Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2025 г. № 1380
МОСКВА
Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности
В соответствии со статьей 111 Федерального закона "О транспортной безопасности" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности.
2. Реализация полномочий Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной штатной численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанной Службе федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 г. № 1051 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 27, ст. 5429) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. № 2293 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 51, ст. 8875) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2025 г. № 122 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 г. № 1051" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2025, № 7, ст. 606) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 5 сентября 2025 г. № 1380
ПОЛОЖЕНИЕ о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности (далее - федеральный надзор) .
2. Предметом федерального надзора является соблюдение субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, застройщиками объектов транспортной инфраструктуры, подразделениями транспортной безопасности, учебными центрами, специализированными организациями, органами аттестации, которые являются организациями, находящимися в ведении компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности, аттестующими организациями, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными субъектами транспортной инфраструктуры или перевозчиками на бронирование и (или) оформление проездных документов (билетов) и передачу персональных данных о пассажирах в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств от имени субъектов транспортной инфраструктуры или перевозчиков, и гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области транспортной безопасности (далее - обязательные требования) .
3. Федеральный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - территориальные органы) .
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального надзора, являются:
а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, его заместители;
б) руководитель территориального органа, его заместители;
в) должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и территориальных органов, в должностные обязанности которых в соответствии с их должностными регламентами входит осуществление полномочий по федеральному надзору (далее - инспектор) .
5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, его заместители;
б) руководитель территориального органа, его заместители.
II. Объекты федерального надзора
6. Объектами федерального надзора (далее - объекты контроля) являются:
а) деятельность контролируемых лиц по обеспечению транспортной безопасности в отношении:
объектов транспортной инфраструктуры (в том числе строящихся объектов транспортной инфраструктуры) и (или) транспортных средств;
определяемых Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 81 статьи 123 Федерального закона "О транспортной безопасности" отдельных судов и (или) иных плавучих средств с ядерным реактором, судов и (или) иных плавучих средств, транспортирующих ядерные материалы, объектов транспортной инфраструктуры и (или) групп объектов транспортной инфраструктуры, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности;
б) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе работы и услуги, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности:
аккредитация специализированных организаций в области транспортной безопасности;
проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
категорирование объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности";
аттестация сил обеспечения транспортной безопасности;
формирование и ведение автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств;
направление уведомления, предусмотренного частью 12 статьи 123 Федерального закона "О транспортной безопасности";
осуществление защиты объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств от актов незаконного вмешательства;
подготовка сил обеспечения транспортной безопасности.
7. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и территориальные органы осуществляют учет объектов контроля с использованием ведомственных автоматизированных информационно-аналитических систем, осуществляющих хранение, сбор и обработку данных и обеспечивающих деятельность Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при планировании и проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Информация об объектах контроля вносится должностными лицами территориальных органов, указанными в пункте 4 настоящего Положения, в единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора) , регионального государственного контроля (надзора) , муниципального контроля, формирование и ведение которого осуществляются в соответствии с приложением № 1 к Правилам ведения федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) ", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. № 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций) " (далее - единый реестр видов контроля) .
Внесение информации об объектах контроля в единый реестр видов контроля может осуществляться с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
III. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального надзора
8. При осуществлении федерального надзора применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
9. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при осуществлении федерального надзора относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска) :
а) чрезвычайно высокий риск;
б) высокий риск;
в) средний риск;
г) низкий риск.
10. Отнесение объектов контроля к категориям риска осуществляется должностными лицами территориального органа по месту нахождения объекта контроля или осуществления деятельности контролируемого лица в соответствии с критериями согласно приложению.
11. Решения об отнесении объектов контроля к категориям риска принимаются должностными лицами, указанными в пункте 5 настоящего Положения, путем подписания усиленной квалифицированной электронной подписью данных об объекте контроля (с указанием сведений о контролируемом лице, описанием объекта контроля и присвоенной объекту контроля категории риска) в перечне объектов контроля в едином реестре видов контроля.
Изменение категории риска, присвоенной объекту контроля, осуществляется в соответствии с решениями должностных лиц, указанных в пункте 5 настоящего Положения, которые принимаются в течение 15 рабочих дней со дня внесения объекта контроля в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренный статьей 6 Федерального закона "О транспортной безопасности", далее - один раз в 6 месяцев или при поступлении заявления контролируемого лица об изменении категории риска.
