ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 апреля 2024 г. № 959-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации здравоохранения.
2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования руководствоваться положениями стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 3980-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 1, ст. 434) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО распоряжением Правительства Российской Федерацииот 17 апреля 2024 г. № 959-р
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в области цифровой трансформации здравоохранения
I. Общие положения
1. Основания
Основаниями для разработки стратегического направления в области цифровой трансформации здравоохранения (далее - стратегическое направление) являются:
Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 633 "Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2022 г. № 166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения";
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. № 2765-р;
Концепция технологического развития на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р;
подпункт "г" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 29 января 2023 г. № Пр-172 по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" 23 - 24 ноября 2022 г.;
пункт 4 плана мероприятий ("дорожной карты") по актуализации действующих и утверждению новых стратегических направлений в области цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, подготовленный во исполнение подпункта "м" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. № Пр-1553 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 18 июля 2022 г., утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2022 г. № 15051 п-П10.
2. Период действия стратегического направления
Стратегическое направление утверждается до 2030 года.
Корректировка (актуализация) стратегического направления осуществляется в соответствии с изменениями оснований для разработки стратегического направления, определенными пунктом 1 раздела I стратегического направления, но не чаще одного раза в год.
Решение о корректировке (актуализации) стратегического направления принимается на основании:
итогов рассмотрения Правительством Российской Федерации доклада Министерства здравоохранения Российской Федерации о мониторинге реализации стратегического направления (при необходимости) ;
обновления перечня наиболее актуальных и востребованных технологических направлений, а также решений в сфере искусственного интеллекта (при необходимости) ;
предложений федерального органа исполнительной власти, ответственного за разработку стратегического направления, подготовленных по итогам анализа реализации стратегического направления, в том числе с учетом новых угроз национальной безопасности, существенного сокращения ресурсов развития, возрастания рисков недостижения целей и (или) изменения критериев приоритизации, горизонтов планирования или прогнозных условий, а также иных факторов.
Корректировка (актуализация) стратегического направления осуществляется на основании решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
3. Паспорт стратегического направления
| Наименование | - | стратегическое направление в области цифровой трансформации здравоохранения |
| Сроки реализации | - | 2024 - 2030 годы |
| Цель | - | достижение высокого уровня показателя "цифровая зрелость" участников реализации стратегического направления, ускоренный переход сектора здравоохранения Российской Федерации на новые управленческий и технологический уровни посредством полного перехода к "цифровым двойникам", тем самым обеспечивая создание единой платформенной экосистемы на основе целостных и однородных первичных данных. Цифровое преобразование способствует достижению технологического суверенитета и обеспечивает условия для развития сферы здравоохранения и долгосрочного устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в условиях высокой динамики изменений внешних и внутренних факторов |
| Целевое состояние | - | большинство процессов в сфере здравоохранения унифицированы и приведены к единым стандартам, применяются "сквозные" цифровые технологии, в том числе технологии искусственного интеллекта; разработан и функционирует на базе единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" (далее - платформа "ГосТех") домен "Здравоохранение"; для решения всего спектра задач технологических процессов и управления информационный обмен в сфере здравоохранения осуществляется на базе "цифровых двойников", а также с применением цифровых платформ, приложений и сервисов; цифровая трансформация в сфере здравоохранения осуществлена на основе отечественных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих технологический суверенитет |
| Индикаторы цифровой трансформации | - | показатель "цифровая зрелость" органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения |
| Ответственный исполнитель, участники разработки, экспертизыи реализациистратегического направления | - | ответственный исполнитель - Министерство здравоохранения Российской Федерации; участники разработки, экспертизы и реализации: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации; Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения; Федеральное медико-биологическое агентство;органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения; территориальные фонды обязательного медицинского страхования; иные заинтересованные организации в сфере здравоохранения |
II. Приоритеты, цель, задачи стратегического направления
1. Приоритеты
Приоритетами стратегического направления являются:
осуществление цифровой трансформации на основе отечественных информационно-коммуникационных технологий, в том числе отечественных "сквозных" цифровых технологий;
платформизация, формирование единой отраслевой технической политики в области информационно-коммуникационных технологий, развитие единых подходов к построению отдельных компонентов архитектуры информационных систем в сфере здравоохранения, в том числе формирование отдельных компонентов отраслевой архитектуры информационных систем на базе общих инструментов моделирования и описания архитектуры информационных систем;
построение общих информационных моделей, введение единых стандартов обмена информацией, унифицированная регламентация взаимодействия между различными системами и субъектами, обеспечение гибкого и масштабируемого управления процессами в сфере здравоохранения;
обеспечение условий для достижения технологического суверенитета в сфере здравоохранения, в частности, посредством импортозамещения в области "сквозных" цифровых технологий;
обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры, в первую очередь объектов критической информационной инфраструктуры;
внедрение в медицинских организациях типовых защищенных автоматизированных рабочих мест с возможностью централизованного управления конфигурациями прикладного и общесистемного программного обеспечения, использования доверенных дистрибутивов;
реализация государственной политики в области цифровой трансформации Министерством здравоохранения Российской Федерации и другими участниками домена "Здравоохранение" посредством применения платформы "ГосТех" и с соблюдением принципов клиентоцентричности.
