ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 декабря 2024 г. № 4153-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемую Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2042 года.
2. Минэнерго России внести в 6-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект изменений в схему территориального планирования Российской Федерации в области энергетики, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2016 г. № 1634-р.
3. Признать утратившими силу:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июня 2017 г. № 1209-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 26, ст. 3859) ;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2021 г. № 3320-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 49, ст. 8333) ;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. № 4384-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, № 2, ст. 537) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 30 декабря 2024 г. № 4153-р
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА размещения объектов электроэнергетики до 2042 года
I. Цели и задачи Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2042 года
Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2042 года (далее - Генеральная схема) разработана в соответствии с Правилами разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. № 2556 "Об утверждении Правил разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики, изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Генеральная схема является документом, обеспечивающим реализацию задач Энергетической стратегии Российской Федерации в части достижения целей развития электроэнергетики с учетом принятых сценарных условий, наилучших доступных технологий в области производства и передачи электрической энергии и их технико-экономических показателей.
Генеральная схема является прогнозным документом, содержащим прогноз оптимального развития генерирующих мощностей на долгосрочный период для принятых сценарных условий, и используется при формировании инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, предусматривающих строительство (реконструкцию с увеличением установленной генерирующей мощности) атомных электростанций и (или) строительство (реконструкцию с увеличением установленной генерирующей мощности) гидроэлектростанций, гидроаккумулирующих электрических станций.
Предлагаемое Генеральной схемой развитие генерирующих мощностей должно учитываться при разработке программ развития минерально-сырьевой базы и газотранспортной системы Российской Федерации в части потребности в топливе и соответствующих транспортных коридоров.
Целями Генеральной схемы являются:
формирование рациональной перспективной структуры генерирующих мощностей и объектов электросетевого хозяйства, обеспечивающей перспективный баланс производства и потребления электрической энергии и мощности в Единой энергетической системе России;
предотвращение прогнозируемых дефицитов электрической энергии и мощности наиболее эффективными способами с учетом прогнозируемых режимов работы электроэнергетических систем и необходимости обеспечения нормативного уровня балансовой надежности с обоснованием размещения объектов электроэнергетики по критерию минимизации совокупных дисконтированных затрат на производство, передачу и распределение электрической энергии (мощности) в долгосрочном периоде;
определение основных направлений размещения линий электропередачи и энергорайонов размещения подстанций, относимых к межсистемным связям и необходимых для обеспечения баланса производства и потребления электрической энергии и мощности, а также для обеспечения нормального электроэнергетического режима работы Единой энергетической системы России (технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем) и выдачи мощности новых электростанций.
Генеральная схема разработана с учетом:
проекта Энергетической стратегии Российской Федерации до 2050 года (в части электроэнергетики) ;
прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды;
схемы и программы развития электроэнергетических систем Российской Федерации на 2025 - 2030 годы, включая перечень и описание территорий технологически необходимой генерации, на которых определено наличие в нормальной или единичной ремонтной схеме дефицита активной мощности, не покрываемого с использованием объектов по производству электрической энергии и мероприятий по развитию электрических сетей;
предложений Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" о выводе из эксплуатации энергоблоков действующих атомных электростанций, а также о возможных местах размещения, типе энергоблоков и сроках строительства новых атомных электростанций;
предложений субъектов электроэнергетики о возможных местах размещения, типе агрегатов и сроках строительства новых гидроэлектростанций и гидроаккумулирующих электростанций;
