О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1015
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2025 г. № 1159
МОСКВА
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1015
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о федеральном государственном пробирном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1015 "О федеральном государственном пробирном надзоре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 27, ст. 5402; № 50, ст. 8547; 2023, № 18, ст. 3312; 2024, № 20, ст. 2616) .
2. Признать утратившим силу пункт 10 изменений, которые вносятся в Положение о федеральном государственном пробирном надзоре, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2023 г. № 647 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пробирном надзоре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, № 18, ст. 3312) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 2 августа 2025 г. № 1159
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в Положение о федеральном государственном пробирном надзоре
1. Абзац первый пункта 4 дополнить словами ", а также с использованием государственных информационных систем".
2. Пункты 8 и 9 изложить в следующей редакции:
"8. Отнесение объектов надзора к категории риска осуществляется в соответствии с критериями отнесения объектов федерального государственного пробирного надзора к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, приведенными в приложении № 1.
В случае если объект надзора не отнесен Федеральной пробирной палатой к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
9. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений об отнесении объектов надзора к категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - решения об отнесении объектов надзора к категории риска причинения вреда (ущерба) , являются:
а) руководитель Федеральной пробирной палаты и его заместители;
б) руководители территориальных органов Федеральной пробирной палаты и их заместители;
в) руководитель (заместитель руководителя) структурного подразделения центрального аппарата Федеральной пробирной палаты, в ведении которого находятся вопросы федерального государственного пробирного надзора.".
3. Пункт 10 признать утратившим силу.
4. Пункт 11 изложить в следующей редакции:
"11. Проведение уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты или ее территориального органа (далее - уполномоченное должностное лицо Федеральной пробирной палаты) плановых контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов в отношении контролируемых лиц в зависимости от присвоенной объекту надзора категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории чрезвычайно высокого риска - инспекционный визит или выездная проверка 1 раз в год, документарная проверка либо обязательный профилактический визит 1 раз в год;
для категории высокого риска - инспекционный визит, или выездная проверка, или документарная проверка 1 раз в 2 года либо 1 обязательный профилактический визит в год.
В отношении деятельности контролируемых лиц, которая отнесена к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия и обязательные профилактические визиты не проводятся.".
5. Абзац седьмой пункта 12 изложить в следующей редакции:
"указание на категорию риска деятельности контролируемого лица.".
6. В пункте 14 слова "решение об отнесении к категории риска" заменить словами "решение об отнесении объекта надзора к категории риска причинения вреда (ущерба) ".
7. Пункт 15 изложить в следующей редакции:
"15. Контролируемое лицо вправе подать в Федеральную пробирную палату в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) " (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) заявление об изменении присвоенной ранее категории риска.".
8. Пункт 17 дополнить абзацами следующего содержания:
"меры стимулирования добросовестности.
По результатам проведения профилактических мероприятий публичная оценка уровня соблюдения обязательных требований не присваивается.".
9. В пункте 18:
абзац первый дополнить словами "(при наличии) и в иных формах";
в абзаце пятнадцатом слова "1 марта" заменить словами "30 марта".
10. Пункт 20 после слов "заместитель руководителя территориального органа Федеральной пробирной палаты" дополнить словами "или руководитель (заместитель руководителя) структурного подразделения центрального аппарата Федеральной пробирной палаты, в ведении которого находятся вопросы федерального государственного пробирного надзора, ".
11. Пункт 21 признать утратившим силу.
12. В пункте 22:
а) абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"Возражения направляются контролируемым лицом с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени контролируемого лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты Федеральной пробирной палаты или ее территориального органа или на бумажном носителе почтовым отправлением в Федеральную пробирную палату или ее территориальный орган либо иными указанными в предостережении способами.";
б) в абзаце десятом слова "контроля (надзора) " заменить словом "надзора".
13. Пункты 23 и 24 изложить в следующей редакции:
"23. Федеральная пробирная палата проводит профилактические визиты в целях информирования контролируемых лиц об обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности либо к принадлежащим им объектам надзора, их соответствия критериям, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении контролируемых лиц, исходя из отнесения их деятельности к соответствующим категориям риска.
Профилактический визит проводится уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".
Профилактический визит проводится по инициативе Федеральной пробирной палаты (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.
