Об утверждении Правил осуществления мониторинга и контроля реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта, предусмотренного пунктом 26 перечня самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 2044-р, и целевого использования средств Фонда национального благосостояния при финансировании указанного проекта
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2025 г. № 1055
МОСКВА
Об утверждении Правил осуществления мониторинга и контроля реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта, предусмотренного пунктом 26 перечня самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 2044-р, и целевого использования средств Фонда национального благосостояния при финансировании указанного проекта
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления мониторинга и контроля реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта, предусмотренного пунктом 26 перечня самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 2044-р, и целевого использования средств Фонда национального благосостояния при финансировании указанного проекта.
2. Федеральному агентству железнодорожного транспорта:
осуществлять функции уполномоченного органа при осуществлении мониторинга и контроля реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта, предусмотренного пунктом 26 перечня самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 2044-р, и целевого использования средств Фонда национального благосостояния при финансировании указанного проекта;
в месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить форму соглашения о представлении отчетов и иной дополнительной информации о ходе реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта, указанного в абзаце втором настоящего пункта, и об использовании средств Фонда национального благосостояния для его финансирования, заключаемого между участниками мониторинга и контроля реализации указанного самоокупаемого инфраструктурного проекта и целевого использования средств Фонда национального благосостояния, указанными в подпунктах "а" и "е" пункта 4 Правил, утвержденных настоящим постановлением;
в 2-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления обеспечить подписание соглашения, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 14 июля 2025 г. № 1055
ПРАВИЛА осуществления мониторинга и контроля реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта, предусмотренного пунктом 26 перечня самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 2044-р, и целевого использования средств Фонда национального благосостояния при финансировании указанного проекта
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают цель и порядок осуществления мониторинга и контроля реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта, предусмотренного пунктом 26 перечня самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 2044-р (далее - самоокупаемый инфраструктурный проект) , и целевого использования средств Фонда национального благосостояния при финансировании самоокупаемого инфраструктурного проекта (далее - мониторинг и контроль) .
2. Мониторинг и контроль осуществляются со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2025 г. № 1055 "Об утверждении Правил осуществления мониторинга и контроля реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта, предусмотренного пунктом 26 перечня самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 2044-р, и целевого использования средств Фонда национального благосостояния при финансировании указанного проекта" и до дня возврата средств Фонда национального благосостояния, привлеченных для финансирования самоокупаемого инфраструктурного проекта, или исключения самоокупаемого инфраструктурного проекта из перечня, указанного в пункте 1 настоящих Правил.
3. Целью мониторинга и контроля является оценка эффективности осуществляемых вложений средств Фонда национального благосостояния при финансировании самоокупаемого инфраструктурного проекта, на основе которой возможно принятие обоснованных решений о необходимости внесения изменений в самоокупаемый инфраструктурный проект для его оптимизации.
4. Участниками мониторинга и контроля являются:
а) Федеральное агентство железнодорожного транспорта (далее - уполномоченный орган) ;
б) Министерство экономического развития Российской Федерации;
в) Министерство финансов Российской Федерации;
г) кредитные организации, в которых на субординированных депозитах размещены средства Фонда национального благосостояния, необходимые для финансирования самоокупаемого инфраструктурного проекта, и с которыми обществом с ограниченной ответственностью "ВСМ Две Столицы" (далее - общество) заключен договор синдицированного кредита (далее - кредитные организации) ;
д) кредитная организация, с которой обществом заключен договор о банковском сопровождении самоокупаемого инфраструктурного проекта (далее - лицо, осуществляющее банковское сопровождение) ;
е) юридическое лицо, которому доводятся средства Фонда национального благосостояния в целях финансирования самоокупаемого инфраструктурного проекта путем предоставления кредитными организациями части кредита (отдельного транша) по договору синдицированного кредита, - общество, являющееся инициатором самоокупаемого инфраструктурного проекта и концессионером по концессионному соглашению о финансировании, создании, эксплуатации инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург-Главный, приобретении и эксплуатации высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозки пассажиров и (или) багажа на созданной инфраструктуре по маршруту "Москва - Санкт-Петербург" (далее - концессионное соглашение) .
5. В целях обеспечения банковского сопровождения самоокупаемого инфраструктурного проекта, включая проверки целевого расходования средств Фонда национального благосостояния, обществом заключается договор о банковском сопровождении самоокупаемого инфраструктурного проекта с лицом, осуществляющим банковское сопровождение.
