О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2023 г. № 853
МОСКВА
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу:
абзацы пятидесятый и пятьдесят первый подпункта "б" пункта 9 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 г. № 83 "О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 6, ст. 965) , в части дополнения пункта 15 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии подпунктом "т";
подпункт "д" пункта 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2016 г. № 613 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 28, ст. 4738) .
3. Реализация настоящего постановления осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Министерства, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г., за исключением пункта 2 настоящего постановления, абзаца шестнадцатого подпункта "б", подпунктов "г", "д", "з" - "л", "п", "с" и "т" пункта 2 изменений, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 февраля 2024 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 29 мая 2023 г. № 853
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации
1. Правила раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 36, ст. 4902) , дополнить пунктом 51 следующего содержания:
"51. Проекты нормативных правовых актов, прошедшие публичное обсуждение сроком не менее 15 календарных дней в порядке, установленном Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", считаются прошедшими общественное обсуждение в порядке, установленном настоящими Правилами.
В случае если срок публичного обсуждения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, составил менее 15 календарных дней, проект акта подлежит дополнительному размещению на общественное обсуждение, при этом совокупный срок публичного обсуждения и общественного обсуждения должен составлять не менее 15 календарных дней.".
2. В Правилах проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 52, ст. 7491; 2015, № 6, ст. 965; № 36, ст. 5037; 2016, № 28, ст. 4738; № 43, ст. 6028; 2017, № 29, ст. 4374; № 41, ст. 5963; 2018, № 45, ст. 6947; 2019, № 11, ст. 1119; № 38, ст. 5313; 2020, № 13, ст. 1912; № 19, ст. 3016; 2021, № 3, ст. 585; № 13, ст. 2241; № 28, ст. 5534, 5535; 2023, № 8, ст. 1334) :
а) дополнить пунктом 11 следующего содержания:
"11. Оценке регулирующего воздействия в соответствии с пунктом 601 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (далее - Регламент Правительства ) , пунктом 31 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (далее - Правила подготовки нормативных правовых актов) , подлежат:
а) проекты актов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности:
содержащие требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) , муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования) ;
регулирующие отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) ;
регулирующие отношения по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
регулирующие отношения в области создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц и осуществления ими своей деятельности;
регулирующие отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания) , производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, к выполнению работ и оказанию услуг;
регулирующие отношения в области порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации;
регулирующие отношения в области оценки соответствия, в области безопасности процессов производства;
регулирующие отношения в области применения мер ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в указанных в абзацах втором - восьмом настоящего подпункта сферах;
б) проекты актов, устанавливающие требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления.";
б) в пункте 2:
после абзаца девятого дополнить абзацами следующего содержания:
"подготавливаемых в случаях, установленных пунктом 611 Регламента Правительства ;
утверждающих, изменяющих, признающих утратившими силу административные регламенты предоставления государственных услуг;
утверждающих, изменяющих показатели деятельности федеральных органов исполнительной власти и их подведомственных учреждений, перечни индикаторов риска нарушения обязательных требований;
регулирующих отношения в сфере действия законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также устанавливаемых обязательных требований при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц;
предусматривающих ратификацию международных договоров;
предусматривающих применение мер таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования и одобренных на подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции;
предусматривающих применение специальных экономических мер;
утверждающих, изменяющих формы, форматы и порядки заполнения документов, необходимых таможенным органам для исполнения возложенных на них полномочий;
устанавливающих, изменяющих компетенцию таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций;
утверждающих, изменяющих порядки создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, порядки функционирования государственных информационных систем, а также порядки создания и ведения государственных информационных ресурсов (за исключением случаев, когда такими порядками устанавливаются обязательные требования для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности) ;
регулирующих отношения в сфере учета в налоговых органах организаций и физических лиц;
устанавливающих требования к финансовой устойчивости организаций, которые вправе выдавать отдельные виды независимых гарантий уплаты денежных сумм в бюджетную систему Российской Федерации, заключать договоры поручительства по уплате денежных сумм в бюджетную систему Российской Федерации, а также открывать счета эскроу (являться эскроу-агентом) в целях размещения денежных средств (за исключением случаев, когда такими порядками устанавливаются обязательные требования для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности) ;
устанавливающих требования к финансовой устойчивости организаций, на счетах которых могут размещаться средства федерального бюджета, единого казначейского счета, государственных корпораций и компаний, публично-правовых компаний, отдельных акционерных обществ и компенсационных фондов (за исключением случаев, когда такими порядками устанавливаются обязательные требования для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности) .";
