ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 декабря 2022 г. № 4356-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемую Национальную стратегию действий в интересах женщин на 2023 - 2030 годы (далее - Стратегия) .
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при решении задач в области улучшения положения женщин.
3. Минтруду России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 3-месячный срок разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации в 2023 - 2026 годах I этапа Стратегии.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при решении задач в области улучшения положения женщин.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 29 декабря 2022 г. № 4356-р
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ действий в интересах женщин на 2023 - 2030 годы
I. Общие положения
Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2023 - 2030 годы (далее - Стратегия) является основополагающим документом, определяющим основные направления государственной политики в интересах женщин на среднесрочный период. Стратегия направлена на консолидацию усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, делового сообщества, некоммерческих организаций и граждан Российской Федерации по обеспечению принципа равных прав и свобод мужчин и женщин и созданию равных возможностей для их реализации.
Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р, Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р, и иные документы стратегического планирования.
II. Оценка и изменение положения женщин в Российской Федерации
По данным Федеральной службы государственной статистики, на начало 2022 года в Российской Федерации проживали 145, 6 млн. человек, из них 77, 9 млн. составляли женщины. Это более половины населения страны.
Российские женщины отличаются высоким уровнем образования и экономической активности. Более половины граждан, имеющих высшее образование, - женщины (55 процентов) . Среди высококвалифицированных научных работников женщины составляют значительную часть (28, 3 процента среди докторов наук и 43, 4 процента среди кандидатов наук) . В 2021 году доля занятых женщин в общей численности занятого населения составила 48, 6 процента.
Около 30 процентов организаций, являющихся субъектами малого и среднего бизнеса, возглавляют женщины. Наибольшее представительство женщин-предпринимателей характерно для сферы социальных и образовательных услуг. Доля женского предпринимательства в социальной сфере достигает 90 процентов, в сфере услуг - 58 процентов. Женщинами реализуются проекты в сферах дошкольного и дополнительного образования, культуры, оказания социальных и иных общественно полезных услуг.
Среди самозанятых женщины составляют 40 процентов. С целью поддержки самозанятых граждан расширяется практика применения государственной социальной помощи на основании социального контракта. Более чем в 4 раза увеличилось количество заключенных социальных контрактов (2021 год - 282, 1 тыс. заключенных социальных контрактов) . В приоритетном порядке государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается семьям с детьми. С 2020 года программа социальных контрактов осуществляется при софинасировании за счет средств федерального бюджета.
Женщины активно участвуют в общественно-политической жизни, в государственном управлении.
С 2016 года доля женщин, замещающих должности гражданской службы в центральных аппаратах федеральных органов государственной власти, за последние 5 лет увеличилась на 2, 5 процентных пункта (2021 год - 59, 4 процента) , доля женщин среди государственных гражданских служащих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - на 4, 7 процентных пункта (2021 год - 74, 2 процента) .
Доля женщин в категории "руководители" в центральных аппаратах федеральных органов государственной власти увеличилась на 5, 3 процентных пункта и составляет почти 40 процентов общего числа руководителей (2021 год - 1, 2 тыс. женщин) . Среди государственных гражданских служащих исполнительных органов субъектов Российской Федерации доля женщин, замещающих должности категории "руководители", увеличилась на 2 процентных пункта (2021 год - 61 процент, 25, 3 тыс. женщин) .
Доля женщин среди депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации увеличилась на 2, 7 процентных пункта (2021 год - 16, 3 процента) , доля женщин среди членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - на 3 процентных пункта (2021 год - 19, 5 процента) .
Несмотря на определенное улучшение, дисбаланс в представленности женщин на уровне принятия решений сохраняется.
В целом в Российской Федерации женщины ориентированы на полную занятость, карьерный рост в сочетании с семейными обязанностями и воспитанием детей.
