ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 марта 2024 г. № 637-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления.
2. Минцифры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 г. № 2998-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 44, ст. 7467) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО распоряжением Правительства Российской Федерацииот 16 марта 2024 г. № 637-р
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в области цифровой трансформации государственного управления
I. Общие положения
1. Основания
Стратегические направления цифровой трансформации являются отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации.
Основаниями разработки, корректировки (актуализации) стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления (далее - стратегическое направление) являются:
перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № Пр-2242;
перечень поручений Президента Российской Федерации от 5 августа 2021 г. № Пр-1383;
перечень поручений Президента Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. № Пр-1553;
план мероприятий по актуализации действующих и утверждению новых стратегических направлений в области цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, подготовленный во исполнение подпункта "м" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. № Пр-1553 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 18 июля 2022 г.
2. Период действия стратегического направления
Стратегическое направление утверждается до 2030 года и охватывает проекты, относящиеся к сфере государственного управления.
После завершения действия стратегического направления проводится корректировка (актуализация) стратегического направления.
Основаниями для принятия решения о корректировке (актуализации) стратегического направления являются:
итоги рассмотрения Правительством Российской Федерации доклада Министерства экономического развития Российской Федерации о мониторинге реализации стратегического направления;
обновление перечня наиболее актуальных и востребованных технологических направлений и решений в сфере искусственного интеллекта;
предложения Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, подготовленные по итогам анализа реализации стратегического направления, с учетом в том числе новых угроз национальной безопасности, существенного сокращения ресурсов развития, возрастания рисков недостижения целей и (или) изменения критериев приоритизации, горизонтов планирования или прогнозных условий, а также иных факторов.
3. Паспорт стратегического направления
Наименование | - | Стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления |
Сроки реализации | - | до 2030 года |
Цель | - | обеспечение свободного, устойчивого, безопасного информационного взаимодействия между органами государственной власти, гражданами, бизнесом, а также технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры |
Целевое состояние | - | 100 процентов работников органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации используют коммуникационные сервисы "Типовое автоматизированное рабочее место государственного служащего" в своей работе; по 100 государственным услугам предоставляется возможность получения результата оказания услуги в режиме онлайн к концу 2030 года; осуществление функций и предоставление услуг в электронном виде, увеличение скорости предоставления услуг за счет автоматического формирования результата предоставления услуги; 100 процентов органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений используют электронный документооборот и являются участниками единого информационного пространства взаимодействия; 100 процентов федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации подключены и перешли на централизованное хранение электронных архивных документов; количество заголовков описей федеральных архивов, переведенных в электронный формат, увеличивается на 3, 45 млн. заголовков описей в год и количество оцифрованных архивных дел увеличивается на 39, 5 тыс. в год; 90 процентов документов обязательной отчетности собирается и хранится в электронном виде; создана база данных учета архивных документов, включающая в себя сведения о 100 процентах переданных на хранение в архивы архивных дел (документов) ; 60 процентов электронных документов стандартизированы в целях обеспечения их обмена в электронном виде и оптимизации их заполнения, а также в целях получения сведений, содержащихся в указанных документах; успешное завершение эксперимента по предоставлению ресурсов государственной единой облачной платформы, расширение перечня потребителей ресурсов государственной единой облачной платформы вне экспериментального режима, обеспечение необходимого объема и качества вычислительной инфраструктуры при соблюдении требований к импортозамещению и обеспечению требований информационной безопасности на уровне значимых объектов критической информационной инфраструктуры до 2-й категории включительно; на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех" (далее - платформа "ГосТех") осуществляются создание, развитие и эксплуатация 100 процентов государственных информационных систем от числа подлежащих созданию, развитию и эксплуатации на указанной платформе; 124000000 граждан являются зарегистрированными пользователями федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) " (далее - единый портал) ; 75 документов доступны в модуле мобильного приложения на базе федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации) , обеспечивающего выпуск и хранение цифровых копий; в цифровом профиле гражданина хранится и обрабатывается с возможностью предоставления 150 видов сведений о