Об утверждении Правил обмена электронным единым транспортным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении, и сведениями, содержащимися в нем, и направления такого документа в государственную информационную систему электронных перевозочных документов
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2025 г. № 1036
МОСКВА
Об утверждении Правил обмена электронным единым транспортным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении, и сведениями, содержащимися в нем, и направления такого документа в государственную информационную систему электронных перевозочных документов
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О прямых смешанных перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила обмена электронным единым транспортным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении, и сведениями, содержащимися в нем, и направления такого документа в государственную информационную систему электронных перевозочных документов.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 10 июля 2025 г. № 1036
ПРАВИЛА обмена электронным единым транспортным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении, и сведениями, содержащимися в нем, и направления такого документа в государственную информационную систему электронных перевозочных документов
1. Настоящие Правила определяют порядок обмена электронным единым транспортным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении (далее - электронный единый транспортный документ) , и сведениями, содержащимися в нем, и направления такого документа в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, предусмотренную Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - государственная информационная система) .
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"грузоотправитель" - лицо, которое заключило с перевозчиком договор перевозки груза в прямом смешанном сообщении, указанный в части 1 статьи 3 Федерального закона "О прямых смешанных перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
"грузополучатель" - лицо, управомоченное на получение груза, доставленного перевозчиком в пункт назначения в соответствии с договором перевозки груза в прямом смешанном сообщении, указанным в части 1 статьи 3 Федерального закона "О прямых смешанных перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
"информационная система участника информационного взаимодействия" - информационная система в значении, определенном в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", компоненты которой принадлежат участнику информационного взаимодействия на праве собственности и (или) ином законном основании;
"парный файл обмена" - файл обмена, взаимосвязанный с другим файлом обмена. Отсутствие парного файла обмена не позволяет использовать взаимосвязанный с ним другой файл обмена при оформлении электронного единого транспортного документа;
"перевозка груза в прямом смешанном сообщении" - перевозка груза разными видами транспорта по единому транспортному документу;
"перевозчик" - лицо, которое заключило с грузоотправителем договор перевозки груза в прямом смешанном сообщении, указанный в части 1 статьи 3 Федерального закона "О прямых смешанных перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и которое является стороной соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, указанного в части 1 статьи 2 Федерального закона "О прямых смешанных перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
"пул (массив значений) " - структура данных, хранящая набор значений (элементов массива) , идентифицируемых по индексу или набору индексов, принимающих целые (или приводимые к целым) значения из некоторого заданного непрерывного диапазона;
"соглашение об электронном документообороте электронных документов" - соглашение об оказании услуг по направлению электронных единых транспортных документов в государственную информационную систему. Такое соглашение является публичным договором и может также предусматривать оказание услуг по формированию электронных единых транспортных документов и сведений, содержащихся в них;
"уникальный идентификатор документа" - уникальный код электронного единого транспортного документа;
"усиленная неквалифицированная электронная подпись" - усиленная неквалифицированная электронная подпись физического лица (физического лица, действующего на основании доверенности) , сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия указанных физических лиц с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
"участники информационного взаимодействия" - грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель, которые заключили с оператором информационной системы электронных перевозочных документов соглашение об электронном документообороте электронных документов;
"файл обмена" - XML-файл, входящий в состав электронного единого транспортного документа и состоящий из отдельных сведений, содержащихся в электронном едином транспортном документе.
В настоящих Правилах понятия "информационная система электронных перевозочных документов" и "оператор информационной системы электронных перевозочных документов" используются в значениях, определенных в Федеральном законе "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", понятие "усиленная квалифицированная электронная подпись" используется в значении, определенном в Федеральном законе "Об электронной подписи".
3. Обмен электронными едиными транспортными документами и сведениями, содержащимися в них, между участниками информационного взаимодействия, а также направление таких документов в государственную информационную систему осуществляются посредством использования информационных систем электронных перевозочных документов.
4. Направление и получение файлов обмена между участниками информационного взаимодействия, а также направление файлов обмена в государственную информационную систему осуществляются посредством использования информационной системы электронных перевозочных документов в соответствии с Правилами направления электронного единого транспортного документа, подтверждающего заключение договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов согласно приложению.
Оператор государственной информационной системы обеспечивает размещение схемы обмена электронными едиными транспортными документами и сведениями, содержащимися в них, а также ее описание на официальном сайте оператора государственной информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Информационное взаимодействие между участниками информационного взаимодействия осуществляется на основе принципов обеспечения полноты, достоверности, актуальности и целостности информации, представляемой и получаемой в рамках информационного взаимодействия, а также обеспечения конфиденциальности информации, ограничение доступа к которой установлено законодательством Российской Федерации.