6. Договор о банковском сопровождении самоокупаемого инфраструктурного проекта должен содержать:
а) порядок и сроки открытия обществом отдельного банковского счета с ограничениями (специальным режимом) проведения операций по счету (далее - специальный счет) для средств Фонда национального благосостояния, предоставляемых в целях финансирования самоокупаемого инфраструктурного проекта путем предоставления кредитными организациями части кредита (отдельного транша) по договору синдицированного кредита, а также перечень разрешенных операций по специальному счету, связанных с исполнением сопровождаемого самоокупаемого инфраструктурного проекта;
б) права и обязанности сторон;
в) порядок и сроки зачисления и списания денежных средств со специального счета;
г) обязанность лица, осуществляющего банковское сопровождение, представлять ежеквартально, не позднее 3-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом (далее - отчетный период) , обществу сведения, предусмотренные пунктом 21 настоящих Правил;
д) согласованную с обществом информацию, указываемую в платежном документе;
е) право лица, осуществляющего банковское сопровождение, осуществить проверки платежных документов в порядке и сроки, которые согласованы с обществом;
ж) перечень и порядок представления обществом документов, подтверждающих основание платежа;
з) порядок и сроки проверок лицом, осуществляющим банковское сопровождение, представляемых обществом документов, подтверждающих основание платежа;
и) право лица, осуществляющего банковское сопровождение, отказать в осуществлении платежа по платежным документам при несоответствии платежа целевому использованию в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, а также иные случаи для отказа в осуществлении платежа, порядок и условия такого отказа;
к) случаи и порядок внесения изменений в договор о банковском сопровождении самоокупаемого инфраструктурного проекта.
7. Основными задачами мониторинга и контроля являются:
а) сбор и анализ информации о ходе реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта, в том числе об отклонениях фактических значений основных параметров самоокупаемого инфраструктурного проекта от плановых величин, указанных в паспорте инвестиционного проекта "Финансирование, создание и эксплуатация инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург-Главный, приобретение и эксплуатация высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозки пассажиров и (или) багажа на созданной инфраструктуре по маршруту "Москва - Санкт-Петербург", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2024 г. № 1799-р (далее - паспорт инвестиционного проекта) ;
б) контроль за целевым использованием средств Фонда национального благосостояния при реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта;
в) выявление рисков самоокупаемого инфраструктурного проекта на этапе реализации, а также подготовка предложений по их устранению либо минимизации негативного влияния на показатели основных параметров самоокупаемого инфраструктурного проекта.
8. Использование средств Фонда национального благосостояния при реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта признается целевым при направлении на следующие цели:
а) размещение средств Фонда национального благосостояния на субординированные депозиты в кредитных организациях;
б) нахождение на субординированных депозитах в кредитных организациях и (или) использование средств, временно не направленных на финансирование самоокупаемого инфраструктурного проекта и размещаемых в Центральном банке Российской Федерации и (или) системно значимых кредитных организациях, определенных в соответствии со статьей 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) ", в рамках операций по управлению ликвидностью;
в) доведение средств Фонда национального благосостояния кредитными организациями до общества путем предоставления части кредита (отдельного транша) по договору синдицированного кредита через кредитную организацию, осуществляющую функции кредитного управляющего по договору синдицированного кредита, на цели, указанные в подпункте "г" пункта 8 настоящих Правил;
г) использование обществом средств Фонда национального благосостояния для финансирования (в том числе авансирования) расходов по договору генерального подряда от 10 декабря 2024 г. № 5804675, заключенному между обществом в качестве заказчика и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" в качестве генерального подрядчика.
9. Доведение средств Фонда национального благосостояния до общества осуществляется с использованием счета общества, открытого в кредитной организации, являющейся лицом, осуществляющим банковское сопровождение, права требования по которому переданы обществом в залог, в том числе в пользу кредитных организаций (далее - залоговый счет) . Расходование указанных средств с залогового счета осуществляется путем перечисления средств на специальный счет, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
10. Кредитные организации осуществляют проверки целевого использования средств Фонда национального благосостояния в части условий использования средств Фонда национального благосостояния, предусмотренных подпунктами "б" - "г" пункта 8 настоящих Правил. При этом проверки непосредственного перечисления средств Фонда национального благосостояния на цели, предусмотренные подпунктом "в" пункта 8 настоящих Правил, осуществляются кредитной организацией, осуществляющей функции кредитного управляющего по договору синдицированного кредита, а проверки непосредственного перечисления средств Фонда национального благосостояния на цели, предусмотренные подпунктом "г" пункта 8 настоящих Правил, осуществляются лицом, осуществляющим банковское сопровождение.
