Об оценке эффективности финансирования проектов развития технологий, определении допустимого уровня рисков и базовых критериев управления ими, осуществлении мониторинга и контроля целевого использования средств, направляемых на такое финансирование проектов развития технологий, а также о требованиях к осуществлению мониторинга и контроля реализации проектов развития технологий
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2025 г. № 1152
МОСКВА
Об оценке эффективности финансирования проектов развития технологий, определении допустимого уровня рисков и базовых критериев управления ими, осуществлении мониторинга и контроля целевого использования средств, направляемых на такое финансирование проектов развития технологий, а также о требованиях к осуществлению мониторинга и контроля реализации проектов развития технологий
В соответствии со статьями 23 и 24 Федерального закона "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила оценки эффективности финансирования проектов развития технологий, включающие особенности определения целевого характера использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляемых на финансирование проектов развития технологий, и средств, выделяемых из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемые при проведении такой оценки критерии;
Правила определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими;
Правила осуществления мониторинга и контроля целевого использования средств, направляемых на финансирование проектов развития технологий;
требования к осуществлению мониторинга и контроля реализации проектов развития технологий.
2. Пункт 8 Положения о Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2018 г. № 1078 "О Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 38, ст. 5857; 2020, № 15, ст. 2300; 2021, № 16, ст. 2784; 2023, № 4, ст. 661; № 19, ст. 3451) , дополнить подпунктом "з" следующего содержания:
"з) рассмотрение вопросов реализации и финансирования проектов развития технологий в случаях, предусмотренных решениями Правительства Российской Федерации.".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 1 августа 2025 г. № 1152
ПРАВИЛА оценки эффективности финансирования проектов развития технологий, включающие особенности определения целевого характера использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляемых на финансирование проектов развития технологий, и средств, выделяемых из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемые при проведении такой оценки критерии
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок оценки эффективности финансирования проектов развития технологий за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в формах, предусмотренных бюджетным и гражданским законодательством Российской Федерации (далее - эффективность финансирования) , включая особенности определения целевого характера использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляемых на такое финансирование проектов, и средств, выделяемых из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемые при проведении такой оценки критерии.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
"агент" - агент развития технологий в значении, определенном Федеральным законом "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
"документы, определяющие стратегию, цели и задачи осуществления финансирования проектов" - национальный, федеральный или региональный проект, государственная программа Российской Федерации, структурный элемент указанных проекта или программы, договор о предоставлении бюджетных инвестиций и (или) иной документ, правовой акт Правительства Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, устанавливающие в отношении агента цели, и (или) целевые индикаторы и показатели, и (или) задачи финансирования проектов, правила предоставления соответствующих средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, принятые в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и устанавливающие цели и задачи финансирования проектов, документы, на основании которых предоставлены средства на финансирование проектов, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также утвержденные агентом документы, предусмотренные подпунктом "а" пункта 4 части 6 статьи 24 "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
"инвестиционные финансовые вложения (расходы) " - принадлежащие агенту в результате использования субсидий, предоставленных агенту из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации имущество и (или) права, основанные на участии в уставных (складочных) капиталах юридических лиц, права требования по выданным займам, предоставленным гарантиям и поручительствам, права, удостоверенные эмиссионными и неэмиссионными ценными бумагами, права, предусмотренные договорами, в том числе являющимися производными финансовыми инструментами;
"неинвестиционные финансовые вложения (расходы) " - совершенные агентом на безвозвратной и (или) безвозмездной основе вложения (расходы) за счет субсидий, предоставленных агенту из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях финансирования проектов, в том числе путем предоставления грантов получателю;
"оценивающий орган" - орган государственного финансового контроля, определенный в соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации и осуществляющий оценку эффективности финансирования;
"партнер по проекту развития технологий" - организация, участвующая совместно с агентом в реализации одного или нескольких проектов развития технологий;
"получатель" - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие реализацию проекта развития технологий с использованием средств, направляемых на финансирование проектов, предоставленных агентом. Работники, контрагенты и инвесторы получателя не признаются получателями;
"риск" - сложившаяся вследствие влияния неопределенности в рамках достижения поставленных целей проекта развития технологий комплексная вероятность потерь вложенных финансовых или иных ресурсов и частичного или полного неполучения запланированных характеристик (эффектов) ;
"стратегия (политика) агента" - документ (совокупность документов) , утвержденный уполномоченным органом агента или уполномоченным им должностным лицом, содержащий сведения о стратегических целях и задачах агента, об обладающих свойством измеримости целевых и промежуточных индикаторах и показателях, достижение которых является приоритетной для агента задачей, о темпах и динамике (сроках, периодах) достижения таких показателей агента и иных плановых (прогнозных) результатах деятельности, способствующей достижению таких индикаторов и показателей;
"финансирование проектов" - предоставление агентами в формах, предусмотренных бюджетным и гражданским законодательством Российской Федерации, получателям денежных средств на цели реализации проектов развития технологий, осуществляемое за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в рамках осуществления инвестиционных и неинвестиционных финансовых вложений (расходов) ;
"характеристики (эффекты) " - финансовые, экономические, инвестиционные, социально-экономические, экологические, научные, научно-технические и (или) иные общественно полезные характеристики проектов развития технологий.
