ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 декабря 2024 г. № 3639-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемую индивидуальную программу социально-экономического развития Чувашской Республики на 2025 - 2030 годы (далее - индивидуальная программа) .
2. Считать реализацию мероприятий индивидуальной программы приоритетной задачей общегосударственного значения.
3. Финансовое обеспечение мероприятий индивидуальной программы осуществляется Минэкономразвития России в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
4. Минэкономразвития России:
обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;
обеспечить взаимодействие с Кабинетом Министров Чувашской Республики по вопросам реализации мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежегодно, до 15 марта года, следующего за отчетным годом, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.
5. Минфину России представлять ежеквартально, до 20-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России данные по целевому показателю "Темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации", предусмотренному приложением № 1 к индивидуальной программе.
6. Рекомендовать Кабинету Министров Чувашской Республики:
предусматривать в бюджете Чувашской Республики необходимые бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий индивидуальной программы;
средства, предусмотренные на реализацию мероприятий индивидуальной программы, направлять на поддержку инвестиционных проектов, у получателей средств которых отсутствует возможность получать иные федеральные меры поддержки;
обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежеквартально, до 20-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежегодно, до 20 февраля года, следующего за отчетным годом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы;
обеспечить совместно с территориальными органами Казначейства России казначейское сопровождение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий индивидуальной программы, в том числе доведение средств федерального бюджета до конечного получателя субсидий (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 9 декабря 2024 г. № 3639-р
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА социально-экономического развития Чувашской Республики
на 2025 - 2030 годы
I. Общие положения
Чувашская Республика входит в состав Приволжского федерального округа и граничит с 5 субъектами Российской Федерации (на западе - с Нижегородской областью, на севере - с Республикой Марий Эл, на востоке - с Республикой Татарстан, на юге - с Ульяновской областью, на юго-западе - с Республикой Мордовия) .
В Чувашской Республике проживает 1167, 1 тыс. человек (0, 8 процента населения Российской Федерации) , из них городское население - 753, 3 тыс. человек (64, 5 процента) . Почти 66 процентов населения проживает в Чебоксарской городской агломерации, объединяющей 6 муниципальных образований Чувашской Республики.
В структуре минерально-сырьевой базы Чувашской Республики ведущее положение занимают неметаллические твердые полезные ископаемые, в основном общераспространенные. Территориальным балансом общераспространенных полезных ископаемых Чувашской Республики учтено 217 месторождений, имеющих промышленное значение.
Отсутствие собственных стратегически важных минеральных и топливно-энергетических ресурсов предопределяет отраслевую структуру экономики Чувашской Республики, в которой материальное производство составляет более 40 процентов. Основу экономики Чувашской Республики составляют обрабатывающие производства и сельское хозяйство, суммарно формирующие почти 31 процент валового регионального продукта.
Экономика Чувашской Республики в 2019 - 2023 годах росла темпами, сопоставимыми со средними по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу. По большинству экономических показателей Чувашской Республике удалось улучшить свои позиции. Основной вклад в динамику экономики региона вносят обрабатывающие производства, сельское хозяйство, строительство, деятельность по операциям с недвижимым имуществом.
Основой развития промышленного комплекса Чувашской Республики являются предприятия электротехнической промышленности, машиностроения, химической промышленности, осуществляющие выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью и существенным инновационным потенциалом.
Чувашская Республика - аграрный регион, где каждый третий житель проживает в сельской местности. По уровню распаханности земельных угодий Чувашская Республика занимает 8-е место по Российской Федерации и 1-е место в Приволжском федеральном округе.
Основные направления развития сельского хозяйства - производство зерна, молока, яиц, картофеля, овощеводство, мясомолочное скотоводство, свиноводство, птицеводство и хмелеводство.
Обрабатывающие производства, сельское хозяйство и торговля являются основными отраслями экономики Чувашской Республики с позиции обеспечения рабочими местами.