11. Возврат кредитной организацией, осуществляющей функции кредитного управляющего по договору синдицированного кредита, средств, полученных от кредитных организаций для предоставления их обществу, не является нецелевым использованием средств Фонда национального благосостояния в случае, предусмотренном договором синдицированного кредита.
12. Предметом мониторинга и контроля являются:
а) ход реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта (своевременность и полнота выполнения мероприятий в рамках реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта) ;
б) целевое использование средств Фонда национального благосостояния в целях реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта;
в) выполнение обществом принятых на себя обязательств при реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта, предусмотренных паспортом инвестиционного проекта.
13. Проверки, осуществляемые кредитными организациями, заключаются в представлении отчетов кредитных организаций, предусмотренных пунктами 17 (для кредитных организаций) и 20 (для кредитной организации, осуществляющей функции кредитного управляющего по договору синдицированного кредита) настоящих Правил.
14. Проверки, осуществляемые лицом, осуществляющим банковское сопровождение, осуществляются посредством проверки использования обществом со специального счета средств Фонда национального благосостояния по целевому назначению в соответствии с подпунктом "г" пункта 8 настоящих Правил и представления сведений, предусмотренных пунктом 21 настоящих Правил.
15. В случае неподтверждения целевого характера использования обществом денежных средств в соответствии с подпунктом "г" пункта 8 настоящих Правил возврат таких средств осуществляется в следующем порядке:
а) кредитная организация, осуществляющая функции кредитного управляющего по договору синдицированного кредита, действующая на основании решения кредитных организаций, в соответствии с условиями договора синдицированного кредита направляет обществу требование о досрочном возврате тех денежных средств, предоставленных такой кредитной организацией обществу за счет средств Фонда национального благосостояния, в отношении которых не подтвержден целевой характер их использования;
б) кредитная организация с согласия Центрального банка Российской Федерации осуществляет возврат Федеральному казначейству денежных средств, досрочно возвращенных обществом в соответствии с требованием, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, в порядке, предусмотренном для возврата денежных средств, не направленных на финансирование самоокупаемого инфраструктурного проекта, в заключенном с кредитной организацией договоре о размещении средств Фонда национального благосостояния на субординированный депозит в целях финансирования самоокупаемого инфраструктурного проекта.
16. В случае использования кредитной организацией денежных средств в нарушение положений подпункта "б" пункта 8 настоящих Правил кредитная организация несет ответственность в соответствии с заключенным договором о размещении средств Фонда национального благосостояния на субординированный депозит в целях финансирования самоокупаемого инфраструктурного проекта.
II. Порядок представления и рассмотрения документов в рамках мониторинга и контроля
17. Каждая кредитная организация ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и Федеральное казначейство отчет, содержащий сведения об использовании размещенных средств, не направленных по состоянию на конец отчетного периода на финансирование самоокупаемого инфраструктурного проекта (далее - отчет кредитной организации) , и сведения о направлении средств, размещенных на субординированных депозитах:
а) в адрес кредитной организации, осуществляющей функции кредитного управляющего по договору синдицированного кредита, для дальнейшего перечисления обществу, если указанная кредитная организация не осуществляет функции кредитного управляющего по договору синдицированного кредита;
б) в адрес общества, если указанная кредитная организация осуществляет функции кредитного управляющего по договору синдицированного кредита.
18. Отчет кредитной организации составляется по форме, установленной в заключенном с кредитной организацией договоре о размещении средств Фонда национального благосостояния на субординированный депозит в целях финансирования самоокупаемого инфраструктурного проекта, и представляется в порядке, установленном указанным договором.
19. Кредитная организация, не осуществляющая функции кредитного управляющего по договору синдицированного кредита, вместе с отчетом кредитной организации представляет в Федеральное казначейство, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации полученное от кредитной организации, осуществляющей функции кредитного управляющего по договору синдицированного кредита, подтверждение, указанное в подпункте "г" пункта 25 настоящих Правил, при условии, что такое подтверждение было получено кредитной организацией не позднее чем за 2 рабочих дня до дня представления отчета кредитной организации в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил.
20. Кредитная организация, осуществляющая функции кредитного управляющего по договору синдицированного кредита, вместе с отчетом кредитной организации представляет в Федеральное казначейство, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации полученное от общества подтверждение, указанное в подпункте "г" пункта 25 настоящих Правил, при условии, что такое подтверждение было получено кредитной организацией, осуществляющей функции кредитного управляющего по договору синдицированного кредита, не позднее чем за 2 рабочих дня до дня представления отчета кредитной организации в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил.
21. Лицо, осуществляющее банковское сопровождение, ежеквартально, не