словами "в Оренбургской области, Самарской области, Сахалинской области и Еврейской автономной области".
5. В Программе экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Самарской области, утвержденной указанным постановлением:
1) в наименовании:
после слов "в сфере цифровых" дополнить словами "и технологических";
слова "в Самарской области" заменить словами "в Оренбургской области, Самарской области, Сахалинской области и Еврейской автономной области";
2) наименование раздела I после слов "внедрения цифровых" дополнить словами "и технологических";
3) пункт 1 после слов "в сфере цифровых" дополнить словами "и технологических";
4) наименование раздела II после слов "в сфере цифровых" дополнить словами "и технологических";
5) в пункте 2:
абзац третий после слов "в сфере цифровых" дополнить словами "и технологических";
после абзаца шестого дополнить абзацем следующего содержания:
"интеллектуальная цифровая платформа "Цифровое небо" - цифровая экосистема, предназначенная для комплексного решения задач, связанных с организацией деятельности в опытном районе, обеспечивающая автоматизацию процессов, интеграцию данных и взаимодействие участников экспериментального правового режима в сфере цифровых и технологических инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Оренбургской области, Самарской области, Сахалинской области и Еврейской автономной области (далее - экспериментальный правовой режим) ;";
в абзаце восьмом слова "в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Самарской области (далее - экспериментальный правовой режим) " исключить;
после абзаца девятого дополнить абзацами следующего содержания:
"сельскохозяйственная беспилотная авиационная система" - беспилотная авиационная система, включающая в себя одно беспилотное воздушное судно или более и предназначенная для выполнения авиационно-химических работ, в том числе работ, связанных с внесением распыляемых жидких, гранулированных, порошкообразных, газообразных веществ и биологических объектов;
"финансово-экономическая модель применения беспилотных авиационных систем" - структурированное описание процессов и операций, выполняемых с применением беспилотных авиационных систем, включающее в себя совокупность параметров, определяющих экономическую эффективность, рентабельность и целесообразность применения беспилотных авиационных систем в различных сферах деятельности;";
после абзаца десятого дополнить абзацем следующего содержания:
"цифровые полеты" - полеты, выполняемые высокоавтоматизированными беспилотными воздушными судами, обеспечивающие автоматизированное эшелонирование беспилотных воздушных судов относительно других воздушных судов, расширенную ситуационную осведомленность пользователей воздушного пространства о планах и маршрутах полетов, о запретах и ограничениях использования воздушного пространства, земной и водной поверхности и о метеорологических условиях, а также реализацию иных функций, направленных на повышение безопасности и эффективности полетов воздушных судов;";
6) абзац четвертый пункта 3 изложить в следующей редакции:
"введения в эксплуатацию системы управления опытным районом, включающей применение интеллектуальной цифровой платформы "Цифровое небо", в целях комплексного обеспечения эффективного и безопасного применения беспилотных авиационных систем.";
7) пункт 4 дополнить словами "и апробации финансово-экономических моделей применения беспилотных авиационных систем в различных отраслях экономики и сферах деятельности, включая сельское хозяйство, аэрологистику, электронную коммерцию, топографию и картографию";
8) пункт 5 дополнить абзацами следующего содержания:
"В целях апробации технологий обеспечения интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации в рамках экспериментального правового режима планируется выполнение цифровых полетов. Мероприятия по их выполнению будут проведены в 2 этапа. На 1-м этапе будет использовано имитационное моделирование применения беспилотных авиационных систем в виртуальной среде перед последующим проведением реальных испытаний. Это позволит снизить затраты эксплуатантов, повысить безопасность полетов и ускорить интеграцию беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации. Имитационное моделирование предоставит возможность прогнозировать функционирование беспилотных авиационных систем в разных условиях эксплуатации, а также оценивать эффективность алгоритмов управления, технологий искусственного интеллекта и систем предотвращения столкновений. Кроме того, имитационное моделирование обеспечит отработку сценариев взаимодействия беспилотных авиационных систем с инфраструктурой опытного района, включая интеграцию данных интеллектуальной цифровой платформы "Цифровое небо", получаемых от оперативных органов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, а также наземных и бортовых программно-аппаратных комплексов (радиолокации и автономной навигации с использованием элементов технологий искусственного интеллекта) . На 2-м этапе будут проведены испытательные полеты беспилотных воздушных судов в сегрегированном воздушном пространстве с постепенным увеличением сложности сценариев, включая совместные полеты с пилотируемыми воздушными судами.
В период реализации экспериментального правового режима, но не позднее чем за 3 месяца до его завершения оператором опытного района будут подготовлены и направлены в Федеральное агентство воздушного транспорта предложения по проведению цифровых полетов.";
9) пункт 6 после абзаца второго дополнить абзацами следующего содержания:
"При выполнении функциональных сервисов будут учитываться показатели их экономической эффективности. Сбор и анализ данных о составе задачи, ходе ее выполнения, условиях эксплуатации и результатах применения беспилотных авиационных систем позволят разработать финансово-экономические модели применения беспилотных авиационных систем, адаптированные к потребностям рынка.
