Об утверждении Правил предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, а также их использования и возврата
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2025 г. № 48
МОСКВА
Об утверждении Правил предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, а также их использования и возврата
В соответствии со статьей 939 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, а также их использования и возврата.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 25 января 2025 г. № 48
ПРАВИЛА предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, а также их использования и возврата
1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (мероприятий) за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета (далее соответственно - казначейский инфраструктурный кредит, инфраструктурный проект (мероприятие) , порядок использования и возврата субъектами Российской Федерации казначейских инфраструктурных кредитов, в том числе направления их использования, а также порядок увеличения платы за пользование казначейскими инфраструктурными кредитами в случае нарушения условий их предоставления.
2. Казначейский инфраструктурный кредит предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации:
на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, отобранных в 2021 - 2024 годах в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 1189 "Об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации";
на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (мероприятий) , отобранных (одобренных) президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, реализуемых по направлениям, указанным в пункте 3 настоящих Правил (далее - президиум (штаб) Комиссии) .
3. Средства казначейского инфраструктурного кредита подлежат использованию субъектом Российской Федерации по следующим направлениям:
а) по направлениям, установленным пунктом 3 Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 1189 "Об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации", в целях финансового обеспечения реализации инфраструктурных проектов, указанных в абзаце втором пункта 2 настоящих Правил;
б) выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный ремонт объектов инфраструктуры в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также технологическое присоединение таких объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
в) приобретение подвижного состава городского транспорта общего пользования, выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный ремонт объектов транспортной, инженерной, энергетической, туристской инфраструктур, объектов инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", территорий опережающего развития, инновационных научно-технологических центров;
г) финансовое обеспечение инфраструктурных проектов (мероприятий) , в том числе инвестиционных проектов, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации долгосрочные планы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований и городских агломераций субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и (или) долгосрочные планы комплексного социально-экономического развития опорных населенных пунктов Арктической зоны Российской Федерации;
д) выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкция (модернизация) , техническое перевооружение, капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в том числе осуществление функции технического заказчика, включая проведение строительного контроля, разработка и (или) актуализация схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, проведение мероприятий по энергетическому обследованию источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, разработке программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по результатам проведения мероприятий по энергетическому обследованию, по оснащению зданий, строений, сооружений приборами учета использованных коммунальных ресурсов - для Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
4. Использование субъектом Российской Федерации средств казначейского инфраструктурного кредита осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в следующих формах:
а) закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;
б) осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям субъекта Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям субъекта Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности;
в) финансирование государственного участия в рамках концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве;
г) предоставление субсидий в соответствии со статьями 78, 781 и 782 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
д) предоставление межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации одобренных мероприятий, предусмотренных направлениями, указанными в пункте 3 настоящих Правил, при условии использования муниципальным образованием соответствующих средств местного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в следующих формах:
закупка товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности;
финансирование муниципального участия в рамках концессионных соглашений и соглашений о муниципально-частном партнерстве;
предоставление субсидий в соответствии со статьями 78, 781 и 782 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
5. Казначейский инфраструктурный кредит предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации в объеме, не превышающем объем бюджетных средств, предусмотренных для финансового обеспечения реализации за счет казначейских инфраструктурных кредитов отобранного (одобренного) инфраструктурного проекта (мероприятия) .
6. Предоставление казначейского инфраструктурного кредита оформляется соглашением, заключаемым Федеральным казначейством с уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (при наличии технической возможности) (далее соответственно - соглашение о предоставлении кредита, система "Электронный бюджет") . Соглашение о предоставлении кредита содержит установленные настоящими Правилами положения и обязательства субъекта Российской Федерации и заключается по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с типовой формой, определяемой Федеральным казначейством и согласованной с Министерством финансов Российской Федерации.
Казначейский инфраструктурный кредит предоставляется на срок до 15 лет по ставке, определяемой федеральным законом о федеральном бюджете, с условиями его погашения ежегодно равными долями согласно графику возврата (погашения) казначейского инфраструктурного кредита начиная с 3-го года предоставления казначейского инфраструктурного кредита и правом его полного или частичного досрочного погашения.
7. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации или председатель высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации вправе направить в Федеральное казначейство заявление о предоставлении казначейского инфраструктурного кредита в соответствии с формой, определяемой Федеральным казначейством, после отбора (одобрения) президиумом (штабом) Комиссии инфраструктурного проекта (мероприятия) , а также после заключения с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации или председателем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации соглашения о реализации инфраструктурного проекта (мероприятия) , типовая форма которого определяется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства (далее - соглашение о реализации) .
Заявление о предоставлении казначейского инфраструктурного кредита представляется в Федеральное казначейство не позднее чем за 10 календарных дней до дня предоставления казначейского инфраструктурного кредита.
8. Казначейский инфраструктурный кредит предоставляется на основании заявления о предоставлении казначейского инфраструктурного кредита, указанного в пункте 7 настоящих Правил, которое должно содержать сумму казначейского инфраструктурного кредита, сроки (период) погашения казначейского инфраструктурного кредита с указанием источника его погашения, информацию о принятии условий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, график реализации отобранных (одобренных) инфраструктурных проектов (мероприятий) (далее - график реализации) и информацию о значениях показателей реализации, а также график освоения средств казначейского инфраструктурного кредита, согласованный с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации или председатель высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в заявлении о предоставлении казначейского инфраструктурного кредита. Указанные сведения должны соответствовать соглашению о реализации.
