ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 декабря 2022 г. № 4344-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемую программу социально-экономического развития Байкальского муниципального образования до 2040 года (далее - программа) .
2. Считать реализацию отдельных мероприятий, предусмотренных программой (далее - мероприятия) , приоритетной задачей общегосударственного значения.
3. Федеральным органам исполнительной власти и организациям, участвующим в реализации мероприятий:
а) при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий при условии своевременного представления Правительством Иркутской области необходимой документации и обосновывающих материалов;
б) предусматривать в рамках федеральных проектов, а также при разработке актов Правительства Российской Федерации, в том числе актов об утверждении государственных программ Российской Федерации, и внесении в них изменений, затрагивающих вопросы реализации мероприятий, финансирование мероприятий в приоритетном порядке;
в) обеспечить реализацию мероприятий;
г) обеспечить взаимодействие с Правительством Иркутской области по вопросам реализации мероприятий;
д) представлять ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий.
4. Минэкономразвития России:
а) представлять ежегодно, до 25 марта года, следующего за отчетным, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий;
б) рассмотреть совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Правительством Иркутской области по итогам реализации в 2040 году мероприятий возможность продления срока реализации программы до полного завершения реализации мероприятий.
5. Рекомендовать Правительству Иркутской области:
а) предусмотреть в бюджете Иркутской области бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий;
б) обеспечить реализацию мероприятий;
в) представлять ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий.
6. Финансовое обеспечение реализации мероприятий осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 29 декабря 2022 г. № 4344-р
ПРОГРАММА социально-экономического развития Байкальского муниципального образования до 2040 года
I. Общие положения
Значительная часть истории г. Байкальска (с населением более 13 тыс. человек) , расположенного в Слюдянском районе Иркутской области на южном берегу мирового природного наследия - озера Байкал, связана с Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом, который был запущен в 1966 году и долгое время был градообразующим предприятием.
Отличительной особенностью города является то, что при его проектировании и строительстве основные жизнеобеспечивающие объекты (теплоэлектромагистраль, системы водоотведения и водоснабжения) были включены в структуру производственных мощностей Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, развитие города изначально зависело от производственной деятельности предприятия.
В 2013 году работа открытого акционерного общества "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат" была приостановлена. Сегодня в цехах открытого акционерного общества "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат" продолжают находиться опасные химические вещества, которые использовались в технологическом цикле целлюлозного производства. Для минимизации рисков влияния токсичных отходов, включающих продукты разложения (шлам зеленого щелока, шлам лигнина и другие опасные вещества) , на экологию уникального водоема и прилегающих территорий необходим комплексный подход.
Расположение территории бывшего комбината в зоне повышенной сейсмической активности, а карт-накопителей - в непосредственной близости к берегу озера Байкал повышает риск техногенной катастрофы.
Кроме того, существует селевая опасность, исходящая от бассейнов небольших рек Большая и Малая Осиновка, впадающих в озеро Байкал восточнее г. Байкальска и несущих угрозу разрушения отстойников и выноса ядовитых отходов в озеро.
С учетом положений подпункта "б" пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации по результатам проверки исполнения законодательства по сохранению озера Байкал и его экологическому оздоровлению от 12 сентября 2019 г. № Пр-1818 и подпункта "а" пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам XXV Петербургского международного экономического форума от 20 июля 2022 г. № Пр-1269 обществом с ограниченной ответственностью "Центр развития Байкальского региона" (дочерняя организация государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ") и обществом с ограниченной ответственностью "КБ Стрелка" разработан стратегический мастер-план комплексного развития территории Байкальского муниципального образования (далее - мастер-план) . Документ нацелен на решение существующих социальных, экономических и экологических проблем за счет создания инфраструктуры, строительства, благоустройства и эффективного использования территории. Мастер-план разработан для территории Байкальского муниципального образования на период до 2040 года.
Настоящая программа социально-экономического развития Байкальского муниципального образования до 2040 года (далее - программа) сформирована с учетом мероприятий мастер-плана и направлена на реализацию положений подпункта "б" пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации по результатам проверки исполнения законодательства по сохранению озера Байкал и его экологическому оздоровлению от 12 сентября 2019 г. № Пр-1818 и подпункта "а" пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам XXV Петербургского международного экономического форума от 20 июля 2022 г. № Пр-1269.