В Чувашской Республике создана и развивается особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Новочебоксарск" (далее - экономическая зона "Новочебоксарск") , функционируют территория опережающего социально-экономического развития "Канаш", индустриальные парки в гг. Чебоксары и Канаш.
В 2024 году введены в действие промышленный технопарк "Абат" и индустриальный (промышленный) парк "Машзавод", планируются к открытию промышленный технопарк "Волгахим", государственные индустриальные парки в г. Новочебоксарске и Батыревском муниципальном округе с готовыми для использования земельными участками с необходимой инфраструктурой, функционирует 9 промышленных кластеров.
В регионе активно развиваются институты поддержки и развития бизнеса, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2023 году на их развитие направлено более 1 млрд. рублей. Объем выданных микрозаймов и поручительств в 2019 - 2023 годах составил более 11 млрд. рублей.
Автономным учреждением Чувашской Республики "Фонд развития промышленности и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике" Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики в 2019 - 2023 годах заключено договоров целевого займа на сумму 2, 4 млрд. рублей.
II. Ключевые проблемы социально-экономического развития Чувашской Республики
Социально-экономическое развитие Чувашской Республики в 2023 году характеризуется следующими показателями:
валовой региональный продукт на душу населения в 2, 3 раза ниже среднероссийского уровня (2022 год) ;
инвестиции в основной капитал на душу населения в 2, 2 раза ниже среднего значения по Российской Федерации;
уровень среднедушевых денежных доходов населения в 1, 8 раза ниже среднего значения по Российской Федерации;
номинальная заработная плата в 1, 5 раза ниже среднего значения по Российской Федерации;
доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума, что составляет 13 процентов против 8, 5 процента в среднем по Российской Федерации;
население старше трудоспособного возраста составляет четверть общей численности населения Чувашской Республики.
Факторы и проблемы, сдерживающие экономическое развитие Чувашской Республики:
производительность труда в Чувашской Республике ниже среднего значения по Российской Федерации, что ограничивает возможности устойчивого роста экономики и предполагает создание высокопроизводительных рабочих мест в ключевых отраслях региона;
нехватка промышленных площадок, острая потребность в строительстве, модернизации и капитальном ремонте инфраструктуры для развития и создания новых производств;
высокая доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал;
снижение инвестиций в основные отрасли региона, что не позволяет повысить производительность труда и изменить структуру экономики;
низкий уровень оплаты труда;
дефицит трудовых ресурсов, обусловленный миграционным оттоком населения.
В 2023 году среднемесячная начисленная заработная плата работников в Чувашской Республике составляла 50262 рубля (59-е место в Российской Федерации) . При росте в 2023 году среднемесячной номинальной заработной платы в Чувашской Республике темпами, опережающими среднероссийский уровень (121 процент и 114, 1 процента соответственно) , в регионе сохраняется относительно высокий уровень бедности (в 1, 5 раза выше значения указанного показателя по Российской Федерации) .
В Чувашской Республике в 2019 - 2023 годах наблюдается снижение численности населения (на 3, 2 процента) .
По итогам 2023 года уровень безработицы в Чувашской Республике, рассчитанный по методологии Международной организации труда, составил 2, 4 процента. По указанному показателю регион занимает 26-е место в Российской Федерации.
Чувашская Республика имеет благоприятные природно-климатические и рекреационные ресурсы, позволяющие развивать сферу туризма. В регионе 35 особо охраняемых природных территорий, 658 объектов культурного наследия, из которых 287 объектов - православные храмы, монастыри и часовни.
В Чувашской Республике созданы и функционируют туристские кластеры "Чувашия - сердце Волги" и "Этническая Чувашия".
Красная площадь, занимая территорию площадью 6 тыс. кв. метров, стала самым большим и наиболее посещаемым местом столицы Чувашской Республики. После реконструкции Московской набережной ее протяженность составила 5, 95 километра. Это самая длинная набережная среди набережных волжских городов.
