О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2025 г. № 869
МОСКВА
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 3, ст. 546; 2022, № 2, ст. 523; 2023, № 32, ст. 6347; 2024, № 1, ст. 174, 213; № 28, ст. 4037; № 50, ст. 7745; № 51, ст. 8022) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 9 июня 2025 г. № 869
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
1. Раздел IV дополнить абзацем следующего содержания:
"предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, предусматривающих реализацию мероприятий по реконструкции и строительству очистных сооружений для очистки загрязненных сточных вод, поступающих в основные водные объекты, для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта "Вода России", входящего в состав национального проекта "Экологическое благополучие", в соответствии с приложением № 28.".
2. Дополнить приложением № 28 следующего содержания:
"ПРИЛОЖЕНИЕ № 28 к государственной программеРоссийской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
ПРАВИЛА предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, предусматривающих реализацию мероприятий по реконструкции и строительству очистных сооружений для очистки загрязненных сточных вод, поступающих в основные водные объекты, для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта "Вода России", входящего в состав национального проекта "Экологическое благополучие"
1. Настоящие Правила устанавливают условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, предусматривающих реализацию мероприятий по реконструкции и строительству очистных сооружений для очистки загрязненных сточных вод, поступающих в основные водные объекты, для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта "Вода России", входящего в состав национального проекта "Экологическое благополучие" (далее соответственно - субсидии, федеральный проект) .
Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по следующим направлениям:
реконструкция и (или) строительство очистных сооружений и линейных объектов на территориях:
Ивановской области (строительство централизованной системы водоотведения г. Кинешма) ;
Нижегородской области (реконструкция Нижегородской станции аэрации) ;
реконструкция и (или) строительство находящихся в собственности субъектов Российской Федерации очистных сооружений, расположенных в опорных населенных пунктах, включенных в единый перечень опорных населенных пунктов, необходимых для очистки загрязненных сточных вод, поступающих в основные водные объекты.
2. В настоящих Правилах под природоохранными проектами понимаются региональные проекты, предусматривающие реализацию мероприятий по реконструкции и строительству очистных сооружений для очистки загрязненных сточных вод, поступающих в основные водные объекты (далее - природоохранные проекты) .
Под основными водными объектами в настоящих Правилах понимаются водные объекты, формирующие речные и морские бассейны Российской Федерации, информация о которых включена в государственный водный реестр в соответствии со статьей 31 Водного кодекса Российской Федерации.
3. Субсидии предоставляются при соблюдении субъектом Российской Федерации условий, предусмотренных пунктом 8 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила предоставления субсидий) .
4. Субсидии предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию природоохранных проектов по направлениям, предусмотренным пунктом 1 настоящих Правил, при этом по направлению, предусмотренному абзацем шестым пункта 1 настоящих Правил, субсидии предоставляются субъектам Российской Федерации, природоохранные проекты которых прошли отбор.
5. Отбор природоохранных проектов осуществляется на основании заявок, в которых должна содержаться информация, позволяющая провести оценку соответствия природоохранного проекта критериям отбора природоохранных проектов (далее - критерии отбора) согласно приложению № 1.
6. Субсидии предоставляются субъектам Российской Федерации на основании заявок по форме согласно приложению № 2 (далее - заявка) , к которой прилагаются документы по перечню согласно приложению № 3, подтверждающие сведения, указанные в заявке.
7. Заявки представляются в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с сопроводительным письмом, подписанным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) , при этом они должны быть прошиты, пронумерованы и иметь опись прилагаемых документов, или в виде электронного документа с реквизитами, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи".
8. Отбор природоохранных проектов и определение приоритетности реализации природоохранных проектов осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - комиссия) . Положение о комиссии и ее состав утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Комиссия определяет приоритетность реализации природоохранных проектов, порядок ранжирования которых предусмотрен приложением № 4.
Комиссия имеет право запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и организаций информацию, подтверждающую сведения, указанные в заявке.