II. Экономика
Основой экономики г. Байкальска будет являться развитие туристического сектора экономики, сопутствующих отраслей и других видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
1. Институциональная среда
В целях создания условий для реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов, устранения избыточных требований при реализации проектов и роста инвестиций в основной капитал за счет внебюджетных источников требуется рассмотреть вопросы о совершенствовании законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в части:
снятия существующих ограничений для развития территории Байкальского муниципального образования;
разработки внутренних нормативных документов.
Предложения по гармонизации федерального законодательства, регулирующего отношения в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, приведены в приложении № 1.
2. Туризм
Туризм для г. Байкальска является приоритетной отраслью экономики. В настоящее время в городе представлены следующие виды туризма - горнолыжный, спортивный, событийный и водный. Вместе с тем имеется богатый туристско-рекреационный потенциал, что позволяет развивать различные виды туризма - экологический, горный (треккинг) , лечебно-оздоровительный, деловой и научно-образовательный, круизный, культурно-познавательный, экскурсионный и детский.
За период c 2014 года по 2019 год туристический поток в г. Байкальск вырос в 2 раза до уровня 180 тыс. человек в год.
Исходя из главных ценностей территории (озеро Байкал и природное окружение, уникальный климат, индустриальное наследие и богатый туристический потенциал) формируется портрет целевых туристов г. Байкальска - активные путешественники, люди, которые хотят встретиться с первозданной природой и внести вклад в ее сохранение (волонтеры, предприниматели) , а также потребители высококлассных туристических и реабилитационных услуг.
Г. Байкальск - точка притяжения для региональных туристов выходного дня, которые являются основными пользователями горнолыжного комплекса (жители Иркутской области - 14, 6 процента, Республики Бурятия - 9 процентов, Забайкальского и Красноярского краев - 4 процента, Новосибирской области - 3 процента, Свердловской области - 2 процента) , а также жителей крупнейших городов европейской части России - г. Москвы и Московской области - 9 процентов, г. Санкт-Петербурга - 6 процентов, приезжающих в основном в летний сезон.
Иностранные туристы прибывают в г. Байкальск в незначительном количестве. В основном это небольшие группы автотуристов и самостоятельные туристы. В высокий зимний сезон в г. Байкальск прибывают в основном туристы из Китайской Народной Республики и Республики Корея.
С целью стимулирования экономического и инвестиционного развития на территории Байкальского муниципального образования в сфере туризма предусмотрено использование инструментов государственной поддержки. Так, Фондом поддержки и развития предпринимательства Иркутской области Центр "Мой бизнес", являющимся организацией инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, на постоянной основе будут проводиться акселерационные программы для работающих в сферах туризма и санаторно-курортного обслуживания, что позволит развить и укрепить навыки и компетенции руководителей и менеджеров предприятий с целью повышения качества клиентского сервиса и привлечения туристов и отдыхающих, а также создания и развития туристского бренда.
С 2010 года в границах Байкальского муниципального образования и прилегающей к нему территории функционирует особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Ворота Байкала", предоставляющая особые условия предпринимательской деятельности, позволяющие осуществлять деятельность туристских объектов с учетом режима особо охраняемых природных территорий, а также налоговые льготы и преференции, предусмотренные федеральным и региональным законодательством.
Кроме этого, туристический поток в Иркутскую область потенциально может быть увеличен за счет зарубежных туристов, путешествующих по Монголии (в первую очередь из Китайской Народной Республики, Японии и Республики Корея) . В 2019 году озеро Хубсугул посещали порядка 140 тыс. туристов, прибывающих в Монголию. У этой категории туристов, как правило, существует интерес к посещению озера Байкал, однако поток транзитных туристов ограничивает отсутствие международного статуса у пограничного перехода Монды - Ханх.
