Об утверждении Правил перевода железнодорожного пути общего пользования из этой категории в категорию железнодорожного пути необщего пользования и совершения сделок, влекущих за собой переход права собственности на железнодорожный путь необщего пользования, который был переведен из категории железнодорожного пути общего пользования
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2025 г. № 1671
МОСКВА
Об утверждении Правил перевода железнодорожного пути общего пользования из этой категории в категорию железнодорожного пути необщего пользования и совершения сделок, влекущих за собой переход права собственности на железнодорожный путь необщего пользования, который был переведен из категории железнодорожного пути общего пользования
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила перевода железнодорожного пути общего пользования из этой категории в категорию железнодорожного пути необщего пользования и совершения сделок, влекущих за собой переход права собственности на железнодорожный путь необщего пользования, который был переведен из категории железнодорожного пути общего пользования.
2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральным агентством железнодорожного транспорта в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности его работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральному агентству железнодорожного транспорта в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Федеральному агентству железнодорожного транспорта до 1 марта 2026 г.:
обеспечить техническую готовность информационной системы обеспечения предоставления государственных услуг Федерального агентства железнодорожного транспорта к приему заявлений о переводе железнодорожного пути общего пользования из этой категории в категорию железнодорожного пути необщего пользования, предусмотренных Правилами, утвержденными настоящим постановлением, которые будут поступать из федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) ";
совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществить разработку и размещение в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) " интерактивной формы указанного заявления о переводе железнодорожного пути общего пользования из этой категории в категорию железнодорожного пути необщего пользования.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 1 настоящего постановления, который вступает в силу с 1 марта 2026 г.
5. Правила, утвержденные настоящим постановлением, действуют до 1 марта 2032 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 27 октября 2025 г. № 1671
ПРАВИЛА перевода железнодорожного пути общего пользования из этой категории в категорию железнодорожного пути необщего пользования и совершения сделок, влекущих за собой переход права собственности на железнодорожный путь необщего пользования, который был переведен из категории железнодорожного пути общего пользования
1. Настоящие Правила определяют порядок перевода железнодорожного пути общего пользования из этой категории в категорию железнодорожного пути необщего пользования и совершения сделок, влекущих за собой переход права собственности на железнодорожный путь необщего пользования, который был переведен из категории железнодорожного пути общего пользования (далее - сделки) .
2. Настоящие Правила применяются при переводе железнодорожного пути общего пользования из этой категории в категорию железнодорожного пути необщего пользования, осуществляемом по решению Федерального агентства железнодорожного транспорта о переводе железнодорожного пути общего пользования из этой категории в категорию железнодорожного пути необщего пользования (далее - решение о переводе железнодорожного пути) , а также при совершении сделок.
3. Для получения решения о переводе железнодорожного пути владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которому принадлежит такой железнодорожный путь общего пользования (далее - владелец инфраструктуры) , либо его уполномоченный представитель представляют в Федеральное агентство железнодорожного транспорта на бумажном носителе (лично или почтовым отправлением) либо в форме электронного документа посредством использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) " (далее - единый портал) заявление о переводе железнодорожного пути общего пользования из этой категории в категорию железнодорожного пути необщего пользования (далее - заявление) , составленное на русском языке и подписанное владельцем инфраструктуры либо его уполномоченным представителем, с указанием следующих сведений:
а) о владельце инфраструктуры:
полное наименование, организационно-правовая форма и адрес в пределах места нахождения владельца инфраструктуры (для юридических лиц) ;
фамилия, имя, отчество (при наличии) и адрес регистрации по месту жительства (для индивидуальных предпринимателей) ;
телефон и адрес электронной почты (при наличии) (в том числе уполномоченного представителя владельца инфраструктуры) ;
идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер (для юридических лиц) ;
идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер (для индивидуальных предпринимателей) ;
б) о кадастровом или об условном номере или об ином обозначении в составе производственно-технологического комплекса, присвоенных железнодорожному пути общего пользования, предлагаемому к переводу из этой категории в категорию железнодорожного пути необщего пользования;
в) о наличии возможности или невозможности участия владельца инфраструктуры либо его уполномоченного представителя:
в выездной оценке территориальным органом Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - территориальный орган) железнодорожного пути общего пользования, предлагаемого к переводу из этой категории в категорию железнодорожного пути необщего пользования (далее - выездное обследование) ;
в обследовании территориальным органом железнодорожного пути общего пользования, предлагаемого к переводу из этой категории в категорию железнодорожного пути необщего пользования, с использованием средств дистанционного взаимодействия (далее - дистанционное обследование) и при наличии у владельца инфраструктуры либо его уполномоченного представителя технической возможности дистанционного обследования;
г) о способе связи (посредством почтового отправления, посредством единого портала) .
