ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 октября 2023 г. № 2894-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
2. Минпросвещения России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2021 г. № 3427-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 50, ст. 8630) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО распоряжением Правительства Российской Федерацииот 18 октября 2023 г. № 2894-р
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельностиМинистерства просвещения Российской Федерации
I. Общие положения
1. Основания
Стратегические направления цифровой трансформации являются отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации.
Основаниями разработки (корректировки) стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - стратегическое направление) , являются:
Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2022 г. № 1241 "О федеральной государственной информационной системе "Моя школа" и внесении изменения в подпункт "а" пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме";
постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2022 г. № 2229 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2022 г. № 1241";
Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 г. № 20-р;
перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. № Пр-1648;
перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" от 31 декабря 2020 г. № Пр-2242;
перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 5 августа 2021 г. № Пр-1383;
перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" от 16 декабря 2021 г. № Пр-2371;
перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 1 сентября 2022 г. № Пр-1553;
перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" от 29 января 2023 г. № Пр-172;
план мероприятий по актуализации действующих и утверждению новых стратегических направлений в области цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, подготовленный во исполнение подпункта "м" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. № Пр-1553 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 18 июля 2022 г.
2. Период действия стратегического направления
Стратегическое направление утверждается до 2030 года и поэтапно охватывает дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, среднее профессиональное образование, а также соответствующее дополнительное образование.
Внесение изменений в стратегическое направление возможно не более одного раза в год.
После завершения периода действия стратегического направления проводится корректировка (актуализация) стратегического направления.
Основаниями для принятия решения о корректировке (актуализации) стратегического направления являются:
итоги рассмотрения Правительством Российской Федерации доклада Министерства экономического развития Российской Федерации о мониторинге реализации стратегического направления (при необходимости) ;
обновление перечня наиболее актуальных и востребованных технологических направлений и решений в сфере искусственного интеллекта (при необходимости) ;
предложения Министерства просвещения Российской Федерации, подготовленные по итогам анализа реализации стратегического направления, в том числе с учетом новых угроз национальной безопасности, существенного сокращения ресурсов развития, возрастания рисков недостижения целей и (или) изменения критериев приоритизации, горизонтов планирования или прогнозных условий, а также иных факторов.
Корректировка (актуализация) стратегического направления осуществляется на основании решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
3. Паспорт стратегического направления
Наименование | - | стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации |
Сроки реализации | - | до 2030 года |
Цель | - | достижение высокой степени "цифровой зрелости" сферы образования на базе единого, качественного, безопасного образовательного пространства, построенного с учетом предоставления равного доступа к качественному верифицированному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории Российской Федерации для всех категорий участников образовательных отношений |
Целевое состояние | - | 2022 - 2030 годы: участникам образовательных отношений предоставлен равный доступ к верифицированному цифровому образовательному контенту; обеспечена возможность планирования траектории личностного роста обучающегося; 2023 - 2030 годы: обеспечена возможность управления траекторией, академическими и личностными достижениями обучающегося; обучающимся предоставлена возможность автоматизированных подбора и поступления в общеобразовательные организации, записи на участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и (или) государственных итоговых аттестациях, получения документов об образовании; предоставлена возможность для подачи документов на обучение по программам среднего профессионального или высшего образования; привлечены экспертные системы искусственного интеллекта для автоматизации проверки домашних заданий и планирования образовательных программ; обеспечена возможность принятия управленческих решений на основе анализа больших данных; обеспечена возможность осуществлять взаимодействие с наставниками |
Индикаторы цифровой трансформации | - | доля обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогических работников, которым обеспечен равный доступ на безвозмездной основе к верифицированному цифровому образовательному контенту; доля использования проактивных сервисов подборки цифрового образовательного контента обучающимися, родителями (законными представителями) и педагогическими работниками; доля обучающихся и их родителей (законных представителей) , которым создана возможность формирования эффективной системы выявления, развития и поддержки талантов у детей при помощи комплексного проактивного сервиса; доля обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогических работников, которым обеспечена возможность эффективно планировать траекторию личностного роста обучающегося; доля педагогических работников, которым обеспечена возможность автоматизированного планирования образовательных программ, а также возможность осуществлять автоматизированную проверку домашних заданий, в том числе с использованием систем искусственного интеллекта; доля образовательных организаций, использующих информационную систему, позволяющую снизить уровень бюрократизации образовательной деятельности и обеспечивающую возможность принятия управленческих решений на основе анализа больших данных, в том числе с помощью интеллектуальных алгоритмов |
Ответственные исполнители, соисполнители, участники разработки, экспертизы и реализации стратегического направления | - | Министерство просвещения Российской Федерации; Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; Министерство экономического развития Российской Федерации; Министерство промышленности и торговли Российской Федерации; иные органы государственной власти Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления |
II. Приоритеты, цель, задачи стратегического направления
1. Приоритеты
Приоритетами стратегического направления являются сохранение и усиление традиционных форм образования с помощью информационных технологий для достижения высокого уровня цифрового развития образовательной деятельности ("цифровая зрелость" сферы образования) .
