ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 ноября 2024 г. № 3328-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по развитию индустрии детских товаров на 2025 - 2030 годы (далее - план мероприятий) .
2. Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию плана мероприятий, ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, представлять в Минпромторг России информацию о ходе реализации плана мероприятий.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями плана мероприятий при разработке и реализации региональных программ и иных документов.
4. Минпромторгу России ежегодно, до 31 марта года, следующего за отчетным периодом, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации плана мероприятий.
5. Реализация плана мероприятий осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
6. Признать утратившими силу:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 июля 2020 г. № 1813-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 29, ст. 4718) ;
пункт 17 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. № 1140-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 20, ст. 3399) ;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июня 2022 г. № 1571-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 26, ст. 4516) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Российской Федерацииот 18 ноября 2024 г. № 3328-р
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") по развитию индустрии детских товаров на 2025 - 2030 годы
I. Целевые показатели реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию индустрии детских товаров на 2025 - 2030 годы
Целевые показатели | Единица измерений | Источник | 2022 год (факт.) | Значения интегральных индикаторов по годам реализации плана мероприятий | |||||||
2023 год | 2024 год | 2025 год | 2026 год | 2027 год | 2028 год | 2029 год | 2030 год | ||||
Доля российских товаров для детейна внутреннем рынке (за исключением детского питания) | процентов | Минпромторг России | 32 | 34 | 35 | 37 | 39 | 42 | 45 | 48 | 50 |
Объем производства непродовольственных товаров для детей | млрд. рублей | Росстат (факт.) , Минпромторг России (прогноз) | 605, 1 | 641, 4 | 679, 9 | 727, 5 | 763, 9 | 817, 4 | 866, 4 | 927 | 982, 6 |
Объем реализации непродовольственных товаров для детей | трлн. рублей | Росстат (факт.) , Минпромторг России (прогноз) | 1, 5 | 1, 6 | 1, 68 | 1, 8 | 1, 85 | 2 | 2, 1 | 2, 2 | 2, 3 |
Темп роста объема производства непродовольственных товаров для детей | процентов | Минпромторг России | 105, 2 | 105, 9 | 106 | 107 | 105 | 107 | 105, 9 | 106, 9 | 105, 9 |
II. План мероприятий ("дорожная карта") по развитию индустрии детских товаров на 2025 - 2030 годы
Наименование мероприятия | Вид документа | Срок исполнения | Ответственные исполнители | Ожидаемый результат | |
I. Развитие системы классификации и статистического учета производства и обращения товаров для детей | |||||
1. | Разработка и внесение измененийв Общероссийский классификатор видов экономической деятельностиОК 029-2014 (ОКВЭД2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД2) в части идентификации товаровдля детей, средств обученияи воспитания | приказ Росстандарта | март 2025 г. | Росстандарт, Минпромторг России, Минэкономразвития России, Росстат совместнос Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров "АИДТ" при участии заинтересованных организаций | совершенствование статистического учета производстваи потребления товаровдля детей в целяхих идентификации |
2. | Формирование официальной статистической информациипо показателям производстваи реализации товаров для детей (включая детское питание) в соответствии с официальной статистической методологией, утвержденной Росстатом | опубликованные данные в единой межведомственной информационно-статистической системе | ноябрь 2025 г., далее - ежегодно | Росстат, Минпромторг России, ФТС России, Минсельхоз России | статистические данныео производствеи реализации товаровдля детей (включая детское питание) |
II. Стимулирование спроса и повышение доступности отечественных товаров для детей | |||||
3. | Формирование и применение кластерного подхода развития индустрии детских товаров | приказ Минпромторга России | март 2025 г. | Минпромторг России совместно с исполнительными органами субъектов Российской Федерации и Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров "АИДТ"при участии заинтересованных организаций | включение в реестр промышленных кластерови специализированных организаций промышленных кластеров одного производственного кластера и более вокруг производственных центров и сырьевых баз для сокращения логистических издержек, формирования условий для обеспечения доступности детских товаров |
4. | Подготовка предложенийпо реализации мер государственной поддержки в рамках региональных программ развития промышленности для создания благоприятных условий развития отечественной индустрии товаров для детей | докладв Правительство Российской Федерации | июль 2025 г.,далее - ежегодно | Минпромторг России совместно с исполнительными органами субъектов Российской Федерации | доклад с предложениями по мерам государственной поддержки в рамках региональных программ развития промышленности для создания благоприятных условий развития отечественной индустрии товаров для детей |
