ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 декабря 2022 г. № 4260-р
МОСКВА
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.10.2024 № 2963-р)
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) .
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.
3. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ субъектов Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.
4. Минпромторгу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
а) представить в 6-месячный срок в Правительство Российской Федерации:
проект плана мероприятий по реализации Стратегии;
перечень приоритетных инвестиционных проектов организаций металлургической промышленности России, реализуемых и запланированных к реализации в период 2022 - 2030 годов;
б) обеспечить реализацию Стратегии.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 28 декабря 2022 г. № 4260-р
СТРАТЕГИЯ развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.10.2024 № 2963-р)
I. Общие положения
Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) определяет приоритеты, цели и задачи металлургической отрасли, направленные на устойчивое обеспечение экономики качественной металлопродукцией в необходимых объемах и номенклатуре, сохранение экспортного потенциала, а также повышение гибкости реагирования на угрозы в области экономической и экологической безопасности.
Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Стратегия разработана во исполнение решений, принятых на совещании у Президента Российской Федерации В.В.Путина 20 апреля 2022 г., и в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Федеральным законом "О промышленной политике в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации", и прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.
Стратегия обеспечивает реализацию в сфере металлургии положений следующих документов стратегического планирования:
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.10.2024 № 2963-р)
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р.
При разработке Стратегии учтены:
Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. № 1512-р;
Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 3052-р;
Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. № 2914-р;
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р;
Стратегия развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2020 г. № 2869-р;
Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р;
Стратегия развития черной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года, Стратегия развития цветной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года, утвержденные приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 839 "Об утверждении Стратегии развития черной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года и Стратегии развития цветной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года".
В качестве года для установления базового уровня показателей и параметров Стратегии определен 2019 год.
Изменение ситуации в России в металлургической и горно-химической отраслях связано с вынужденным отказом в результате введения санкций от международной кооперации в вопросах добычи и переработки всех видов сырья, получения металлов и их распределения (продажи) среди участников мирового рынка, потребления сырья и готовой продукции в Российской Федерации.
На повышение металлоемкости внутреннего рынка направлены меры, заложенные в государственных программах Российской Федерации и стратегиях, определяющих развитие машиностроительного, топливно-энергетического, транспортного и строительного комплексов, в том числе в следующих государственных программах Российской Федерации:
государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";
государственная программа Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 303 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности";
государственная программа Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. № 425-8 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса";
государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы";
государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
II. Цели и задачи реализации Стратегии
Санкционное давление недружественных стран-импортеров является фактором, легализующим недобросовестную конкуренцию, в том числе за счет несоблюдения норм и правил Всемирной торговой организации, что привело к дестабилизации товарного рынка.
Изменения в сфере международных отношений, кооперации в добыче, производстве и потреблении металлов, доступе к технологиям, оборудованию, средствам управления и автоматизации требуют от Российской Федерации обеспечения независимости в вопросах сырья, его переработки, разработки новых технологий и процессов, проектирования и изготовления машин и оборудования, потребления готовой продукции в виде сырья, полуфабрикатов, товаров, продуктов химии, машиностроения и строительства, расширения сфер и рынков сбыта услуг и продукции металлургической отрасли.
При этом необходимо учитывать следующие факторы:
отрасль зависит от мировых рынков;
потенциал увеличения внутреннего спроса на металлургическую продукцию как за счет активного развития инфраструктуры и проектов развития промышленного производства, так и за счет снижения косвенного импорта металлопродукции в виде готовых металлических изделий в Российской Федерации реализован не полностью;
в отрасли существует потенциал импортозамещения, особенно в части продукции с высокой добавленной стоимостью.
С учетом указанных факторов сформулированы цели дальнейшего развития отечественной металлургии и соответствующие задачи, которые необходимо решить для их достижения.
Целью Стратегии является обеспечение устойчивого развития металлургической промышленности в перспективе до 2030 года, в том числе за счет:
увеличения потребления отечественной металлопродукции на внутреннем рынке и снижения цен на такую продукцию, расширения доступа к международным рынкам;
повышения уровня переработки металла и развития производства металлопродукции высоких переделов;
бесперебойного обеспечения металлургических предприятий критически важным сырьем, оборудованием, комплектующими и материалами.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
создание условий для реализации потенциала внутреннего спроса на продукцию металлургического комплекса;
способствование импортозамещению металлургической продукции на российском рынке;
удержание позиции российских компаний на зарубежных рынках;
обеспечение сырьевой безопасности российской металлургической отрасли;
стимулирование развития экологичных технологий производства металлургической продукции, а также технологий производства металлургической продукции из вторичного сырья.