Оператор опытного района утверждает финансово-экономические модели применения беспилотных авиационных систем в период реализации экспериментального правового режима, но не позднее чем за 3 месяца до его завершения, и направляет копии утвержденных финансово-экономических моделей применения беспилотных авиационных систем в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения в виде электронного образа документа (документа на бумажном носителе, преобразованного в электронную форму путем сканирования с сохранением реквизитов и подписей) на адрес электронной почты Министерства экономического развития Российской Федерации (epr@economy.gov.ru) , а также в виде электронного обращения, формируемого на официальном сайте Министерства транспорта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://mintrans.gov.ru/appeals/forms/reception-legal) , или в виде документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в Министерство транспорта Российской Федерации (109992, г. Москва, ул. Рождественка, д. 1, строение 1) .
Тестирование финансово-экономических моделей применения беспилотных авиационных систем позволит повысить эффективность предоставления функциональных сервисов.";
10) абзацы третий - шестой пункта 7 заменить текстом следующего содержания:
"После вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2025 г. № 1663 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2023 г. № 1874" планируется к реализации проект по созданию интеллектуальной цифровой платформы "Цифровое небо", которая включает в себя цифровую платформу "Небосвод" и цифровой сервис "Ранавиа", а также другие цифровые платформы и сервисы, предложенные организациями, которые присоединяются к экспериментальному правовому режиму в порядке, установленном пунктом 37 настоящей Программы.
Целями внедрения интеллектуальной цифровой платформы "Цифровое небо" являются:
координация взаимодействия субъектов экспериментального правового режима в целях осуществления полетов беспилотных воздушных судов (планирование и согласование полетов) , которая обеспечивается с использованием данных навигации и наблюдения, метеорологической информации, аэронавигационной информации и геопространственных данных;
сбор, обработка, консолидация и отображение данных наблюдения из различных источников за воздушным пространством в границах опытного района и на прилегающих территориях;
получение оперативной информации о техническом состоянии беспилотной авиационной системы и оборудования, используемого в опытном районе, в целях наблюдения за воздушным пространством;
обмен данными с оборудованием наблюдения и системами радиоэлектронной борьбы, установленными в опытном районе, для изменения режимов его работы.
В состав интеллектуальной цифровой платформы "Цифровое небо" войдут системные модули, реализующие следующие цифровые сервисы:
сервис по контролю за техническим состоянием объектов наземной инфраструктуры, который включает в себя:
визуальное определение характеристик опытного района (границы опытного района, места установки оборудования и зоны его действия) , а также близлежащих инфраструктурных объектов;
мониторинг технического состояния оборудования опытного района, включая системы видеонаблюдения, радиолокационные станции и устройства подавления беспилотных воздушных судов, с последующей консолидацией данных для отображения у оператора опытного района, который осуществляет управление таким оборудованием, в том числе в целях отслеживания и пресечения несанкционированных полетов беспилотных воздушных судов;
формирование оператором опытного района управляющих команд оборудованию наблюдения и системам радиоэлектронной борьбы, установленным в опытном районе, в том числе в целях отслеживания и пресечения несанкционированных полетов беспилотных воздушных судов в составе беспилотных авиационных систем;
сервис по наблюдению за воздушным пространством, который включает в себя:
обмен данными с наземными системами наблюдения, которые обеспечивают сбор оперативной информации о воздушном пространстве (автоматическое зависимое наблюдение - вещание, спутниковая навигация) ;
визуальное представление воздушного пространства в режиме реального времени с использованием картографической подложки;
идентификацию беспилотных авиационных систем и выявление нарушений условий полетов беспилотных воздушных судов;
визуальное представление детальной информации о воздушном объекте, обнаруженном средствами наблюдения, с привязкой траектории его полета к согласованному плану полета беспилотных воздушных судов;
сервис планирования полетов беспилотных воздушных судов, который включает в себя:
загрузку актуальной аэронавигационной и справочной информации для дальнейшего отображения в виде информационных слоев на картографической подложке;
отображение контактных данных оператора опытного района и координат посадочной площадки в опытном районе;
планирование полетов беспилотных воздушных судов через визуальный интерфейс;
автоматическое определение согласующих инстанций для полетов беспилотных воздушных судов;
согласование полетов беспилотных воздушных судов с оперативными органами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации;
согласование полетов беспилотных воздушных судов в опытном районе (заявки на полеты) для формирования суточных планов их полетов;
обеспечение оперативной связи с эксплуатантами беспилотных авиационных систем для повышения безопасности их полетов в опытном районе и предотвращения опасных сближений и аварийных ситуаций;
визуальное представление согласованных в рамках экспериментального правового режима планов полетов беспилотных воздушных судов на будущие периоды;
получение данных по налету и техническому состоянию беспилотных воздушных судов, а также по отказам бортовых компонентов беспилотных воздушных судов в течение эксплуатации беспилотных воздушных судов для контроля безопасности их полетов.
