Об актуарной деятельности Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2023 г. № 1245
МОСКВА
Об актуарной деятельности Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации актуарной деятельности;
стандарт актуарной деятельности "Актуарная деятельность Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
2. Установить, что расходы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, связанные с осуществлением актуарной деятельности, обеспечением получения и поддержания профессиональной квалификации работниками Фонда, осуществляющими актуарную деятельность, подлежат финансированию за счет средств бюджета Фонда, направляемых на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 1 августа 2023 г. № 1245
ПРАВИЛА осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации актуарной деятельности
1. Настоящие Правила определяют порядок осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) актуарной деятельности.
2. Актуарная деятельность Фонда направлена на:
а) оценивание деятельности Фонда по расчету размеров тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и финансовую оценку обязательств перед застрахованными лицами;
б) оценивание финансового состояния систем обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
3. Понятия, используемые в настоящих Правилах, имеют значения, установленные стандартом актуарной деятельности "Актуарная деятельность Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2023 г. № 1245 "Об актуарной деятельности Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
4. Целью обязательного актуарного оценивания деятельности Фонда является подготовка выводов об обоснованности тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование и о финансовой обеспеченности обязательств Фонда перед застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию и обязательному социальному страхованию.
5. Задачами актуарного оценивания деятельности Фонда являются:
а) проверка экономической обоснованности тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование исходя из требования долгосрочной финансовой устойчивости Фонда;
б) финансовая оценка (определение стоимости) обязательств перед застрахованными лицами;
в) оценка финансового состояния Фонда;
г) оценка объемов доходов и расходов бюджета Фонда;
д) оценка объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда;
е) оценка достижения целевых ориентиров, определенных стратегическими документами Российской Федерации;
ж) оценка нормативных правовых актов Российской Федерации и проектов нормативных правовых актов Российской Федерации в области пенсионного и социального обеспечения и смежных сферах в части обеспечения выполнения обязательств Фонда и определения долгосрочных последствий исполнения бюджета Фонда для достижения целей развития систем обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования и сбалансированности бюджета Фонда.
6. Заказчиком актуарного оценивания (в том числе обязательного) является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
7. Актуарная деятельность Фонда, включая актуарное оценивание, осуществляется актуарной службой Фонда.
8. Работники актуарной службы Фонда, непосредственно осуществляющие актуарное оценивание, должны иметь знания законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере деятельности Фонда, включая бюджетное законодательство Российской Федерации. Требования к квалификации таких работников устанавливаются заказчиком актуарного оценивания.
9. Запрос и получение Фондом у субъектов официального статистического учета официальной статистической информации, необходимой для осуществления актуарной деятельности, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации.
10. Методики осуществления актуарной деятельности утверждаются председателем Фонда по согласованию с заказчиком актуарного оценивания.
11. Актуарное оценивание осуществляется не реже одного раза в год.
12. Контроль за регулярным проведением актуарной службой Фонда актуарного оценивания деятельности Фонда, результатами такого оценивания осуществляет правление Фонда.
13. Результаты актуарного оценивания деятельности Фонда отражаются в актуарном заключении.
14. Актуарное заключение утверждается председателем Фонда и представляется заказчику актуарного оценивания.
____________
УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерацииот 1 августа 2023 г. № 1245
СТАНДАРТ актуарной деятельности "Актуарная деятельность Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации"
Раздел I. Общие положения
1. Стандарт актуарной деятельности "Актуарная деятельность Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (далее - стандарт) устанавливает руководящие принципы осуществления актуарной деятельности Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) .
2. Стандарт применяется в целях:
осуществления актуарной деятельности Фонда;
анализа результатов деятельности Фонда;
актуарного оценивания деятельности Фонда и решения задач актуарного оценивания, предусмотренных пунктом 5 Правил осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации актуарной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2023 г. № 1245 "Об актуарной деятельности Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (далее соответственно - Правила, задачи актуарного оценивания) .
3. Стандарт обязателен для применения работниками актуарной службы Фонда, непосредственно осуществляющими актуарную деятельность, и иными работниками Фонда, осуществляющими информационное, методологическое, аналитическое, программно-техническое или иное обеспечение и (или) сопровождение актуарной деятельности Фонда.
4. Работники Фонда, указанные в пункте 3 стандарта, применяют стандарт с учетом законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы функционирования систем обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования.