6. Электронные единые транспортные документы направляются в государственную информационную систему операторами информационных систем электронных перевозочных документов.
7. Направление в государственную информационную систему электронных единых транспортных документов осуществляется с момента формирования файлов обмена по формату электронного единого транспортного документа, утвержденному Федеральной налоговой службой. Срок направления электронных единых транспортных документов оператором информационной системы электронных перевозочных документов в государственную информационную систему не должен превышать 10 минут с момента получения файлов обмена от участников информационного взаимодействия.
8. Операторы информационных систем электронных перевозочных документов обеспечивают соответствие электронных единых транспортных документов формату, утвержденному Федеральной налоговой службой.
9. Оператор информационной системы электронных перевозочных документов, заключивший соглашение об электронном документообороте электронных документов с участником информационного взаимодействия, при получении от участника информационного взаимодействия файла обмена осуществляет:
а) проверку файла обмена на соответствие формату электронного единого транспортного документа, утвержденному Федеральной налоговой службой;
б) проверку уникального идентификатора документа на его уникальность;
в) проверку уникального идентификатора документа на принадлежность пулу (массиву значений) уникальных идентификаторов документов, выданных участнику информационного взаимодействия по его запросу из пула (массива значений) уникальных идентификаторов документов, ранее полученных оператором информационной системы электронных перевозочных документов из государственной информационной системы;
г) проверку действительности усиленной квалифицированной электронной подписи или усиленной неквалифицированной электронной подписи.
10. В случае отрицательного результата одной из проверок, указанных в пункте 9 настоящих Правил, участнику информационного взаимодействия, сформировавшему файл обмена, оператором информационной системы электронных перевозочных документов в срок, не превышающий одного рабочего дня, направляется ответ об ошибке с указанием кода (кодов) ошибки, после чего такой файл обмена должен быть сформирован заново.
11. Информационная система электронных перевозочных документов после направления файла обмена в государственную информационную систему отслеживает статус обработки файла обмена в государственной информационной системе. В случае выявления государственной информационной системой при обработке файла обмена расхождений (несоответствий, противоречий) в данных оператор информационной системы электронных перевозочных документов в срок, не превышающий одного рабочего дня, информирует участника информационного взаимодействия о необходимости внесения исправлений в сведения, содержащиеся в электронном едином транспортном документе. При выявлении государственной информационной системой указанных расхождений участник информационного взаимодействия формирует соответствующий новый (исправленный) файл обмена не позднее 5 календарных дней со дня получения информации о необходимости внесения исправлений в сведения, содержащиеся в электронном едином транспортном документе.
12. В электронных единых транспортных документах допускаются изменения по инициативе участника информационного взаимодействия, кроме изменений в части:
а) сведений грузоотправителя о передаче груза при приеме груза перевозчиком, состав которых установлен форматом электронного единого транспортного документа, утвержденным Федеральной налоговой службой;
б) оговорок и замечаний перевозчика при приеме груза, состав которых установлен форматом электронного единого транспортного документа, утвержденным Федеральной налоговой службой;
в) сведений о приеме груза грузополучателем от перевозчика, состав которых установлен форматом электронного единого транспортного документа, утвержденным Федеральной налоговой службой;
г) оговорок и замечаний перевозчика при выдаче груза грузополучателю, состав которых установлен форматом электронного единого транспортного документа, утвержденным Федеральной налоговой службой.
13. Достоверность информации, направляемой в государственную информационную систему, подтверждается участниками информационного взаимодействия посредством использования усиленной квалифицированной электронной подписи или усиленной неквалифицированной электронной подписи при подписании файлов обмена. В случае если от имени участника информационного взаимодействия - юридического лица или индивидуального предпринимателя файл обмена подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью его представителя, уполномоченного действовать от имени участника информационного взаимодействия на основании доверенности, в государственную информационную систему представляется соответствующая доверенность в электронной форме в машиночитаемом виде способом, не предусматривающим ее включение в пакет электронных документов.
14. Оператор государственной информационной системы обеспечивает круглосуточную обработку электронных единых транспортных документов и сведений, содержащихся в них, а также круглосуточную техническую поддержку, эксплуатацию программно-технических средств государственной информационной системы, бесперебойное функционирование государственной информационной системы, возможность информационного взаимодействия с операторами информационных систем электронных перевозочных документов, учет уникальных идентификаторов документов, сформированных и выданных по запросам операторов информационных систем электронных перевозочных документов. Время ответа государственной информационной системы на получение данных из информационной системы электронных перевозочных документов составляет не более 10 секунд.