В настоящее время пункт пропуска на российско-монгольской границе в Мондах двусторонний. Присвоение указанному пункту пропуска международного статуса станет основой для развития транзитного туризма Иркутск - Монды, Ханх-Хатгал-Мурэн и далее на запад Монголии, в сторону границы с Алтаем, или на восток, через Хангай в Улан-Батор. Этот маршрут, открывающий новые возможности для знакомства одновременно и с Байкалом, и с Тункинской долиной, и с Хубсугулом, будет стимулировать иностранных туристов приехать в г. Иркутск, г. Байкальск и близлежащие территории.
Г. Байкальск станет одной из ключевых точек формируемых национальных туристических маршрутов "Южно-Байкальское кольцо", а также "Тункинская долина. Путь здоровья от Байкала до Хубсугула".
В рамках решения задач, обозначенных в паспорте национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства", г. Байкальск станет ключевой точкой на озере Байкал в решении проблемы создания туристической инфраструктуры и качественного турпродукта. С этим учетом предусмотрены строительство нового и реновация существующего номерного фонда, строительство более 2500 номеров в коллективных средствах размещения уровня "три звезды" и "четыре звезды".
Мультипликативный эффект для туризма от реализации проекта по развитию промышленной площадки Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и ее интеграции в туристическую инфраструктуру г. Байкальска состоит в увеличении среднего чека в 4 - 5 раз, сопровождающегося развитием сервисов и инфраструктуры для туристов, увеличением продолжительности пребывания туристов на территории за счет формирования дополнительных объектов притяжения (таких, как музейные комплексы, арт-пространства на площадке Байкальского целлюлозно-бумажного комбината) , что снизит влияние фактора сезонности отдыха на озере Байкал и увеличит среднегодовую загрузку коллективных средств размещения до 65 процентов. Строительство новых коллективных средств размещения позволит сформировать более 3 тыс. рабочих мест.
Также одним из перспективных направлений являются создание байкальской кухни, развитие направления гастрономического туризма в Байкальском регионе и расширение событийного календаря на его территории. Для этого необходимы проведение системных исследований эндемичных байкальских видов растений, рыб и животных, а также повышение качества в сфере услуг.
Одним из ключевых проектов является развитие объектов туристической и горнолыжной инфраструктуры на горе Соболиная. В срок до 2025 года планируется запустить дополнительные канатные дороги, сервисный центр, гостиничный комплекс, системы искусственного оснежения. Общий размер инвестиций в проект превышает 6 млрд. рублей.
Предусмотрены оцифровка туристических маршрутов и создание интерактивной карты туристических маршрутов.
Покрытие потребности в квалифицированных кадрах, необходимых для реализации запланированных мероприятий, будет осуществляться за счет реализации мероприятий, направленных на кадровое обеспечение сферы туризма и гостеприимства, предусмотренных Комплексной программой кадрового обеспечения основных отраслей экономики и социальной сферы Иркутской области на 2021 - 2030 годы, утвержденной распоряжением Губернатора Иркутской области от 10 ноября 2021 г. № 348-р.
3. Агропромышленный комплекс и чистое производство
В настоящее время на территории промышленной площадки открытого акционерного общества "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат" действует муниципальный индустриальный парк "Байкальский чистый продукт", который включает производство макаронных и хлебобулочных изделий, чаев и изделий из лекарственных растений, розлив бутилированной воды и напитков.
Для расширения мощностей действующих производств и создания условий для привлечения инвестиций предусматривается строительство инфраструктуры индустриального парка.
Создание на территории промышленной площадки открытого акционерного общества "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат" Международного центра водных ресурсов (инициатор проекта - En+ Group) предполагает не только запуск линии по розливу воды (годовой объем выпуска - 1 млрд. литров) , но и создание многофункционального кластера производственного, научно-исследовательского, туристического и образовательного значения (за счет внебюджетных источников финансирования) .
