О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 543
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2023 г. № 163
МОСКВА
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 543
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 07.11.2023 № 1869, от 11.06.2024 № 781)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 543 "О государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) " (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 27, ст. 3602; 2015, № 14, ст. 2123; № 37, ст. 5153; 2016, № 7, ст. 988; 2018, № 44, ст. 6733; 2019, № 23, ст. 2962; 2020, № 34, ст. 5481; 2021, № 28, ст. 5518; 2022, № 1, ст. 135) .
2. Федеральной антимонопольной службе:
до 1 июля 2024 г. привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением;
до 1 июля 2025 г. утвердить формы отчетов, предусмотренных пунктом 25 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 543 "О государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) " (в редакции настоящего постановления) .
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.2024 № 781)
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением абзацев второго - пятого пункта 25 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 543 "О государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) " (в редакции настоящего постановления) , которые вступают в силу с 1 июля 2025 г. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.2024 № 781)
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 4 февраля 2023 г. № 163
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 543
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.11.2023 № 1869)
1. В наименовании и абзаце втором пункта 1 слова "органами исполнительной власти" заменить словами "исполнительными органами".
2. Пункт 2 признать утратившим силу.
3. Положение о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) , утвержденное указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 27 июня 2013 г. № 543 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 4 февраля 2023 г. № 163)
ПОЛОЖЕНИЕ о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного контроля (надзора) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) , предмет которого установлен в пункте 6 настоящего Положения (далее соответственно - контролируемые лица, государственный контроль (надзор) .
В соответствии с настоящим Положением осуществляются следующие виды государственного контроля (надзора) :
государственный контроль (надзор) за реализацией контролируемыми лицами полномочий в сферах естественных монополий;
государственный контроль (надзор) за реализацией контролируемыми лицами полномочий в области регулирования цен (тарифов) в области газоснабжения;
государственный контроль (надзор) за реализацией контролируемыми лицами полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики;
государственный контроль (надзор) за реализацией контролируемыми лицами полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
государственный контроль (надзор) за реализацией контролируемыми лицами полномочий в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
государственный контроль (надзор) за реализацией контролируемыми лицами полномочий в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
2. Государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной антимонопольной службой (далее - контрольный орган) .
3. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) , применяются положения Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", а также федеральных законов "О естественных монополиях", "О газоснабжении в Российской Федерации", "Об электроэнергетике", "О теплоснабжении", "О водоснабжении и водоотведении", "Об отходах производства и потребления", и настоящего Положения.
4. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
"инвестиционные ресурсы" - средства, предусмотренные в качестве источников финансирования инвестиционных программ субъектов естественных монополий, субъектов электроэнергетики, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных в установленном порядке (далее - инвестиционные программы) , включенные в состав необходимой валовой выручки таких организаций при установлении регулируемых цен (тарифов) в объеме, предусмотренном инвестиционными программами;
"использование инвестиционных ресурсов" - расходование инвестиционных ресурсов в соответствии с целями, мероприятиями и объемами финансирования, предусмотренными инвестиционными программами.
5. Должностными лицами контрольного органа, осуществляющими государственный контроль (надзор) (далее - инспекторы) , являются:
а) руководитель Федеральной антимонопольной службы;
б) заместители руководителя Федеральной антимонопольной службы, в ведении которых находятся вопросы государственного контроля (надзора) ;
в) начальники структурных подразделений Федеральной антимонопольной службы и их заместители, в ведении которых находятся вопросы государственного контроля (надзора) ;
г) начальники отделов структурных подразделений Федеральной антимонопольной службы и их заместители, в ведении которых находятся вопросы государственного контроля (надзора) , главные государственные инспекторы, старшие государственные инспекторы и государственные инспекторы отделов структурных подразделений Федеральной антимонопольной службы, в ведении которых находятся вопросы государственного контроля (надзора) ;
д) федеральные государственные гражданские служащие Федеральной антимонопольной службы ведущей и старшей групп должностей категории "специалисты", младшей группы должностей категории "обеспечивающие специалисты" отделов структурных подразделений Федеральной антимонопольной службы, не указанные в подпункте "г" настоящего пункта, в ведении которых находятся вопросы государственного контроля (надзора) .