В группе "руководители" в соответствии с общероссийским классификатором занятий доля женщин-руководителей составляет 46, 2 процента (2021 год) . Вместе с тем женщины находятся в неравном положении по сравнению с мужчинами в сфере экономики. Женщины составляют абсолютное большинство в отраслях, в которых заработная плата ниже средней по экономике (2021 год - доля женщин, занятых в области образования, составляла 82, 4 процента, в области здравоохранения и социальных услуг - 79, 8 процента, в гостиничном бизнесе и общественном питании - 73, 5 процента и в торговле - 61, 6 процента) .
Сохраняются барьеры занятости для женщин, обусловленные стереотипными представлениями о социальных ролях мужчин и женщин. Женщины имеют высокую бытовую нагрузку, в том числе по уходу за детьми и иными членами семьи, полностью или частично лишенными способности к самообслуживанию.
По опросам Федеральной службы государственной статистики, работающие женщины тратят на ведение домашнего хозяйства на 1, 5 - 2 часа, или в 2 - 2, 5 раза, больше времени, чем мужчины. Это создает трудности в совмещении женщинами семейных обязанностей и трудовой деятельности.
При высоком уровне образования и занятости разрыв в заработной плате женщин и мужчин в среднем по экономике практически не меняется и сохраняется на высоком уровне (28 процентов) .
В настоящее время на корпоративном уровне формируется практика обеспечения равенства возможностей для мужчин и женщин. Компании реализуют специальные программы по развитию лидерства своих сотрудниц, ставят цели повышения доли женщин в правлении компаний. Проводится внутренний аудит распределения заработной платы и премий между мужчинами и женщинами с целью соблюдения принципа "равная оплата за труд равной сложности и интенсивности". Предусмотрены программы психологической поддержки женщин при выходе на работу после отпуска по уходу за ребенком и программы профессионального развития, работы по гибкому графику для этой категории женщин.
В целях повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда и создания условий для совмещения семейных обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью женщинам, имеющим детей дошкольного возраста, предоставлена возможность пройти профессиональное обучение. С 2020 года расширены категории женщин, для которых организуется профессиональное обучение и предоставляется возможность получения дополнительного профессионального образования.
Практически обеспечена стопроцентная доступность мест в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях. Так, по данным федеральной информационной системы доступности дошкольного образования, по состоянию на 1 января 2022 г. доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет составила 96, 13 процента, для детей в возрасте от 3 до 7 лет - 99, 58 процента.
Это способствовало росту занятости женщин, имеющих детей. Уровень занятости женщин в возрасте 20 - 49 лет, имеющих детей в возрасте до 6 лет, увеличился на 2 процентных пункта (2021 год - 67, 8 процента) , в возрасте до 18 лет - увеличился на 1, 9 процентных пункта (2021 год - 80, 2 процента) . Уровень занятости женщин, имеющих одного ребенка, увеличился на 1, 9 процентных пункта (2021 год - 84, 6 процента) , имеющих двух детей, - на 2, 2 процентных пункта (2021 год - 77, 5 процента) . Вместе с тем сохраняются ограничения в получении услуг дошкольного образования, связанные с территориальной доступностью и графиком работы организаций.
Снижены ограничения по видам работ, на которых женщины могут осуществлять свою трудовую деятельность. Перечень производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, сокращен в 4 раза (с 456 до 100 позиций) . При пересмотре перечня учитывались факторы, опасные для репродуктивного здоровья женщин, влияющие на здоровье будущего поколения и имеющие отдаленные последствия. Численность женщин, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в 2021 году составила 912, 9 тыс. человек (на 15, 7 процента меньше по сравнению с 2016 годом) . Численность женщин, пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, в 2021 году составила 6, 5 тыс. человек (на 19, 7 процента меньше по сравнению с 2016 годом) . Вместе с тем, несмотря на положительную динамику снижения численности женщин, пострадавших на производстве, не везде созданы безопасные условия труда.
Некоторые улучшения отмечаются в области женского здоровья.