Результаты отбора и решения комиссии оформляются протоколом заседания комиссии.
9. Субсидия предоставляется на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" между высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее - соглашение) . В целях повышения эффективности использования субсидии в соглашении предусматриваются в том числе обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению:
а) видеоконтроля путем оснащения территорий, на которых реализуются природоохранные проекты, не менее чем 2 онлайн-камерами видеонаблюдения с 24-часовой трансляцией в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с техническими требованиями, позволяющими осуществлять наблюдение за реализацией природоохранного проекта в текущем режиме;
б) размещения на территории, на которой реализуется природоохранный проект, информационного стенда (баннера) или плаката, позволяющего широкому кругу лиц однозначно соотнести проводимые работы с мероприятиями федерального проекта;
в) информирования Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о завершении работ по реконструкции (модернизации) и строительству очистных сооружений в целях подтверждения соответствия качества очистки загрязненных сточных вод, сбрасываемых очистными сооружениями, нормативам допустимых сбросов;
г) ежеквартального информирования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации о ходе работ по реализации региональных проектов по реконструкции и (или) строительству очистных сооружений, в том числе малых очистных сооружений (за исключением природоохранных проектов) ;
д) размещения в информационной системе управления проектами государственного заказчика в сфере строительства информации о ходе работ по реализации природоохранного проекта.
10. Объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого из федерального бюджета, утверждается законом соответствующего субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (определяется сводной бюджетной росписью бюджета субъекта Российской Федерации) исходя из необходимости достижения установленных соглашением значений результата использования субсидии.
11. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидии в соответствии с пунктом 1 настоящих Правил.
12. Распределение субсидий осуществляется между субъектами Российской Федерации, представившими заявки, с учетом приоритетности реализации природоохранных проектов, порядок ранжирования которых предусмотрен приложением № 4 к настоящим Правилам.
13. Возможность финансирования природоохранных проектов в соответствующем финансовом году определяется последовательно. В первую очередь рассматриваются природоохранные проекты по направлению, предусмотренному абзацем третьим пункта 1 настоящих Правил, затем природоохранные проекты по направлению, предусмотренному абзацем шестым пункта 1 настоящих Правил, имеющие максимальную оценку по результатам ранжирования природоохранных проектов, при выполнении следующего условия, определяемого в соответствии с формулой:
,
где:
- размер средств федерального бюджета, планируемых к привлечению для реализации отобранного i-гo природоохранного проекта, тыс. рублей;
V - размер бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на предоставление субсидий в соответствующем финансовом году, тыс. рублей;
- размер средств федерального бюджета, планируемых к привлечению для реализации природоохранных проектов по направлению, предусмотренному абзацем третьим пункта 1 настоящих Правил, отобранных природоохранных проектов, имеющих больший приоритет, возможность финансирования которых подтверждена в соответствии с настоящим пунктом, тыс. рублей.
14. Расчет размера средств федерального бюджета, планируемых к привлечению для реализации природоохранного проекта () , осуществляется по формуле:
,
где:
- сметная стоимость природоохранного проекта c учетом индексов дефляторов за период реализации проекта, тыс. рублей;
- размер средств бюджета субъекта Российской Федерации, планируемых к привлечению для реализации природоохранного проекта, тыс. рублей;
- размер средств внебюджетных источников, планируемых к привлечению для реализации природоохранного проекта, тыс. рублей.
15. Размер средств бюджета субъекта Российской Федерации, планируемых к привлечению для реализации природоохранного проекта () , должен соответствовать следующему условию, определяемому в соответствии с формулой:
,
где:
- уровень софинансирования реализации природоохранных проектов из федерального бюджета в i-м субъекте Российской Федерации, определенный с учетом предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъектов Российской Федерации в i-м субъекте Российской Федерации, установленный Правительством Российской Федерации на соответствующий финансовый год в соответствии с пунктом 131.1 Правил предоставления субсидий;
- поправочный коэффициент финансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации, установленный в соответствии с приложением № 5.
