ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 июля 2025 г. № 1805-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования до 2030 года.
2. Минобрнауки России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением, при принятии в пределах своей компетенции решений в области науки и высшего образования.
4. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 3759-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 1, ст. 265) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО распоряжением Правительства Российской Федерацииот 5 июля 2025 г. № 1805-р
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в области цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования до 2030 года
I. Общие положения
1. Основания для разработки стратегического направления
Основаниями для разработки стратегического направления в области цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования до 2030 года (далее - стратегическое направление) являются:
Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № Пр-2242 (подпункт "г" пункта 1) ;
перечень поручений Президента Российской Федерации от 5 августа 2021 г. № Пр-1383 (подпункт "г" пункта 1) ;
перечень поручений Президента Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. № Пр-1553 (подпункт "м" пункта 1) ;
перечень поручений Президента Российской Федерации от 29 января 2023 г. № Пр-172 (подпункт "г" пункта 1) .
Стратегическое направление разработано с учетом положений следующих документов:
Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности";
Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике";
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых и технологических инноваций в Российской Федерации";
Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
Указ Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 г. № 529 "Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий".
2. Период действия стратегического направления
Стратегическое направление утверждается до 2030 года.
3. Паспорт стратегического направления
Наименование | - | стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования до 2030 года |
Сроки реализации | - | до 2030 года |
Цели | - | достижение высокого уровня "цифровой зрелости" научными организациями, образовательными организациями высшего образования и ответственным отраслевым федеральным органом исполнительной власти;повышение эффективности научных исследований и разработок и подготовки кадров для достижения технологического лидерства и национальных целей развития Российской Федерации за счет применения цифровых технологий и аналитики данных, в том числес применением технологий искусственного интеллекта |
Целевое состояние | - | разработаны и реализуются стратегии цифровой трансформации в научных организациях и образовательных организациях высшего образования; в рамках большинства процессов деятельности российских научных организаций и образовательных организаций высшего образования применяются сквозные цифровые технологии, в том числе технологии искусственного интеллекта; спроектированы и функционируют сервисы доменов "Наука и инновации" и "Образование", осуществлена их интеграция (сформированы цифровые экосистемы) с отраслевыми доменами, информационными системамии информационными ресурсами, действующими в сферах научных исследований, разработок и обеспечения кадрами; информационный обмен между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственными Министерству учреждениями, а также иными научными организациями и образовательными организациями высшего образования осуществляется на базе общих информационных моделей, а также с применением цифровых платформ, приложений и сервисов, в том числе в рамках доменов "Наука и инновации" и "Образование"; цифровая трансформация в сфере науки и образования осуществлена на основе российских программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, обеспечивающих технологическое лидерство и информационную безопасность; внедрены технологии искусственного интеллекта в сфере науки и высшего образования |
Индикаторы цифровой трансформации | - | показатель "цифровая зрелость" подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации организаций; доля подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, а также иных научных организаций и образовательных организаций высшего образования, использующих сервисы домена "Наука и инновации"; доля научных исследований, выполняемых с использованием технологий искусственного интеллекта; доля образовательных программ, реализуемых с использованием технологий искусственного интеллекта |
Ответственные исполнители, соисполнители, участники разработки и экспертизы реализации стратегического направления | - | Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере науки и высшего образования, образовательные организации высшего образования, научные организации, иные заинтересованные организации |
II. Приоритеты, цели, задачи стратегического направления
1. Приоритеты стратегического направления
Приоритетами стратегического направления являются:
осуществление цифровой трансформации научных организаций и образовательных организаций высшего образования на основе российских программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, в том числе российских сквозных цифровых технологий (технологий искусственного интеллекта) , с целью повышения эффективности проведения научных исследований и разработок, а также подготовки кадров в интересах обеспечения технологического лидерства Российской Федерации;
обеспечение безопасности информационно-коммуникационных процессов в сфере науки и высшего образования;
формирование единой политики в области информационно-коммуникационных технологий и развитие единых подходов к построению отдельных компонентов архитектуры информационных систем в сфере науки и высшего образования, в том числе формирование отдельных компонентов архитектуры информационных систем на базе общих инструментов моделирования и описания архитектуры информационных систем;
построение общих информационных моделей, введение единых стандартов обмена информацией, унифицированная регламентация взаимодействия между различными системами и субъектами, обеспечение гибкого и масштабируемого управления процессами в сфере науки и высшего образования;
создание цифровых сервисов для научных организаций и образовательных организаций высшего образования, использующих технологии искусственного интеллекта;
реализация государственной политики в области цифровой трансформации с соблюдением принципов клиентоцентричности.