2. Цель
Целью стратегического направления до 2030 года является достижение высокого уровня "цифровой зрелости" участников реализации стратегического направления, ускоренный переход сектора здравоохранения Российской Федерации на новый управленческий и технологический уровни посредством перехода к "цифровым двойникам", что позволит обеспечить создание единой платформенной экосистемы на основе целостных и однородных первичных данных. Цифровое преобразование способствует достижению технологического суверенитета, обеспечивающего условия для развития сферы здравоохранения и долгосрочного устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в условиях высокой динамики изменений внешних и внутренних факторов.
3. Задачи
Задачами стратегического направления являются:
обеспечение условий и мер поддержки разработки и внедрения отечественных "сквозных" цифровых технологий, применяемых в сфере здравоохранения (как для разработчиков, так и для заказчиков) для создания внутреннего рынка зрелых "сквозных" цифровых технологий;
обеспечение приоритизации научных исследований и разработок, трансфера технологий и предотвращения дублирования затрат на разработку идентичных решений в области "сквозных" цифровых технологий, а также полного покрытия архитектуры информационных систем отечественным программным обеспечением;
стимуляция развития отечественных производителей медицинского оборудования и программного обеспечения;
формирование на базе платформы "ГосТех" целевой архитектуры домена "Здравоохранение" посредством проектирования клиентских путей, а также разработка и введение в эксплуатацию сервисов (платформ) и обеспечение формирования соответствующего правового поля под целевую архитектуру домена "Здравоохранение";
обеспечение условий для оптимизации и трансформации единых практик процессного управления, методов оптимизации процессов, бережливого производства, дизайн-мышления;
создание инфраструктурной платформы для решения задач на всех уровнях управления, которая обеспечивает высокий уровень информационной безопасности;
формирование цифровой экосистемы для сбора, обработки и использования данных в целях улучшения качества оказания медицинской помощи и развития научных биомедицинских исследований;
внедрение индивидуальных электронных медицинских устройств, а также технологий для динамического наблюдения с использованием платформ централизованных диагностических сервисов;
обеспечение активного использования платформы "ГосТех" в сфере здравоохранения;
обеспечение развития отраслевых образовательных программ в области информационно-коммуникационных технологий, в частности, апробация новых механизмов практического обучения;
обеспечение условий развития сервисов (служб) облачных технологий, перехода организаций в сфере здравоохранения на широкое применение облачных решений, а также обеспечение высокого уровня информационной безопасности при применении указанных решений;
обеспечение координации действий, направленных на полное исключение использования программного обеспечения иностранного происхождения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры в сфере здравоохранения;
обеспечение централизованного управления конфигурациями прикладного и общесистемного программного обеспечения с использованием доверенных дистрибутивов;
обеспечение условий для повышения уровня информационной безопасности в медицинских организациях;
внедрение управления отраслью на основе первичных данных;
обеспечение перехода системы здравоохранения на документооборот в сфере охраны здоровья в форме электронных медицинских документов;
обеспечение централизованного ведения персонифицированного учета застрахованных лиц;
создание цифрового профиля пациента на базе единого регистра застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию;
обеспечение возможности централизованного ведения расчетов за оказанную медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе с использованием структурированных электронных медицинских документов;
обеспечение информационного сопровождения застрахованных лиц в рамках прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации;
обеспечение автоматизированного информационного сопровождения, а также мониторинг и анализ использования ресурсов системы здравоохранения и оказания медицинской помощи пациентам.