4. К заявлению прилагаются:
а) технико-экономическое обоснование перевода железнодорожного пути общего пользования из этой категории в категорию железнодорожного пути необщего пользования (в произвольной форме) ;
б) сведения о технических характеристиках и местонахождении железнодорожного пути общего пользования, предлагаемого к переводу из этой категории в категорию железнодорожного пути необщего пользования (в произвольной форме) ;
в) схема железнодорожного пути общего пользования, предлагаемого к переводу из этой категории в категорию железнодорожного пути необщего пользования;
г) сведения о соответствии железнодорожного пути общего пользования, предлагаемого к переводу из этой категории в категорию железнодорожного пути необщего пользования, критериям, указанным в пункте 52 статьи 15 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в произвольной форме) .
5. В случае представления заявления и прилагаемых к нему документов владельцем инфраструктуры либо его уполномоченным представителем посредством использования единого портала заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью владельца инфраструктуры либо его уполномоченного представителя.
Заявление, направляемое физическим лицом, являющимся уполномоченным представителем владельца инфраструктуры, при представлении интересов владельца инфраструктуры - юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии машиночитаемой доверенности, подтверждающей его полномочия, сформированной с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме") , подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью владельца инфраструктуры либо его уполномоченного представителя в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи" или усиленной неквалифицированной электронной подписью физического лица, являющегося уполномоченным представителем владельца инфраструктуры, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в соответствии с Правилами создания и использования сертификата ключа проверки усиленной неквалифицированной электронной подписи в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. № 2152 "Об утверждении Правил создания и использования сертификата ключа проверки усиленной неквалифицированной электронной подписи в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
6. Общий срок принятия решения о переводе железнодорожного пути не должен превышать:
а) 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых к нему документов в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта в случае дистанционного обследования при наличии у владельца инфраструктуры либо его уполномоченного представителя технической возможности дистанционного обследования;
б) 20 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых к нему документов в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта в случае выездного обследования.
7. В случае поступления в Федеральное агентство железнодорожного транспорта заявления и прилагаемых к нему документов в электронной форме посредством использования единого портала их регистрация осуществляется в день их поступления.
В случае поступления в Федеральное агентство железнодорожного транспорта заявления и прилагаемых к нему документов на бумажном носителе, представленных лично или почтовым отправлением, их регистрация осуществляется в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня их поступления.
Проверка соответствия заявления и прилагаемых к нему документов требованиям, предусмотренным пунктами 3 и 4 настоящих Правил (далее - проверка) , осуществляется в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня регистрации заявления и прилагаемых к нему документов.
8. Подтверждение сведений, представленных владельцем инфраструктуры либо его уполномоченным представителем в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, Федеральным агентством железнодорожного транспорта осуществляется на основании сведений единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученных Федеральным агентством железнодорожного транспорта посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
9. Если в результате проверки выявлен факт несоответствия заявления и прилагаемых к нему документов требованиям, предусмотренным пунктами 3 и 4 настоящих Правил, и (или) представления их не в полном объеме, и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах, Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение одного рабочего дня со дня окончания проверки направляет владельцу инфраструктуры либо его уполномоченному представителю запрос о необходимости устранения выявленных нарушений (далее - запрос) .
При представлении заявления и прилагаемых к нему документов на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления запрос направляется владельцу инфраструктуры либо его уполномоченному представителю как посредством единого портала, так и посредством почтового отправления.
10. В случае направления запроса срок проверки приостанавливается не более чем на 10 рабочих дней.
Ответ на запрос представляется владельцем инфраструктуры либо его уполномоченным представителем в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, способом, указанным в заявлении.
11. Федеральное агентство железнодорожного транспорта отказывает в рассмотрении заявления и направляет владельцу инфраструктуры либо его уполномоченному представителю уведомление об отказе в рассмотрении заявления посредством почтового отправления и (или) посредством единого портала при наличии одного из следующих оснований:
а) неустранение выявленных нарушений, указанных в запросе;
б) непоступление ответа на запрос в срок, предусмотренный абзацем первым пункта 10 настоящих Правил.
12. В случае отсутствия оснований для отказа в рассмотрении заявления, предусмотренных пунктом 11 настоящих Правил, Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение одного рабочего дня со дня завершения проверки направляет в территориальный орган поручение о проведении обследования железнодорожного пути общего пользования на предмет возможности или невозможности его перевода из этой категории в категорию железнодорожного пути необщего пользования с приложением заявления и прилагаемых к нему документов.
13. На основании поручения Федерального агентства железнодорожного транспорта, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил, территориальный орган определяет фактическое соответствие или несоответствие железнодорожного пути общего пользования, предлагаемого к переводу из этой категории в категорию железнодорожного пути необщего пользования, данным, указанным в заявлении и прилагаемых к нему документах, а также соответствие указанным в пункте 52 статьи 15 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" критериям:
а) путем дистанционного обследования - в течение 2 рабочих дней со дня получения этого поручения;
б) путем выездного обследования - в течение 12 рабочих дней со дня получения этого поручения.