2. Цель стратегического направления
Целью стратегического направления является достижение высокого уровня цифровой зрелости научными организациями, образовательными организациями высшего образования и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, способствующего достижению технологического лидерства и долгосрочного устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации путем оптимизации и трансформации процессов с применением общих информационных моделей, сквозных цифровых технологий, унифицированных цифровых решений и централизованных сервисов (вычислительные мощности, технологии искусственного интеллекта) в условиях высокой динамики изменений внешних и внутренних факторов.
3. Задачи стратегического направления
Задачами стратегического направления являются:
обеспечение условий и мер поддержки разработки и внедрения российских сквозных цифровых технологий, применимых в сфере науки и высшего образования (как для разработчиков, так и для заказчиков) , для создания внутреннего рынка сквозных цифровых технологий высокого уровня зрелости;
проектирование целевых архитектур домена "Наука и инновации" и домена "Образование", в соответствии с которыми будут реализованы сервисы этих доменов деятельности, в том числе предусматривающие интеграцию с отраслевыми доменами и информационными системами, а также информационными ресурсами, действующими в сфере научных исследований и разработок и в сфере подготовки и (или) переподготовки кадров;
обеспечение приоритизации с учетом отраслевого квалифицированного заказа научных исследований и разработок, трансфера технологий и предотвращения дублирования затрат на разработку идентичных решений, в том числе в области сквозных цифровых технологий;
обеспечение условий для автоматизации и цифровизации процессов в рамках предоставления услуг в сфере науки и высшего образования;
обеспечение условий для развития сервисов (служб) облачных вычислений и применения технологий искусственного интеллекта, перехода научных организаций и образовательных организаций высшего образования на широкое применение облачных вычислений и использования технологий искусственного интеллекта, а также обеспечение высокого уровня информационной безопасности при применении облачных вычислений;
обеспечение условий для оптимизации и трансформации (реинжиниринга) процессов научных организаций и образовательных организаций высшего образования и внедрения новых моделей управления на основе данных и стандартов управления;
обеспечение условий для повышения уровня информационной безопасности в научных организациях и образовательных организациях высшего образования с целью уменьшения количества нарушений требований о защите информации ограниченного доступа и персональных данных, установленных законодательством Российской Федерации.
III. Оценка состояния, участники, проблематика стратегического направления
1. Основные процессы науки и высшего образования и оценка текущего состояния
Деятельность 1235 образовательных организаций высшего образования и 1517 научных организаций регулируется в основном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" и Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации".
Общее количество студентов, обучающихся в российских образовательных организациях высшего образования по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, в 2024 году составило 4, 13 млн. человек, в 2023 году количество выпускников, получивших высшее образование, составило 456 тыс. человек.
Наибольшее количество студентов в 2023 году обучалось по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, входящим в область образования "Науки об обществе" (1, 843 млн. человек) и "Инженерное дело, технологии и технические науки" (1, 285 млн. человек) .
В течение многих лет в научных и образовательных организациях высшего образования целенаправленно внедрялись иностранные аппаратно-программные инфраструктурные комплексы и прикладные программные продукты общего назначения, прикладные программные продукты для организации административно-хозяйственных и исследовательских процессов, образовательных процессов. Для большинства таких продуктов пользовательские и корпоративные лицензии отозваны, что требует их срочного импортозамещения.
Внедрены 2 государственные информационные системы:
единая государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения;
федеральная информационная система государственной научной аттестации.