24. Федеральная пробирная палата проводит обязательные профилактические визиты:
в отношении контролируемых лиц, принадлежащих им объектов надзора, отнесенных к чрезвычайно высокой или высокой категории риска с периодичностью, предусмотренной пунктом 11 настоящего Положения;
в соответствии с пунктом 4 части 1 и частью 2 статьи 521 Федерального закона № 248-ФЗ.
Профилактический визит по инициативе контролируемого лица может быть проведен по его заявлению о проведении в отношении него профилактического визита, если такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением.
Заявление о проведении профилактического визита подается посредством единого портала государственных и муниципальных услуг.
Федеральная пробирная палата рассматривает заявление о проведении профилактического визита в течение 10 рабочих дней и принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 522 Федерального закона № 248-ФЗ, о чем уведомляет контролируемое лицо.
В случае принятия решения о проведении профилактического визита по заявлению о проведении профилактического визита контролируемого лица Федеральная пробирная палата в течение 20 рабочих дней согласовывает дату проведения профилактического визита с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.
В рамках профилактического визита, проводимого по инициативе контролируемого лица, уполномоченное должностное лицо Федеральной пробирной палаты при согласии контролируемого лица проводит отбор проб (образцов) , инструментальное обследование, испытание.
Предписания об устранении выявленных в ходе профилактического визита нарушений обязательных требований контролируемым лицам не выдаются.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты надзора представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Федеральной пробирной палаты, уполномоченное на проведение профилактического визита, незамедлительно направляет информацию об этом должностному лицу контрольного (надзорного) органа, уполномоченному на принятие решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Решение об отказе в проведении профилактического визита может быть обжаловано контролируемым лицом в порядке, установленном Федеральным законом № 248-ФЗ.
Контролируемое лицо вправе отозвать заявление либо направить отказ от проведения профилактического визита, уведомив об этом Федеральную пробирную палату или ее территориальный орган не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.".
14. В пункте 25:
а) после абзаца первого дополнить текстом следующего содержания:
"Уполномоченное должностное лицо Федеральной пробирной палаты осуществляет консультирование по следующим вопросам:
применение обязательных требований, содержание и последствия их изменений;
необходимые организационные и (или) технические мероприятия, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения новых обязательных требований;
периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
выполнение предписания, выданного по итогам контрольного (надзорного) мероприятия.";
б) абзацы третий и четвертый заменить текстом следующего содержания:
"По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случая поступления письменного запроса контролируемого лица о предоставлении письменного ответа по следующим вопросам:
профилактика рисков нарушения обязательных требований;
соблюдение обязательных требований;
порядок осуществления федерального государственного пробирного надзора;
порядок обжалования решений Федеральной пробирной палаты или ее территориальных органов, действий (бездействия) уполномоченных должностных лиц Федеральной пробирной палаты.
Ответ на письменный запрос контролируемого лица направляется контролируемому лицу в сроки, установленные Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".";
в) абзац шестой дополнить словом ", испытаний".
15. Абзац третий пункта 26 после слов "(заместителем руководителя) Федеральной пробирной палаты" дополнить словами "или руководителем (заместителем руководителя) структурного подразделения центрального аппарата Федеральной пробирной палаты, в ведении которого находятся вопросы федерального государственного пробирного надзора".
16. Дополнить пунктом 261 следующего содержания:
"261. В целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований Федеральная пробирная палата или ее территориальный орган проводят мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (далее - меры стимулирования добросовестности) .
Оценка добросовестности проводится Федеральной пробирной палатой или ее территориальным органом по заявлению контролируемого лица о применении мер стимулирования добросовестности в зависимости от категории риска, к которой отнесена деятельность контролируемого лица:
для чрезвычайно высокой категории риска - за последний год, предшествующий дате подачи заявления контролируемого лица;
для высокой категории риска - за двухлетний период, предшествующий дате подачи заявления контролируемого лица;
для средней категории риска - за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления контролируемого лица.
Заявление контролируемого лица о применении мер стимулирования добросовестности представляется в Федеральную пробирную палату или ее территориальный орган путем направления соответствующего письменного обращения или в электронном виде на адрес электронной почты Федеральной пробирной палаты или ее территориального органа с приложением документов, подтверждающих соответствие контролируемого лица критериям для применения мер стимулирования добросовестности, предусмотренным настоящим пунктом.