перспективных планов генерирующих компаний по вводу и выводу из эксплуатации генерирующего оборудования на долгосрочную перспективу, в том числе принятых обязательств в рамках действующих механизмов конкурентных отборов мощности, конкурентных отборов мощности новых генерирующих объектов, конкурсных отборов проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций и конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии;
информации, предоставляемой исполнительными органами субъектов Российской Федерации и потребителями электрической энергии, о планируемых инвестиционных проектах на территории субъектов Российской Федерации, в том числе о перечне объектов, строительство которых предполагается осуществлять на территории субъекта Российской Федерации, об их присоединяемой мощности, сроках ввода в эксплуатацию и размещении;
информации о прогнозе потребления электрической энергии и мощности потребителей электрической энергии, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет 10 МВт и более;
информации, представляемой субъектами электроэнергетики, о планах международного сотрудничества в сфере экспорта (импорта) электрической энергии;
статистической информации о фактических балансах электрической энергии и мощности;
генеральных схем топливных и транспортных отраслей, иных документов стратегического планирования, национальных проектов и комплексного плана модернизации и расширения инфраструктуры;
требований к обеспечению надежного и безопасного функционирования электроэнергетических систем, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Генеральная схема содержит:
долгосрочный прогноз потребления электрической энергии и мощности по Единой энергетической системе России, синхронным зонам и технологически изолированным территориальным электроэнергетическим системам (далее - долгосрочный прогноз потребления) ;
предложения по рациональной перспективной структуре генерирующих мощностей по синхронным зонам с разделением по видам используемых первичных энергетических ресурсов для обеспечения потребностей экономики и населения Российской Федерации в электрической энергии и мощности;
перечень существующих атомных электростанций, в отношении которых в долгосрочном периоде планируется изменение установленной генерирующей мощности на 100 МВт и более;
предложения по планируемым к строительству и вводу в эксплуатацию атомным электростанциям;
перечень существующих гидроэлектростанций и гидроаккумулирующих электростанций, в отношении которых в долгосрочном периоде планируется изменение установленной генерирующей мощности на 100 МВт и более;
предложения по планируемым к строительству и вводу в эксплуатацию гидроэлектростанциям и гидроаккумулирующим электростанциям, а также солнечным и ветровым электростанциям, установленная генерирующая мощность которых составляет 100 МВт и более;
перечень существующих объектов по производству электрической энергии (тепловых электростанций) , в том числе функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в отношении которых в долгосрочном периоде планируется изменение установленной генерирующей мощности на 100 МВт и более;
предложения по планируемым к строительству и вводу в эксплуатацию объектам по производству электрической энергии (тепловых электростанций) , в том числе функционирующим в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, установленная генерирующая мощность которых составляет 100 МВт и более;
балансы мощности по синхронным зонам Единой энергетической системы России и технологически изолированным территориальным электроэнергетическим системам;
балансы электрической энергии по синхронным зонам Единой энергетической системы России и технологически изолированным территориальным электроэнергетическим системам;
предложения по планируемым к строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию или выводу из эксплуатации линиям электропередачи и подстанциям, класс напряжения которых равен или превышает 330 кВ для каждой синхронной зоны или 220 кВ для технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также линиям электропередачи и подстанциям, класс напряжения которых равен или превышает 220 кВ, обеспечивающим выдачу мощности объектов по производству электрической энергии;
сводные показатели потребности тепловых электростанций в органическом топливе;
сводные показатели воздействия на окружающую среду существующих и планируемых к строительству (реконструкции) тепловых электростанций, функционирующих на основе использования органического топлива;
оценку прогнозных объемов капитальных вложений в строительство (реконструкцию) объектов по производству электрической энергии;
оценку прогнозных объемов капитальных вложений в развитие объектов электросетевого хозяйства, номинальный класс напряжения которых равен или превышает 330 кВ для синхронных зон и 220 кВ для технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также объектов электросетевого хозяйства, номинальный класс напряжения которых равен или превышает 220 кВ, обеспечивающих выдачу мощности объектов по производству электрической энергии;
оценку ценовых и тарифных последствий реализации технических решений, предусмотренных Генеральной схемой.