Раздел II. Основные понятия
5. В целях стандарта применяются следующие основные понятия:
а) "актуарная деятельность Фонда" - деятельность Фонда по анализу и количественной, финансовой оценке рисков систем обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств Фонда, а также по разработке и оценке эффективности методов управления финансовыми рисками;
б) "актуарная служба Фонда" - специализированное структурное подразделение центрального аппарата Фонда, осуществляющее актуарную деятельность, включая актуарное оценивание;
в) "актуарное оценивание" - вид актуарной деятельности Фонда, результатом которой является актуарное заключение;
г) "актуарное заключение" - документ, который подготовлен по итогам актуарного оценивания, и в зависимости от задачи актуарного оценивания содержит выводы об обоснованности размеров тарифов страховых взносов, объеме (стоимости) финансовых обязательств Фонда, условиях их выполнения, о финансовом состоянии Фонда, возможности достижения определенных финансовых показателей, рисках развития Фонда и мерах по их предотвращению (минимизации) ;
д) "актуарные расчеты" - расчеты в процессе осуществления актуарной деятельности финансово-экономических показателей с использованием математических и статистических методов;
е) "заказчик актуарного оценивания" - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
ж) "зарегистрированные лица" - физические лица, которым открыт индивидуальный лицевой счет в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в целях обеспечения реализации их прав в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций;
з) "застрахованные лица" - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
и) "информационные системы" - информационные системы (подсистемы) Фонда, государственные информационные системы, оператором которых является Фонд, иные государственные информационные системы, данные которых используются для осуществления актуарной деятельности Фонда;
к) "методология актуарной деятельности" - совокупность взаимоувязанных методов, применяемых при осуществлении актуарной деятельности;
л) "объект актуарной деятельности Фонда" - деятельность Фонда в части финансовых рисков систем обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования и (или) выполнения обусловленных наличием рисков финансовых обязательств Фонда, которая подлежит актуарному оцениванию или в отношении которой осуществляются актуарные расчеты;
м) "обязательное актуарное оценивание" - актуарное оценивание деятельности Фонда по расчету размеров тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование, а также финансовая оценка обязательств перед застрахованными лицами;
н) "результаты актуарной деятельности" - актуарное заключение, итоговый документ (отчет) , результаты актуарных расчетов.
Раздел III. Информационная база актуарной деятельности Фонда
6. Для осуществления актуарной деятельности Фонда используются данные официальной статистической и ведомственной отчетности и информационных систем, выбор которых производится исходя из следующих требований:
достоверность;
полнота охвата;
актуальность;
сопоставимость;
учет законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы функционирования систем обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а также иных нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности Фонда и оказывающих влияние на финансовое состояние Фонда;
учет факторов, влияющих на финансовое состояние Фонда;
задача актуарного оценивания;
наличие отчетной и иной доступной информации.
7. Актуарная служба Фонда обосновывает выбор данных, необходимых для выполнения задачи актуарного оценивания по каждому объекту актуарной деятельности Фонда, рассмотрев все источники информации, соответствующие требованиям, указанным в пункте 6 стандарта.
8. Для актуарных расчетов демографических параметров данные, предусмотренные пунктом 7 стандарта, могут включать:
а) демографическую статистику и прогнозные данные:
численность населения, родившихся, умерших, прибывших, выбывших;
показатели рождаемости населения (в том числе таблиц рождаемости населения - средний возраст матери, брутто-коэффициент воспроизводства, нетто-коэффициент воспроизводства, суммарный коэффициент рождаемости, возрастной коэффициент рождаемости, кумулятивный коэффициент рождаемости, среднее число рождений в данном возрасте, среднее число рождений к данному возрасту, ожидаемое число рождений) ;
показатели смертности населения (в том числе таблиц смертности и ожидаемой продолжительности жизни населения - число умерших на 1000 человек соответствующего пола и возраста, число доживающих до данного возраста, число умирающих в данном возрастном интервале, вероятность умереть в данном возрасте, вероятность дожить до конца возрастного интервала, число живущих в данном возрастном интервале, число человеко-лет жизни в возрасте старше данного, ожидаемая продолжительность предстоящей жизни, коэффициент дожития) , в том числе по причинам смерти;
показатели, характеризующие миграционные процессы (включая внешнюю и внутреннюю миграцию) ;
показатели заболеваемости и инвалидизации населения.
Актуарная служба Фонда при осуществлении актуарных расчетов вправе использовать иные показатели демографической статистики и прогнозных данных.
Демографическая статистика и прогнозные данные, используемые актуарной службой Фонда в процессе осуществления актуарной деятельности, представляются Фонду в соответствии с пунктом 9 Правил по одногодичным возрастно-половым группам, за исключением случаев, когда такая детализация не предусмотрена органом, являющимся субъектом официального статистического учета, ответственным за формирование официальной статистической информации;
б) демографические характеристики зарегистрированных и (или) застрахованных лиц:
численность;
показатели смертности зарегистрированных и (или) застрахованных лиц (в том числе таблиц смертности и ожидаемой продолжительности жизни указанных лиц) ;
таблицы прибытия в категорию (выбытия из категории) ;
таблицы выбытия инвалидов.