IV. Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий
12. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия или обязательные профилактические визиты в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, - одно контрольное (надзорное) мероприятие (инспекционный визит, или рейдовый осмотр, или документарная проверка, или выездная проверка) в год;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, - одно контрольное (надзорное) мероприятие (инспекционный визит, или рейдовый осмотр, или документарная проверка, или выездная проверка) в 2 года либо один обязательный профилактический визит в год;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, - обязательный профилактический визит с периодичностью, устанавливаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 25 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и территориальные органы в отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, вправе провести вместо планового контрольного (надзорного) мероприятия обязательный профилактический визит на основании решения должностных лиц, указанных в пункте 5 настоящего Положения.
V. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
13. При осуществлении федерального надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) самообследование;
е) профилактический визит;
ж) меры стимулирования добросовестности.
14. Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством размещения и поддержания в актуальном состоянии соответствующих сведений на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") , в средствах массовой информации и с использованием иных форм информирования.
15. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и территориальных органов, готовится один раз в год, утверждается приказом (распоряжением) руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и размещается на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и территориальных органов в сети "Интернет" в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
16. При наличии у Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и территориальных органов сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) при отсутствии подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и территориальные органы объявляют контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагают принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение объявляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
17. Контролируемое лицо в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта или территориальный орган, объявившие предостережение, возражение в отношении предостережения (далее - возражение) .
18. Возражение направляется в форме документа на бумажном носителе почтовым отправлением или в электронной форме через личный кабинет контролируемого лица в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) " (далее - единый портал) .
Возражение, направляемое в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью контролируемого лица.
19. В возражении указываются:
а) в отношении контролируемого лица:
полное и сокращенное (при наличии) наименование - для юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) - для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика;
б) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
в) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
20. Возражение рассматривается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта или территориальным органом в течение 20 рабочих дней со дня регистрации возражения.
По результатам рассмотрения возражения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта или территориальный орган принимает одно из следующих решений:
а) удовлетворяет возражение;
б) отказывает в удовлетворении возражения.
21. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 20 настоящего Положения, контролируемому лицу, подавшему возражение, в письменной форме или в электронной форме в зависимости от способа подачи возражения направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.
22. Результаты рассмотрения возражений используются Федеральной службой по надзору в сфере транспорта или территориальным органом для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований и для иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод контролируемых лиц.
23. Должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и территориальных органов по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется консультирование.
24. Консультирование может осуществляться должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и территориальных органов по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия по следующим вопросам:
а) порядок организации и осуществления федерального надзора;
б) порядок совершения контрольных (надзорных) действий должностными лицами;
в) положения обязательных требований, ограничений, порядков и правил, установленных законодательством Российской Федерации в области транспортной безопасности;
г) порядок исполнения постановлений о привлечении к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, находящихся в производстве Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и территориальных органов и связанных с нарушением обязательных требований.
25. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта или территориальных органов, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия.
26. Время консультирования при личном обращении устанавливается руководителем или заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, руководителем территориального органа.
Время консультирования при личном обращении должно составлять не менее 4 часов в неделю. Информация о времени консультирования при личном обращении размещается на информационных стендах, расположенных в зданиях Федеральной службы по надзору в сфере транспорта или территориального органа в доступном для ознакомления граждан месте, на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта или территориального органа в сети "Интернет".
27. По итогам консультирования информация в письменной форме не предоставляется контролируемым лицам и их представителям, за исключением случаев направления письменного ответа на обращение, поданное в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
28. Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей посредством размещения Федеральной службой по надзору в сфере транспорта или территориальным органом на официальных сайтах в сети "Интернет" письменного разъяснения по изложенным в этих обращениях вопросам, подписанного уполномоченным должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляется в случае поступления в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта или территориальный орган более 10 таких обращений за предшествующие консультированию 6 месяцев.
29. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и территориальные органы осуществляют учет консультирований.
30. В соответствии со статьей 51 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" контролируемые лица могут проводить самостоятельную оценку соблюдения обязательных требований (самообследование) в целях добровольного определения уровня соблюдения ими обязательных требований.
Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований, по итогам самообследования вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований.
Декларация соблюдения обязательных требований направляется контролируемым лицом в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, которая осуществляет ее регистрацию и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Срок действия декларации соблюдения обязательных требований составляет один год со дня регистрации указанной декларации Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
31. В случае если при проведении обязательного профилактического визита или контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самообследовании, декларация соблюдения обязательных требований аннулируется решением, принимаемым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия. По истечении года со дня прин