Дополнительными направлениями развития производств в сфере агропромышленного комплекса являются:
создание центра переработки дикоросов (потенциальная мощность более 30 тыс. тонн в год) ;
строительство тепличных комплексов;
выращивание саженцев лекарственных растений, характерных для флоры Байкальской природной территории;
рыбоводство;
пчеловодное хозяйство;
выращивание грибов;
прочие виды деятельности, разрешенные в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
III. Инфраструктура
1. Транспортная инфраструктура
Основной поток зарубежных туристов в Иркутскую область прибывает из Китайской Народной Республики, Европы (Федеративная Республика Германия, Французская Республика) , Республики Корея и Монголии.
Учитывая, что дальность расстояния от точек проживания основных групп туристов до Иркутской области составляет в среднем 3500 километров, самым популярным видом транспорта доставки туристов является воздушный транспорт. До 2020 года было открыто 89 направлений по внутренним рейсам и 23 международных рейса.
Ключевым местом прибытия туристов на западную часть озера Байкал является аэропорт "Иркутск".
В рамках работы по созданию качественной туристической инфраструктуры на территории Иркутской области до 2036 года количество туристско-экскурсионных посетителей увеличится до 3, 6 млн. человек, в том числе иностранных туристов - до 1, 2 млн. человек (в том числе на территорию Байкальского муниципального образования увеличится в 2, 7 раза до 485 тыс. человек) .
С учетом потенциального объема приема туристов, пропускной способности действующего аэропорта, а также необходимости улучшения качества обслуживания туристов программой предусмотрена реализация проекта по строительству нового аэропорта с достаточным количеством взлетно-посадочных полос для увеличения количества рейсов и направлений. Строительство взлетно-посадочных полос нового аэропорта г. Иркутска планируется за счет средств федерального бюджета, строительство аэровокзального комплекса нового аэропорта г. Иркутска ожидается за счет привлечения частных инвестиций.
Кроме того, в рамках развития малой авиации в г. Байкальске планируется строительство посадочных площадок для легких многоцелевых самолетов, хелипорта и вертолетной площадки. Эти мероприятия сформируют основу для круглогодичного привлечения туристов.
Транспортная инфраструктура города проектировалась одновременно с его строительством. На сегодняшний день вся инфраструктура требует глубокой модернизации и переоснащения.
Г. Байкальск расположен на автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-258 "Байкал" Иркутск - Улан-Удэ - Чита, которая разделяет город на 2 части. Внутренний общественный и личный транспорт пересекается с транзитными потоками автотранспорта, следующего по федеральной трассе, в том числе большими грузовыми потоками. Это приводит к высокой статистике дорожно-транспортных происшествий.
В целях снижения использования участка федеральной трассы для внутренних поездок предполагается строительство дублера, который будет включать 2 полосы движения, пешеходные тротуары, состоящие из технической зоны и зоны озеленения, карманы для заезда автобусов на остановочных пунктах, велодорожки и пешеходные переходы, совмещенные с велопереездами.
Одним из основных видов внешнего транспорта являются пригородные поезда и поезда дальнего следования Восточно-Сибирской железной дороги. Основополагающим проектом является строительство транспортно-пересадочного узла на прямом участке железной дороги в границах г. Байкальска.
Здание транспортно-пересадочного узла будет выполнять функции по перераспределению пассажиропотоков между видами транспорта и направлениями движения. Таким образом, здание транспортно-пересадочного узла будет обслуживать как пассажиров железной дороги, так и пассажиров междугородних автобусов, и обеспечивать непосредственный выход к платформам обоих видов транспорта. Планируется строительство 2 пассажирских железнодорожных платформ длиной не менее 500 метров и строительство приемо-отправочных путей, примыкающих к 1-му и 2-му главным путям.
Ориентировочная стоимость проекта, предусматривающего размещение транспортно-пересадочного узла, здания вокзала и объектов железнодорожной инфраструктуры (насыпь, 2 пути, стрелочные переводы, система централизации блокировки, пост электрической централизации, 2 высокие платформы, тротуары, 2 теплых тоннеля под железнодорожными путями и другие) , может составить порядка 7 млрд. рублей.
Для междугородних и межмуниципальных маршрутов общественного транспорта планируется строительство транзитных платформ с возможностью одновременной остановки 6 единиц подвижного состава.
В целях достижения национальных целей развития Российской Федерации потребуется реализация следующих