Для увеличения спроса на металлопродукцию среди прочего необходимо:
совершенствовать стандарты, своды правил и технические регламенты с учетом научно-технических достижений в области разработки и использования металлопродукции;
актуализировать нормативные сроки службы металлоизделий и оборудования в соответствии с современными требованиями в области безопасности;
стимулировать кооперацию предприятий оборонно-промышленного комплекса в целях оптимизации спроса на специальные стали, сплавы и металлические материалы для производства высокотехнологичной продукции (с учетом требований законодательства о защите конкуренции) .
Реализация комплекса мер по развитию сырьевой базы предусматривает привлечение инвестиций в освоение месторождений металлических руд и обеспечение российских предприятий необходимым импортным сырьем.
Паспорт Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года приведен в приложении № 1.
III. Текущее состояние металлургического комплекса
1. Положение в экономике Российской Федерации
Металлургическая промышленность является одной из ведущих отраслей российской экономики. Вклад металлургии во внутренний валовый продукт Российской Федерации составляет до 5 процентов, в добавленную стоимость обрабатывающей промышленности - 17, 4 процента, в экспорт - 10 процентов, в экспорт обрабатывающей промышленности - 29, 2 процента, в занятость - 2, 6 процента. Россия занимает пятое место в мире по выплавке стали, второе место по производству стальных труб и алюминия, третье место по производству титана, четвертое место по производству высокосортного никеля и шестое место по производству меди.
В 2021 году зафиксирован рекордный объем выплавки стали - 77, 8 млн. тонн, что на 5, 4 процента больше, чем в 2020 году (73, 8 млн. тонн) , производство алюминия - 3, 932 млн. тонн, что на 0, 1 процента больше, чем в 2020 году (3, 928 млн. тонн) , производство свинца - 235 тыс. тонн, что на 9, 3 процента больше, чем в 2020 году (215 тыс. тонн) . Также зафиксирован рекордный объем сбора лома черных металлов - более 30 млн. тонн, что на 15, 8 процента больше, чем в 2020 году (25, 9 млн. тонн) .
Объем инвестиций в основной капитал металлургических предприятий в России в 2021 году составил 735 млрд. рублей, в том числе в предприятия черной металлургии - 285, 1 млрд. рублей, в предприятия цветной металлургии - 450, 2 млрд. рублей.
Численность работающих в металлургическом производстве, включая добычу металлических руд, в декабре 2021 г. составила 657, 9 тыс. человек (увеличение к 2019 году на 0, 8 процента) со средней заработной платой от 48, 8 тыс. рублей (производство прочих стальных изделий первичной обработки) до 100, 6 тыс. рублей (добыча руд цветных металлов) .
В условиях снижения объемов экспорта особое значение приобретают крупные металлоемкие инфраструктурные проекты, в том числе в сфере транспорта, энергетики и социального строительства. Основным драйвером роста металлопотребления на российском рынке на текущий момент является рост строительного сектора.
2. Глобальные тенденции и условия развития металлургической промышленности
По данным Мировой ассоциации стали, темпы роста мировой выплавки стали замедлились с 6, 3 процента в 2017 году до 0, 2 процента в 2020 году, составив 1879 млн. тонн. При этом в 2021 году при объеме мировой выплавки 1951 млн. тонн Россия занимает пятое место в мире (77, 8 млн. тонн, или 4 процента мировой выплавки) после Китая, Индии, Японии и Соединенных Штатов Америки.
На Китай в 2021 году приходится 53 процента мировой выплавки стали (1033 млн. тонн) . В целом в мире на выплавку стали конвертерным способом приходится 70, 8 процента, электродуговым - 28, 9 процента, мартеновским - 0, 3 процента (в России - 64 процента, 34 процента и 2 процента соответственно) .
В Европейском союзе доля электрометаллургического производства стали составляет 42, 4 процента, в Турции - 69, 2 процента, в Японии - 25, 4 процента, в Республике Корея - 31 процент, а в Соединенных Штатах Америки - 70, 6 процента. В Китае 90, 8 процента стали выплавляется конвертерным способом, что оказывает влияние на общемировые показатели.
Прирост мировых мощностей по выплавке стали в 2021 году составил 33, 1 млн. тонн, или 1, 3 процента к уровню 2020 года, в результате чего мировые мощности достигли рекордного уровня, составляющего 2485, 8 млн. тонн. При этом 80 процентов новых мощностей пришлось на Азиатский регион и Ближний Восток (16, 4 и 9, 9 млн. тонн соответственно) . Общемировая загрузка сталеплавильных мощностей составила 74, 1 процента в 2019 году, 74, 7 процента в 2020 году и 80, 8 процента в 2021 году. Избыточные мощности (по отношению к производству) оцениваются на уровне 626 млн. тонн в 2019 году, 621 млн. тонн в 2020 году и 478 млн. тонн в 2021 году.
