О государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2023 г. № 2386
МОСКВА
О государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере"
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2024 № 1705)
В соответствии со статьями 612 и 613 Федерального закона "О государственной социальной помощи" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере".
2. Установить, что мероприятия, предусмотренные Положением, утвержденным настоящим постановлением, осуществляются федеральными органами исполнительной власти, подведомственными им учреждениями и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в рамках установленных полномочий и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральными законами о федеральном бюджете и бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации:
а) обеспечить реализацию мероприятий по созданию, вводу в эксплуатацию, сопровождению и развитию государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере";
б) до полного ввода в эксплуатацию третьей очереди государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" обеспечивать миграцию данных из государственных информационных систем, оператором которых является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и информационных систем Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в государственную информационную систему "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере";
в) до полного ввода в эксплуатацию третьей очереди государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" организовывать миграцию данных из государственной информационной системы, оператором которой является федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, информационных систем Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, функционал которых будет замещен государственной информационной системой "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", в государственную информационную систему "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере";
г) обеспечить доведение до органов государственной власти (государственных органов) , органов местного самоуправления, организаций, находящихся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления, использующих собственные информационные системы при назначении и предоставлении мер социальной защиты (поддержки) , социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат гражданам в соответствии с частями 5 и 6 статьи 612 Федерального закона "О государственной социальной помощи", форматов информационного обмена (их изменений) не менее чем за 6 месяцев до начала интеграции их собственных информационных систем с государственной информационной системой "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере";
д) обеспечивать ежеквартальное размещение на официальном сайте оператора государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" статистических данных в отношении сведений о лицах, признанных инвалидами, о численности инвалидов по группам инвалидности, производимых денежных выплатах инвалидам и об иных мерах социальной защиты (поддержки) по субъектам Российской Федерации и в целом по Российской Федерации.
4. Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации до полного ввода в эксплуатацию третьей очереди государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" обеспечивать миграцию данных из информационных систем федеральных учреждений медико-социальной экспертизы в государственную информационную систему "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере".
5. Федеральным органам исполнительной власти, Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации привести свои акты в соответствие с настоящим постановлением в 3-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления.
6. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации привести акты субъектов Российской Федерации в соответствие с настоящим постановлением в 3-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления.
7. Сведения, определенные разделом 15 состава информации, размещаемой в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", приведенного в приложении № 2 к Положению, утвержденному настоящим постановлением, в отношении категорий граждан, предусмотренных подпунктами "а" - "е" пункта 57 Положения, утвержденного настоящим постановлением, за период до 1 июля 2024 г. размещаются в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" органами государственной власти (государственными органами) , органами местного самоуправления, организациями, предоставляющими меры социальной защиты (поддержки) , социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, до 1 января 2025 г., за исключением сведений, размещаемых Министерством обороны Российской Федерации.
8. Сведения об отнесении гражданина к категории обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы или образовательные программы среднего профессионального образования, за период с 1 января 2020 г. до 1 июля 2024 г. размещаются в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10 июля 2023 г. № 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
9. Министерство обороны Российской Федерации размещает сведения, определенные разделом 15 состава информации, размещаемой в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", приведенного в приложении № 2 к Положению, утвержденному настоящим постановлением, в отношении граждан, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 57 Положения, утвержденного настоящим постановлением, за период по 31 декабря 2024 г. включительно начиная с 1 января 2025 г.
10. Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в течение 6 месяцев со дня завершения Фондом работ по технологической готовности реализации процессов внедренной очереди государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (за исключением процессов первой очереди) в целях обеспечения бесперебойного и непрерывного предоставления гражданам государственных услуг и реализации функций Фонда вправе использовать государственные информационные системы, функционал которых будет замещен государственной информационной системой "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2024 № 1705)
11. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2023 г. № 1910 "Об утверждении Правил информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки) , социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, № 47, ст. 8422) дополнить пунктом 21 следующего содержания:
"21. Установить, что на основании части 1 статьи 13 Федерального закона от 10 июля 2023 г. № 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве информирование в части мер социальной защиты (поддержки) , социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, предоставление которых обеспечивается за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и (или) в рамках переданных полномочий, осуществляется уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы с применением региональных информационных систем и инфраструктуры, созданных и эксплуатируемых субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москвой, в том числе регионального портала государственных и муниципальных услуг.".
13. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г., за исключением:
подпункта "з" пункта 5 раздела I (в части, касающейся подпунктов "а" - "е" пункта 11 части 3 статьи 612 Федерального закона "О государственной социальной помощи") , пунктов 38 - 40 раздела IV, подпунктов "а" - "е" пункта 57, пунктов 61 - 69 раздела V Положения, утвержденного настоящим постановлением, разделов 15 и 18 состава информации, размещаемой в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", приведенного в приложении № 2 к Положению, утвержденному настоящим постановлением, вступающих в силу с 1 июля 2024 г.;
абзаца второго пункта 49 раздела IV (в части, касающейся предоставления сведений, предусмотренных разделами 14, 15 и 18 состава информации, размещаемой в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", приведенного в приложении № 2 к Положению, утвержденному настоящим постановлением) , пункта 70 раздела V и пункта 82 раздела VI Положения, утвержденного настоящим постановлением, вступающих в силу с 1 января 2025 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 29 декабря 2023 г. № 2386
ПОЛОЖЕНИЕ о государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере"
I. Общие положения, функции государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере"
1. Настоящее Положение определяет структуру государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (далее - единая цифровая платформа) , полномочия участников отношений, возникающих в связи с созданием, функционированием и развитием единой цифровой платформы (далее - участники информационного взаимодействия) , состав информации, размещаемой на единой цифровой платформе, и источники такой информации, порядок направления сведений, предусмотренных Федеральным законом "О государственной социальной помощи", на единую цифровую платформу, порядок обеспечения доступа к сведениям, содержащимся на единой цифровой платформе, порядок выявления граждан, нуждающихся в получении мер социальной защиты (поддержки) , а также учета и использования сведений о таких гражданах, порядок информационного взаимодействия единой цифровой платформы с иными информационными системами, регламент функционирования единой цифровой платформы, иные положения, необходимые для обеспечения функционирования единой цифровой платформы.