Ожидаемая продолжительность жизни женщин увеличилась более чем на год и достигла в 2019 году 78, 2 года. Разрыв в продолжительности жизни городских и сельских женщин сократился с 1, 3 года до 0, 8 года в 2021 году. Материнская смертность снизилась с 10 случаев на 100 тыс. детей, родившихся живыми, в 2016 году и до 9 случаев в 2019 году. Тем не менее в связи с эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, ожидаемая продолжительность жизни женщин снизилась до 74, 5 года в 2021 году, материнская смертность увеличилась до 34, 5 случая на 100 тыс. детей, родившихся живыми.
По данным федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов", за последние 4 года численность женщин-инвалидов сократилась на 643, 3 тыс. человек (2021 год - 5, 9 млн. человек) . По данным федерального статистического наблюдения, численность женщин, впервые признанных инвалидами, сократилась на 54, 1 тыс. человек (2021 год - 254, 4 тыс. человек) .
На 33 процента снизилось число женщин, которым поставлен диагноз "бесплодие" (в 2020 году этот диагноз поставлен впервые 63 тыс. женщин) , на 30 процентов снизился уровень распространенности данного заболевания (2020 год - 196 случаев на 100 тыс. женщин в возрасте 18 - 49 лет) .
В 2020 году зарегистрировано 300 тыс. случаев онкологических заболеваний у женщин, из них 21, 6 процента - раком молочной железы. Численность женщин с диагностированным раком молочной железы уменьшилась на 2, 4 процента (2020 год - 65 тыс. женщин, или 82, 8 случая на 100 тыс. женщин) .
Оказание медико-социальной помощи женщинам, доабортное консультирование беременных женщин, повышение уровня репродуктивной культуры населения способствует стабильному снижению абортов. В целях увеличения материальной поддержки женщин в период беременности введена ежемесячная выплата женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель) . С целью сохранения репродуктивного здоровья мужчин и женщин и повышения репродуктивного потенциала нации с 2022 года реализуется пилотный проект "Репродуктивное здоровье". Абсолютное число абортов снизилось на 38, 1 процента (2021 год - 517, 7 тыс. абортов) , число абортов на 1000 женщин в возрасте 15 - 49 лет снизилось на 37, 5 процента (2021 год - 15 случаев) .
На 1 января 2022 г. женщины в возрасте 65 лет и старше составили 66 процентов населения этого возраста. Они в большей степени, чем мужчины, вовлекаются в проекты, направленные на повышение качества жизни граждан пожилого возраста. Всеми субъектами Российской Федерации приняты региональные программы, направленные на повышение качества жизни пожилых людей, укрепление их здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни. С 2018 года реализуется пилотный проект по внедрению системы долговременного ухода. С 2021 года в регионах запущена программа по профилактике когнитивных расстройств у пожилых пациентов, направленная на ранее выявление болезней и своевременное оказание необходимой медицинской помощи. С 2019 года активно формируется инфраструктура гериатрической службы - трехуровневая система медицинской помощи гражданам старшего поколения. За последние 5 лет количество геронтологических коек выросло почти в 4 раза (2021 год - 7, 4 тыс. коек) , число гериатрических кабинетов увеличилось в 5, 5 раза (2021 год - 1, 3 тыс. кабинетов) . В 74 субъектах Российской Федерации создано 75 гериатрических центров для осуществления координации и методической поддержки развития гериатрической службы в регионах, а также осуществления медицинской деятельности.
Социальное неблагополучие женщин охватывает широкий спектр жизненных ситуаций, которые включают значительное снижение дохода, потерю работы, ухудшение здоровья, внутрисемейные и бытовые конфликты, насилие в отношении женщин.
