Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2025 г. № 1157
МОСКВА
Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями
В соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций) , и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 28, ст. 3901) ;
пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. № 577 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 26, ст. 3575) ;
пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2015 г. № 342 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 16, ст. 2381) ;
пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2016 г. № 933 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 39, ст. 5655) ;
пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2018 г. № 1081 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 38, ст. 5858) ;
пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2020 г. № 1716 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 43, ст. 6804) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 1187 "О внесении изменений в требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 29, ст. 5683) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2022 г. № 1092 "О внесении изменений в требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 26, ст. 4477) ;
пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2022 г. № 1912 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 44, ст. 7591) ;
пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. № 582 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, № 16, ст. 2923) ;
пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования сферы производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2024 г. № 529 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования сферы производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2024, № 18, ст. 2445) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 2 августа 2025 г. № 1157
ТРЕБОВАНИЯ к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями
1. Настоящий документ определяет требования, предъявляемые при разработке организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением организаций, регулирование, контроль и надзор в сфере деятельности которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Центральный банк Российской Федерации) , и индивидуальными предпринимателями, указанными в статье 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее соответственно - организации, операции, индивидуальные предприниматели, Федеральный закон) , правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма, экстремистской деятельности и финансирования распространения оружия массового уничтожения (далее - правила внутреннего контроля) .
2. Правила внутреннего контроля должны приводиться организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не позднее одного месяца со дня вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами, непосредственно относящимися к соответствующим организациям и индивидуальным предпринимателям и влияющими на исполнение ими требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Изменения, вносимые в правила внутреннего контроля, оформляются в виде новой редакции правил внутреннего контроля.
3. Руководитель организации и индивидуальный предприниматель обеспечивают контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля требованиям законодательства Российской Федерации.
4. Правила внутреннего контроля, оформленные на бумажном носителе, утверждаются руководителем организации, индивидуальным предпринимателем.
Правила внутреннего контроля, оформленные в виде электронного документа, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя.
5. Правила внутреннего контроля:
а) регламентируют организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
б) устанавливают обязанности и порядок действий руководителя организации, индивидуального предпринимателя и работников организации, индивидуального предпринимателя в целях осуществления внутреннего контроля;
в) определяют сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.
6. Правила внутреннего контроля включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля:
а) программа, определяющая организационные основы внутреннего контроля;
б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев (далее - программа идентификации) ;
в) программа изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании;
г) программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций и принятия мер по снижению рисков совершения клиентом подозрительных операций (далее - программа оценки и управления рисками) ;
д) программа выявления операций, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, и представления сведений о них в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее - программа выявления операций) ;
е) программа, регламентирующая порядок действий в случае отказа в совершении операции, а также отказа в приеме клиента на обслуживание;
ж) программа, регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
з) программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом;
и) программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
к) программа проверки системы внутреннего контроля;
л) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - программа хранения) .
7. Программа, определяющая организационные основы внутреннего контроля, включает:
а) порядок назначения специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля (далее - специальное должностное лицо) . Специальным должностным лицом может быть назначено физическое лицо, являющееся работником на основании трудового договора с организацией или индивидуальным предпринимателем и соответствующее требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Индивидуальный предприниматель вправе назначить себя специальным должностным лицом в случае соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
б) порядок возложения обязанностей специального должностного лица на период его отсутствия (отпуск, временная нетрудоспособность, служебная командировка) . Лицо, на которое возлагаются обязанности специального должностного лица на период его отсутствия, должно соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
в) полномочия и обязанности, возлагаемые на специальное должностное лицо;
г) полномочия и обязанности структурного подразделения, выполняющего функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения (при наличии) . Решение о создании такого структурного подразделения принимается организациями самостоятельно исходя из особенностей структуры, штатной численности, клиентской базы и степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций (далее - риск) ;
д) описание системы внутреннего контроля в организации и ее филиале (филиалах) (при наличии) и у индивидуального предпринимателя, а также порядок взаимодействия структурных подразделений организации (работников индивидуального предпринимателя) по вопросам реализации правил внутреннего контроля;
е) порядок внесения изменений в правила внутреннего контроля.