Реализован суперсервис "Поступление в вуз онлайн" для подачи заявлений на обучение в образовательные организации высшего образования и их филиалы, находящиеся на территории Российской Федерации.
К проблематике отрасли науки и высшего образования относятся:
угрозы, вызванные международными рестрикциями;
сохранение на уровне предыдущих лет показателей финансирования науки и высшего образования в процентной доле по отношению к валовому внутреннему продукту;
сокращение численности работников сферы науки и высшего образования;
низкие результаты коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности;
снижение патентной активности;
прекращение корпоративного доступа российских исследователей к международным научным информационным системам;
недостаточный уровень востребованности организациями реального сектора экономики, в том числе компаниями с государственным участием, научных исследований, проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования.
Преимуществами отрасли науки и системы высшего образования являются:
наличие ведущих научных школ с перспективными направлениями исследований и образовательной деятельности;
институционализированное научное сообщество;
приоритет цифровизации отрасли науки и высшего образования для государственной политики;
престиж получения высшего образования в Российской Федерации;
престиж получения российского высшего образования в странах Азии и Африки, а также Латинской Америки;
положительная роль высшего образования в обеспечении социальной мобильности;
сильное олимпиадное движение.
Уровень зрелости цифровой трансформации в целом в сфере науки и высшего образования составил 45 процентов (оценка уровня зрелости проведена Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в период с 4 по 19 июля 2023 г.) , в том числе:
доля образовательных организаций высшего образования и научных организаций, разработавших и внедривших стратегию цифровой трансформации, - 34 процента;
доля образовательных организаций высшего образования и научных организаций, внедривших политику централизованного управления данными, - 23 процента.
Ежегодный объем собираемых образовательными организациями высшего образования и научными организациями данных для дальнейшего использования составляет около 126 петабайт.
Оценка уровня зрелости цифровой трансформации показывает достаточно высокий уровень зрелости цифровой трансформации сферы науки и высшего образования. Однако наблюдаются отставание в вопросах цифровизации процессов обучения, математического моделирования в научной деятельности, трансфера и коммерциализации технологий, перехода к аналитике данных с помощью моделей искусственного интеллекта, повышения эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования и научных организаций с помощью предиктивной аналитики и системы поддержки принятия решений на основе искусственного интеллекта, а также недостаточность обеспечения информационной безопасности научных организаций и образовательных организаций высшего образования.
2. Участники реализации стратегического направления
Руководителем, ответственным за реализацию стратегического направления, является заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации, координирующий работу в области цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования.
Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию стратегического направления, является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Соисполнителями по реализации стратегического направления являются заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Реализация стратегического направления, в том числе проектов стратегического направления, осуществляется организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, которые вправе получить государственную аккредитацию в соответствии с пунктом 4 Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 1729 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий", федеральными институтами инновационного развития, входящими в перечень федеральных институтов инновационного развития, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2021 г. № 241-р, и иными заинтересованными организациями.
3. Индикаторы цифровой трансформации
Индикаторы цифровой трансформации стратегического направления приведены в приложении № 1.
4. Участники стратегического направления. Вызовы и угрозы
Ключевыми участниками стратегического направления, прямо или косвенно оказывающими существенное влияние на достижение целей и реализацию задач стратегического направления (далее - бенефициары) , являются:
обучающиеся и их родители (законные представители) ;
образовательные организации высшего образования и научные организации;
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации;
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере науки и высшего образования;
организации различных организационно-правовых форм.
Форма определения бенефициаров стратегического направления приведена в приложении № 2.
5. Целевое состояние стратегического направления
Целевое состояние стратегического направления приведено в приложении № 3.
IV. Стратегический коридор
1. Тренды
Ключевыми трендами в сфере науки и высшего образования являются:
переход к модели управления на основе данных и общим информационным моделям, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта;
приоритизация направлений импортозамещения и информационной безопасности;
создание "единого окна" взаимодействия органов государственной власти, научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также квал