Актуарная служба Фонда при осуществлении актуарных расчетов вправе использовать иные демографические характеристики зарегистрированных и (или) застрахованных лиц.
Демографические характеристики зарегистрированных и (или) застрахованных лиц, используемые актуарной службой Фонда в процессе осуществления актуарной деятельности, представляются Фонду в соответствии с пунктом 9 Правил при наличии возможности:
по одногодичным возрастно-половым группам;
по признаку жизни (живые, умершие, живые и умершие) ;
по региону регистрации (проживания) либо в случае отсутствия данной информации по региону регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета и (или) по региону подачи индивидуальных сведений;
по признаку занятости;
по признаку начисления и (или) уплаты страховых взносов;
по признаку пенсионера (пенсионер, не пенсионер) ;
по основным категориям застрахованных лиц исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
по категориям застрахованных лиц, занятых на рабочих местах (в условиях) , дающих право на досрочное назначение страховой пенсии, предусмотренным законодательством Российской Федерации (подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, работы с тяжелыми условиями труда и др.) ;
по видам выплат (страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности, страховая пенсия по случаю потери кормильца и др.) ;
по видам оснований осуществления выплат (подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, работы с тяжелыми условиями труда и др.) .
Демографические характеристики зарегистрированных и (или) застрахованных лиц могут представляться Фонду в соответствии с пунктом 9 Правил при наличии возможности в иной детализации.
9. Для актуарных расчетов макроэкономических параметров данные, предусмотренные пунктом 7 стандарта, могут включать следующие макроэкономические показатели:
валовый внутренний продукт, валовый региональный продукт;
фонд заработной платы и выплаты социального характера;
оплата труда по данным системы национальных счетов, в том числе оплата труда, не наблюдаемая прямыми статистическими методами, иные показатели системы национальных счетов;
среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в экономике;
доходы предпринимателей;
распределение работников по размерам заработной платы;
индекс потребительских цен, индекс-дефлятор валового внутреннего продукта;
минимальный размер оплаты труда;
прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения, уровень бедности, иные социально-экономические индикаторы бедности;
денежные доходы, расходы и сбережения населения и их структура.
Актуарная служба Фонда при осуществлении актуарных расчетов вправе использовать иные макроэкономические показатели.
Макроэкономические показатели, используемые актуарной службой Фонда в процессе осуществления актуарной деятельности, представляются Фонду в соответствии с пунктом 9 Правил по видам экономической деятельности, за исключением случаев, когда их сбор по видам экономической деятельности не предусмотрен формами федерального статистического наблюдения и задачей актуарного оценивания.
10. Для актуарного оценивания условий формирования прав застрахованных лиц актуарная служба Фонда использует следующие данные по рынку труда:
баланс трудовых ресурсов;
численность рабочей силы и населения, не входящего в состав рабочей силы, занятых, безработных, наемных работников, индивидуальных предпринимателей и других категорий занятых, продолжительность занятости, безработицы и стажа и иные характеристики, прибытие и выбытие работников, использование рабочего времени;
условия труда, производственный травматизм;
затраты труда.
Актуарная служба Фонда при осуществлении актуарных расчетов вправе использовать иные данные по рынку труда.
11. Для актуарного оценивания условий финансового обеспечения выполнения обязательств Фонда перед всеми категориями зарегистрированных и (или) застрахованных лиц актуарная служба Фонда использует:
а) нормы законодательства Российской Федерации по начислению и уплате страховых взносов, исчислению пенсионных прав и прав на иные виды выплат, осуществляемых Фондом, установлению и выплате пенсий и иных выплат;
б) информацию о размерах (объемах) страховых взносов, межбюджетных трансфертов, иных поступлений в бюджет Фонда, расходов по источникам и направлениям финансирования, дефицита, об обеспеченности бюджета Фонда собственными средствами - по программам и подпрограммам обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования;
в) экономические и социально-трудовые характеристики зарегистрированных и (или) застрахованных лиц.
12. Ретроспектива данных, необходимых для осуществления актуарного оценивания, определяется актуарной службой Фонда таким образом, чтобы разработать обоснованные предположения о развитии демографических, макроэкономических, социально-трудовых и прочих факторов, влияющих на функционирование систем обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
13. Степень детализации данных, предусмотренных пунктом 7 стандарта, определяется актуарной службой Фонда в соответствии с задачами актуарного оценивания, а также с учетом необходимости обеспечить реализацию методологии актуарной деятельности на выбранной актуарной модели.
14. Допустимыми источниками данных для актуарного оценивания являются внутренние и внешние источники.
15. К данным из внутренних источников относятся данные внутренней отчетности Фонда и выборки из информационных систем (подсистем) Фонда.
16. К данным из внешних источников относятся:
официальная статистическая информация, представляемая Федеральной службой государственной статистики и иными субъектами официального статистического учета;
официальные