5. | Повышение эффективности администрирования применения пониженной ставки по налогуна добавленную стоимость на товары для детей с использованием сведений о документах об оценке соответствия товаров для детей | проект федерального закона | октябрь 2025 г. | Минфин России, Минпромторг России, ФТС России, ФНС России, Минэкономразвития России | исключено неоднозначное отнесение продукции к товарам для детей при применении ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов к товарам для детей |
6. | Анализ востребованностии эффективности применения пониженной ставки по налогуна добавленную стоимостьна товары для детей | доклад в Правительство Российской Федерации | июль 2025 г. | Минпромторг России, Минфин России, Минэкономразвития России совместно с исполнительными органами субъектов Российской Федерации, Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров "АИДТ" при участии заинтересованных организаций | сформированы предложения по повышению эффективности примененияналоговой льготы(при необходимостис предложениямипо расширению перечня таких товаров) |
7. | Подготовка предложений по увеличению уровня производительности трудана предприятиях индустрии товаров для детей, включая предложения по распространению цифровых технологий и автоматизированных систем управления и контроляна производстве | докладв Правительство Российской Федерации | май 2025 г. | Минпромторг России, Минэкономразвития России, Минцифры России при участии заинтересованных организаций | доклад с предложениями по увеличению роста производительности труда и снижению дефицита кадров, сокращению срока вывода высокотехнологичной продукции на рынок |
8. | Создание преференциальных режимов для отечественных производителей детских товаров на маркетплейсах | докладв Правительство Российской Федерации | май 2025 г. | Минпромторг России, Минэкономразвития России, ФАС России при участии заинтересованных организаций | доклад о реализации механизма приоритетной выдачи отечественных брендов детских товаров в поисковых системах |
9. | Мониторинг прогнозируемой потребности в средствах обученияи воспитания государственных (муниципальных) дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования(в том числе реализующих исключительно адаптированные общеобразовательные программы) | докладв Правительство Российской Федерации | апрель 2025 г., далее - ежегодно | Минпросвещения России совместно с исполнительными органами субъектов Российской Федерации | доклад о прогнозируемой потребности в средствах обучения и воспитания на следующий финансовый год и плановый период для подготовки долгосрочного заказа производителям средств обученияи воспитания |
10. | Проработка вопроса о включениив федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования требованийк минимальному перечнюсредств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ соответствующего уровня | приказ Минпросвещения России | декабрь 2026 г. | Минпросвещения России, Минпромторг России, Роспотребнадзор, Росстандарт совместнос заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации и Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров "АИДТ" | установление требований к минимальному перечню средств обучения и воспитания, необходимыхдля реализации образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общегои среднего общего образования |
11. | Изучение эффективных практик субъектов Российской Федерациипо использованию рекомендацийпо формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектацииучебно-методическими материаламив целях реализации образовательных программ дошкольного образованияи доработка рекомендаций(при необходимости) | рекомендации Минпросвещения России | декабрь 2025 г., далее - ежегодно | Минпросвещения России совместнос исполнительными органами субъектов Российской Федерации | выявление эффективности использования регионами рекомендаций по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организацийи комплектацииучебно-методическими материалами, а также потребности регионовв расширении перечня средств обученияи воспитания, представленногов рекомендацияхпо формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организацийи комплектацииучебно-методическими материалами |
12. | Актуализация требований к товарам для детей и учебному оборудованиюи средствам обучения в целяхих отнесения к российской промышленной продукции | проект постановления Правительства Российской Федерации | май 2025 г.,далее - ежегодно | Минпромторг России, Минэкономразвития России, Минфин России, ФАС России | добавлены позиции детской продукции, установлены критерии подтверждения происхождения продукции, произведеннойна территории Российской Федерации, для целей реализации государственной политикипо стимулированию отечественной промышленности |
13. | Организация и проведениеконгрессно-выставочных мероприятий и деловых миссий в России и за рубежом, в том числе Конгресса индустрии детских товаров | докладв Правительство Российской Федерации | март 2025 г., далее - ежегодно | Минпромторг России совместно с заинтересованными исполнительными органами субъектов Российской Федерациии Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров "АИДТ" при участии заинтересованных организаций | доклад об организации участия российских предприятий индустрии детских товаровв конгрессно-выставочных мероприятиях и деловых миссиях в Россиии за рубежом и оценкеих влияния на отрасль |
14. | Проведение отбора заявок от печатных и электронных средств массовой информации, издательствна субсидирование социально значимых проектов и книжных изданий для детской аудитории(при наличии заявок от заинтересованных организаций) | докладв Правительство Российской Федерации | декабрь 2025 г., далее - ежегодно | Минцифры России, Минфин России | доклад об оказании государственной поддержки социально значимым телевизионным программам, радиопрограммам, документальным телевизионным фильмам, интернет-сайтам, печатным средствам массовой информации и выпуску книжных изданий для детской аудитории |