8. Программа идентификации включает:
а) установление в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, и проверку достоверности этих сведений до приема на обслуживание клиента;
б) порядок принятия мер по выявлению и идентификации бенефициарных владельцев, в том числе мер по установлению в отношении указанных владельцев сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, и подтверждения достоверности полученных сведений;
в) проверку наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца сведений:
в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
в составляемых в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечнях организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения;
в решениях о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества организации или физического лица, принятых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности, в соответствии с пунктом 1 статьи 74 Федерального закона;
г) порядок выявления среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации, а также их супругов и близких родственников (родственников по прямой восходящей и нисходящей линии (родителей и детей, дедушек, бабушек и внуков) , полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер, усыновителей и усыновленных) ;
д) порядок принятия на обслуживание, а также порядок принятия обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации;
е) порядок выявления юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории) , которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) , либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории) ;
ж) оценку степени (уровня) риска и отнесение клиента к одной из групп риска в соответствии с программой оценки и управления рисками;
з) обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.
9. В программе идентификации может быть дополнительно предусмотрено установление и фиксирование следующих данных, получаемых организацией и индивидуальным предпринимателем в соответствии с пунктом 54 статьи 7 Федерального закона:
а) дата государственной регистрации юридического лица;
б) адрес юридического лица;
в) состав учредителей (участников) юридического лица;
г) состав и структура органов управления юридического лица;
д) размер уставного (складочного) капитала или размер уставного фонда (паевых взносов) .
10. При идентификации юридического лица (при наличии его согласия) могут предусматриваться установление и фиксирование кодов форм федерального государственного статистического наблюдения.
11. В программе идентификации определяются способы и формы фиксирования сведений (информации) , получаемых организацией и индивидуальным предпринимателем в результате идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.
12. Программа изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании предусматривает проведение мероприятий, направленных на получение информации о клиенте, указанной в подпункте 11 пункта 1 статьи 7 Федерального закона. При этом оценка деловой репутации клиента осуществляется на основании общедоступной информации.
13. Программа оценки и управления рисками предусматривает:
а) методику оценки степени (уровня) риска при приеме на обслуживание клиента и отнесения клиента к группе риска;
б) порядок и сроки пересмотра группы риска, к которой отнесен клиент, в ходе его обслуживания в случае, если такой клиент принят на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений;
в) порядок применения в отношении клиента мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения, с учетом группы риска, к которой отнесен клиент;
г) порядок управления рисками;
д) порядок документального фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска и управления рисками;
е) порядок оценки возможности использования новых услуг и (или) программно-технических средств в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, включая разработку комплекса мер, направленных на снижение (минимизацию) данной возможности. Указанный порядок предусматривает процедуру оценки возможности использования в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма новых (не оказываемых ранее) услуг и (или) программно-технических средств (вновь созданных либо в значительной степени модернизированных и не эксплуатируемых ранее) , обеспечивающих возможность совершения клиентами операций.
14. Оценка степени (уровня) риска осуществляется как при приеме на обслуживание клиента, так и в ходе обслуживания клиента.
15. Оценка степени (уровня) риска осуществляется по одной или по совокупности следующих категорий рисков:
риски, связанные со странами и отдельными географическими территориями;
риски, связанные с клиентами;
риски, связанные с продуктами, услугами, каналами поставок и операциями, совершаемыми клиентом.
Организации и индивидуальные предприниматели вправе разрабатывать дополнительные категории рисков.
16. При оценке степени (уровня) риска проводится отнесение клиентов к следующим группам риска:
а) высокая степень (уровень) риска;
б) средняя степень (уровень) риска;
в) низкая степень (уровень) риска.
17. Организации и индивидуальные предприниматели при оценке степени (уровня) риска учитывают:
а) результаты национальной и секторальной оценки рисков совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, пол