Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2025 г. № 223
МОСКВА
Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии
В соответствии со статьей 192 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 г. № 1042 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 27, ст. 5420) ;
пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2021 г. № 2198 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 50, ст. 8582) ;
пункт 15 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2022 г. № 2426 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, № 1, ст. 247) ;
пункт 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам классификации объектов туристской индустрии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2023 г. № 2354 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам классификации объектов туристской индустрии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2024, № 1, ст. 232) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 25 февраля 2025 г. № 223
ПОЛОЖЕНИЕ о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии (далее соответственно - государственный контроль (надзор) , контролируемые лица) .
Используемые в настоящем Положении понятия и термины применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
2. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение контролируемыми лицами, аккредитованными в соответствии со статьей 53 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", установленных указанным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами требований:
а) к контролируемым лицам, в том числе к экспертам по классификации;
б) к порядку присвоения средству размещения определенной категории контролируемыми лицами;
в) к порядку классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей;
г) к результатам деятельности контролируемых лиц (результаты присвоения средству размещения определенной категории, присвоения категории горнолыжной трассе, пляжу) .
3. Государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной службой по аккредитации и территориальными органами Федеральной службы по аккредитации (далее - территориальные органы) .
Территориальные органы осуществляют государственный контроль (надзор) в пределах федеральных округов и (или) субъектов Российской Федерации, определенных положениями о территориальных органах.
4. Федеральная служба по аккредитации вправе привлекать к профилактическим и контрольным (надзорным) мероприятиям иные органы власти на основании заключенных соглашений, предусмотренных частью 5 статьи 20 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
5. В ходе осуществления государственного контроля (надзора) Федеральная служба по аккредитации может привлекать специалистов, являющихся работниками подведомственного Федеральной службе по аккредитации государственного учреждения (далее - подведомственное учреждение) , в случае необходимости проведения анализа документов и (или) сведений, имеющихся в распоряжении Федеральной службы по аккредитации и (или) территориальных органов и (или) содержащихся в реестре организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии (далее - реестр аккредитованных организаций) , едином реестре экспертов по классификации, едином реестре объектов классификации в сфере туристской индустрии или иных государственных информационных системах.
6. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований.
7. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) , являются:
а) руководитель, заместители руководителя Федеральной службы по аккредитации;
б) руководители, заместители руководителей структурных подразделений Федеральной службы по аккредитации, руководители, заместители руководителей территориальных органов, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в соответствии со своими должностными регламентами;
в) иные должностные лица Федеральной службы по аккредитации и территориальных органов, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в соответствии со своими должностными регламентами.
8. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются руководитель, заместители руководителя Федеральной службы по аккредитации, руководители, заместители руководителей структурных подразделений Федеральной службы по аккредитации, руководители, заместители руководителей территориальных органов.
9. Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) , при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными статьей 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
II. Объект государственного контроля (надзора)
10. Объектами государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля) являются:
а) деятельность контролируемых лиц;
б) результаты деятельности контролируемых лиц (результаты присвоения средству размещения определенной категории, присвоения категории горнолыжной трассе, пляжу) .
11. Учет объектов контроля, указанных в пункте 10 настоящего Положения, осуществляется Федеральной службой по аккредитации посредством обработки и анализа информации, содержащейся в реестре аккредитованных организаций, едином реестре экспертов по классификации, едином реестре объектов классификации в сфере туристской индустрии, а также посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах контроля, указанных в пункте 10 настоящего Положения, представляемой Федеральной службе по аккредитации и территориальным органам в соответствии с нормативными правовыми актами, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба)
12. Федеральная служба по аккредитации ежегодно утверждает программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики) .
13. При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) ;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
14. Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") , в средствах массовой информации, в личных кабинетах контролируемых лиц в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации.
15. Федеральная служба по аккредитации размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет":
а) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора) ;
б) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора) , о сроках и порядке их вступления в силу;
в) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) , а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
г) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
д) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по государственному контролю (надзору) (далее - индикаторы риска) ;
е) программу профилактики;
ж) перечень сведений, которые могут запрашиваться Федеральной службой по аккредитации у контролируемых лиц;
з) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
и) сведения о порядке досудебного обжалования решений Федеральной службы по аккредитации и территориальных органов, действий (бездействия) ее должностных лиц;
к) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики Федеральной службы по аккредитации и территориальных органов (далее - доклад о правоприменительной практике) ;
л) доклады о государственном контроле (надзоре) ;
м) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами и (или) программами профилактики.
16. Обобщение правоприменительной практики осуществляется подведомственным учреждением один раз в год.