15. | Формирование перечняпопулярных отечественных героев мультипликационных фильмов, выпускаемых в рамках предоставляемых грантовых программ поддержки | письмо в Минпромторг России, письмов Минпросвещения России | июнь 2025 г. | Минкультуры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Федеральным фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии и автономной некоммерческой организацией "Институт развития интернета" | сформирован перечень популярных отечественных героев мультипликационных фильмов и подготовлен аналитический материал с рейтингом просмотров мультипликационных фильмов |
16. | Формирование перечня наиболее благоприятных для детей образов отечественных героев мультипликационных фильмов в соответствии с проведенным анализом их влияния на основании информации, представленной в рамках реализации пункта 15 плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию индустрии детских товаров на 2025 - 2030 годы | письмо в МинпромторгРоссии | сентябрь 2025 г. | Минпросвещения России | сформирован перечень наиболее благоприятных для детей образов отечественных героев мультипликационных фильмов на основании проведенного анализаих влияния |
17. | Поддержка производителей товаров для детей, использующих образы героев произведений отечественной детской литературыи мультипликационных фильмов(в соответствии с предложениямии рекомендациями Минпросвещения России и Минкультуры Россиипо сферам ведения) | докладв Правительство Российской Федерации | ноябрь 2025 г., далее - ежегодно | Минпромторг России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минпросвещения России, Минкультуры России совместно с исполнительными органами субъектов Российской Федерации при участии заинтересованных организаций | доклад с предложениями об оказании мер поддержки в целях увеличения объема производства игрушек и игр - ролевых моделей для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности в соответствии с полученными предложениямии рекомендациями Минпросвещения России и Минкультуры России |
III. Повышение безопасности и качества товаров для детей | |||||
18. | Разработка и утверждение национальных стандартов Российской Федерации и межгосударственных стандартов, устанавливающих требования к товарам и услугам для детей, включая детское питание, в том числе в рамках Перспективной программы стандартизации в области товаров и услуг для детей на период 2022 - 2027 годы | приказ Росстандарта | декабрь 2025 г., далее - ежегодно | Росстандарт, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, заинтересованные организации и с участием Ассоциации предприятий индустрии детских товаров "АИДТ" | увеличено количество актуальных стандартов, устанавливающих методы испытаний продукции (разрабатываетсяи актуализируетсяне менее10 национальных стандартов ежегодно) |
19. | Подготовка предложенийпо расширению перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, товарами для детей, за исключением детского питания, с учетом проведенной оценки результатов экспериментапо маркировке средствами идентификации отдельных видов товаров для детей | докладв Правительство Российской Федерации | февраль 2025 г. | Минпромторг России, Минцифры России, ФНС России, ФТС России, Роспотребнадзор, Росаккредитация совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров "АИДТ" при участии заинтересованных организаций | подготовленыи согласованы предложенияпо повышению безопасности и качества товаров для детей за счет расширения перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, товарами для детей |
20. | Анализ достаточности механизмов, обеспечивающих соблюдение продавцами и владельцами агрегаторов обязательных требований к маркировке детских товаров средствами идентификации, а также к передаче информации в государственную информационную систему мониторинга за оборотом таких товаров | докладв Правительство Российской Федерации | март 2025 г.,далее - ежегодно (при необходимости) | Минпромторг России, Роспотребнадзор | проведен анализ имеющихся механизмов, обеспечивающих соблюдение продавцами и владельцами агрегаторов обязательных требований к маркировке детских товаров средствами идентификации |
21. | Анализ практики применения стандартов в сфере закупок товаров для детей, учебного оборудованияи средств обучениядля государственныхи муниципальных нужд и закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц | докладв Правительство Российской Федерации | июнь 2025 г. | Минпромторг России, Минэкономразвития России, ФТС России, Минспорт России, Росстандарт совместнос заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров "АИДТ" при участии заинтересованных организаций | повышена безопасность продукции посредством применения стандартов при осуществлении государственных закупок |
22. | Подготовка и направлениев Евразийскую экономическую комиссию предложений о внесении изменений в техническиерегламенты Таможенного союза"О безопасности продукции, предназначенной для детейи подростков" (ТР ТС 007/2011) и "О безопасности игрушек"(ТР ТС 008/2011) | докладв Правительство Российской Федерации | октябрь 2025 г.,далее -в соответствиис планом разработки технических регламентов Евразийского экономического союза | Минпромторг России, Минэ |