ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 декабря 2024 г. № 4159-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития системы государственной статистики и Росстата до 2030 года (далее - Стратегия) .
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.
3. Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить в 3-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии.
4. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ субъектов Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.
5. Установить, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Стратегии, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в рамках установленных полномочий и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 30 декабря 2024 г. № 4159-р
СТРАТЕГИЯ развития системы государственной статистики и Росстата до 2030 года
I. Основные положения
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации официальный статистический учет отнесен к предмету ведения Российской Федерации и регулируется Федеральным законом "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
В силу положений Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" официальный статистический учет осуществляется субъектами официального статистического учета, которыми являются федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р (далее - Федеральный план) .
Субъекты официального статистического учета осуществляют формирование официальной статистической информации, отражающей количественную сторону массовых социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации в установленной сфере деятельности в соответствии с официальной статистической методологией.
Стратегия развития системы государственной статистики и Росстата до 2030 года (далее - Стратегия) определяет приоритеты государственной политики в сфере официального статистического учета, развития Росстата и других участников системы государственной статистики на период до 2030 года.
В Стратегии определены основные цель, задачи и приоритетные направления по обеспечению потребностей государства и общества в официальной статистической информации.
Стратегия базируется на следующих принципах официального статистического учета и системы государственной статистики:
полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) ;
применение научно обоснованной официальной статистической методологии, соответствующей международным стандартам и принципам официальной статистики, а также законодательству Российской Федерации, открытость и доступность такой методологии;
рациональный выбор источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности и своевременности предоставления, а также в целях снижения нагрузки на респондентов;
обеспечение возможности формирования официальной статистической информации по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям;
обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета и их использование в целях, предусмотренных Федеральным законом "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации";
согласованность действий субъектов официального статистического учета;
применение единых стандартов при использовании информационных технологий и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации для информационного обеспечения официального статистического учета;
обеспечение сохранности и безопасности официальной статистической информации, первичных статистических данных и административных данных.
Вместе с тем соблюдение указанных принципов, в том числе в части открытости и распространения статистических данных, осуществляется в той мере, в которой обеспечивается невозможность нанесения ущерба национальной безопасности Российской Федерации в условиях вызовов и угроз со стороны недружественных стран.
Положения Стратегии распространяются на всех участников статистической деятельности в Российской Федерации, включая респондентов, субъектов официального статистического учета, а также пользователей официальной статистической информацией.
Стратегия направлена не только на развитие официального статистического учета, обеспечивающего принятие органами публичной власти управленческих решений, но и на формирование единого стандарта качества данных официального статистического учета (далее - стандарт качества данных) , обязательного для данных, используемых при формировании официальной статистической информации в Российской Федерации, а также на систематизацию данных официального статистического учета.
Стратегия разработана во исполнение пункта 1 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2023 г. № ММ-П13-20542 по итогам стратегической сессии по направлению "Развитие статистики", состоявшейся 28 ноября 2023 г., с учетом исполнения пункта 3 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 19 октября 2024 г. № ММ-П13-35051 по итогам стратегической сессии по направлению "Развитие государственной статистики", состоявшейся 17 сентября 2024 г., в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Основами государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 633 "Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации".
При подготовке Стратегии учтены положения:
Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации";
Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации";
Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";
Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 апреля 2021 г. № 213 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности";
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
Стратегия может являться основой для разработки и уточнения государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, национальных проектов, федеральных и ведомственных проектов, стандартов и методических актов.
II. Характеристика государственной статистики в Российской Федерации и мире
1. Специфика и сферы применения
Развитие государственной статистики - одно из необходимых условий устойчивого социально-экономического развития любой отрасли, территории, страны и общества в целом. Именно государственная статистика является основой для принятия обоснованных управленческих решений.
Официальная статистическая информация представляет собой сводную агрегированную документированную информацию о количественной стороне массовых социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации, формируемую субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией.
Официальную статистическую информацию отличает достоверность, научная обоснованность, полнота охвата, прозрачность и достаточность для принятия управленческих решений.
Главная задача официальной статистической информации состоит в удовлетворении потребностей государства и общества в оценке социально-экономического развития страны через целостную и непротиворечивую картину данных.
Система государственной статистики включает следующие процессы:
выявление потребностей пользователей в официальной статистической информации и планирование статистической деятельности;
сбор первичных статистических данных у объектов федерального статистического наблюдения;
обработка административных и первичных статистических данных;
формирование официальной статистической информации;
хранение официальной статистической информации;
предоставление официальной статистической информации пользователям;
нормотворческая деятельность в сфере официального статистического учета;
научно-методическое обеспечение официального статистического учета;
информационно-технологическое обеспечение официального статистического учета;
кадровое обеспечение системы государственной статистики.
Участниками официального статистического учета являются:
респонденты - объекты федерального статистического наблюдения;
пользователи официальной статистической информацией;
субъекты официального статистического учета.
Вследствие развития практики использования альтернативных источников данных к объектам федерального статистического наблюдения также относятся органы публичной власти и иные организации, обладающие административными и большими данными.
Стратегия охватывает основные процессы официального статистического учета и участников системы государственной статистики.