гражданах; исполнение рутинных операций в рамках бюджетного процесса органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными участниками осуществляется в автоматическом режиме; обеспечена технологическая интеграция данных бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы федерального, регионального и муниципального уровней с данными, содержащимися в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет") , в том числе с использованием технологических решений системы "Электронный бюджет"; предоставление 100 процентов субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на портале предоставления мер финансовой государственной поддержки (далее - портал предоставления поддержки) ; 100 процентов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений переходят на начисление заработной платы в системе "Электронный бюджет"; в рамках государственной автоматизированной информационной системы "Управление" создана подсистема, обеспечивающая отслеживание межотраслевых производственных связей на основе расширенных мониторинговых инструментов |
Индикаторы цифровой трансформации | - | доля органов исполнительной власти, использующих коммуникационные сервисы "Типовое автоматизированное рабочее место государственного служащего", в общем их количестве; количество услуг, предоставляемых в режиме онлайн; доля подключенных федеральных органов исполнительной власти, подведомственных им учреждений и территориальных органов и государственных внебюджетных фондов к электронному юридически значимому документообороту в общем их количестве; доля подключенных участников информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений субъектов Российской Федерации к электронному документообороту в общем их количестве; доля оцифрованных архивных дел федеральных архивов в общем их количестве; доля переданных на хранение в архивы архивных дел (документов) , информация о которых включена в базу данных учета архивных документов, в общем их количестве (государственная информационная система "Архивный учет") ; доля электронного документооборота юридических лиц, осуществляемого с использованием механизма обмена электронными данными, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, в общем объеме документооборота юридических лиц; доля данных по документам обязательной отчетности, обрабатываемой и хранящейся в электронном виде, в том числе на едином портале и региональном портале государственных услуг, в общем их количестве; доля органов государственной власти Российской Федерации, использующих государственные облачные сервисы и инфраструктуру, в общем их количестве; количество сервисов, созданных на платформе "ГосТех", к концу 2025 года; доля государственных информационных систем, созданных, развиваемых и эксплуатируемых на платформе "ГосТех", в общем числе государственных информационных систем, подлежащих созданию, развитию и эксплуатации на платформе "ГосТех", к концу 2030 года; количество зарегистрированных пользователей единого портала; доля организаций бюджетной сферы федерального, регионального и муниципального уровней, представляющих данные бухгалтерского учета в систему "Электронный бюджет", в общем их количестве; доля субсидий, предоставление которых осуществлено с использованием портала предоставления поддержки, в общем их количестве; доля организаций бюджетной сферы федерального, регионального и муниципального уровней, операции по начислению заработной платы которых осуществляются в системе "Электронный бюджет", в общем их количестве; количество созданных инструментов мониторинга отраслей экономики для федерального, регионального и муниципального уровней; доля российской электронной продукции, используемой при реализации проектов цифровой трансформации отрасли, в общем объеме электронной продукции, используемой при реализации таких проектов |
Ответственные исполнители, соисполнители, участники разработки, экспертизыи реализации стратегического направления | - | Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; Министерство экономического развития Российской Федерации; Министерство промышленности и торговли Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Федеральное казначейство; иные федеральные органы исполнительной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления; автономная некоммерческая организация "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации"; автономная некоммерческая организация "Цифровая экономика"; иные организации |
II. Приоритеты, цель, задачи стратегического направления
1. Приоритеты стратегического направления
Стратегическое направление предусматривает:
организацию безопасной и автоматизированной работы для 100 процентов работников федеральных органов исполнительной власти;
автоматизацию и упрощение работы работников ведомств в части межведомственного взаимодействия и организации типовых процессов;
повышение уровня защищенности сервисов государственного служащего;
импортозамещение и снижение санкционных рисков;
достижение целевого показателя "доля органов государственной власти Российской Федерации, использующих государственные облачные сервисы и инфраструктуру, в общем их количестве" до 44 процентов до конца 2024 года;
обеспечение оказания 100 государственных услуг в режиме онлайн с представлением результата в момент обращения заявителя к 2030 году;
переход на электронный документооборот органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений до 100 процентов к 2030 году;
формирование единого информационного пространства в области внутриведомственного и межведомственного электронного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
переход на централизованное хранение электронных архивных документов;