Заявление контролируемого лица о применении мер стимулирования добросовестности подлежит рассмотрению в течение 30 календарных дней со дня его регистрации.
По результатам рассмотрения заявления о применении мер стимулирования добросовестности выносится решение Федеральной пробирной палаты или ее территориального органа об удовлетворении заявления контролируемого лица о применении мер стимулирования добросовестности или об отказе в его удовлетворении в случае соответствия (несоответствия) контролируемого лица требованию, установленному абзацем восемнадцатым настоящего пункта.
Решение Федеральной пробирной палаты или ее территориального органа об удовлетворении заявления контролируемого лица о применении мер стимулирования добросовестности или об отказе в его удовлетворении направляется тем же способом, которым контролируемое лицо направило заявление о применении мер стимулирования добросовестности.
К критериям для применения мер стимулирования добросовестности относятся:
реализация контролируемым лицом мероприятий по снижению риска причинения вреда (ущерба) и предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
предоставление контролируемым лицом доступа Федеральной пробирной палате или ее территориальному органу к первичной учетной документации;
предоставление контролируемым лицом доступа Федеральной пробирной палате или ее территориальному органу к своим информационным ресурсам;
направление контролируемым лицом на опробование, клеймение и маркировку не менее половины ювелирных и других изделий отечественного производства из серебра;
соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, а также требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (учитывается отсутствие нарушений обязательных требований, выявленных по итогам контрольных (надзорных) мероприятий, производств по делам об административных правонарушениях, отсутствие случаев объявления контролируемому лицу предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований) ;
реализация мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, указанных контролируемым лицом при обращении в Федеральную пробирную палату или ее территориальный орган с целью оценки его добросовестности;
отсутствие нарушений обязательных требований, выявленных по результатам проведения обязательных профилактических визитов или контрольных (надзорных) мероприятий, в течение календарного года.
В случае соответствия контролируемого лица не менее 5 критериям для применения мер стимулирования добросовестности, указанным в настоящем пункте, присвоенная ему категория риска понижается на одну категорию.
Снижение категории риска учитывается при организации и проведении в отношении контролируемого лица плановых проверок в году, следующем за годом применения к нему мер стимулирования добросовестности.".
17. Абзац первый пункта 27 после слов "заместителем руководителя территориального органа Федеральной пробирной палаты" дополнить словами "или руководителем (заместителем руководителя) структурного подразделения центрального аппарата Федеральной пробирной палаты, в ведении которого находятся вопросы федерального государственного пробирного надзора".
18. В пункте 28:
а) после абзаца пятого дополнить абзацем следующего содержания:
"По результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий публичная оценка уровня соблюдения обязательных требований не присваивается.";
б) дополнить текстом следующего содержания:
"При проведении выездной проверки, инспекционного визита, рейдового осмотра для фиксации доказательств нарушения обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись. Фотосъемка и видеозапись осуществляются с применением мобильного приложения "Инспектор".
Решение о необходимости использования технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи) , средств аудио- и видеозаписи, фотоаппаратов, необходимых для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты самостоятельно.
В случае принятия уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты решения об использовании указанных технических средств для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться любые имеющиеся в распоряжении уполномоченного должностного лица Федеральной пробирной палаты технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.
Контролируемое лицо в обязательном порядке уведомляется о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований.
Если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществлялись фотосъемка, аудио- и видеозапись, об этом делается отметка в протоколе соответствующего контрольного (надзорного) мероприятия (в случае его составления) , а также в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
При осуществлении аудио- и видеозаписи в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия такая запись производится непрерывно (с уведомлением в начале записи и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи) .
Материалы, являющиеся доказательствами нарушений обязательных требований, полученные с применением фотосъемки, аудио- и видеозаписи, приобщаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
Указанные в настоящем пункте контрольные (надзорные) мероприятия проводятся уполномоченными должностными лицами Федеральной пробирной палаты в порядке, предусмотренном главой 13 Федерального закона № 248-ФЗ.
Контролируемое лицо, в отношении которого выявлены нарушения обязательных требований, вправе подать ходатайство о заключении с контрольным (надзорным) органом соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований в установленном законодательством Российской Федерации порядке.".
19. В пункте 29:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"29. Инспекционный визит проводится в отношении контролируемых лиц, осуществляющих деятельность в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.";
б) после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:
"Инспекционный визит может быть проведен с использованием средств диста