Генеральная схема используется при:
разработке схемы и программы развития электроэнергетических систем Российской Федерации;
подготовке предложений по внесению изменений в энергетическую стратегию Российской Федерации;
формировании инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, предусматривающих строительство (реконструкцию с увеличением установленной генерирующей мощности) атомных электростанций и (или) строительство (реконструкцию с увеличением установленной генерирующей мощности) гидроэлектростанций, гидроаккумулирующих электрических станций;
разработке документов территориального планирования;
синхронизации долгосрочных схем и стратегий развития Единой системы газоснабжения и иных отраслей топливно-энергетического комплекса;
формировании исходных данных для стратегий развития энергомашиностроения, электротехнической промышленности и других смежных отраслей промышленности.
II. Современное состояние электроэнергетики
Установленная мощность электростанций электроэнергетических систем Российской Федерации на начало 2024 года составила 253, 535 млн. кВт, из них 29, 649 млн. кВт (11, 7 процента) - на атомных электростанциях, 52, 84 млн. кВт (20, 8 процента) - на гидроэлектростанциях и гидроаккумулирующих электростанциях, 166, 356 млн. кВт (65, 6 процента) - на тепловых электростанциях, 4, 69 млн. кВт (1, 9 процента) - на солнечных и ветровых электростанциях.
Производство электрической энергии в электроэнергетических системах Российской Федерации в 2023 году составило 1149, 984 млрд. кВт·ч, из них 217, 697 млрд. кВт·ч (18, 9 процента) - на атомных электростанциях, 202, 618 млрд. кВт·ч (17, 6 процента) - на гидроэлектростанциях и гидроаккумулирующих электростанциях, 720, 662 млрд. кВт·ч (62, 7 процента) - на тепловых электростанциях, 9, 006 млрд. кВт·ч (0, 8 процента) - на солнечных и ветровых электростанциях.
Потребление электрической энергии в электроэнергетических системах Российской Федерации в 2023 году составило 1137, 6 млрд. кВт·ч, максимум потребления мощности составил 171, 184 млн. кВт.
За период 2017 - 2023 годов в электроэнергетических системах Российской Федерации потребление электрической энергии увеличилось на 91, 22 млрд. кВт·ч (8, 7 процента к уровню 2016 года) , максимум потребления мощности увеличился на 16, 873 млн. кВт (10, 9 процента к уровню 2016 года) , установленная мощность электростанций увеличилась на 12, 34 млн. кВт (5, 1 процента к уровню 2016 года) , производство электрической энергии увеличилось на 86, 61 млрд. кВт·ч (8, 1 процента к уровню 2016 года) .
Объем ввода в эксплуатацию генерирующих мощностей в электроэнергетических системах Российской Федерации в период 2017 - 2023 годов составил 19, 16 млн. кВт, объем вывода из эксплуатации генерирующих мощностей в указанный период составил 12, 125 млн. кВт.
Основу возрастной структуры генерирующего оборудования составляет оборудование, введенное в эксплуатацию в 1961 - 1970 годах (42, 407 млн. кВт) , в 1971 - 1980 годах (56, 107 млн. кВт) и в 1981 - 1990 годах (53, 185 млн. кВт) . Суммарная установленная мощность генерирующего оборудования, введенного в эксплуатацию до 1961 года, составляет 14, 071 млн. кВт, оборудования, введенного в эксплуатацию в 1991 - 2010 годах, - 32, 153 млн. кВт, оборудования, введенного в эксплуатацию в 2011 - 2023 годах, - 55, 612 млн. кВт.
В настоящее время, по данным отраслевой отчетности, паротурбинное оборудование в объеме более 89 млн. кВт выработало парковый ресурс, срок его эксплуатации определяется назначенным ресурсом по результатам индивидуальных обследований. До 2030 года парковый ресурс выработает оборудование тепловых электростанций в объеме еще порядка 25 млн. кВт.