По итогам обобщения правоприменительной практики Федеральная служба по аккредитации обеспечивает ежегодно подготовку доклада о правоприменительной практике.
17. Доклад о правоприменительной практике утверждается распоряжением Федеральной службы по аккредитации и размещается на ее официальном сайте в сети "Интернет" не позднее 31 марта года, следующего за отчетным периодом.
18. Доклад о правоприменительной практике содержит результаты обобщения правоприменительной практики, в том числе случаев привлечения лиц к административной ответственности, результатов оспаривания решений, действий (бездействия) Федеральной службы по аккредитации и ее должностных лиц в судебном и административном порядке.
19. В случае наличия у Федеральной службы по аккредитации и (или) территориального органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Федеральная служба по аккредитации или территориальный орган в соответствии со статьей 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" объявляет контролируемому лицу предостережение и предлагает ему принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
20. Контролируемое лицо вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения подать в Федеральную службу по аккредитации или территориальный орган возражение в отношении предостережения (далее - возражение) .
В возражении указываются:
наименование контролируемого лица и его уникальный номер реестровой записи в реестре аккредитованных организаций;
дата и номер предостережения, направленного контролируемому лицу;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
При этом контролируемое лицо вправе приложить к возражению документы, подтверждающие его обоснованность, или их заверенные копии.
21. Возражение направляется контролируемым лицом в электронной форме на адрес электронной почты Федеральной службы по аккредитации или территориального органа либо посредством личного кабинета контролируемого лица в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации.
22. Возражение рассматривается Федеральной службой по аккредитации или территориальным органом в течение 20 рабочих дней со дня регистрации возражения.
23. По результатам рассмотрения возражения Федеральная служба по аккредитации или территориальный орган принимает одно из следующих решений:
а) удовлетворяет возражение в форме отмены объявленного предостережения;
б) отказывает в удовлетворении возражения.
24. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 23 настоящего Положения, и не позднее 20 рабочих дней со дня регистрации возражения контролируемому лицу, подавшему возражение, в письменной форме и по его желанию в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.
25. Повторное направление возражения по тем же основаниям не допускается. Поступившее в Федеральную службу по аккредитации или территориальный орган возражение по тем же основаниям подлежит оставлению без рассмотрения, о чем контролируемое лицо уведомляется посредством направления уведомления на адрес электронной почты или иным доступным и соответствующим требованиям законодательства способом.
26. Консультирование проводится должностными лицами Федеральной службы по аккредитации по следующим вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) :
а) наличие и (или) содержание обязательных требований;
б) порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
в) порядок соблюдения обязательных требований;
г) выполнение предписания, выданного по итогам контрольного (надзорного) мероприятия.
27. Консультирование может осуществляться должностным лицом Федеральной службы по аккредитации по телефону, посредством видео-конференц-связи или на личном приеме.
28. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, указанного в реестре аккредитованных организаций, либо посредством видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, а должностное лицо Федеральной службы по аккредитации осуществляет ознакомление с объектом контроля и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
29. Профилактический визит проводится по инициативе контрольного (надзорного) органа (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.
30. Обязательный профилактический визит может проводиться в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 521 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
31. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 10 рабочих дней. По окончании проведения обязательного профилактического визита составляется акт о проведении обязательного профилактического визита.
32. Профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводится в соответствии со статьей 522 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
IV. Контрольные (надзорные) мероприятия
33. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) (далее - наблюдение за соблюдением обязательных требований) ;
документарная проверка;
инспекционный визит;
выездная проверка.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного контроля (надзора) не проводятся.
34. Федеральная служба по аккредитации при необходимости привлечения к контрольным (надзорным) мероприятиям иных органов власти направляет запрос в соответствующий орган власти в соответствии с соглашением, указанным в пункте 4 настоящего Положения.
35. В целях фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио-и видеозаписи. Решение о необходимости использования собственных технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи) , фотоаппаратов, средств аудио-и видеозаписи, необходимых для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, аудио-и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, принимается должностными лицами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора) , самостоятельно.
Информация о проведении фотосъемки, аудио-и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт) .
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований. Аудио-и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и в конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований. Результаты проведения фотосъемки, аудио-и видеозаписи являются приложением к акту. Использование фотосъемки, аудио-и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
36. При проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований осуществляются сбор и анализ данных о контролируемых лицах, имеющихся в распоряжении Федеральной службы по аккредитации, в том числе данных, предоставленных контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, данных государственных реестров, данных из сети "Интернет" и иных общедоступных данных, данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фотосъемки, аудио-и видеозаписи, данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, а также