О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 997
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2025 г. № 1099
МОСКВА
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 997
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 27, ст. 5385; 2024, № 1, ст. 260) .
2. Признать утратившим силу пункт 9 изменений, которые вносятся в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. № 2398 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 997" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2024, № 1, ст. 260) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 24 июля 2025 г. № 1099
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования
1. Подпункт "а" пункта 17 дополнить словами "или посредством видео-конференц-связи".
2. Абзац первый пункта 19 изложить в следующей редакции:
"19. Консультирование контролируемых лиц и их представителей на личном приеме или посредством видео-конференц-связи осуществляется по месту нахождения контрольного (надзорного) органа в сфере образования его должностными лицами.".
3. Пункт 20 после слов "на личном приеме" дополнить словами "или посредством видео-конференц-связи".
4. Пункты 21 и 22 изложить в следующей редакции:
"21. Контрольный (надзорный) орган в сфере образования проводит профилактический визит в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".
22. Профилактический визит проводится по инициативе контрольного (надзорного) органа в сфере образования (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.".
5. Дополнить пунктами 231 - 236 следующего содержания:
"231. В рамках обязательного профилактического визита должностное лицо, уполномоченное на проведение обязательного профилактического визита, при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов и экспертизу.
232. Должностное лицо, уполномоченное на проведение обязательного профилактического визита, проводит осмотр в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением фотосъемки, видеозаписи, использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор". В случае проведения обязательного профилактического визита с использованием средств дистанционного взаимодействия, посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор" осмотр осуществляется с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".
По результатам осмотра должностным лицом, уполномоченным на проведение обязательного профилактического визита, составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений, а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для оценки уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
233. Должностное лицо, уполномоченное на проведение обязательного профилактического визита, вправе направлять контролируемому лицу требование о представлении документов (копий документов) , необходимых и (или) имеющих значение для оценки уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также иных носителей информации с предоставлением доступа к ним (за исключением материалов, имеющихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа в сфере образования и (или) размещенных на официальном сайте контролируемого лица в сети "Интернет") , с указанием срока представления контролируемым лицом истребуемых документов и материалов, который не может быть менее 2 рабочих дней.
Контролируемое лицо в сроки, указанные в требовании о представлении документов, направляет истребуемые документы и материалы в контрольный (надзорный) орган в сфере образования. Документы и материалы, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, направляются контролируемым лицом с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации.
234. Экспертиза осуществляется экспертом или экспертной организацией непосредственно в ходе проведения обязательного профилактического визита по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, а также путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор". В случае проведения обязательного профилактического визита путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор" экспертиза осуществляется экспертом или экспертной организацией по месту осуществления деятельности эксперта или экспертной организации.
Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением.
235. Должностное лицо, уполномоченное на проведение обязательного профилактического визита, по окончании проведения обязательного профилактического визита составляет акт о проведении обязательного профилактического визита. Документы и иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, приобщаются к акту о проведении обязательного профилактического визита.
236. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 10 рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы.".
6. Пункт 24 изложить в следующей редакции:
"24. Контрольный (надзорный) орган в сфере образования проводит профилактический визит по инициативе контролируемого лица по его заявлению, если такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением.".
7. Дополнить пунктами 241 - 244 следующего содержания:
"241. Контролируемое лицо подает заявление о проведении профилактического визита в контрольный (надзорный) орган в сфере образования посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) " (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) или регионального портала государственных и муниципальных услуг.
242. Контрольный (надзорный) орган в сфере образования уведомляет контролируемое лицо о принятом решении о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении по итогам рассмотрения заявления, указанного в пункте 241 настоящего Положения, в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
243. Должностное лицо, уполномоченное на проведение профилактического визита по инициативе контролируемого лица, по окончании проведения профилактического визита по инициативе контролируемого лица составляет акт о проведении профилактического визита по инициативе контролируемого лица.
244. Срок проведения профилактического визита по инициативе контролируемого лица не может превышать 2 рабочих дня.".
8. Пункт 25 изложить в следующей редакции:
"25. В целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контрольный (надзорный) орган в сфере образования применяет меры стимулирования добросовестности в виде мероприятий, направленных на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц. Оценка добросовестности контролируемого лица проводится контрольным (надзорным) органом в сфере образования ежегодно. К критериям добросовестности контролируемого лица относятся:
отсутствие нарушений обязательных требований, выявленное по результатам проведения обязательных профилактических визитов или контрольных (надзорных) мероприятий в течение 3 лет, предшествующих проведению оценки добросовестности контролируемого лица;
выполнение контролируемым лицом показателей аккредитационного мониторинга, установленное по результатам аккредитационного мониторинга, предусмотренного частью 3 статьи 97 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
своевременность представления контролируемым лицом сведений в информационные системы в системе образования, предусмотренные частями 2 и 9 статьи 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
выполнение контролируемым лицом не менее 100 процентов показателей мониторинга системы образования, проводимого контрольным (надзорным) органом в сфере образования.