Женщины составляют 49, 4 процента безработных. За последние 5 лет на 0, 8 процентных пункта (2021 год - 4, 9 процента) снизился уровень безработицы среди женщин, в том числе проживающих в городах, - на 0, 3 процентных пункта (2021 год - 4, 3 процента) , проживающих в сельской местности, - на 2, 5 процентных пункта (2021 год - 7, 1 процента) . Численность безработных женщин сократилась на 1 процент (2021 год - 1, 8 млн. женщин) . Среднее время поиска работы безработными женщинами снизилось на 3 процента (2021 год - 6, 9 месяца) . Вместе с тем уровень безработицы и время поиска работы у женщин по-прежнему выше, чем у мужчин. Среди безработных женщин на 1, 5 процентных пункта выросла доля женщин с высшим образованием (2021 год - 26, 4 процента числа безработных женщин) .
Риск попадания в число бедных для женщин, в том числе для одиноких матерей с детьми, остается высоким.
В целях улучшения материального положения женщин, имеющих детей, существенно расширен перечень мер государственной поддержки, направленных на снижение риска возникновения бедности при рождении ребенка (ежемесячная денежная выплата на первого и второго ребенка до достижения ребенком возраста 3 лет, ежемесячные денежные выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 17 лет, налоговые льготы, льготная ипотека) . С 1 января 2023 г. вводится ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка с единым подходом к назначению и осуществлению ежемесячной выплаты на ребенка до достижения им возраста 17 лет включительно и беременным женщинам, которое объединит в себе ряд действующих мер социальной поддержки.
Наблюдается тенденция постепенного снижения количества преступлений против жизни и здоровья (2019 год - 102 тыс. преступлений, 2021 год - 98 тыс. преступлений) . Почти в 2 раза уменьшилась доля потерпевших (женщин) в результате преступлений против жизни и здоровья, совершенных в отношении члена семьи (2021 год - 12, 6 тыс. женщин) .
Женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, пострадавшим от семейного, психофизического насилия, предоставляются социальные услуги в организациях социального обслуживания, в том числе в кризисных центрах для женщин. В систему социального обслуживания входят организации социального обслуживания, предназначенные для временного проживания. Подобную помощь оказывают также и некоммерческие организации.
В течение последних 5 лет на 7 процентов сократилось число женщин, совершивших преступления (2021 год - 137, 7 тыс. женщин) . Число женщин, осужденных по статьям, связанным с убийством человека, сократилось на 24 процента (2021 год - 6, 5 тыс. женщин) , по статье, связанной с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, - на 58 процентов (2021 год - 1, 8 тыс. женщин) .
С целью совершенствования и либерализации законодательства Российской Федерации в отношении женщин, в том числе женщин, имеющих детей, находящихся в местах лишения свободы за совершение нетяжких преступлений, внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, направленные на улучшение положения осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей.
Достижению улучшения положения женщин за последние 5 лет способствовали мероприятия, осуществляемые в рамках таких стратегических и концептуальных документов, национальных проектов и государственных программ в сфере экономики, образования, занятости, здравоохранения, социальной поддержки граждан, как Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р, Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р, Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 марта 2017 г. № 410-р, а также национальные проекты "Здравоохранение", "Образование", "Демография", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
III. Цели, основные направления и задачи государственной политики по обеспечению интересов женщин
Целями Стратегии являются обеспечение реализации принципа равных прав и свобод мужчин и женщин, создания равных возможностей для их реализации женщинами во всех сферах жизни и повышение экономической независимости, политической активности и возможностей самореализации женщин.
Достижение цели Стратегии осуществляется в рамках следующих основных направлений деятельности:
укрепление позиций женщин в общественно-политической жизни страны. Создание условий для развития их гражданской активности;
повышение роли женщин в развитии общества, улучшение качества их жизни;
расширение участия женщин в приоритетных направлениях социально-экономического развития страны, включая формирование новых точек роста экономики;
сохранение здоровья женщин всех возрастов. Создание условий для повышения роли женщин в формировании здорового общества;
профилактика социального неблагополучия женщин.
Реализация направления "Укрепление позиций женщин в общественно-политической жизни страны. Создание условий для развития их гражданской активности" предполагает решение следующих задач:
обеспечение возможностей для увеличения представительства женщин в органах законодательной и исполнительной власти всех уровней и органах местного самоуправления;
расширение участия женщин в работе