III. Оценка состояния сферы здравоохранения, бенефициары, участники, вызовы и угрозы
1. Основные процессы сферы и оценка ее текущего состояния
По состоянию на 1 сентября 2023 г. в системе здравоохранения обеспечена и функционирует основная информационная инфраструктура:
1, 024 млн. автоматизированных рабочих мест медицинских работников подключены к медицинским информационным системам в субъектах Российской Федерации;
522, 8 тыс. медицинских работников медицинских организаций (99, 6 процента общего количества врачей, работающих в медицинских организациях) обеспечены усиленными квалифицированными электронными подписями;
100 процентов территориально-выделенных структурных подразделений медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения субъектов Российской Федерации (в том числе фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, подключенные к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") подключены к защищенной сети передачи данных;
98, 56 процента медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения подключены к централизованным подсистемам государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации;
91, 62 процента территориально выделенных структурных подразделений медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения субъектов Российской Федерации используют медицинские информационные системы для организации и оказания медицинской помощи гражданам и обеспечивают информационное взаимодействие с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (далее - единая система) .
Информационно-технологическая инфраструктура и внедренные цифровые решения позволяют гражданам дистанционно записываться на прием к врачу (70, 37 процента записей на прием к врачу по состоянию на 1 сентября 2023 г. совершено гражданами дистанционно) , пользоваться электронными медицинскими документами (на 1 сентября 2023 г. гражданам (66, 7 процента) , являющимся пользователями федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) " (далее - единый портал) , доступны электронные медицинские документы в личном кабинете пациента "Мое здоровье" на едином портале) и цифровые сервисы (на 1 сентября 2023 г. 22, 95 млн. граждан воспользовались услугами (сервисами) в личном кабинете пациента "Мое здоровье" на едином портале) .
В целях перехода системы здравоохранения на документооборот в сфере охраны здоровья в форме электронных медицинских документов Министерством здравоохранения Российской Федерации осуществляется разработка структурированных электронных медицинских документов, которые обеспечивают не менее 80 процентов потребности медицинских организаций для организации электронного медицинского документооборота.
Особое внимание уделяется организации межведомственного электронного взаимодействия.
Так, в соответствии с Федеральным законом "Об оружии" с марта 2022 г. межведомственное взаимодействие с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации осуществляется исключительно в электронном виде в части передачи сведений о прохождении медицинского освидетельствования на получение права ношения оружия, что позволило усилить контроль предоставления права ношения оружия.
В соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" на едином портале реализована возможность государственной регистрации рождения ребенка на основании электронного медицинского свидетельства без посещения отцом либо матерью ребенка органа записи актов гражданского состояния или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2022 г. № 99 "Об утверждении Правил ведения Федерального реестра медицинских документов о смерти" осуществляется передача документов о смерти в форме электронных документов в единую систему.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. № 588 "О признании лица инвалидом" в 2023 году обеспечен переход на полное электронное взаимодействие медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения субъектов Российской Федерации с учреждениями медико-социальной экспертизы.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации до 1 сентября 2024 г. осуществляются переход на выдачу личных медицинских книжек в форме электронного документа и электронное взаимодействие с Федеральной государственной информационной системой сведений санитарно-эпидемиологического характера, оператором которой является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Рост киберпреступности, участившиеся случаи атак, связанные с хищением и уничтожением конфиденциальных данных, нарушением функционирования информационных систем, в том числе на значимых объектах критической информационной инфраструктуры, не только угрожают безопасности жизнедеятельности граждан, но и вызывают у них нежелание использовать государственные информационные системы, обеспечивающие предоставление государственных и муниципальных услуг, в связи с отсутствием доверия у граждан и недостаточной информационной безопасностью.
Возможность надежной и безопасной обработки и хранения персональных данных граждан затруднительна в связи со следующими объективными факторами:
современная вычислительная техника, телекоммуникационное оборудование, специальное программное обеспечение не всегда находится в составе информационных систем Министерства здравоохранения Российской Федерации;
зачастую на объектах информатизации сферы здравоохранения отсутствуют необходимые организац