Информация об оценке добросовестности контролируемых лиц размещается контрольным (надзорным) органом в сфере образования на официальном сайте.
Мерой стимулирования добросовестности контролируемого лица, признанного соответствующим одновременно всем критериям добросовестности контролируемого лица, указанным в настоящем пункте, является понижение категории риска объекта контроля на одну категорию.
Решение об изменении категории риска объекта контроля контролируемого лица, признанного соответствующим одновременно всем критериям добросовестности контролируемого лица, указанным в настоящем пункте, принимается контрольным (надзорным) органом в сфере образования в течение 5 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте информации об оценке добросовестности контролируемых лиц.".
9. Пункт 251 признать утратившим силу.
10. В пункте 37:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"37. Выездная проверка может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".";
б) в предложениях первом, третьем и четвертом абзаца второго слова "5 рабочих дней" заменить словами "10 рабочих дней";
в) в предложениях первом - третьем абзаца третьего слова "аудио- или видеосвязи, " заменить словами "видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор", ".
11. Дополнить пунктом 391 следующего содержания:
"391. Контрольные (надзорные) действия, указанные в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 39 настоящего Положения, могут осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".".
12. Абзац первый пункта 40 изложить в следующей редакции:
"40. Должностное лицо, уполномоченное на проведение выездной проверки, проводит осмотр в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением фотосъемки, видеозаписи. Осмотр может осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор". В случае проведения выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор", осмотр осуществляется с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".".
13. Пункт 41 после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:
"Опрос, указанный в абзаце первом настоящего пункта, может осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".".
14. Абзац первый пункта 44 изложить в следующей редакции:
"44. Экспертиза осуществляется экспертом или экспертной организацией непосредственно в ходе проведения выездной проверки по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица и (или) его филиалов, а также с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор". В случае проведения выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия экспертиза осуществляется экспертом или экспертной организацией по месту осуществления деятельности эксперта или экспертной организации.".
15. В пункте 48 слова "аудио- или видеосвязи, " заменить словами "видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор", ".
16. В пункте 49:
а) абзац первый после слова "проверки" дополнить словами ", обязательного профилактического визита";
б) абзац второй изложить в следующей редакции:
"Контрольный (надзорный) орган в сфере образования до проведения выездной или документарной проверки, обязательного профилактического визита направляет в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится контролируемое лицо, указанное в абзаце первом настоящего пункта, запрос о возможности привлечения к экспертизе при проведении выездной или документарной проверки, обязательного профилактического визита экспертов, имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну (далее - запрос) .";
в) абзац седьмой после слова "проверки" дополнить словами ", обязательного профилактического визита".
17. В пунктах 57 - 59 слова "частью 3" заменить словами "частью 2".
18. Пункты 63 - 65 изложить в следующей редакции:
"63. В отношении объектов государственного контроля (надзора) , отнесенных к категории высокого риска, проводятся одно плановое контрольное (надзорное) мероприятие в 2 года либо один обязательный профилактический визит в год.
64. В отношении объектов государственного контроля (надзора) , отнесенных к категориям среднего и низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
65. В отношении объектов государственного контроля (надзора) , отнесенных к категориям среднего и низкого риска, обязательные профилактические визиты не проводятся, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 521 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".".
19. В пункте 68:
а) подпункт "а" дополнить словами "и обязательных профилактических визитов";
б) подпункт "б" после слова "мероприятий" дополнить словами "и обязательных профилактических визитов";
в) подпункт "в" дополнить словами "и обязательных профилактических визитов";
г) дополнить подпунктами "г" и "д" следующего содержания:
"г) решений об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска;
д) решений об отказе в проведении обязательных профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц.".
20. Дополнить пунктом 701 следующего содержания:
"701. Рассмотрение контрольным (надзорным) органом в сфере образования жалоб осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня их регистрации в подсистеме досудебного обжалования государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".
Жалоба на решение об отнесении объекта контроля к соответствующей категории риска рассматривается не более 5 рабочих дней.".
21. В разделе II приложения № 1 к указанному Положению:
а) в пункте 31 слова "аккредитационных показателей" заменить словами "показателей аккредитационного мониторинга";
б) дополнить пунктом 32 следующего содержания:
"32. Образовательная деятельность контролируемых лиц при несоблюдении 75 процентов и более показателей мониторинга системы образования, выявленном по результатам проводимого контрольным (надзорным) органом в сфере образования мониторинга системы образования, в течение 2 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска | средний риск"; |
в) в пункте 4 слова "в пунктах 2 - 31" заменить словами "в пунктах 2 - 32".
___________