наполнение государственной информационной системы удаленного использования архивных документов и справочно-поисковых средств к ним оцифрованными документами;
создание и систематическое наполнение государственной информационной системы "Архивный учет";
осуществление обмена документами в электронном виде с использованием механизма обмена электронными данными, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия;
обеспечение обработки и хранения федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов обязательной отчетности в электронном виде;
повышение эффективности реализации мероприятий, связанных с созданием, развитием и эксплуатацией государственных информационных систем;
достижение целевого показателя "количество зарегистрированных пользователей единого портала" - 124000000 пользователей к концу 2024 года;
переход к сервисной архитектуре и переопределение архитектуры хранения данных;
достижение 100 процентов охвата организаций бюджетной сферы федерального, регионального и муниципального уровней, представляющих данные бухгалтерского учета в единую технологическую платформу системы "Электронный бюджет";
достижение значения интегрального показателя прозрачности информации о государственных финансах, составляющего не менее 70 баллов;
сокращение времени формирования и представления финансовой и управленческой информации по организациям бюджетной сферы на 50 процентов;
предоставление 100 процентов субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на портале предоставления поддержки;
достижение 100 процентов охвата организаций бюджетной сферы федерального, регионального и муниципального уровней в части исполнения операции по начислению заработной платы в системе "Электронный бюджет";
переход органов государственной власти Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях к модели управления на основе автоматического сбора и анализа данных с использованием информационных платформ.
2. Цель стратегического направления
Целью стратегического направления является обеспечение свободного, устойчивого, безопасного информационного взаимодействия между органами государственной власти Российской Федерации, гражданами, бизнесом, а также технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры.
3. Задачи стратегического направления
Основными задачами цифровой трансформации государственного управления являются:
перевод 100 процентов органов государственной власти Российской Федерации на использование коммуникационных сервисов "Типовое автоматизированное рабочее место государственного служащего";
обеспечение возможности предоставления доступа к коммуникационным сервисам "Типовое автоматизированное рабочее место государственного служащего", в том числе с возможностью дистанционного (удаленного) доступа к коммуникационным сервисам "Типовое автоматизированное рабочее место государственного служащего";
оптимизация расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение информационного взаимодействия с использованием автоматизированных рабочих мест;
повышение уровня защиты информации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей пользователями посредством использования коммуникационных сервисов "Типовое автоматизированное рабочее место государственного служащего";
предоставление органам государственной власти Российской Федерации, государственным учреждениям, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам и публично-правовым компаниям унифицированных облачных услуг в целях размещения информационных систем и информационных ресурсов;
повышение эффективности работы и межведомственного взаимодействия пользователей за счет мгновенного поиска и взаимодействия государственных служащих;
использование отечественного и (или) свободно распространяемого программного обеспечения с открытым кодом;
повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми услугами, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством;
обеспечение возможности постоянного и временного хранения, поиска и обработки подлинников архивных документов в электронном виде с обеспечением их сохранности, аутентичности, целостности и пригодности для использования на протяжении всего срока хранения;
обеспечение возможности электронного учета и онлайн-поиска сведений об архивных документах, переданных на хранение в архивы;
формирование единого информационного пространства в области внутриведомственного и межведомственного электронного документооборота органов государственной власти Российской Федерации, используемого для реализации процессов государственного управления и построенного на общих принципах, единых технологических и методологических решениях с применением облачных сервисов мониторинга соблюдения регламентов межведомственного согласования документов и контроля исполнения поручений;
обеспечение процессов делопроизводства с возможностью информационного взаимодействия с участниками межведомственного электронного документооборота при осуществлении полномочий органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, некоммерческими организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, иными организациями, ведущими регулярную переписку с органами государственной власти Российской Федерации, посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий;
формирование и апробация методических, организационных и технологических условий для обеспечения функционирования государственной единой облачной платформы;
разработка и апробация федеральной государственной информационной системы "Управление государственной единой облачной платформой" для мониторинга утилизации потребляемых вычислительных, телекоммуникационных ре