В состав интеллектуальной цифровой платформы "Цифровое небо" также войдут системные модули, реализующие сервисы регистрации, хранения и обработки данных обо всех субъектах экспериментального правового режима и выполняемых ими операциях.
Посредством интеллектуальной цифровой платформы "Цифровое небо" будет обеспечено эффективное взаимодействие исполнителей функциональных сервисов с органами, осуществляющими контрольные (надзорные) функции в рамках экспериментального правового режима, указанными в пункте 49 настоящей Программы.
Интеллектуальная цифровая платформа "Цифровое небо":
обладает возможностями для интеграции и взаимодействия с другими цифровыми платформами, такими как "Небосвод" и "Ранавиа", эксплуатируемыми в опытном районе, обеспечивая обмен данными и координацию функций в рамках единой информационной среды;
обеспечивает интеграцию беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации;
позволяет обеспечить, помимо отслеживания технического состояния беспилотного воздушного судна и его комплектующих (с учетом истории налета беспилотных воздушных судов) , непрерывное управление, наблюдение и эффективный контроль за полетом беспилотных воздушных судов, выполняющих задания по предоставлению функциональных сервисов.
Особое внимание будет уделено обеспечению безопасности всех участников (в том числе не являющихся субъектами экспериментального правового режима) воздушного движения "бесшовное цифровое небо" - единой интеллектуальной цифровой среды взаимодействия, основанной на передовых цифровых технологиях, обеспечивающей автоматизированное и безопасное взаимодействие пилотируемых воздушных судов и беспилотных воздушных судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации и в рамках единого правового поля.
Заказчики и исполнители функциональных сервисов получат необходимое информационное обеспечение для эффективного и целостного взаимодействия. Интеллектуальная цифровая платформа "Цифровое небо" позволит объединить всех участников процесса эксплуатации беспилотных авиационных систем на всех этапах - от планирования сервисов до приемки результатов заказчиком, а также обеспечить автоматизированный контроль за выполнением соответствующих мероприятий.
Интеграция сервисов, реализующихся в рамках интеллектуальной цифровой платформы "Цифровое небо", обеспечит цифровизацию сферы применения беспилотных авиационных систем. Это позволит минимизировать риски причинения вреда (ущерба) при внедрении цифровой инновации, а также обеспечит эффективное развитие функциональных сервисов.
Внедрение интеллектуальной цифровой платформы "Цифровое небо" будет осуществляться оператором опытного района. Расширение ее функционала будет осуществляться поэтапно.";
11) пункт 8 дополнить подпунктами "д" и "е" следующего содержания:
"д) отраслевые цифровые технологии, направленные на цифровую трансформацию отраслей экономики, включая технологическую трансформацию процессов, задействованных в создании продуктов (услуг) , а также технологий взаимодействия с контрагентами;
е) технологии искусственного интеллекта.";
12) в пункте 12 слова "на территории Самарской области" заменить словами "на территориях Оренбургской области, Самарской области, Сахалинской области и Еврейской автономной области";
13) абзац пятый подпункта "а" пункта 13 дополнить словами "(далее - Правила проведения обязательной сертификации гражданских воздушных судов) ";
14) абзац первый подпункта "б" пункта 14 изложить в следующей редакции:
"б) беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, имеющие действительный сертификат летной годности беспилотного воздушного судна, полученный в порядке, установленном Правилами допуска к эксплуатации беспилотных гражданских воздушных судов, либо на основании сертификата типа, полученного в порядке, установленном Правилами проведения обязательной сертификации гражданских воздушных судов, или акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима. При отсутствии действительного сертификата летной годности беспилотного воздушного судна, полученного в порядке, установленном Правилами допуска к эксплуатации беспилотных гражданских воздушных судов, либо на основании сертификата типа, полученного в порядке, установленном Правилами проведения обязательной сертификации гражданских воздушных судов, акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима оформляется в порядке, установленном Правилами допуска к эксплуатации беспилотных гражданских воздушных судов, с учетом следующих особенностей:";
15) дополнить пунктом 141 следующего содержания:
"141. Сельскохозяйственные беспилотные авиационные системы допускаются к эксплуатации в опытном районе в рамках экспериментального правового режима с учетом следующих особенностей:
а) на экземпляры сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем, выпускаемых серийно, допускается оформление акта оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима на основании ранее выданного акта оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима в отношении сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы идентичной модели. В этом случае заявитель направляет заявку на получение (продление действия) акта оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима в отношении сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы в адрес субъекта экспериментального правового режима - организации, указанной в подпункте "д" пункта 34 настоящей Программы. К ука