ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 мая 2023 г. № 1315-р
МОСКВА
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.10.2024 № 2963-р)
1. Утвердить прилагаемую Концепцию технологического развития на период до 2030 года (далее - Концепция) .
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Концепции при разработке и реализации отраслевых документов стратегического планирования, государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.
3. Рекомендовать:
органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции при разработке и реализации региональных программ (подпрограмм) и иных документов;
государственным корпорациям и заинтересованным акционерным обществам с государственным участием обеспечить включение в свои стратегии деятельности мер, направленных на обеспечение технологического развития Российской Федерации, и до 30 октября 2023 г. направить уточненные стратегии деятельности в Минэкономразвития России.
4. Минэкономразвития России совместно с Минобрнауки России обеспечить:
разработку в месячный срок с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций плана первоочередных мероприятий по реализации Концепции и внесение его в Правительство Российской Федерации;
подготовку и ежегодное представление в Правительство Российской Федерации до 30 ноября года, следующего за отчетным, доклада о ходе реализации Концепции, включая оценку прогресса в достижении целей и целевых показателей Концепции, и необходимости актуализации и уточнения Концепции с учетом вызовов и возможностей технологического развития Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 20 мая 2023 г. № 1315-р
КОНЦЕПЦИЯ технологического развития на период до 2030 года
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.10.2024 № 2963-р)
I. Общие положения
Концепцией технологического развития на период до 2030 года (далее - Концепция) определяются вызовы, принципы и цели технологического развития на период до 2030 года.
Концепция разрабатывается в рамках реализации перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшегося 18 июля 2022 г. (№ Пр-1553 от 1 сентября 2022 г.) .
Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.10.2024 № 2963-р)
Концепция обобщает материалы стратегических сессий, проведенных Правительством Российской Федерации в июне - августе 2022 г. для определения приоритетных стратегических направлений деятельности Правительства Российской Федерации с учетом ограничений и рисков, связанных с санкционным давлением.
Реализация Концепции направлена на развитие высокотехнологичных отраслей экономики Российской Федерации, что характеризует ее как отраслевой документ стратегического планирования Российской Федерации, определяющий развитие определенной сферы или отрасли экономики.
Концепция является основой для разработки (корректировки) и реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, региональных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования Российской Федерации, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием.
II. Основные понятия
Понятия, используемые в Концепции, означают следующее:
"важнейшие инновационные проекты государственного значения" - комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления мероприятий, который направлен на достижение необходимого уровня национальной безопасности, получение экономического эффекта, имеющего значение для экономики в целом или крупных секторов экономики;
"венчурные инвестиции" - инвестиции в технологические компании на ранней стадии и стадии роста, направленные на создание и вывод на рынок перспективных продуктов, связанные с вероятностью потерь средств, вложенных в конкретную компанию, а также недостижением запланированного результата и высокой ожидаемой потенциальной доходностью от совокупности таких инвестиций;
"вызовы технологического развития" - объективно требующая реакции со стороны государства и общества совокупность проблем, угроз и возможностей в области разработки и внедрения технологий, сложность и масштаб которых таковы, что они не могут быть решены, устранены или реализованы без структурных изменений исключительно за счет увеличения ресурсов;
"высокотехнологичная продукция" - товары, относящиеся к следующим продуктовым группам в соответствии со Стандартной международной торговой классификацией Организации Объединенных Наций: вооружение, измерительные инструменты, научные и оптические приборы, компьютерная и офисная техника, космические и иные летательные аппараты, включая беспилотные, неэлектрические машины и оборудование, лекарственные препараты и медицинские инструменты, химические продукты и материалы, электрические машины, электроника и телекоммуникационное оборудование;
"договор инвестиционного товарищества" - инструмент осуществления прямых и (или) венчурных инвестиций, при котором товарищи-вкладчики обязуются осуществлять совместную деятельность без образования юридического лица и внести свои вклады в общее имущество для финансирования инновационных проектов;
"импортозамещение" - процесс создания новых или развития существующих современных конкурентоспособных производств и технологий в Российской Федерации, предназначенных для замещения импортируемых товаров, услуг и технологий. Импортозамещение, как правило, осуществляется в форме локализации на территории Российской Федерации производств и технологий, воспроизведения технологий, либо в форме переориентации трансграничных производственных цепочек на устойчивых (надежных) поставщиков, импортирующих на территорию Российской Федерации товары, услуги и технологии;
"инновационная продукция" - новые или подвергавшиеся технологическим изменениям разной степени в течение последних 3 лет товары, работы, услуги;