Иные понятия в настоящих Правилах используются в значениях, определенных в Федеральном законе "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
3. Способы финансирования проектов определяются агентом самостоятельно с учетом особенностей его организационно-правовой формы и деятельности, применяемых инструментов финансирования проектов и особенностей проектов развития технологий и устанавливаются локальными нормативными актами агента с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 1 августа 2025 г. № 1152 "Об оценке эффективности финансирования проектов развития технологий, определении допустимого уровня рисков и базовых критериев управления ими, осуществлении мониторинга и контроля целевого использования средств, направляемых на такое финансирование проектов развития технологий, а также о требованиях к осуществлению мониторинга и контроля реализации проектов развития технологий".
II. Принципы оценки эффективности финансирования
4. Принципами оценки эффективности финансирования являются:
а) учет безусловного приоритета достижения целевых и промежуточных индикаторов и показателей агента, характеризующих степень эффективности выполнения целей и задач финансирования проектов, установленных документами стратегического планирования, относящимися к сфере деятельности агента, и (или) документами, определяющими стратегию, цели и задачи осуществления финансирования проектов, а также участия агента в реализации технологической политики в Российской Федерации в целом и в отдельных отраслях экономики, научно-технической или социальной сферах;
б) учет степени соответствия фактически достигнутых и запланированных (прогнозных) характеристик (эффектов) целям финансирования проектов;
в) сравнительный характер оценки эффективности финансирования, выражающийся в сопоставлении фактического и (или) прогнозного значений индикаторов и показателей, характеризующих степень выполнения целей и задач осуществления финансирования проектов, с их установленными целевыми и промежуточными значениями, а также фактического и планового объема средств, направленных на финансирование проектов и использованных в целях достижения таких значений;
г) интегральность и ретроспективность, означающие, что оценке эффективности финансирования подлежат достигнутые целевые и промежуточные индикаторы и показатели, а также запланированные характеристики (эффекты) с учетом фактической и прогнозируемой динамики их достижения по портфелю проектов развития технологий с момента первоначального получения агентом средств, направляемых на финансирование проектов, или иного момента, устанавливаемого Правительством Российской Федерации (в том числе если ранее в отношении агента уже проводилась оценка эффективности финансирования) ;
д) допущение возможности недостижения агентом и получателем запланированных характеристик (эффектов) и обесценения финансовых и иных активов получателя вследствие недостижения запланированных характеристик (эффектов) в связи с уровнем риска такой деятельности в пределах допустимого уровня рисков, установленного в соответствии с Правилами определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2025 г. № 1152 "Об оценке эффективности финансирования проектов развития технологий, определении допустимого уровня рисков и базовых критериев управления ими, осуществлении мониторинга и контроля целевого использования средств, направляемых на такое финансирование проектов развития технологий, а также о требованиях к осуществлению мониторинга и контроля реализации проектов развития технологий", при условии реализации мероприятий по осуществлению экспертизы, мониторинга и контроля проектов развития технологий в соответствии со статьей 23 Федерального закона "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
5. Если в период проведения оценки эффективности финансирования агент представил оценивающему органу заключение (заключения) по результатам проведенной необходимой экспертизы (экспертиз) проектов развития технологий, в том числе осуществленной при необходимости с привлечением независимых экспертов, то выводы такой экспертизы учитываются оценивающим органом при подготовке им документа (отчета, акта, заключения) по результатам контрольного мероприятия.
6. Оценивающий орган учитывает выводы, содержащиеся в представленном ему заключении (заключениях) по результатам проведенной необходимой экспертизы (экспертиз) проектов развития технологий, в том числе осуществленной при необходимости с привлечением независимых экспертов, путем:
а) включения в документ, подготовленный по результатам контрольного мероприятия, указания на заключение такой экспертизы (экспертиз) ;
б) анализа и оценки в документе, подготовленном по результатам контрольного мероприятия, обоснованности и достоверности выводов такой экспертизы (экспертиз) .
7. Оценка эффективности финансирования осуществляется оценивающим органом с периодичностью, устанавливаемой в программах (планах) реализации контрольных и (если применимо) экспертно-аналитических мероприятий, а в отсутствие таких утвержденных программ (планов) не реже чем один раз в 6 месяцев.
