ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 апреля 2024 г. № 1025-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития автомобильного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (далее - Концепция) .
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Концепции при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития автомобильного туризма в Российской Федерации.
3. Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить до 25 декабря 2024 г. в Правительство Российской Федерации проект программы развития автомобильного туризма в Российской Федерации.
4. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации руководствоваться Концепцией при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития автомобильного туризма в Российской Федерации.
5. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий в рамках Концепции, осуществлять за счет и в пределах средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на указанные цели в соответствующем финансовом году и плановом периоде, а также за счет средств внебюджетных источников финансирования.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 25 апреля 2024 г. № 1025-р
КОНЦЕПЦИЯ развития автомобильного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года
I. Общие положения
Концепция развития автомобильного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (далее - Концепция) является документом планирования, определяющим цели, задачи и приоритетные направления развития автомобильного туризма и сопутствующей инфраструктуры на указанный период в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с учетом международных норм, стандартов и сложившейся практики.
Концепция разработана во исполнение подпункта "а" пункта 1 перечня поручений по итогам совещания Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации 2 мая 2023 г. (от 16 мая 2023 г. № Пр-989) и подпункта "б" пункта 5 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Восточного экономического форума 10 - 13 сентября 2023 г. (от 11 ноября 2023 г. № Пр-2246) , а также в рамках Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2439 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма" (далее - государственная программа Российской Федерации "Развитие туризма") , Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р (далее - Стратегия развития туризма) , Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р (далее - Транспортная стратегия Российской Федерации) , и паспорта национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства".
Целями Концепции являются создание условий для комплексного развития автомобильного туризма на территории Российской Федерации, создание комфортных и безопасных условий для путешествий по автомобильным дорогам и условий для строительства и развития сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры, обеспечение доступности к местам и объектам туристского показа, повышение качества предоставляемых услуг, в том числе на объектах в составе многофункциональных зон дорожного сервиса.
Задачами Концепции являются:
совершенствование нормативно-правовой базы и подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в целях обеспечения условий для развития автомобильного туризма, а также сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры;
обеспечение синхронизации действующих мер государственной поддержки, предоставляемых заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации, и подготовки предложений о новых мерах государственной поддержки в целях создания и развития сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры, а также условий для развития автомобильного туризма;
создание условий для совершенствования и развития сети автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального и местного значения, непосредственно обеспечивающих доступ к местам и объектам туристского показа, сети многофункциональных зон дорожного сервиса в целях развития автомобильного туризма;
обеспечение автомобильных дорог качественной мобильной связью и интернет-соединением, а также цифровыми сервисами;
создание сети национальных и межрегиональных туристских автомобильных маршрутов на территории Российской Федерации, в том числе соединяющих г. Санкт-Петербург с г. Владивостоком;
повышение качества обслуживания и безопасности участников дорожного движения на автомобильных дорогах по пути следования к объектам туристского показа;
модернизация существующей и развитие современной сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры на автомобильных дорогах и в местах непосредственной близости от объектов туристского показа;
обеспечение условий для расширения международного и трансграничного сотрудничества в области автомобильного туризма на наиболее значимых туристских направлениях;
увеличение объема и повышение конкурентоспособности туристских продуктов, включая автомобильные, автобусные экскурсионные туры и другие предложения, в том числе путем повышения квалификации и роста числа туроператоров в указанной сфере;
создание предпосылок для развития производства отечественных транспортных средств, оборудования и продукции, предназначенных для автомобильного туризма;
повышение удобства поездок на территории Российской Федерации и обеспечение доступности туристских продуктов, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
создание предпосылок для социально-экономического развития территорий и развития новых опорных точек экономического роста;
создание условий для формирования новых рабочих мест различной квалификации и специализации;
создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие необходимой сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры, в том числе для организаций из смежных отраслей экономики;
создание условий для развития предпринимательства через механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, задействованных в развитии объектов дорожного сервиса, в том числе в составе многофункциональных зон дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог.
При разработке, корректировке и реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, региональных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования Российской Федерации, мастер-планов развития туристских территорий, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ в сфере автомобильного туризма и создания объектов сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры могут учитываться мероприятия в рамках Концепции.
Термины, используемые в Концепции, употребляются в значениях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
II. Предпосылки для развития автомобильного туризма в Российской Федерации
Исследование зарубежного опыта показывает, что автомобильный туризм активно развивается в ряде стран, схожих по природно-климатическим условиям с Российской Федерацией, в связи с чем может быть адаптирован в том числе в части создания необходимых объектов туристской и сопутствующей инфраструктуры, включающей объекты дорожного сервиса, многофункциональные зоны дорожного сервиса, кемпинги, кемпстоянки и иные объекты.
В настоящее время происходит смещение приоритетных видов отдыха в направлении путешествий, связанных с посещением объектов культурного, природного и исторического наследия, а также туристских поездок к местам проведения мероприятий.