"инновационный научно-технологический центр" - совокупность организаций, основной целью деятельности которых является осуществление научно-технологической деятельности, и иных лиц, деятельность которых направлена на обеспечение функционирования такого центра, действующих на определенной Правительством Российской Федерации территории. На указанной территории применяется преференциальный правовой режим осуществления научно-технологической и иных видов деятельности, направленных на повышение инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок, коммерциализацию их результатов, а также расширение доступа граждан и юридических лиц к участию в перспективных научных и научно-технических проектах;
"инновационно ориентированный экономический рост" - тип социально-экономического развития, обеспеченный преимущественно технологическими инновациями и полученными экономическими эффектами от их внедрения, включая производство добавленной стоимости и капитализацию компаний и корпораций;
"инновационный проект" - комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов;
"институты инновационного развития" - создаваемые государством специализированные организации, деятельность которых направлена на стимулирование технологических инноваций и получение от их внедрения экономических эффектов, а также на создание условий для развития технологических компаний, включая предоставление финансирования;
"интеллектуальная собственность" - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (товарные знаки и др.) , которым предоставляется правовая охрана;
"компания-лидер" - российская организация, заключившая соглашение с Правительством Российской Федерации в сфере развития сквозных технологий и осуществляющая деятельность по развитию рынков инновационной продукции, производимой с использованием сквозных технологий, стимулированию производства такой продукции, обеспечению научно-технологических заделов, развитию соответствующей инфраструктуры и подготовке кадров;
"критические технологии" - отраслевые технологии, критически необходимые для производства важнейших видов высокотехнологичной продукции и создания высокотехнологичных сервисов, имеющие системное значение для функционирования экономики, решения социально-экономических задач и обеспечения обороны страны и безопасности государства;
"локализация производства" - создание в Российской Федерации производства на основе зарубежных технологий, при котором управление дальнейшим развитием технологий (компетенции, техническая документация, производство ключевых компонентов) в той или иной степени остается за пределами Российской Федерации;
"малая технологическая компания" - технологическая компания, одновременно соответствующая следующим критериям:
непревышение определенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке предельного значения объема выручки организации (выручки от реализации товаров (оказания услуг, выполнения работ) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручки от реализации имущественных прав) за предшествующий календарный год;
соответствие основного вида экономической деятельности организации одному из основных видов экономической деятельности, включенных в перечень основных видов экономической деятельности, который определен в установленном законодательством Российской Федерации порядке в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
соответствие уровня научно-технического потенциала организации уровню, определенному в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
наличие возможности для применения (внедрения) инновационных технологий при разработке и (или) производстве продукции (оказании услуг, выполнении работ) ;
"малые инновационные предприятия" - хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - научным организациям или образовательным организациям высшего образования;
"наилучшая доступная технология" - технология производства продукции (товаров) , выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности применения такой технологии;
"национальная технологическая инициатива" - объединение представителей бизнеса и экспертных сообществ в целях развития в Российской Федерации перспективных технологических рынков и отраслей. Национальная технологическая инициатива включает систему организационных форм (платформ) , обеспечивающих активность таких объединений, соответствующие меры их стимулирования и поддержки, а также инфраструктуру (центры Национальной технологической инициативы на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций, инфраструктурные центры, коллективные пространства) . Мероприятия Национальной технологической инициативы включают поддержку проектов в целях реализации планов мероприятий Национальной технологической инициативы и проектов, направленных на создание условий для достижения технологического лидерства и (или) технологического суверенитета, реализацию программ центров Национальной технологической инициативы по развитию сквозных технологий, популяризацию и поддержку малых технологических компаний, акселерацию команд, вовлеченных в создание малых технологических компаний, "кружковое" движение, объединяющее школьников, студентов, их родителей, учителей, наставников в команды с целью решения технологических задач, подготовку кадров и другие;
"передовая инженерная школа" - структурное подразделение образовательной организации высшего образования, осуществляющее образовательную, научную, инновационную деятельность в соответствии с программой развития передовой инженерной школы в партнерстве с технологическими компаниями;
"право на риск" - допущение возможности недостижения запланированных эффектов от реализации инновационного проекта с использованием средств государственной поддержки в связи с высоким уровнем риска (неопределенности) инноваций. Определение допустимого уровня риска, в том числе финансовых потерь, а также базовых критериев управления риском закрепляется в законодательстве Российской Федерации;