2. Общее состояние государственной статистики в мире
Во всем мире государственная статистика является незаменимым инструментом в деле формирования государственной политики и управления. Она обеспечивает получение демографических, экономических, социальных и экологических данных, которыми руководствуются государства и межгосударственные органы при принятии решений. Данные государственной статистики играют важную роль в обеспечении устойчивого развития и поддержании мира и безопасности в обществе.
Ключевой ценностью Статистической комиссии Организации Объединенных Наций, высшего директивного органа глобальной системы сбора данных и статистики, объединяющего национальные статистические службы и профильные международные организации и ответственного за установление статистических стандартов и рекомендаций, являются обеспечение и продвижение надежных, доступных, своевременных и сопоставимых данных.
В современную эпоху, отличающуюся разнообразием источников данных, государственная статистика во многих странах сталкивается с необходимостью преобразований. В связи с этим важное значение приобретают адаптация к использованию новых источников и типов данных, быстрым технологическим изменениям, а также конкуренция с различными негосударственными участниками процесса сбора и обработки данных. В этих условиях государственная статистика должна и дальше отвечать Основополагающим принципам официальной статистики, одобренным Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. Это позволит обеспечить достоверность, точность и беспристрастность официальных статистических данных.
За последние 10 лет национальные статистические службы многих стран перешли к сбору более широкого спектра данных, в том числе из частного сектора. Хотя использование новых источников данных имеет свои преимущества, сохраняются проблемы, связанные с соблюдением конфиденциальности таких сведений, организацией доступа к ним, интеграцией негосударственных данных с административными и первичными статистическими данными. Сотрудничество национальных статистических служб с организациями государственного и частного секторов будет иметь решающее значение для использования всего потенциала новых источников данных.
Переход национальных статистических служб к роли ведущих центров в области технологий и качества данных замедлен из-за ограниченности кадровых и финансовых ресурсов.
Можно выделить несколько следующих ключевых направлений развития государственной статистики в мире:
внедрение моделей статистического производства, обеспечивающих унификацию подходов к работе с данными, внедрение единых моделей, повышающих эффективность и скорость статистического производства (типовая модель производства статистической информации (GSBPM) , типовая модель статистической информации (GSIM) , общая архитектура статистического производства (CSPA) , типовая модель работы статистических организаций (GAMSO) ;
координация национальной статистической системы через курирование данных национальными статистическими службами - обеспечение этичного и ответственного создания, сбора данных, управления ими, использования и повторного использования данных;
расширение сотрудничества с национальными ведомствами по геопространственной информации в целях обеспечения интеграции геопространственной и статистической информации в рамках реализации решения Статистической комиссии Организации Объединенных Наций № 54/118, принятого в 2023 году в ходе 54 сессии Статистической комиссии Организации Объединенных Наций;
использование административных данных, широкое внедрение административных регистров при производстве статистических данных через внедрение стандартов отчетности для обмена информацией;
одновременное развитие базовых административных регистров, выступающих основным источником информации для органов публичной власти (регистр населения, регистр собственности, бизнес-регистр) , и специализированных регистров, которые служат источниками данных в отдельных отраслях;
использование больших данных и веб-аналитики для верификации официальной статистической информации, экспериментальных расчетов на основе новых источников данных (данные сотовых операторов и геопозиционирования в статистике туризма, данные сторонних платежных систем в статистике розничной торговли) ;
цифровизация статистического производства, выраженная, прежде всего, в использовании единых норм при сборе данных от объектов федерального статистического наблюдения через систему личных кабинетов, внедрение потокового сбора данных, развитие системы предоставления данных пользователям в виде готовой визуализации, датасетов, применение облачных технологий;
обеспечение информационной безопасности данных пользователей от угроз несанкционированного доступа, использования и искажения;
формирование оперативных статистических показателей, в том числе прокси-показателей.
Степень и скорость реакции национальных статистических служб на появление и развитие новых трендов в статистике зависят в том числе от уровня их вовлеченности в работу на международных площадках.
3. Общее состояние системы государственной статистики
Росстат осуществляет функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета.
В соответствии с Федеральным планом в 2024 году 61 субъектом официального статистического учета выполнялись 1789 работ, в том числе Росстатом - 675.
Для сбора административных и первичных статистических данных в 2024 году использовалось 498 форм федерального статистического наблюдения, по 204 из которых сбор и обработка осуществлялась Росстатом.
Федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.
По данным Статистического регистра Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 1 января 2024 г. федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении 7, 9 млн. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также их обособленных подразделений.
Кроме того, Росстат осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
4. Итоги реализации Стратегии развития Росстата и системы государственной статистики Российской Федерации на период до 2024 года
С 2019 года Росстат реализует Стратегию развития Росстата и системы государственной статистики Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденную Министром экономического развития Российской Федерации, в которой были определены следующие приоритеты:
цифровизация предоставления статистических данных;
снижение отчетной нагрузки на респондентов;
усиление координации статистической деятельности;
удовлетворение потребностей пользователей и повышение доверия к официальной статистике;
совершенствование статистической методологии;
активизация международного сотрудничества;
внедр