В рамках национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" в Чувашской Республике осуществляется строительство модульных некапитальных средств размещения. В 2023 году утвержден первый межрегиональный национальный туристский маршрут "Великий Волжский путь".
Туристский поток Чувашской Республики демонстрирует устойчивый рост. В 2023 году он достиг 800 тыс. человек (прирост 9 процентов к уровню 2022 года) . Однако в регионе наблюдается недостаточный уровень развития транспортно-логистической, туристской и обеспечивающей инженерной инфраструктуры.
III. Цели и направления социально-экономического развития Чувашской Республики
Стратегической целью социально-экономического развития Чувашской Республики является повышение качества жизни населения на основе формирования конкурентоспособной экономики с высоким инвестиционным и инновационным потенциалом.
Целью индивидуальной программы социально-экономического развития Чувашской Республики на 2025 - 2030 годы (далее - индивидуальная программа) является создание условий для обеспечения опережающего социально-экономического развития Чувашской Республики на основе эффективного использования ее экономического потенциала, расширения экономических перспектив и повышения конкурентоспособности экономики региона.
Основой роста экономики Чувашской Республики являются обрабатывающие производства, сельское хозяйство с усиленной отраслевой специализацией, туризм и строительная деятельность.
Индивидуальная программа определяет приоритеты, целевые ориентиры и направления экономического развития Чувашской Республики на среднесрочную перспективу.
Достижению целевых показателей социально-экономического развития Чувашской Республики согласно приложению № 1 будет содействовать реализация мероприятий индивидуальной программы по перечню согласно приложению № 2 (далее - мероприятия) . Указанные целевые показатели имеют аналитическое отражение в индивидуальной программе.
Ключевыми направлениями социально-экономического развития Чувашской Республики, предусмотренными индивидуальной программой, являются:
обеспечение развития технологичных производств в обрабатывающем секторе региональной экономики на основе создания условий и стимулирования реализации инвестиционных проектов, что позволит в перспективе решить задачу обеспечения технологического суверенитета, создать высокопроизводительные рабочие места, обеспечит приток налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
формирование и развитие новых отраслей специализации региона с фокусированием на обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, что позволит решить задачу импортозамещения, обеспечит повышение конкурентоспособности региональной экономики;
развитие туризма как перспективной отрасли региональной экономики;
создание новых рабочих мест с конкурентной заработной платой, что позволит снизить миграционный отток населения, обеспечит решение проблемы кадрового дефицита, увеличит налоговые поступления в бюджет Чувашской Республики.
IV. Мероприятия в рамках выделенных направлений социально-экономического развития Чувашской Республики
Финансирование мероприятий осуществляется главным распорядителем средств федерального бюджета - ответственным исполнителем мероприятий Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках федерального проекта "Развитие субъектов Российской Федерации и отдельных территорий" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Средства федерального бюджета направлены на реализацию мероприятий, исключающих дублирование существующих федеральных мер поддержки в рамках отраслевых направлений.
В целях поддержки промышленности в рамках индивидуальной программы предусматривается предоставление льготных займов по линии автономного учреждения Чувашской Республики "Фонд развития промышленности и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике" Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики на модернизацию объектов инфраструктуры и субсидий на возмещение части затрат предприятий по приобретению нового технологического оборудования.
Доступ промышленных предприятий Чувашской Республики к льготным займам на цели строительства, модернизации и капитального ремонта объектов промышленной инфраструктуры, субсидирование части затрат, связанных с приобретением нового оборудования, будут способствовать ускоренному созданию новых видов промышленной продукции, организации импортозамещающих производств, их технологическому перевооружению и модернизации в рамках приоритетных направлений региональной промышленности.
В целях создания условий для реализации на территории Чувашской Республики инвестиционных проектов создана экономическая зона "Новочебоксарск", необходимость расширения которой обусловлена тем, что до конца 2025 года существующие площади будут заполнены более чем на 80 процентов. Для дальнейшей реализации инвестиционных проектов требуется расширение границ экономической зоны "Новочебоксарск" не менее чем на 100 гектаров.