15. Формирование файлов обмена может осуществляться в информационной системе участника информационного взаимодействия с последующим направлением в государственную информационную систему через информационную систему электронных перевозочных документов или непосредственно в информационной системе электронных перевозочных документов, с оператором которой у участника информационного взаимодействия заключено соглашение об электронном документообороте электронных документов.
16. При направлении файлов обмена в государственную информационную систему шифрование файлов обмена не допускается.
17. Государственная информационная система получает файл обмена и осуществляет:
а) проверку файла обмена на соответствие формату электронного единого транспортного документа, утвержденному Федеральной налоговой службой;
б) проверку уникального идентификатора документа на его уникальность;
в) проверку уникального идентификатора документа на принадлежность пулу (массиву значений) уникальных идентификаторов документов, выданных оператору информационной системы электронных перевозочных документов по его запросу;
г) проверку действительности усиленной квалифицированной электронной подписи или усиленной неквалифицированной электронной подписи;
д) проверку соблюдения последовательности получения файлов обмена от участников информационного взаимодействия;
е) проверку кода оператора информационной системы электронных перевозочных документов на соответствие коду, содержащемуся в реестре операторов информационных систем электронных перевозочных документов.
18. В случае отрицательного результата проверок, указанных в пункте 17 настоящих Правил, государственная информационная система сохраняет полученный файл обмена, не принимая его в дальнейшую обработку, и на основании запроса оператора информационной системы электронных перевозочных документов формирует ответ об ошибке с указанием кода (кодов) ошибки.
Хранение указанного в абзаце первом настоящего пункта файла обмена осуществляется в государственной информационной системе в течение 4 месяцев со дня его получения государственной информационной системой.
19. В случае положительного результата проверок, указанных в пункте 17 настоящих Правил, государственная информационная система:
а) переводит файл обмена в режим ожидания, если парный файл обмена и (или) предыдущий в последовательности файлов обмена файл обмена отсутствуют в государственной информационной системе. Файлы обмена, хранящиеся в государственной информационной системе в режиме ожидания, не могут изменять статус электронного единого транспортного документа;
б) принимает файл (файлы) обмена в дальнейшую обработку в случае наличия в государственной информационной системе парного файла обмена или в случае, если в отношении такого файла обмена не предусмотрено наличие парного файла обмена. Файлы обмена, прошедшие все проверки государственной информационной системой с положительным результатом и не находящиеся в режиме ожидания, могут изменять статус электронного единого транспортного документа.
20. Обмен файлами обмена участники информационного взаимодействия осуществляют посредством информационных систем электронных перевозочных документов в соответствии с соглашением об электронном документообороте электронных документов.
21. По письменному запросу оператора государственной информационной системы оператор информационной системы электронных перевозочных документов в сроки, указанные в таком запросе (но не менее чем в течение одного рабочего дня) , обязан направить информацию об использованных уникальных идентификаторах документов из информационной системы электронных перевозочных документов в государственную информационную систему в порядке, аналогичном порядку направления электронных единых транспортных документов в государственную информационную систему, если иной порядок не указан в запросе.
22. Оператор государственной информационной системы обеспечивает хранение в неизменном виде электронных единых транспортных документов в течение 5 лет со дня размещения таких документов в государственной информационной системе.
___________
ПРИЛОЖЕНИЕ к Правилам обмена электронным единым транспортным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении, и сведениями, содержащимися в нем, и направления такого документа в государственную информационную систему электронных перевозочных документов
ПРАВИЛА направления электронного единого транспортного документа, подтверждающего заключение договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов
1. Настоящие Правила определяют порядок направления электронного единого транспортного документа, подтверждающего заключение договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении (далее - электронный единый транспортный документ) , в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, предусмотренную Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - государственная информационная система) .
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"информационная система грузоотправителя" - информационная система в значении, определенном в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", компоненты которой принадлежат грузоотправителю на праве собственности и (или) ином законном основании;
"информационная система грузополучателя" - информационная система в значении, определенном в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", компоненты которой принадлежат грузополучателю на праве собственности и (или) ином законном основании;
"информационная система перевозчика" - информационная система в значении, определенном в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", компоненты которой принадлежат перевозчику на праве собственности и (или) ином законном основании;
"иные получатели" - юридические или физические лица,