Протяженность электрических сетей напряжением 330 - 750 кВ Единой энергетической системы России в период 2017 - 2023 годов увеличилась на 4, 6 тыс. километров, суммарная мощность трансформаторных подстанций напряжением 330 - 750 кВ увеличилась на 16 тыс. МВА. На начало 2024 года протяженность электрических сетей напряжением 330 - 750 кВ составила 70, 4 тыс. километров, суммарная мощность трансформаторных подстанций напряжением 330 - 750 кВ составила 232, 1 тыс. МВА.
III. Сценарные условия развития электроэнергетики
Перспективные уровни потребления электрической энергии и мощности приняты в соответствии с долгосрочным прогнозом потребления электрической энергии и мощности по Единой энергетической системе России, синхронным зонам и технологически изолированным территориальным электроэнергетическим системам на долгосрочный период (далее - долгосрочный прогноз потребления) , одобренным Правительственной комиссией по вопросам развития электроэнергетики.
Долгосрочный прогноз потребления разработан на основе:
базового сценария долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года;
базового сценария прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов;
отчетной статистической информации о потреблении электрической энергии в разрезе основных видов экономической деятельности;
сведений о планируемых к реализации инвестиционных проектах, предоставленных исполнительными органами субъектов Российской Федерации;
отчетной информации о потреблении электрической энергии и мощности по территориальным энергосистемам.
Долгосрочный прогноз потребления учитывает как рост объемных показателей экономической активности по основным видам экономической деятельности, так и повышение энергоэффективности производства, выражающееся в изменении электроемкости валовых выпусков по основным видам экономической деятельности.
Долгосрочный прогноз потребления предполагает к 2042 году по электроэнергетическим системам Российской Федерации увеличение потребления электрической энергии до 1449, 72 млрд. кВт·ч, увеличение максимума потребления мощности до 208, 24 млн. кВт при среднегодовых приростах потребления электрической энергии и мощности, составляющих 1, 28 процента и 1, 04 процента соответственно.
Долгосрочный прогноз потребления подлежит корректировке при изменении исходных данных, на основе которых он был разработан, и используется в целях принятия решений о строительстве объектов электроэнергетики, инвестиционный цикл по которым превышает среднесрочный период, на который утверждается схема и программа развития электроэнергетических систем Российской Федерации.
Долгосрочный прогноз потребления электрической энергии и мощности по Единой энергетической системе России, синхронным зонам и технологически изолированным территориальным электроэнергетическим системам до 2042 года представлен в приложениях № 1 - 3.
Экспортные поставки электрической энергии (мощности) на перспективу до 2042 года прогнозируются на уровне 10, 58 млрд. кВт·ч (2, 545 млн. кВт) .
Прогноз централизованного отпуска тепловой энергии в части полезного отпуска тепловой энергии от существующих тепловых электростанций принят с учетом утвержденных схем теплоснабжения и программ строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры.
Прогнозные цены на газ для объектов электроэнергетики приняты на период до 2028 года Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации, на период 2029 - 2042 годов - с учетом индексации в соответствии с индексом потребительских цен, предусмотренным в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, увеличенным на 1 процентный пункт (на 2 процентных пункта для субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ) .
Прогнозные цены на уголь для объектов электроэнергетики приняты по отчетным данным субъектов электроэнергетики с учетом индексации в соответствии с индексом потребительских цен, предусмотренным в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период.
С учетом текущих планов развития газотранспортной инфраструктуры строительство новых тепловых электростанций на газовом топливе в субъектах Российской Федерации, входящих в Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, не рассматривается за исключением принятых решений по развитию генерирующих мощностей на газовом топливе в указанных регионах.
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. № 2556 "Об утверждении Правил разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики, изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", в сценарных условиях при формировании Генеральной схемы приняты следующие значения ключевых технико-экономических показателей:
ставка дисконтирования - 8 процентов;
прогнозная средневзвешенная ставка заемных средств - 10 процентов;
прогнозная предельно допустимая величина заемных средств - не более 3, 5 EBITDA.
Величина капитальных затрат на строительство объектов электроэнергетики принята с учетом:
основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в э