Чувашская Республика - основной хмелепроизводящий регион Российской Федерации, развивающий себя как центр компетенций с современной лабораторной инфраструктурой. Зависимость экономики страны от завозимых из-за рубежа хмелепродуктов невозможно преодолеть без селекции новых сортов хмеля, востребованных по своим качествам предприятиями пивоваренной отрасли. В Чувашской Республике находится одна из трех мировых коллекций хмеля, а также маточник сортов хмеля перспективной селекции.
Мероприятие по развитию отрасли хмелеводства позволит сформировать и масштабировать новую отрасль аграрной специализации экономики Чувашской Республики через интенсификацию хмелеводства, рост объемов производства и переработки товарного хмеля, расширение рынков его сбыта.
Средства, выделяемые в рамках индивидуальной программы, планируется направлять в виде грантов на хмельники "под ключ" в рамках замкнутого цикла на реализацию инвестиционных проектов, в дальнейшем перейти от гранулирования к глубокой переработке и экстрагированию хмеля. Реализация мероприятий планируется как на базе действующих хмелеводческих хозяйств Чувашской Республики, так и c привлечением в отрасль новых инвесторов.
Эффект от реализации мероприятия по развитию хмелеводства будет получен в виде наращивания объемов производства отечественных предприятий, снижения рисков приостановки производства в случае отраслевого сырьевого давления, роста заработной платы, создания новых рабочих мест и предпринимательских инициатив, в том числе в возможности локального возделывания хмеля на объектах агротуризма.
При достаточном уровне государственной поддержки к 2030 году предполагается возможность импортозамещения Чувашской Республикой до 46 процентов потребности перерабатывающих предприятий Российской Федерации в хмеле.
Развитие сферы туризма имеет важное значение для развития Чувашской Республики.
Значительный поток туристов в регион прибывает круизными маршрутами по реке Волге. Благодаря системе речных каналов Чувашская Республика имеет выход в Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское и Белое моря. Речная система связывает Чувашскую Республику со всеми волжскими городами, с гг. Москвой и Санкт-Петербургом.
Туристский поток, прибывший в Чувашскую Республику круизными судами, с 2020 года вырос в 3, 5 раза.
Для разработки новых перспективных направлений и развития малых городов Чувашской Республики необходимо строительство причальной инфраструктуры и благоустройство прилегающих территорий в гг. Мариинский Посад и Козловка.
Создание причальной инфраструктуры, а также включение Чувашской Республики в туристский макрорегион "Большая Волга" посредством повышения транспортной связанности территорий позволит раскрыть потенциал развития туризма в Чувашской Республике.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к индивидуальной программесоциально-экономического развитияЧувашской Республикина 2025 - 2030 годы
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ социально-экономического развития Чувашской Республики
Целевой показатель | 2020 год (базовый) | 2025 год | 2026 год | 2027 год | 2028 год | 2029 год | 2030 год | |
1. | Темп роста (индекс роста) физического объема инвестицийв основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, к 2020 году, процентов | 100 | 118 | 123, 9 | - | - | - | - |
2. | Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения к 2020 году, процентов | 100 | 111, 2 | 115, 1 | - | - | - | - |
3. | Уровень бедности, процентов | 16, 6 | 12, 6 | 11, 9 | - | - | - | - |
4. | Уровень безработицы, процентов | 6 | 2, 5 | 2, 4 | 2, 3 | 2, 2 | 2, 1 | 2 |
5. | Темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, процентов | 12, 4* | > среднего значения по группе субъектов Российской Федерации** |
________________________
* Средний темп роста в 2020 - 2023 годах.
** Субъекты Российской Федерации - получатели дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Фактические данные о средних значениях по группе субъектов Российской Федерации определяются исходя из информации об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, представляемой Казначейством России.
____________