6. Предметом государственного контроля (надзора) является:
а) в сферах естественных монополий (за исключением случаев, указанных в подпунктах "б" - "д" настоящего пункта) - соблюдение контролируемым лицом при реализации полномочий в сферах естественных монополий обязательных требований, установленных Федеральным законом "О естественных монополиях", другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами в сферах естественных монополий, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сферах естественных монополий, регулируемых на уровне контролируемого лица, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) , учета контролируемым лицом экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, а также раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности при установлении государственных регулируемых цен (тарифов) , использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов) ;
б) в области газоснабжения - соблюдение контролируемым лицом при реализации полномочий в области регулирования цен (тарифов) в области газоснабжения обязательных требований, установленных Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в области газоснабжения, к установлению и (или) применению регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения, регулируемых на уровне контролируемого лица, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) , учета контролируемым лицом экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, а также раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности при установлении регулируемых государством цен (тарифов) ;
в) в сфере электроэнергетики - соблюдение контролируемым лицом при реализации полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики обязательных требований, установленных Федеральным законом "Об электроэнергетике", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики, к установлению и (или) применению цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, регулируемых на уровне контролируемого лица, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) и платы, учета контролируемым лицом экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении субъектами электроэнергетики видов деятельности, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, а также раздельного учета доходов и расходов при осуществлении субъектами электроэнергетики указанных видов деятельности при установлении регулируемых государством цен (тарифов) и платы, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых государством цен (тарифов) и платы;
г) в сфере теплоснабжения - соблюдение контролируемым лицом при реализации полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения обязательных требований, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, регулируемых на уровне контролируемого лица, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) , учета контролируемым лицом экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, а также раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения при установлении регулируемых цен (тарифов) , использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) , и соблюдение контролируемым лицом стандартов раскрытия информации, предусмотренных Федеральным законом "О теплоснабжении";
д) в сфере водоснабжения и водоотведения - соблюдение контролируемым лицом при реализации полномочий в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения обязательных требований, установленных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения, к установлению и (или) применению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, регулируемых на уровне контролируемого лица, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, учета контролируемым лицом экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, а также раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения при установлении регулируемых тарифов, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, и соблюдение контролируемым лицом стандартов раскрытия информации, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении";
е) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами - соблюдение контролируемым лицом при реализации полномочий в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами обязательных требований, установленных Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, к установлению и (или) применению тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, регулируемых на уровне контролируемого лица, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, учета контролируемым лицом экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами при установлении регулируемых тарифов, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, и соблюдение контролируемым лицом стандартов раскрытия информации, предусмотренных Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".
II. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора)
7. При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) обобщение правоприменительной практики;
б) консультирование;
в) информирование.
8. В рамках осуществления государственного контроля (надзора) в целях обобщения правоприменительной практики контрольным органом ежегодно готовится доклад о правоприменительной практике.
Доклад о правоприменительной практике утверждается руководителем контрольного органа и размещается на официальном сайте контрольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
9. Консультирование осуществляется инспектором на личном приеме или посредством видео-конференц-связи в соответствии с графиком консультирования, определенным руководителем контрольного органа.
Консультирование осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения (далее - обязательные требования) .
10. В целях информирования контрольный орган размещает и ежемесячно актуализирует на своем официальном сайте в сети "Интернет":
а) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора) ;
б) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора) , о сроках и порядке их вступления в силу;
в) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц актов, содержащих обязательные требования, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований;
г) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
д) сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного органа, действий (бездействия) инспекторов;
е) доклады о правоприменительной практике.
III. Контрольные (надзорные) мероприятия и контрольные (надзорные) действия
11. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством следующих плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
а) документарная проверка;
б) выездная проверка;
в) наблюдение за соблюдением обязательных требований.
12. Под документарной проверкой в целях настоящего Положения понимается контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения контрольного органа.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
13. Под выездной проверкой в целях настоящего Положения понимается комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов.
14. В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов;
в) осмотр сайта в сети "Интернет";
г) анализ информации, поступившей через федеральную государственную информационную систему "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (далее - единая аналитическая система) .
15. Под осмотром в целях настоящего Положения понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в проведении визуального обследования территорий, помещений (отсеков) , производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов без вскрытия помещений (отсеков) , транспортных средств, упаковки продукции (товаров) , без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами, а также визуальный осмотр сайта в сети "Интернет".
Осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.
По результатам осмотра инспектором составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений (отсеков) или сайтов в сети "Интернет", а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.
Осмотр не может проводиться в отношении жилого помещения.
16. Под опросом в целях настоящего Положения понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в получении инспектором устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя и иных лиц, рас