Параметр подлежит округлению до второго знака после запятой в соответствии с действующими правилами округления.
16. Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, определяется как сумма средств федерального бюджета, размер которых определен в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил (с учетом предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, установленного Правительством Российской Федерации на соответствующий финансовый год в соответствии с пунктом 131.1 Правил предоставления субсидий) , планируемых к привлечению для реализации природоохранных проектов в субъекте Российской Федерации, возможность финансирования которых подтверждена в соответствующем финансовом году.
17. Соглашением может быть установлен различный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета по отдельным мероприятиям по реконструкции и (или) строительству очистных сооружений в случае, если субсидия предоставляется в целях софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, предусматривающего реализацию более одного мероприятия по реконструкции и (или) строительству очистных сооружений, но не превышающего предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, установленный Правительством Российской Федерации на соответствующий финансовый год в соответствии с пунктом 131.1 Правил предоставления субсидий.
18. Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию природоохранного проекта, не подлежит увеличению в случае увеличения сметной стоимости природоохранного проекта.
19. Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации путем сравнения установленного соглашением планового значения результата использования субсидии и фактически достигнутого значения результата использования субсидии. Результатом использования субсидии является количество реконструированных и построенных очистных сооружений (линейных объектов) для очистки (транспортировки) загрязненных сточных вод, поступающих в основные водные объекты, при условии наличия подтверждения соответствия качества очистки сточных вод, сбрасываемых очистными сооружениями, нормативам допустимых сбросов Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
20. В отношении консолидированных субсидий результаты использования субсидий предусматриваются по каждому из мероприятий по реконструкции (модернизации) и строительству очистных сооружений и (или) объектов капитального строительства (объектов недвижимого имущества) .
21. Перечисление субсидии осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.
22. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации сведений и документов в рамках настоящих Правил возлагается на высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации.
23. Основания и порядок применения мер финансовой ответственности к субъекту Российской Федерации при невыполнении им условий соглашения, в том числе обязательств субъекта Российской Федерации по достижению результата использования субсидии и по обеспечению соблюдения сроков достижения контрольных точек строительства (в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование строительства (реконструкции, модернизации) объектов капитального строительства) , предусмотрены пунктами 16 - 20 Правил предоставления субсидий.
24. В случае несоблюдения целей, установленных при предоставлении субсидий, применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
25. Контроль за соблюдением субъектом Российской Федерации условий предоставления субсидии осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля.
26. Уполномоченные высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации исполнительные органы субъекта Российской Федерации размещают в сроки, установленные соглашением, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчетность об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также информацию о фактическом достижении контрольных точек строительства (в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование строительства (реконструкции, модернизации) объектов капитального строительства) в срок не позднее плановой и (или) фактической дат достижения каждой контрольной точки.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к Правилам предоставленияи распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, предусматривающих реализацию мероприятий по реконструкции и строительству очистных сооружений для очистки загрязненных сточных вод, поступающих в основные водные объекты, для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта "Вода России", входящего в состав национального проекта "Экологическое благополучие"
КРИТЕРИИ отбора региональных проектов, предусматривающих реализацию мероприятий по реконструкции и строительству очистных сооружений для очистки загрязненных сточных вод, поступающих в основные водные объекты
1. Очистное сооружение, необходимое для очистки загрязненных сточных вод, поступающих в основные водные объекты, введено в эксплуатацию, в том числе после проведения работ по реконструкции (модернизации) , капитальному ремонту и строительству, не позднее 31 декабря 2014 г. или является вновь строящимся.
2. Очистное сооружение, необходимое для очистки загрязненных сточных вод, поступающих в основные водные объекты, относится к объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду, к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий") .
3. На очистное сооружение, необходимое для очистки загрязненных сточных вод, поступающих в основные водные объекты, получено комплексное экологическое разрешение, или п