В случае принятия президиумом (штабом) Комиссии решения, повлекшего изменение отдельных параметров (характеристик) отобранного (одобренного) инфраструктурного проекта (мероприятия) или его замену, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации или председатель высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации уведомляет Федеральное казначейство о заключении дополнительного соглашения к соглашению о реализации в случае заключения такого соглашения в системе "Электронный бюджет" или направляет копию заключенного дополнительного соглашения к соглашению о реализации.
В случае выявления Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации нарушения субъектом Российской Федерации графика реализации, являющегося приложением к соглашению о реализации, и принятия президиумом (штабом) Комиссии решения, указанного в абзаце третьем настоящего пункта, действия, предусмотренные пунктом 20 настоящих Правил, осуществляются с учетом первоначально установленных параметров (характеристик) отобранного (одобренного) инфраструктурного проекта (мероприятия) .
9. Не допускается использование субъектом Российской Федерации средств казначейского инфраструктурного кредита на финансовое обеспечение обязательств по финансированию расходных обязательств субъекта Российской Федерации, софинансирование которых осуществляется из федерального бюджета.
10. Казначейский инфраструктурный кредит предоставляется при принятии субъектом Российской Федерации следующих условий:
а) направление средств казначейского инфраструктурного кредита на финансовое обеспечение реализации отобранных (одобренных) инфраструктурных проектов (мероприятий) ;
б) достижение значений показателей реализации отобранных (одобренных) инфраструктурных проектов (мероприятий) , предусмотренных приложением к соглашению о реализации (далее - показатели реализации) . Перечень показателей реализации определяется типовой формой соглашения о реализации.
Приложениями к соглашению о реализации являются перечень отобранных (одобренных) инфраструктурных проектов (мероприятий) с разбивкой по объемам казначейских инфраструктурных кредитов по каждому объекту (мероприятию) отобранного (одобренного) инфраструктурного проекта (мероприятия) , график реализации, содержащий контрольные точки, под которыми для целей настоящих Правил понимаются события, отражающие документально подтвержденный факт завершения действий по реализации одобренного инфраструктурного проекта (мероприятия) (этапа одобренного мероприятия) и перечень которых определяется типовой формой соглашения о реализации (далее - контрольные точки) , информация о значениях показателей реализации. Указанные в настоящем абзаце документы подлежат согласованию в системе "Электронный бюджет" (при наличии технической возможности) уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации, на который высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации или председателем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации возложены соответствующие полномочия в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (в части направления, предусмотренного подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил) , Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
в) обеспечение реализации отобранных (одобренных) инфраструктурных проектов (мероприятий) осуществляется в соответствии с графиком реализации, содержащим контрольные точки;
г) обеспечение на начало финансового года остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации в объеме не менее неиспользованной суммы казначейского инфраструктурного кредита и обеспечение исполнения положений пункта 12 статьи 2361 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
11. В соглашение о предоставлении кредита подлежат включению следующие обязательства субъекта Российской Федерации:
а) ведение обособленного учета операций по поступлению казначейских инфраструктурных кредитов и осуществлению расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются средства казначейского инфраструктурного кредита;
б) включение условия об осуществлении Федеральным казначейством в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейского сопровождения средств, источником финансового обеспечения которых являются средства казначейского инфраструктурного кредита, в заключаемые субъектами Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий бюджетным и автономным учреждениям субъекта Российской Федерации) и индивидуальным предпринимателям, соглашения о предоставлении грантов в форме субсидий бюджетным и автономным учреждениям субъектов Российской Федерации, договоры о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, соглашения о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве, договоры о предоставлении бюджетных инвестиций в соответствии с концессионными соглашениями из бюджета субъекта Российской Федерации, государственные контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации, контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые бюджетными и автономными учреждениями субъекта Российской Федерации, а также в контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций) , концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, государственных контрактов (контрактов, договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг;
в) указание аналитических кодов, формируемых Федеральным казначейством в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, в соглашениях (договорах) и государственных (муниципальных) контрактах (контрактах, договорах) , указанных в подпунктах "б" и "е" настоящего пункта, а также в распоряжениях о совершении казначейских платежей;
г) в случае принятия президиумом (штабом) Комиссии решения, повлекшего изменение отдельных параметров (характеристик) отобранного (одобренного) инфраструктурного проекта (мероприятия) или его замену, а также изменение графика реализации, заключается дополнительное соглашение к соглашению о реализации, с отражением в приложении к указанному дополнительному соглашению соответствующих изменений, в том числе в отношении значений показателей реализации;
д) представление высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации или председателем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации отчета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, о направлении средств казначейского инфраструктурного кредита на финансовое обеспечение реализации отобранного (одобренного) инфраструктурного проекта (мероприятия) , а также о достижении значений показателей реализации и графика реализации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральное казначейство