14. Территориальным органом может быть принято решение об осуществлении дистанционного обследования в случае:
а) если в заявлении указаны сведения о наличии возможности участия владельца инфраструктуры либо его уполномоченного представителя в дистанционном обследовании и наличии технической возможности дистанционного обследования либо об отсутствии возможности участия владельца инфраструктуры либо его уполномоченного представителя в выездном обследовании;
б) если при проведении дистанционного обследования владельцем инфраструктуры или его уполномоченным представителем обеспечена бесперебойная работа средств передачи информации.
15. Дистанционное обследование осуществляется способами, обеспечивающими фиксацию его результатов посредством использования средств дистанционного взаимодействия (дистанционные средства контроля, средства фото-, аудио- и видеофиксации, видео-конференц-связи) , в целях идентификации владельца инфраструктуры либо его уполномоченного представителя и обеспечения проведения оценки достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых к нему документах.
Дистанционное обследование может осуществляться также иными способами, позволяющими идентифицировать владельца инфраструктуры либо его уполномоченного представителя и обеспечить проведение оценки достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых к нему документах.
16. Территориальным органом может быть принято решение о проведении выездного обследования в одном из следующих случаев:
а) если в заявлении указаны сведения о наличии возможности участия владельца инфраструктуры либо его уполномоченного представителя в выездном обследовании;
б) если при проведении дистанционного обследования установлено, что владельцем инфраструктуры или его уполномоченным представителем не обеспечена бесперебойная работа средств передачи информации.
17. По результатам проведенного выездного обследования или дистанционного обследования территориальный орган в срок, не превышающий 2 рабочих дней со дня окончания соответствующего обследования, направляет в Федеральное агентство железнодорожного транспорта заключение о возможности или невозможности перевода железнодорожного пути общего пользования из этой категории в категорию железнодорожного пути необщего пользования, в котором содержатся:
а) результаты оценки достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых к нему документах;
б) указание на соответствие или несоответствие железнодорожного пути общего пользования, предлагаемого к переводу из этой категории в категорию железнодорожного пути необщего пользования, критериям, указанным в пункте 52 статьи 15 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации";
в) вывод о возможности или невозможности перевода железнодорожного пути общего пользования из этой категории в категорию железнодорожного пути необщего пользования.
18. Федеральное агентство железнодорожного транспорта принимает решение о переводе железнодорожного пути в течение 2 рабочих дней со дня получения заключения, предусмотренного пунктом 17 настоящих Правил, содержащего вывод о возможности перевода железнодорожного пути общего пользования из этой категории в категорию железнодорожного пути необщего пользования.
Решение о переводе железнодорожного пути оформляется приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение одного рабочего дня со дня принятия решения о переводе железнодорожного пути направляет владельцу инфраструктуры либо его уполномоченному представителю уведомление о решении о переводе железнодорожного пути, составленное на бумажном носителе или оформленное в форме электронного документа, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта либо уполномоченного им лица, с приложением копии приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Сведения о результатах принятия решения о переводе железнодорожного пути направляются для размещения в личном кабинете владельца инфраструктуры на едином портале вне зависимости от способа направления заявления, а также способа представления владельцу инфраструктуры либо его уполномоченному представителю информации о принятом решении о переводе железнодорожного пути.
19. Федеральное агентство железнодорожного транспорта принимает решение об отказе в переводе железнодорожного пути общего пользования из этой категории в категорию железнодорожного пути необщего пользования в течение 2 рабочих дней со дня получения заключения, предусмотренного пунктом 17 настоящих Правил, содержащего вывод о невозможности перевода железнодорожного пути общего пользования из этой категории в категорию железнодорожного пути необщего пользования.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение одного рабочего дня со дня принятия решения об отказе в переводе железнодорожного пути общего пользования из этой категории в категорию железнодорожного пути необщего пользования направляет владельцу инфраструктуры либо его уполномоченному представителю уведомление о таком решении, составленное на бумажном носителе или оформленное в форме электронного документа, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта либо уполномоченного им лица, способом, указанным в заявлении.
20. В случае если железнодорожный путь необщего пользования, который был переведен из категории железнодорожного пути общего пользования, является федеральным имуществом и находится в оперативном управлении федерального государственного учреждения или хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия, совершение сделок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для отчуждения такого федерального имущества.
21. В случае если железнодорожный путь необщего пользования, который был переведен из категории железнодорожного пути общего пользования, принадлежит государственным корпорациям, государственным компаниям или акционерным обществам, доля участия Российской Федерации в уставных капиталах которых превышает 50 процентов, их дочерним обществам, совершение сделок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для отчуждения непрофильных активов таких организаций.
___________