2. Обеспечение создания, функционирования и развития единой цифровой платформы осуществляется в соответствии с положениями, определенными Федеральным законом "О государственной социальной помощи", а также в соответствии с положениями Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федерального закона "О персональных данных", иных нормативных правовых актов Российской Федерации и настоящего Положения.
3. Создание и функционирование единой цифровой платформы осуществляются на основе следующих принципов:
а) однократность размещения на единой цифровой платформе информации, аналогичной по содержанию;
б) многократность использования информации, размещенной на единой цифровой платформе, участниками информационного взаимодействия;
в) применение инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для осуществления государственных и муниципальных функций и предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
г) непрерывность и бесперебойность функционирования единой цифровой платформы;
д) обязательность использования усиленной квалифицированной электронной подписи в соответствии с законодательством Российской Федерации при размещении информации на единой цифровой платформе поставщиками информации, указанными в части 6 статьи 613 Федерального закона "О государственной социальной помощи";
е) полнота, достоверность, актуальность информации, размещаемой на единой цифровой платформе.
4. Единая цифровая платформа создается в целях:
а) обеспечения процессов осуществления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы функций и предоставления услуг;
б) автоматизации процессов предоставления мер социальной защиты (поддержки) , социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, в том числе пенсионного обеспечения, и выплат, предоставляемых гражданам в Российской Федерации (далее - меры социальной защиты (поддержки) , проведения медико-социальной экспертизы, учета мероприятий по реабилитации (абилитации) инвалидов и детей-инвалидов, в том числе по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и предоставлению им услуг, а также учета мероприятий по реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
в) обеспечения граждан, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки) , информацией о мерах социальной защиты (поддержки) .
5. Функциями единой цифровой платформы являются:
а) автоматизация процессов назначения и предоставления гражданам мер социальной защиты (поддержки) , пенсионного обеспечения граждан, проведения медико-социальной экспертизы, а также учета сведений об инвалидах, детях-инвалидах и мероприятиях реабилитации (абилитации) инвалидов, детей-инвалидов и работников, в том числе пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обеспечения инвалидов, детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и предоставления им услуг;
б) обеспечение ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, предусмотренного Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования";
в) обеспечение процессов предоставления государственных услуг и осуществления государственных функций в сфере обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также своевременного учета взаимных обязательств страхователей и страховщика;
г) формирование и ведение единого реестра субъектов обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
д) обеспечение ведения процессов управления средствами пенсионных накоплений лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования;
е) обеспечение приема и обработки сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного учета) в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования;
ж) обеспечение выявления событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты (поддержки) , и информирование таких граждан о возникающих у них правах в связи с наступлением таких событий;
з) обеспечение регистрации решений об отнесении граждан к категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной защиты (поддержки) , и ведения учета сведений о таких гражданах, указанных в подпунктах "а" - "ж" пункта 11 части 3 статьи 612 Федерального закона "О государственной социальной помощи";
и) формирование, обработка и хранение сведений о гражданах, необходимых для определения их прав на получение мер социальной защиты (поддержки) ;
к) формирование и ведение банка данных о законных представителях лиц, имеющих право на получение мер социальной защиты (поддержки) ;
л) осуществление процесса выявления граждан, нуждающихся в получении мер социальной защиты (поддержки) , а также учета сведений о таких гражданах;
м) осуществление процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки) ;
н) формирование и ведение классификатора мер социальной защиты (поддержки) , перечня категорий получателей мер социальной защиты (поддержки) , иных классификаторов, справочников и реестров единой цифровой платформы, применяемых в целях осуществления функций, предоставления услуг и автоматизации процессов, определенных частью 1 статьи 612 Федерального закона "О государственной социальной помощи";
о) обеспечение контроля за гарантированным объемом предоставления мер социальной защиты (поддержки) ;
п) предоставление участникам информационного взаимодействия информации об основаниях, условиях, способах, формах и фактах предоставления мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также сведений об организациях, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки) ;
р) обеспечение доступа граждан к сведениям, содержащимся на единой цифровой платформе, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) " (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг) ;
с) обеспечение взаимодействия со страхователями по обязательному пенсионному и социальному страхованию;
т) обеспечение взаимодействия с органами государственной власти (государственными органами) , органами местного самоуправления, организациями, находящимися в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее - органы и организации) в процессе предоставления мер социальной защиты (поддержки) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе федеральной государственной информационной системо