Рост производственных мощностей в Азиатском регионе и на Ближнем Востоке является фактором, снижающим возможности российских экспортеров для маневров при переориентации экспортных потоков с традиционных рынков Соединенных Штатов Америки и Европейского союза в будущем.
На глобальном рынке цветной металлургии прогнозируется тенденция к кратному увеличению потребления всей линейки цветных металлов. Мировое потребление алюминия за последние 10 лет выросло в 1, 5 раза - с 54 млн. тонн в год в 2010 году до 88 млн. тонн в год в 2020 году. В ближайшие 10-летие ожидается продолжение роста потребления алюминия до 104 млн. тонн в год к 2025 году и до 121 млн. тонн в год к 2030 году. Дополнительный спрос (18 млн. тонн в год) объясняется переходом к зеленой экономике, зеленой энергетике (увеличение доли производства электромобилей и развитие ветро- и солнечной энергетики) и к экономике замкнутого цикла (рост спроса на перерабатываемую упаковку в сегменте повседневного массового спроса, в том числе на алюминиевую банку) , а также развитием строительства (применение алюминия в оконных рамах, фасадных системах, системах отопления и вентиляции) .
При этом доля вторичного алюминия увеличится с 28 процентов в 2020 году до 34 процентов в 2030 году, то есть из 33 млн. тонн в год дополнительного спроса на алюминий с 2020 по 2030 год доля вторичного алюминия будет составлять 18 млн. тонн. Это связано с тем, что цели по декарбонизации установлены мировыми компаниями во всех цепочках создания стоимости, в том числе у автопроизводителей, производителей перерабатываемой упаковки в сегменте повседневного массового спроса и производителей потребительских товаров.
Как следствие, производители установили требования к максимальному объему выбросов CO2 на тонну приобретаемого ими алюминия. К 2030 году больше всего вырастет потребление прокатной продукции (в том числе алюминиевых банок, корпусных элементов автомобилей) с 35 млн. тонн в год в 2020 году до 48 млн. тонн в год в 2030 году, а также продукции, полученной экструзионным методом (в том числе вентиляционных систем в строительстве, силовых элементов корпуса автомобиля) .
По прогнозам международных аналитиков, фокус металлопотребления цветных металлов будет смещаться в сторону отрасли возобновляемых источников энергии, включая инфраструктуру ветряных и солнечных станций, а также развивающуюся отрасль производства электромобилей.
3. Снижение темпов роста и дисбаланс мировой экономики
Темпы прироста мощностей не соответствуют динамике потребления стали. Так, в 2020 году из-за пандемии коронавирусной инфекции общемировое потребление снизилось на 0, 2 процента, при этом нивелирующее влияние на общемировые показатели оказал Китай, где рост потребления составил 9, 1 процента.
В большинстве регионов мира наблюдалось падение потребления стали (в целом по миру, за исключением Китая, - 10 процентов, в Северной Америке - 15, 7 процента, в Центральной и Южной Америке - 7, 9 процента, в Африке - 9, 4 процента, на Ближнем Востоке - 8, 6 процента, в Европейском союзе - 11, 1 процента, в Содружестве Независимых Государств - 0, 1 процента) .
По данным Мировой ассоциации стали по итогам 2021 года объем потребления готовой стальной продукции в мире составил 1834 млн. тонн, при этом рост к 2019 году составил 2, 7 процента. В 2021 году на долю стран Азиатского региона приходилось около 70 процентов всего потребления стали (в том числе на долю Китая - 51, 9 процента, или 952 млн. тонн) , стран Северной и Южной Америки - более 10 процентов, европейских стран (в том числе 27 стран Европейского союза) - 9, 3 процента, стран Ближнего Востока и Африки около 5 процентов мирового потребления, а также на долю государств - участников Содружества Независимых Государств - около 4 процентов.
По прогнозу Мировой ассоциации стали, спрос на сталь вырастет на 0, 4 процента в 2022 году и достигнет 1840, 2 млн. тонн. В 2023 году спрос на сталь вырастет на 2, 2 процента и достигнет 1881, 4 млн. тонн. Общемировой рост потребления стали ожидается благодаря поддержке металлопотребляющих отраслей и инвестициям в