III. Оценка эффективности финансирования, проводимая в отношении агентов
8. Оценка эффективности финансирования, проводимая в отношении агентов, включает в себя:
а) проверку соблюдения агентом установленного порядка, регламентирующего осуществление финансирования проектов (далее - порядок осуществления финансирования) ;
б) проверку соответствия порядка осуществления финансирования требованиям статьи 24 Федерального закона "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
в) оценку степени достижения агентом целей и задач осуществления финансирования проектов, поставленных перед агентом на момент финансирования проектов.
9. Для целей применения настоящих Правил моментом финансирования проектов признается получение средств, направляемых на финансирование проектов, получателем.
10. При оценке эффективности финансирования проводится проверка в том числе наличия и соблюдения положений утвержденных агентом:
а) документов, определяющих стратегию, цели и задачи осуществления финансирования проектов, а также документов, определяющих результаты осуществления финансирования проектов;
б) документов, определяющих порядок осуществления финансирования, в том числе порядок и условия рассмотрения и отбора заявок на получение средств, направляемых на финансирование проектов, включая порядок проведения экспертизы заявок и мониторинга и контроля проектов развития технологий;
в) документов, обеспечивающих управление рисками при реализации проектов развития технологий с учетом требований Правил определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2025 г. № 1152 "Об оценке эффективности финансирования проектов развития технологий, определении допустимого уровня рисков и базовых критериев управления ими, осуществлении мониторинга и контроля целевого использования средств, направляемых на такое финансирование проектов развития технологий, а также о требованиях к осуществлению мониторинга и контроля реализации проектов развития технологий".
11. Оценивающий орган анализирует содержание документов, указанных в подпункте "а" пункта 10 настоящих Правил, и устанавливает:
а) соответствие таких документов целям и задачам технологической политики в Российской Федерации, установленным статьей 4 Федерального закона "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
б) измеримость целей и задач, содержащихся в таких документах;
в) возможность оценки эффективности финансирования исходя из фактических и плановых (прогнозных) сроков достижения запланированных характеристик (эффектов) , экономичности и (или) результативности осуществления финансирования проектов в отношении достигнутых характеристик (эффектов) , соответствующих целевым и промежуточным индикаторам и показателям агента;
г) взаимосвязь целей и задач, содержащихся в таких документах, с ключевыми показателями эффективности деятельности структурных подразделений и руководящего состава агента, системой мотивации его работников (если указанное требование применимо к агенту) ;
д) наличие системы оценки ответственности за недостижение поставленных целей (если указанное требование применимо к агенту) .
12. Оценивающий орган анализирует содержание документов, указанных в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, и устанавливает:
а) наличие внутренних процедур контроля за выполнением установленного порядка осуществления финансирования с указанием лиц, ответственных за принятие решений, и санкций за нарушение установленных процедур;
б) наличие и описание основных этапов и сроков осуществления финансирования проектов;
в) наличие процедур коллегиального принятия решений (в том числе в соответствии с установленным локальными нормативными актами агента порядком взаимодействия структурных подразделений по вопросам их компетенции) и привлечения при необходимости независимых экспертов;
г) иные обстоятельства в соответствии со статьей 24 Федерального закона "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
13. Каждый показатель, относящийся к результатам деятельности агента, должен обладать свойством измеримости в абсолютных или относительных величинах.
14. Оценивающий орган при анализе содержания документов, указанных в пункте 10 настоящих Правил, определяет прозрачность реализуемых агентом внутренних процедур контроля за выполнением порядка осуществления финансирования.
15. Критерием прозрачности внутренних процедур контроля за выполнением порядка осуществления финансирования является опубликование на сайте агента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в качестве общедоступной информации:
а) документов, относящихся к порядку осуществления финансирования в части приема, рассмотрения, отбора заявок на получение средств, направляемых на финансирование проектов, или определения проектов развития технологий в ином порядке, устанавливаемом агентом, не позднее 30 календарных дней со дня их утверждения уполномоченным органом агента или уполномоченным им должностным лицом;
б) информации о способах связи с агентом для направления сообщений (заявлений, жалоб) , имеющих значение для предотвращения или пресечения нарушения порядка осуществления финансирования.
16. С учетом особо высокого риска деятельности, неопределенности рыночных и технологических перспектив конкретных проектов развития технологий и связанной с этим высокой вероятности недостижения запланированных характеристик (эффектов) экономическая, финансовая, социально-экономическая, научно-техническая и (или) технологическая обоснованность и эффективность решений уполномоченного органа агента или уполномоченного им лица, а также действий должностных лиц агента по выполнению таких решений определяются оценивающим органом с учетом положений статьи 24 Федерального закона "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
17. Источниками информации о составе и значениях целевых и промежуточных индикаторов и показателей агента в том числе могут являться:
а) федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации;
б) законы и иные нормативные п