Характер природных условий, климатические и ландшафтные особенности территорий и наличие культурно-исторических объектов оказывают влияние на выбор мест для путешествия и построения маршрута туристов, путешествующих на автомобилях, автобусах, автодомах или мототехнике (далее - автотуристы) .
Природно-экологические факторы развития автомобильного туризма связаны с наличием природных туристско-рекреационных ресурсов, наличием промысловых ресурсов для охоты, рыбной ловли, сбора грибов, ягод, лечебных растений и особо охраняемых природных территорий.
Историко-культурная база оказывает существенное влияние на развитие автомобильного туризма и включает как материальные, так и нематериальные объекты привлечения туристов. К материальным объектам привлечения туристов относятся градостроительные памятники, архитектурные комплексы, исторические места, произведения искусства. К нематериальным объектам привлечения туристов относятся культура, искусство, наука, история, традиции, религия, народный эпос территории и др.
Объекты культурного и исторического наследия являются не только основой для реализации познавательных путешествий, но также предоставляют местному населению возможность делиться историей с туристами, сохранять свое историко-культурное наследие, поддерживать объекты туристского показа.
Культурный потенциал региона выражается в его историческом наследии. Большинство направлений для автомобильного туризма формируется на основании исторических особенностей регионов. Наличие объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, уникальных исторических памятников и особо охраняемых мест может предопределить успешное развитие автомобильного туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами содействует развитию автомобильного туризма.
Регион, принимающий автотуристов, должен предлагать широкий ассортимент сувенирной продукции, выполненной местными мастерами и ремесленниками. Все виды сувенирной продукции, а также другие необходимые туристу товары должны быть доступны и продаваться в удобно расположенных магазинах и торговых точках. В некоторых туристских центрах создаются специальные магазины в национальном стиле, где местные мастера изготавливают изделия непосредственно в присутствии покупателей. Такие объекты торговли сувенирной продукцией являются точками притяжения и вызывают большой интерес у автотуристов.
Уровень индустриального развития региона также является мотивом для привлечения определенной категории автотуристов, в том числе иностранных туристов, интересующихся показателями экономики другой страны, промышленностью и производимой продукцией.
Одним из важных видов туризма являются поездки верующих к географическим местам и реликвиям, имеющим важное значение в отдельно взятых религиях. Мотивами к паломническому автомобильному туризму являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, желание участвовать в культовых обрядах и др.
Расположенные вблизи туристских центров фермерские хозяйства, предлагающие местную сельскохозяйственную продукцию, являются важным звеном в туристском обслуживании. Развитие сельского туризма напрямую связано с гастрономическим туризмом (производством вина, сидра, домашнего сыра и других видов продукции) .
Национальная кухня является важным элементом культуры региона. Автотуристы, путешествуя по региону, могут попробовать национальные блюда данного региона, узнав об особенностях традиций их приготовления. Особенности национальной кухни, ассортимент блюд и их качество могут оставить положительное впечатление не только об отдыхе, но и о регионе.
В 2023 году Всероссийский центр изучения общественного мнения провел исследование по вопросу автомобильного туризма на территории Российской Федерации. По результатам проведенного исследования выявлено, что более трети россиян (39 процентов) за последние 5 лет совершали туристские поездки на автомобильном транспорте.
Отдых на природе, экскурсии и посещение достопримечательностей - главные составляющие путешествий для российских автотуристов (67 процентов и 62 процента соответственно в группе имеющих опыт таких поездок) . Более половины опрошенных (57 процентов) также отметили, что дальние поездки на машине сопровождаются пляжным отдыхом на море, 43 процента опрошенных посещают храмы, соборы и другие религиозные места (среди граждан в возрасте старше 60 лет - 60 процентов) , 39 процентов опрошенных считают важным ознакомиться с местной кухней (среди молодежи 18 - 24 лет - каждый второй (48 процентов) , 25 процентов опрошенных выбирают активный досуг, а именно поездки на фестивали, концерты и другие мероприятия, 23 процента опрошенных предпочитает тихий и спокойный отдых в кемпинге, 18 процентов опрошенных выбирают экстремальные виды туризма.
На основе проведенных исследований также получены данные, определяющие выбор в пользу путешествий на автомобиле как в связи с личными предпочтениями россиян посещать популярные и отдаленные туристские направления страны, так и в связи:
со свободой и гибкостью передвижения ("куда захотели, туда и поехали" либо "возможны остановки или смена маршрута" - 49 процентов, "можно путешествовать в любое время" - 17 процентов, "мобильность либо доступность" - 12 процентов, "независимость от каких-либо факторов" - 11 процентов, "возможность добраться в труднодоступные места" - 3 процента) ;
с возможностью экономии средств и времени ("более экономно" либо "бюджетно либо дешево" - 27 процентов, "дорогие билеты" - 1 процент, "можно быстрее перемещаться либо добираться" - 5 процентов) ;
с условиями для комфортного передвижения ("более комфортно" либо "удобно передвигаться" - 22 процента) ;
с большим количеством предоставляемых возможностей ("больше можно увидеть или посетить либо красота природы" - 16 процентов, "возможность взять большее количество вещей" - 6 процентов, "возможность переночевать в автомобиле", "можно взять с собой животных", "больше возможностей (без уточнения) " - по 1 проценту) ;
с условиями для выбора окружения в поездке ("едешь с родственниками либо друзьями" либо "приятное общение" - 6 процентов, "знакомство с новыми людьми" - 1 процент) .