В рамках реализации стратегического направления предусматривается:
внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения) российского происхождения к 2030 году - 100 процентов;
создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся, а также использование сервисов и создание единых форм услуг с применением в том числе инфраструктуры федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) ";
увеличение доли российской электронной продукции, используемой при реализации проектов в области цифровой трансформации образования, в общем объеме электронной продукции, используемой при реализации таких проектов, со следующими целевыми значениями:
в 2023 году - 39, 5 процента;
в 2024 году - 40, 8 процента;
в 2025 году - 42 процента;
в 2026 году - 42, 3 процента;
в 2027 году - 42, 6 процента;
в 2028 году - 42, 7 процента;
в 2029 году - 42, 8 процента;
в 2030 году - 42, 8 процента.
Также реализация стратегического направления предусматривает достижение следующих целевых показателей национальной цели "Цифровая трансформация", установленных подпунктом "д" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов;
рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") , до 97 процентов;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года.
2. Цель
Целью стратегического направления является достижение высокой степени "цифровой зрелости" сферы образования на базе единого, качественного, безопасного образовательного пространства, построенного с учетом предоставления равного доступа к качественному верифицированному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории Российской Федерации для всех категорий участников образовательных отношений.
3. Задачи
Задачами стратегического направления являются:
реализация равного доступа к качественному верифицированному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам;
предоставление возможности построения индивидуальных образовательных траекторий личностного роста обучающегося и педагогического работника;
формирование эффективной системы выявления, развития и поддержки талантов у детей;
повышение эффективности процессов функционирования организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе предусматривающее мероприятие по повышению информационной безопасности;
формирование набора сервисов с возможностью получения услуг в сфере образования и (или) информации посредством единой точки доступа к цифровым образовательным сервисам;
стандартизация взаимодействия создаваемых и существующих информационных систем, функционирующих в сфере образования, и переход на использование единых классификаторов, реестров, справочников и форматов обмена данными;
снижение административной нагрузки за счет внедрения новых технологических решений в сфере образования, включая технологии искусственного интеллекта.
III. Оценка состояния, участники, проблематикастратегического направления
1. Основные процессы в сфере образования и оценка ее текущего состояния
В рамках реализации стратегического направления, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2021 г. № 3427-р, формируется положительная динамика в части создания и внедрения проектных инициатив.
В 2022 году достигнуты результаты по реализации проектов "Библиотека цифрового образовательного контента" (35 процентов) , "Цифровой помощник ученика" (10 процентов) и "Цифровое портфолио ученика" (15 процентов) .
Министерством просвещения Российской Федерации проведена работа по рассмотрению и согласованию региональных стратегий цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления (далее - региональные стратегии цифровой трансформации) в целях обеспечения приведения во взаимное соответствие проектов, включенных в региональные стратегии цифровой трансформации, с проектами стратегического направления.
По состоянию на первое полугодие 2023 г. проектные инициативы стратегического направления включены в региональные стратегии цифровой трансформации и будут использованы субъектами Российской Федерации:
в рамках проекта "Библиотека цифрового образовательного контента" - в 82 субъектах;
в рамках проекта "Цифровой помощник ученика" - в 73 субъектах;
в рамках проекта "Цифровой помощник родителя" - в 74 субъектах;
в рамках проекта "Цифровое портфолио ученика" - в 80 субъектах;
в рамках проекта "Цифровой помощник учителя" - в 74 субъектах;
в рамках проекта "Система управления в образовательной организации" - в 81 субъекте.
Основным инструментом реализации мероприятий в области цифровой трансформации общего и среднего профессионального образования является федеральный проект "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", в рамках которого обеспечивается формирование инфраструктуры и материально-технической базы образовательных организаций для создания условий, которым должна соответствовать современная образовательная организация, в том числе в целях формирования качественно нового уровня процесса получения знаний.
В рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" в 2022 году обеспечено:
оснащение материально-технической базы 4020 образовательных организаций для внедрения цифровой образовательной среды в 58 субъектах Российской Федерации (16317 образовательных организаций в 82 субъектах Российской Федерации нарастающим итогом с 2019 года) . Значение показателя "Доля общеобразовательных организаций, оснащенных в целях внедрения цифровой образовательной среды" федерального проекта "Цифровая образовательная среда" по итогам 2022 года составило 37 процентов. В 2023 году реализуются мероприятия по оснащению еще 2736 образовательных организаций;
оснащение (обновление) компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования в 15 субъектах Российской Федерации 1189 образовательных организаций (3314 образовательных организаций нарастающим итогом с 2021 года) .
В 2022 году разработано 4 компонента федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды (сервис аналитики, сервис поддержки пользователей, сервис доступности дополнительного образования, цифровой помощник ученика) . При этом в 2021 году разработано 4 компонента указанной информационно-сервисной платформы (базовая платформа, библиотека цифрового образовательного контента, работа с документами, управление средствами отображения информации) . При этом нарастающим итогом с 2021 года разработано и запущено 8 компонентов информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды при плановом значении 5 сервисов (компонентов) .
В 2023 году осуществляется разработка 4 компонентов федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды (цифровой помощник учителя, цифровой помощник родителя, цифровой психолог, система управления в образовательной организации) и развитие 3 компонентов указанной информационно-сервисной платформы (цифровой помощник ученика, сервис аналитики, сервис доступности дополнительного образования) .
Ключевой системой стала федеральная государственная информационная система "Моя школа". Министерство просвещения Российской Федерации выступает как единый функциональный заказчик по всем работам и осуществляет разработку соответствующего контента и цифровых образовательных сервисов, а Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в лице оператора организует и разрабатывает необходимое программное обеспечение и осуществляет его непрерывную работу и безопасность.
Реализация проекта "Библиотека цифрового образов