в абзаце десятом цифры "3, 4, 6, 7" заменить цифрами "3, 4, 6 - 7", слова "требований подпунктов "с" и "т" пункта 15" заменить словами "требований подпункта "с" пункта 15", слова "предусмотренных подпунктами "с" и "т" пункта 15" заменить словами "предусмотренных подпунктом "с" пункта 15";
в) в пункте 4:
абзац второй после слов "на соответствие принципам" дополнить словами "и условиям";
абзац третий изложить в следующей редакции:
"Оценка регулирующего воздействия проектов актов, устанавливающих требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления, проводится в случае, предусмотренном пунктом 11 настоящих Правил.";
г) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Оценка регулирующего воздействия проектов актов проводится с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготовленном разработчиком проекте акта.";
д) дополнить пунктами 61 и 62 следующего содержания:
"61. Для проектов актов, содержащих обязательные требования, устанавливаются следующие степени регулирующего воздействия:
а) высокая степень регулирующего воздействия:
проекты актов, содержащие обязательные требования, затраты субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности на соблюдение которых за 6 лет с предполагаемой даты вступления в силу проекта акта составят более 3 млрд. рублей;
проекты актов, относящиеся к соответствующей сфере общественных отношений согласно утвержденному на соответствующий год плану проведения оценки применения обязательных требований в соответствии с Правилами оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, подготовки, рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2454 "Об утверждении Правил оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, подготовки, рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования", в случае если разработчик проекта акта не завершил одну из процедур, предусмотренных планом проведения оценки применения обязательных требований на соответствующий год (действие настоящего абзаца не распространяется на случаи внесения изменений, связанных с передачей полномочий от одних федеральных органов исполнительной власти другим или с распределением полномочий между федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, либо не содержащих обязательные требования изменений, связанных со структурой и функциями федеральных органов исполнительной власти и определением перечня должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и их полномочий) ;
б) средняя степень регулирующего воздействия - проекты актов, содержащие обязательные требования, затраты субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности на соблюдение которых за 6 лет с предполагаемой даты вступления в силу проекта акта составят от 300 млн. до 3 млрд. рублей;
в) низкая степень регулирующего воздействия:
проекты актов, содержащие обязательные требования, затраты субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности на соблюдение которых за 6 лет с предполагаемой даты вступления в силу проекта акта составят менее 300 млн. рублей;
проекты актов, предусмотренные частью 21 статьи 3 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
62. Для проектов актов, подлежащих оценке регулирующего воздействия и не содержащих обязательные требования, устанавливаются следующие степени регулирующего воздействия:
а) высокая степень регулирующего воздействия - проект акта содержит положения, устанавливающие ранее не предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их установлению, и (или) положения, приводящие к возникновению ранее не предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и (или) положения, устанавливающие ранее не предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также к осуществлению полномочий органов местного самоуправления;
б) средняя степень регулирующего воздействия - проект акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их установлению, и (или) положения, приводящие к увеличению ранее предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и (или) положения, изменяющие ранее предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления;
в) низкая степень регулирующего воздействия - проект акта не содержит положений, предусмотренных подпунктами "а" и "б" настоящего пункта.";
е) дополнить пунктом 71 следующего содержания:
"71. При проведении оценки регулирующего воздействия проектов актов Министерство экономического развития Российской Федерации оценивает наличие в них обязательных требований в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Разработчик для определения наличия в проекте акта обязательных требований руководствуется методикой оценки регулирующего воздействия проектов актов, утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации.
Разработчик в целях соблюдения настоящих Правил может направить в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации запрос с приложением текста проекта акта о разъяснении необходимости проведения оценки регулирующего воздействия проекта акта, степени его регулирующего воздействия, а также наличия в его положениях обязательных требований.
Министерство экономического развития Российской Федерации рассматривает и направляет ответ на такой запрос не позднее 10 рабочих дней со дня его поступления в Министерство экономического развития Российской Федерации, если поручением Правительства Российской Федерации не установлены иные сроки.";
ж) подпункт "б1" пункта 11 дополнить словами "(далее - рабочая группа при подкомиссии Правительственной комиссии по проведению административной реформы) ";
з) дополнить пунктами 141 - 145 следующего содержания:
"141. В целях определения степени регулирующего воздействия проекта акта, устанавливающего и (или) изменяющего обязательные требования, разработчик до осуществления действий, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил, подготавливает информацию, содержащую оценку затрат субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения обязательных требований, исходя из размеров затрат, определенных абзацем вторым подпункта "а", подпунктом "б" и абзацем вторым подпункта "в" пункта 61 настоящих Правил.
142. В случае отнесения проекта акта к низкой степени регулирующего воздействия, исходя из оценки затрат субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения обязательных требований, предусмотренной пунктом 141 настоящих Правил, разработчик направляет на рассмотрение подготовленную информацию, содержащую такую оценку затрат, в Министерство экономического развития Российской Федерации, а также с проектом акта в автономную некоммерческую организацию "Аналитический центр при Пр