Таким образом, к основным преимуществам автомобильного туризма относятся свобода передвижения (49 процентов) , экономия средств (27 процентов) , комфорт и удобство передвижения (22 процента) .
Предпочтения российских автотуристов по формату отдыха зависят от региона проживания. Так, отдых на море чаще предоставляется жителям Южного федерального округа (72 процента) и Дальневосточного федерального округа (85 процентов) , посещение храмов, соборов - жителям Центрального федерального округа (53 процента) . Жители Северо-Кавказского федерального округа чаще других предпочитают гастрономический туризм (66 процентов) , а Сибирского федерального округа - отдых на природе (88 процентов) , в кемпинге (45 процентов) , поездки на мероприятия (38 процентов) и по экстремальным местам (34 процента) .
В настоящее время основные межрегиональные маршруты автомобильного туризма концентрируются в южных регионах Российской Федерации (Республика Крым и г. Севастополь, Ростовская область и Волгоградская область, Ставропольский край и Краснодарский край и др.) , обеспечивая основной сезонный поток на побережье в летний период времени, а также по направлению следования в г. Санкт-Петербург (автомобильные дороги федерального значения М-10 "Россия" и М-11 "Нева") .
Вопрос развития автомобильного туризма с созданием необходимой инфраструктуры, в том числе многофункциональных зон дорожного сервиса и кемпингов, актуален как на территориях указанных субъектов Российской Федерации, так и в регионах восточного направления Российской Федерации по маршрутам следования главных транспортных артерий страны (автомобильные дороги федерального значения М-5 "Урал", М-7 "Волга", М-11 "Нева", М-12 "Восток", Р-254 "Иртыш", Р-255 "Сибирь", Р-297 "Амур", А-370 "Уссури" и др.) , включая автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения как непосредственно обеспечивающие доступ к объектам туристского показа, в том числе по направлениям, ведущим к туристским макротерриториям, а также по маршруту Санкт-Петербург - Владивосток в рамках пилотного проекта.
III. Актуальность и проблемы развития автомобильного туризма и сопутствующей инфраструктуры на территории Российской Федерации
Динамика развития туристской отрасли в последние годы характеризуется ростом большинства показателей. Развитие внутреннего туризма имеет значительный потенциал для ускорения темпов роста и усиления роли в развитии экономики Российской Федерации. Рост конкурентоспособности и раскрытие потенциала туристской отрасли Российской Федерации будут зависеть от повышения уровня качества туристской и магистральной инфраструктуры, ее транспортной доступности и безопасности, что требует постоянного развития и совершенствования.
Одним из важных импульсов развития туристской отрасли в настоящее время стала переориентация профессиональных участников рынка национальной туристской индустрии и жителей Российской Федерации на внутренний туризм, сопровождающаяся разработкой новых предложений (маршрутов, в том числе комплексных, а также авторских туров) .
В ближайшее время прогнозируется значительное превышение спроса на отдых на территории Российской Федерации над предложением, что дает возможность воспользоваться ситуацией в части импортозамещения продукции и услуг, а также развития внутренних туристских маршрутов.
При этом влияние на спрос туристских продуктов на территории Российской Федерации оказывает высокая стоимость транспортировки туристов по линии железнодорожных сообщений и авиасообщений, в том числе ввиду ограничений их провозной способности.
В связи с этим актуальным становится автомобильный туризм как разновидность более выгодных для бюджета семьи и компаний путешествий, в которых основным средством передвижения по обозначенному маршруту туриста является персональный автомобиль, автобус, мотоцикл или автодом в целях посещения культурно-познавательных, спортивных, досугово-рекреационных и оздоровительных мероприятий, в том числе в рамках профессионально-делового туризма. В настоящее время доля поездок на личном транспорте на территории Российской Федерации стремительно растет. Согласно цели "Повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма" Транспортной стратегии Российской Федерации транспортная подвижность населения (включая поездки на личном автомобиле) к 2035 году увеличится в 1, 5 раза.
На сегодняшний день наиболее популярными направлениями для автотуристов являются города "Золотого кольца России", Республика Карелия, южные регионы Российской Федерации, Республика Дагестан, Краснодарский край и Республика Крым - для автотуристов европейской части Российской Федерации, Алтайский край и Приморский край - для автотуристов Сибири и Дальнего Востока. Увеличению внутреннего туристского потока в Республику Крым, а также общего туристского потока в южные регионы Российской Федерации способствовало открытие в 2018 году Крымского моста.
Развитие автомобильного туризма обусловлено ростом автомобилизации населения и