"проекты-маяки" - проекты по формированию новых рынков (прототипов рынков) , основанных на создании спроса и предложения высокотехнологичной и инновационной продукции, предусматривающие введение новых регуляторных правил или проведение правового эксперимента, отработку бизнес-моделей организаций. В настоящее время проекты-маяки реализуются в сфере коммерческих грузовых беспилотных перевозок в 3 средах (авиа, авто, водные) , медицины на основе обработки данных, развития электротранспорта;
"проекты технологического суверенитета" - проекты полного инновационного цикла по производству высокотехнологичной продукции на основе собственных линий разработки с использованием критических и сквозных технологий, охватывающие все стадии инновационного цикла и включающие в том числе кадровые и регуляторные аспекты;
"производственная система" - совокупность взаимосвязанных структур и механизмов, обеспечивающих устойчивое создание, распределение, обращение и потребление продукции и услуг в национальной экономике;
"результаты интеллектуальной деятельности" - нематериальные объекты, содержащие знания или решения, созданные в результате творческой (креативной) деятельности, в том числе проведения научных исследований и разработок. Согласно статье 1225 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью) , являются:
произведения науки, литературы и искусства;
программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) ;
базы данных;
исполнения;
фонограммы;
сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания) ;
изобретения;
полезные модели;
промышленные образцы;
селекционные достижения;
топологии интегральных микросхем;
секреты производства (ноу-хау) ;
фирменные наименования;
товарные знаки и знаки обслуживания;
географические указания;
наименования мест происхождения товаров;
коммерческие обозначения;
"сквозные технологии (технологические направления) " - перспективные технологии межотраслевого назначения, обеспечивающие создание инновационных продуктов и сервисов и оказывающие существенное влияние на развитие экономики, радикально меняя существующие рынки и (или) способствуя формированию новых рынков. Сквозные технологии определяют перспективный облик экономики и отдельных отраслей в течение ближайших 10 - 15 лет;
"собственная линия разработки технологии" - комплекс мероприятий (проектов, программ) и условий, обеспечивающих создание и устойчивое развитие конкретных отечественных технологий и продуктов на их основе, включая разработку их новых поколений. Собственные линии разработки технологий реализуются отечественными предприятиями и организациями, располагающими необходимыми для этих целей ресурсами (результатами исследований и разработок, технической документацией, правами на результаты интеллектуальной деятельности, материальной базой, кадрами, источниками финансирования) и компетенциями, в том числе в рамках международной кооперации;
"соглашения между Правительством Российской Федерации и компаниями-лидерами" - соглашения о намерениях и обязательствах сторон по развитию отдельных сквозных технологий в целях формирования перспективных рынков и создания технологических продуктов. Соответствующие обязательства сторон фиксируются в "дорожных картах" по реализации соглашений до 2030 года;
"стартап (технологический) " - вновь созданное предприятие, ориентированное на разработку и (или) производство продуктов на основе какой-либо инновационной идеи, связанной, как правило, с использованием новых технологий. Особенностью стартапа является наличие команды и технологической идеи. Цель развития стартапа состоит в капитализации идеи в рамках производства серийной продукции (услуги) и (или) поглощения компанией-инвестором;
"таксономия проектов технологического суверенитета" - перечень требований (приоритетов, критериев) , при соответствии которым инвестиционный и (или) исследовательский проект признается проектом по развитию критических и (или) сквозных технологий. Данный перечень закрепляется в законодательстве Российской Федерации и служит для организации льготного финансирования (кредитования) и иных мер поддержки проектов;
"технологическая инновация" - новый либо усовершенствованный продукт (товар, услуга) , процесс или способ производства (передачи) продуктов, внедренный на рынке и (или) используемый в деятельности организации;
"технологическая компания" - коммерческая организация, создающая и (или) применяющая инновационные технологии при разработке и (или) производстве продукции (оказании услуг, выполнении работ) в рамках осуществления основного вида экономической деятельности, включенного в перечень основных видов экономической деятельности, который определен в установленном законодательством Российской Федерации порядке в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
"технологическое лидерство" - превосходство технологий и (или) продукции по основным параметрам (функциональным, техническим, стоимостным) над зарубежными аналогами;
"технологическая политика" - комплекс регуляторных, экономических, организационных и иных мер, направленных на достижение конкретных целей в области технологического развития, разработки и внедрения новых производственных и технологических процессов;
"технологический приоритет" - группа технологий (технологических направлений) , определенных в качестве первоочередных. В основе технологических приоритетов лежит обеспечение технологического суверенитета, ускорение инновационно ориентированного экономического роста и обеспечение развития производственной системы страны;
"технологический суверенитет" - наличие в стране (под национальным контролем) критических и ск